ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-14648/05 от 19.04.2005 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

“06”  мая   2005 г.                                                                Дело №А56-14648/2005

Резолютивная  часть  решения  объявлена 19.04.2005 г.

                                                       Решение  изготовлено  в  полном  объеме  26.04.2005  г.

Арбитражный суд  г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи              Королевой Т.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей  Королевой  Т.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению   ОАО  энергетики  и  электрификации   «Ленэнерго»

к  Межрайонной  Инспекции  ФНС  РФ  по  крупнейшим  налогоплательщикам  по  Санкт-Петербургу

о  признании  недействительным  решения

при  участии

от  заявителя:  адвоката  Говорушина  И.А.  (дов. № 516-05  от  08.04.2005 г.)

от  ответчика:   гл. спец.. ю\о  ФИО1  (дов.  № 03-09/Д8  от 11.01.2005 г.)

установил:

Заявитель ОАО энергетики  и  электрификации «Ленэнерго»  (далее  Общество)   обратилось  в  суд  с  заявлением  о  признании частично недействительным  Решения  Межрайонной  Инспекции  ФНС РФ  по   крупнейшим  налогоплательщикам  по  Санкт-Петербургу (далее  Инспекция)   № 14-31/162  от  21.03.2005 г.   о  привлечении  налогоплательщика  к  налоговой  ответственности , относительно  правильности  начисления  и  уплаты  налога  на  пользователей  автомобильных  дорог  за 2001 и 2002 г.г.,  а  также  Требования   № 20  от 24.03.2005 г.  об  уплате  налога.

По  мнению  Общества  Решение  Инспекции  нарушает  его  права, поскольку  принято  без  учета   указаний  Министерства  финансов  РФ, осуществляющим  координацию  и  контроль  деятельности   находящихся  в  его  ведении  федеральных  служб, в  т.ч. налоговой  инспекции.

           Инспекция  требования  Общества  отклонила, ссылаясь  на  то, что  расчет  налога  на  пользователей  автомобильных  дорог  за 2001 и 2002 г.г. выполнен  Обществом  с  применением  расчетного  метода  распределения  налогооблагаемой  базы.

           Между  тем, порядок  исчисления  и  уплаты  налога  на  пользователей  автомобильных  дорог  в 2002 г. регулировался  Законом  РФ  от 18.10.1991 г.  № 1759-1  «О  дорожных  фондах  в  РФ»  (далее  Закон № 1759-1) и  Инструкцией  МНС  РФ  от            04.04.2000 г.  № 59  «О  порядке  исчисления  и  уплаты  налогов, поступающих  в  дорожные  фонды»  (далее  Инструкция  № 59), где  порядок  распределения   налогооблагаемой  базы  расчетным  путем  между  видами   деятельности, имеющими  различный  объект  налогообложения,  не  был  предусмотрен.

           Стороны   раскрыли  друг  другу  все  документы  и  доказательства  и  согласились  рассмотреть  дело  в  этом  же  судебном  заседании  по  существу.    

           Руководствуясь  ст. ст. 136, 137  АПК  РФ  суд  определил:

1.Закончить  подготовку    дела  к  судебному разбирательству;

2.Рассмотреть  дело  по существу  в  этом  же  судебном  заседании.

           Выслушав  доводы  обеих  сторон, и  рассмотрев  материалы  дела,  оценив  имеющиеся  в  деле  документы, суд  находит  требования  Общества  законными, обоснованными  и подлежащими  удовлетворению  по  следующим  основаниям.

Общество  представило  налоговому  органу  уточненные  налоговые  декларации  по  налогу  на  пользователей  автомобильных  дорог  за 2001 и 2002 г.г.  с  учетом указаний  Министерства  финансов  РФ.

           По  результатам  проверки  Инспекцией  принято  Решение  № 14-31/162  от 21.03.2005 г.  об  отказе  в  привлечении  налогоплательщика  к  ответственности  за  совершение  налогового  правонарушения,  в  соответствии  с  которым Обществу  был  доначислен  налог  на  пользователей  автодорог  за  проверяемые  налоговые   периоды  в  сумме 87.421.817 руб.,  а  также  направлено  Требование  об  уплате  налога № 20  от 24.03.2005 г.

