Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
15 марта 2019 года Дело № А56-148189/2018
Резолютивная часть решения объявлена января 2019 года .
Полный текст решения изготовлен марта 2019 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Денисюк М.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Эльбек М.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Санкт-Петербургская Валютная Биржа» (ОГРН <***>, адрес: 191023, <...>)
к Северо-Западному главному управлению Центрального Банка Российской Федерации
о признании незаконным и отмене постановления от 09.11.2018 № 18-16807/3110-1
при участии:
от заявителя: предст. ФИО1 – доверенность от 18.12.2018
от заинтересованного лица: предст. ФИО2 – доверенность от 20.04.2018
установил:
Акционерное общество «Санкт-Петербургская Валютная Биржа» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северо-Западного главного управления Центрального Банка Российской Федерации (далее – административный орган, Управление) от 09.11.2018 № 18-16807/3110-1 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № ЦА-55-ЮЛ-18-16807, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 12 статьи 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В судебном заседании 22.01.2019 представитель Общества поддержал заявленные требования, а также отказался от ранее заявленного ходатайства об объединении в одно производство дел №№ А56-148189/2018, А56-148191/2018 и А56-148192/2018. Представитель Управления возражал против удовлетворения заявленных Обществом требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве; Управлением также представлены в суд материалы дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание и при отсутствии возражений сторон перешел к рассмотрению дела в судебном заседании суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее:
АО «Санкт-Петербургская Валютная Биржа» имеет лицензию на осуществление клиринговой деятельности № 040-00005-000010 от 20.12.2012, выданную Банком России.
В соответствии пунктом 21 части 1 статьи 25 Федерального закона от 07.02.2011 № 7-ФЗ «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте» (далее - Закон № 7-ФЗ) Банк России осуществляет контроль за соблюдением клиринговыми организациями требований указанного федерального закона, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России.
Согласно части 4 статьи 10 Закона № 7-ФЗ порядок осуществления внутреннего аудита устанавливается документами клиринговой организации в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России.
С 01.09.2018 вступило в силу Указание Банка России от 15.03.2018 № 4739-У «О требованиях к организации и осуществлению клиринговой организацией внутреннего контроля и внутреннего аудита» (далее — Указание № 4739-У), устанавливающее требования к документу, регламентирующему порядок осуществления клиринговой организацией внутреннего аудита.
Документом Общества, определяющим порядок осуществления клиринговой организацией внутреннего аудита, является Положение о внутреннем аудите акционерного общества «Санкт-Петербургская Валютная Биржа», утвержденное решением Совета директоров Общества от 24.11.2016 (протокол № 288) (далее – Положение о внутреннем аудите).
По результатам анализа Положения о внутреннем аудите Управлением было установлено его несоответствие требованиям подпунктов 5.1.4, 5.1.5, 5.1.7, 5.1.8, 5.1.9, 5.1.10, 5.1.11 и 5.1.12 пункта 5.1 Указания № 4739-У. Кроме того установлено несоответствие целей осуществления внутреннего аудита, закрепленных в разделе 2 Положения о внутреннем аудите, абзацу первому пункта 3.1 Указания № 4739-У, и несоответствие функций внутреннего аудита, закрепленных в разделе 5 Положения о внутреннем аудите, пункту 3.4 Указания № 4739-У.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом Управления в отношении Общества протокола от 04.10.2018 № ЦА-55-ЮЛ-18-16807/1020-1 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 12 статьи 15.29 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 09.11.2018 № 18-16807/3110-1 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № ЦА-55-ЮЛ-18-16807 Общество привлечено к административной ответственности по части 12 статьи 15.29 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 300000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось с настоящим заявлением в суд.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, суд пришел к следующим выводам.
Частью 12 статьи 15.29 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение профессиональным участником рынка ценных бумаг, репозитарием, клиринговой организацией, лицом, осуществляющим функции центрального контрагента, акционерным инвестиционным фондом, негосударственным пенсионным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда при осуществлении ими соответствующих видов деятельности установленных законодательством требований к этим видам деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 11 настоящей статьи, статьями 13.25, 15.18 - 15.20, 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.30 и 19.7.3 настоящего Кодекса.
В соответствии пунктом 11 части 1 статьи 25 Федерального закона от 07.02.2011 № 7-ФЗ «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте» (далее - Закон № 7-ФЗ) Банк России устанавливает требования к организации и осуществлению внутреннего контроля и внутреннего аудита клиринговой организацией.
Согласно части 4 статьи 10 Закона № 7-ФЗ порядок осуществления внутреннего аудита устанавливается документами клиринговой организации в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России.
Положение о внутреннем аудите акционерного общества «Санкт-Петербургская Валютная Биржа» утверждено решением Совета директоров Общества от 24.11.2016 (протокол № 288) (далее – Положение о внутреннем аудите).
С 01.09.2018 вступило в силу Указание Банка России от 15.03.2018 № 4739-У «О требованиях к организации и осуществлению клиринговой организацией внутреннего контроля и внутреннего аудита» (далее — Указание № 4739-У), устанавливающее новые требования к документу, регламентирующему порядок осуществления клиринговой организацией внутреннего аудита.
