ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-148776/18 от 28.02.2019 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

07 марта 2019 года                                                            Дело № А56-148776/2018

Резолютивная часть решения объявлена февраля 2019 года . Полный текст решения изготовлен марта 2019 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Ресовская Т.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Анисимовой О.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Негосударственное образовательное учреждение "Лицей "Саша"

заинтересованное лицо Администрация Московского района Санкт-Петербурга

о признании незаконным решения от 15.10.2018 № 01-41-12112/18-0-1

при участии

от заявителя: не явился, извещен   

от заинтересованного лица: ФИО1 (по доверенности от 01.03.2016)

установил:

Негосударственное образовательное учреждение "Лицей "Саша" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Администрации Московского района Санкт-Петербурга (далее – заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным решения от 15.10.2018 № 01-41-12112/18-0-1.

Заявитель извещен о времени и месте судебного разбирательства в порядке пункта 3 статьи 123  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явился.

Представитель Администрации возражал против удовлетворения исковых требований.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы заинтересованного лица, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, 15.10.2018 года Администрацией Московского района Санкт-Петербурга в соответствии с Порядком предоставления в 2018 году субсидий частным дошкольным образовательным организациям для реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2018 года № 197 (приложение к Постановлению № 1) (далее - Порядок) и на основании отрицательного заключения от 10.10.2018 года, принято решение № 01-41-12112/18-0-1  об отказе в предоставлении Частному общеобразовательному учреждению «Лицей «САША» субсидии на финансовое обеспечение возникших в 2018 году затрат при реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

Заявитель считает, что отказ в предоставлении субсидии на финансовое обеспечение возникших в 2018 году затрат при реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования, создаст для ЧОУ «Лицей «САША» препятствия для ведения предпринимательской деятельности, возложит существенную дополнительную финансовую нагрузку, являющуюся препятствием для обеспечения необходимого уровня и качества реализуемых заявителем общеобразовательных программ дошкольного образования.

Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из материалов дела следует, что Частное общеобразовательное учреждение «Лицей «САША» является зарегистрированным юридическим лицом, имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности  по  основным  общеобразовательным  программам  от16.05.2018 года 78ЛОЗ № 0002246, выданную Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга, на предоставление двух уровней образования: дошкольное образование, начальное общее образование.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования отнесены полномочия:

- по финансовому обеспечению получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, а также дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункты 6 и 3 части 1 указанной статьи).

Федеральным законом в сфере образования прямо предусмотрено право на получение субсидий на реализацию программ дошкольного образования частными дошкольными образовательными организациями или частными общеобразовательными организациями, образовательная деятельность которых подтверждена государственной аккредитацией.

Статьей 23 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности (часть первая статьи 23). В Российской Федерации устанавливаются, в том числе: следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

-дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

-общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования (часть вторая статьи 23):.

В соответствии с частью 5 статьи 23 указанного закона наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

Таким образом, предоставление субсидии образовательной организации федеральным законодателем ставится в прямую зависимость от основной деятельности образовательной организации и её типа.

Полномочия Правительства Санкт-Петербурга и уполномоченных в сфере финансового обеспечения деятельности частных образовательных организаций в соответствии с указанными выше нормами федерального законодательства определены Законом Санкт-Петербурга от 17.07.2013 № 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге» (пункт 2 статьи 4), постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 № 453, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2018 № 197.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2018 № 197 «О предоставлении в 2018 году субсидий в целях финансового обеспечения затрат для реализации основных общеобразовательных программ и дополнительных общеобразовательных программ частным образовательным организациям» были утверждены следующие Порядки предоставления в 2018 году субсидий:

- частным дошкольным образовательным организациям для реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования согласно приложению № 1 (далее - Порядок 1);

-частным общеобразовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам согласно приложению № 2 (далее - Порядок 2);

-частным образовательным организациям для реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей согласно приложению № 3 (далее - Порядок 3).