           Из  материалов  дела  следует, что  основанием для внесения данной корректировки в налоговую отчетность и представление уточненных расчетов послужило исправление Обществом допущенной им ранее ошибки, связанной с определением налоговой базы по налогу на пользователей автомобильных дорог.

В соответствии с Законом РФ «О дорожных фондах в Российской Федерации» №1759-1 от 18.10.1991г. (далее также - Закон РФ №1759-1), в редакции, действовавшей в период с 2001г. по 2002г., было установлено, что налогоплательщики, перечень которых был приведен в п.1 ст.5 Закона, уплачивают налог на пользователей автомобильных дорог в размере 1 процента от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), а кроме того, в размере 1 процента от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. Налог исчисляется отдельно по каждому виду деятельности, в связи с чем выручка от реализации электроэнергии собственного производства и сумма разницы между продажной и покупной ценами (тарифами) электроэнергии, для целей исчисления данного налога должны быть определены отдельно.

Пунктом 10 Постановления Верховного Совета РФ от 23.01.1992 №2235-1 «Об утверждении Порядка образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации» были установлены порядок и сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог.

Между  тем, обязательный элемент налогообложения - порядок исчисления налога не был установлен ни одним из указанных выше нормативных актов.

Данный вывод  подтверждается   и  Определением Конституционного Суда РФ №83-О от 10.04.2002г.   «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб АКБ «Банк Сосьете Женераль Восток», граждан  Э.Баражуана и  В.В.Живого  на  нарушение конституционных прав и свобод  положениями  ст.5 Закона РФ «О дорожных фондах в Российской Федерации», который при рассмотрении жалобы отметил, что некоторые элементы налога на пользователей автомобильных дорог, такие как налоговый период и порядок исчисления налога, законодательными актами  установлены  не  были.

При этом порядок исчисления налога не был регламентирован и Инструкцией №59.

Пунктом 33 названной  Инструкции лишь было установлено, что при исчислении налога на пользователей автодорог необходимо учитывать некоторые особенности налогообложения налогоплательщиков по отдельным видам деятельности. В частности, указывалось, что  в соответствии с п. 33.7 Инструкции  организации, перепродающие электроэнергию, уплачивают налог от разницы между продажной и покупной ценами этих товаров (в отношении электроэнергии, учитывая государственное регулирование цен на электроэнергию,    правильнее    говорить    о   разнице   тарифов    на   приобретаемую    и отпускаемую электроэнергию).

При преобразовании напряжения электроэнергии и изменении иных характеристик налогообложению подлежит в установленном порядке разница между продажной и покупной ценами указанных товаров (электроэнергии). При производстве и переработке из других видов энергии (энергоносителей) облагается налогом выручка от реализации соответствующей продукции (услуг).

С  учетом  вышеизложенного, Общество, преследуя цель правильной и  наиболее  точной  уплаты налога, разработало в соответствии с Законом РФ №1759-1  и Инструкцией  собственную Методику исчисления налога на пользователей автодорог, разработка  которой  обусловлена и тем, что в силу технической специфики деятельности Общества существовала объективная невозможность достоверно определить разницу между фактическим тарифом при отпуске энергии конкретному потребителю и фактическим тарифом при ее покупке, а равно невозможность определить, сколько конкретно Общество реализовало покупной электроэнергии (по соответствующему тарифу конкретному потребителю), а сколько -электроэнергии собственного производства.

В основу разработанной Обществом методики было положено определение (на основе полезного отпуска покупной электроэнергии за месяц) доли покупной электрической энергии за месяц в общем объеме реализованной за данный месяц электроэнергии. При этом для исчисления разницы между продажной и покупной ценой энергии применялась разница между средним тарифомреализации и покупки электроэнергии за месяц.

С целью получения надлежащего правового  и  обязательного разъяснения возможности применения разработанной расчетной методики при исчислении налога на пользователей дорог Общество  обратилось  с  запросом  в  Министерство  финансов  РФ  о  даче  разъяснения по  вопросу  возможности  применения разработанной   Обществом  расчетной  методики.