По результатам анализа Положения о внутреннем аудите Управлением было установлено его несоответствие требованиям подпунктов 5.1.4, 5.1.5, 5.1.7. 5.1.8, 5.1.9, 5.1.10, 5.1.11 и 5.1.12 пункта 5.1 Указания № 4739-У. Кроме того установлено несоответствие целей осуществления внутреннего аудита, закрепленных в разделе 2 Положения о внутреннем аудите, абзацу первому пункта 3.1 Указания № 4739-У, и несоответствие функций внутреннего аудита, закрепленных в разделе 5 Положения о внутреннем аудите, пункту 3.4 Указания № 4739-У.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом Управления в отношении Общества протокола от 04.10.2018 № ЦА-55-ЮЛ-18-16807/1020-1 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 12 статьи 15.29 КоАП РФ.
Вместе с тем, срок приведения внутренних документов клиринговой организации в соответствие с Указанием № 4739-У ни Законом № 7-ФЗ, ни Указанием № 4739-У не установлены.
Кроме того, из пункта 3.1 Указаний № 4739-У следует, что в рамках организации и осуществления внутреннего аудита орагинизация обязана разработать документ, устанавливающий порядок осуществления клиринговой организацией внутреннего аудита, обеспечить его оценку не реже одного раза в год на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о клиринговой деятельности, в том числе требованиям главы 5 настоящего Указания, а также пересмотр документа, устанавливающего порядок осуществления клиринговой организацией внутреннего аудита, в случае выявления несоответствий указанным требованиям.
В адрес Общества через личный кабинет 18.09.2018 было направлено предписание Банка России от 18.09.2018 № 55-3-2-1/2069 о принятии мер по устранению нарушений и представлению в срок до 01.11.2018 в Банк России на регистрацию документа, устанавливающего порядок осуществления клиринговой организацией внутреннего аудита в соответствии с требованиями Указания № 4739-У.
Таким образом, Банком России в предписании от 18.09.2018 № 55-3-2-1/2069 был установлен срок для выполнения заявителем обязанности по актуализации Правил внутреннего аудита. Письмом от 01.11.2018 № 55-3-2-1/2510 Банк России удовлетворил ходатайство Общества о продлении срока исполнения предписания от 18.09.2018 № 55-3-2-1/2069 на основании письма Общества от 26.10.2018 № 322 до 01.12.2018
Как следует из материалов дела, Правила внутреннего аудита с учетом требований Указания № 4739-У были утверждены протоколом Совета директоров Общества от 31.08.2018 № 305 и направлены на регистрацию в Банк России 02.10.2018 (исх. № 288). Впоследствии указанное Положение о внутреннем аудите было отозвано письмом Общества от 26.10.2018 № 322, новая редакция Положения о внутреннем аудите была направлена Обществом на регистрацию в Банк России 02.11.2018 и зарегистрирована Банком России 26.11.2018 (письмо от 26.12.2018 № 14-6-23/15072).
Таким образом, Правила внутреннего аудита, соответствующие требованиям Указания № 4739-У, были представлены Обществом на регистрацию в Банк России в срок, установленный предписанием от 18.09.2018 № 55-3-2-1/2069 (с учетом его продления до 01.12.2018) и в сроки, установленные пунктом 3.1 Указания № 4739-У для оценки и пересмотра документа, устанавливающего порядок осуществления клиринговой организацией внутреннего аудита, в случае выявления несоответствий требованиям законодательства Российской Федерации о клиринговой деятельности (не реже одного раза в год).
Указанные обстоятельства свидетельствуют, по мнению суда, об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 12 статьи 15.29 КоАП РФ.
Кроме того, даже если согласиться с выводами Управления о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 12 статьи 15.29 КоАП РФ, суд полагает возможным признать указанное правонарушение малозначительным.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10) малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При квалификации правонарушения как малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
При этом как указано в пункте 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10, при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Таким образом, по смыслу статьи 2.9 КоАП РФ и разъяснений пунктов 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности. При этом, административный орган и суд обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности конкретного деяния, совершенного конкретным лицом в конкретных условиях и при столь же конкретных последствиях.
Оценив обстоятельства дела, характер совершенного Обществом правонарушения и степень его общественной опасности, учитывая, что Правила внутреннего аудита были приведены Обществом в соответствие с требованиями Указания № 4739-У, суд полагает, что в рассматриваемом случае при формальном наличии всех признаков состава административного правонарушения, допущенное Обществом правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым законом государственным и общественным отношениям и может быть признано малозначительным.
По мнению суда, в данном случае рассмотрением дела об административном правонарушении и установлением вины лица, совершившего правонарушение, достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные пунктом 3.1 КоАП РФ.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании этого постановления незаконным и о его отмене.
При таких обстоятельствах постановление Управления от 09.11.2018 № 18-16807/3110-1 подлежит признанию незаконным и отмене.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать незаконным и отменить постановление Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации от 09.11.2018 № 18-16807/3110-1 о привлечении акционерного общества «Санкт-Петербургская Валютная Биржа» к административной ответственности по части 12 статьи 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.
Судья Денисюк М.И.