Порядком 1 предусмотрено, что субсидии предоставляются на безвозмездной основе частным дошкольным образовательным организациям для реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования, имеющим лицензию на осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.

Порядком 2 предусмотрено, что субсидии предоставляются на безвозмездной основе частным общеобразовательным организациям, имеющим лицензию на осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам и государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Как видно из представленных материалов, Частное учреждение обратилось в администрацию с заявлением и комплектом документов на предоставлении субсидии в 2018 году в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2018 № 197, которое было зарегистрировано администрацией 04.10.2018, регистрационный № 01-41-12112/18-0-0.

В заявлении Частное учреждение просило предоставить ему субсидию в 2018 году на реализацию основных общеобразовательных программ дошкольного образования как частной образовательной организации. К заявлению были приложены документы согласно перечню, указанному в заявлении, в том числе копия устава, копия лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Заявление было подано Частным учреждением со ссылкой на форму заявления, указанную в приложении № 2 к Порядку 2, то есть предполагающую подачу заявления частной общеобразовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам.

Однако, в составе документов отсутствовало свидетельство о государственной аккредитации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, обязанность предоставления которой для общеобразовательной организации прямо предусмотрена пунктом 2.3.4 Порядка 2.

Заявление не соответствовало форме заявления, установленного Порядком 1.

Расчет размера субсидии в качестве документа, приложенного к заявлению, выполнен не по форме расчета, указанного в приложении № 1 к Порядку 2, не соответствует и форме расчета по Порядку 1.

Он заявлен Частным учреждением как расчет размера субсидии образовательной организации, а не общеобразовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, и не дошкольной образовательной организацией.

В соответствии с уставом Частного учреждения в редакции, утвержденной решением собственника учреждения от 15.02.2018, Частное учреждение является общеобразовательной организацией, осуществляющей в качестве основной цели своей деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.

В соответствии со статьей 92 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» по основным образовательным программам (начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования), реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, должна проводится государственная аккредитация образовательной деятельности. Данная норма закона определяет, что целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях.

Исходя из преемственности целей, задач и содержания образования (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования), установленных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (пункт 1.6 стандарта), подтверждение статуса Частного учреждения в качестве общеобразовательной организации, реализующей образовательные программы различных уровней в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, обязательно в силу закона.

В соответствии с  пунктом 1.13 устава Частного учреждения предусмотрено, что тип, вид, категорию учреждения, также как и уровень реализуемых им образовательных программ, право на выдачу документов об образовании государственного образца, свой статус общеобразовательной организации Частное учреждение подтверждает свидетельством о государственной аккредитации.

Порядок 2 не предусматривает предоставление субсидий общеобразовательным организациям в отсутствие аккредитации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, а Порядок 1 не прудсматривает предоставление субсидии на реализацию основных общеобразовательных программ дошкольного образования не дошкольным образовательным организациям. К последним в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 23 Федерального закона «Об образовании» Частное учреждение не относится. поскольку не осуществляет в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования.

Согласно уставу Частного учреждения осуществление образовательных программ дошкольного образования является дополнительной целью деятельности Частного учреждения (пункт 1.2; 2.1.1 устава).

Данный факт был отмечен Администрацией при рассмотрении документов.

По завершении рассмотрения заявления и документов Администрацией было установлено их несоответствие установленным формам документов, о чем было составлено отрицательное заключение от 10.10.2018.

Письмом от 15.10.2018 Администрация уведомила Частное учреждение об отказе в предоставлении субсидии по основаниям, предусмотренным пунктом 2.7 Порядка 1, Порядка 2.

Суд считает, что при рассмотрении заявления и документов Частного учреждения Администрацией не нарушены требования постановления Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2018 № 197, а содержание письма Администрации от 15.10.2018, как результат рассмотрения документов, не противоречит требованиям законодательства.

На основании изложенного требования заявителя удовлетворению не подлежит.

        Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд решил:

Требования Негосударственного образовательного учреждения "Лицей "Саша" оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                            Ресовская Т.М.