В соответствии с  п.  2 «Положения о Министерстве финансов РФ», утв. Постановлением Правительства РФ «О Министерстве финансов РФ» №329 от 30.06.2004г., Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной налоговой службы. Постановлением Правительства РФ №185 от 07.04.2004г. «Вопросы Министерства финансов РФ» также предусмотрено, что Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование в финансовой, в том числе налоговой, сфере.

Министерство финансов РФ официальным  разъяснением (№03-06-04-04/15 от 17.12.04 г.) указало, что используемая  Обществом  методика   расчета  налоговой базы не противоречит действовавшему в 2001-2002г.г.    Закону РФ «О дорожных фондах в РФ» и Инструкции №59  и может быть использована  при исчислении налога на пользователей автомобильных дорог.

Перерасчет сумм налога на пользователей автомобильных дорог за 2001г. и 2002г. в соответствии с разработанной и подтвержденной Министерством Финансов РФ методикой привел к выявлению излишне уплаченного налога в размере 87.421.817 рублей.

Материалами  дела  подтверждается, что  указанное разъяснение Министерства Финансов РФ было передано   Обществом  в налоговый орган в период проведения камеральной проверки уточненных деклараций по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2001-2002 г.г.

Между  тем,  указание  Министерства  финансов  РФ  не  было  выполнено  налоговым  органом.

Позиция, изложенная  Инспекцией  в  оспариваемом  Решении  противоречит  позиции  Министерства  финансов  РФ,  имеющим  право издавать  обязательные   для  всех  своих  служб  Приказы,  Инструкции  и  методические  указания  по  вопросам, связанным  с  налогообложением  и  сборами.

При  принятии  решения  суд  исходил  также  из  содержания  ст. ст.  65 и п. 5 ст. 200  Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации,  в  соответствии  с  которыми   обязанность  доказывания  соответствие  ненормативного  правового  акта  Закону  или  иному  нормативному  правовому  акту, законности  принятия  оспариваемого  решения, совершения  оспариваемых  действий  (бездействия), наличия  у  органа  или  лица  надлежащих  полномочий  на  принятие  оспариваемого  акта, решения, совершения  оспариваемых  действий  (бездействия),  а  также   обстоятельств, послуживших  основанием  для  принятия   оспариваемого  акта, решения,  совершения  оспариваемых  действий  (бездействия),   возлагается  на  орган  или  лицо,  которые   приняли  акт  (решение)  или  совершили  действия  (бездействия).

           Кроме  того, согласно п. 7 ст. 3 Налогового  кодекса  РФ  все  неустранимые  сомнения, противоречия  и  неясности  актов  законодательства  о  налогах  и  сборах  толкуются  в  пользу  налогоплательщика.

           С  учетом  изложенного  Решение  Инспекции  № 14-31/162  от 21.03.2005 г.,  а  также  и  Требование  об  уплате  налога  № 20  от 24.03.2005 г. следует  признать   недействительными  как   незаконные    и  нарушающие  права  и  охраняемые  законом  интересы налогоплательщика.

Руководствуясь статьями 197-201, 71, 65, 3 п. 7 Арбитражного процессуального кодекса РФ,  статьей 5 Закона  РФ   № 1759-1 от 18.01.1991 г.  «О  дорожных  фондах  в  РФ»   арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать недействительными:   Решение  Межрайонной  Инспекции  ФНС  РФ  по  крупнейшим налогоплательщикам по  Санкт-Петербургуот 24.03.2005 г. № 14/31/162   от 21.03.2005 г.,  а  также   Требование  об  уплате  налога  от  24.03.2005 г. № 20.

           Возвратить  ОАО  энергетики  и  электрификации   «Ленэнерго»   государственную  пошлину  в  размере 1.000 руб.     уплаченную по   платежной   квитанции  № 187  от  08.06.2004 г.  и  1.000  руб.  по  платежной  квитанции  № 71  от 30.03.2005  г.  в  порядке  предусмотренном главой  25 Налогового  кодекса  РФ.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в тринадцатый арбитражный апелляционный суд  в течение месяца со дня принятия решения.

Судья                                                                                                  Т.В. Королева