Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
17 июля 2019 года Дело № А56-15006/2019
Резолютивная часть решения объявлена июля 2019 года .
Полный текст решения изготовлен июля 2019 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Мильгевской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ждановой А.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Русская сказка» (193230, г. Санкт-Петербург, пр-кт. Дальневосточный, д. 14, лит. А, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
к Администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области (188643, Ленинградская обл., р-н. Всеволожский, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация муниципального образования «Новодевяткинское сельское поселение» Всеволожского района Ленинградской области (188661, Ленинградская обл., Всеволожский р-н., д. Новое Девяткино 57/83, ОГРН: <***>, ИНН: <***>).
о признании незаконным и отмене постановления от 09.11.2018 № 3335,
в заседании суда приняли участие:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 17.10.2018,
от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 25.12.2018,
от администрации МО «Новодевяткинское сельское поселение» Всеволожского района Ленинградской области– ФИО3 по доверенности от 01.12.2018
установил:
Закрытое акционерное общество «Русская сказка» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области (далее – Администрация) от 09.11.2018 № 3335.
Определением от 23.04.2019 суд в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию муниципального образования «Новодевяткинское сельское поселение» Всеволожского района Ленинградской области (далее – третье лицо).
Определением суда от 15.02.2019 заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание с возможностью перехода в основное судебное заседание в отсутствие возражений сторон.
Возражений о переходе к судебному разбирательству от сторон не поступило.
Суд, завершив предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание в первой инстанции в порядке статей 136-137 АПК РФ перешел к рассмотрению спора по существу.
Представитель Общества в судебном заседании заявленные требования поддержал, представители Администрации и третьего лица возражали, указали на законность и обоснованность оспариваемого постановления.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на размещение элементов благоустройства территории (для строящегося многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 47:07:0711004:68).
03.10.2018 Администрация вынесла Постановление № 2973 «О размещении объекта: элементы благоустройства территории по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципашльный район, Новодевяткинское сельское поселение, д. Новое Девяткино», согласно которому Общество разместит объект, элемент благоустройства территории, являющийся сооружением, не требующим разрешения на строительство, без предоставления земельного участка и установления сервитутов, на землях государственная собственность на которую не разграничена, площадью 11 728 кв.м, в границах кадастрового квартала 47:07:0711004, по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Новодевяткинское сельское поселение, д. Новое Девяткино, согласно схеме границ предполагаемых к использованию размещение объекта земель на кадастровом плане территории в соответствии с координатами характерных точек границ земель сроком на 18 месяцев.
09.11.2018 в целях приведения муниципальных актов в соответствие с действующим законодательством, в соответствии с пунктами «ж», «з» пункта 9 Постановления Правительства РФ от 03.08.2015 № 301 «Об утверждении порядка и условий размещения отдельных видов объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на территории Ленинградской области» Администрацией принято Постановление № 3335 «Об отмене постановления муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от 03.10.2018 № 2973».
Общество оспорило постановление Администрации № 3335 в судебном порядке.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Порядок и условия размещения этих объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Ленинградской области (далее - Порядок), утвержден постановлением Правительства Ленинградской области от 03.08.2015 № 301.
Пунктом 2 Порядка установлено, что объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Ленинградской области на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, о размещении объекта.
Основания для отказа в размещении объекта установлены пунктом 9 Порядка. Согласно пункту 10 Порядка в решении об отказе в размещении объекта должно быть указано основание отказа, предусмотренное пунктом 9 Порядка.
Согласно подпункту «з» пункта 9 Порядка решение об отказе в размещении объекта принимается в случае, если планируемое размещение объекта не соответствует требованиям технических регламентов, противопожарным, санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим, экологическим и (или) иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации правилам, нормативам, в том числе правилам благоустройства и (или) нормативам градостроительного проектирования; размещение объекта не соответствует утвержденным документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки, документации по планировке территории или землеустроительной документации (подпункт «ж»).
Как следует из пояснений сторон, оспариваемое постановление вынесено Администрацией на основании информации, полученной от третьего лица, и в результате проведенной администрацией поселения проверки было установлено, что использование земельного участка не соответствует целям, для которых он испрашивался, с нарушениями земельного, проридоохранного и градостроительного законодательства, в том числе Генерального плана МО «Новодевяткинское сельское поселение», Правил землепользования и застройки на селитебную часть территории (ПЗЗ), именно: возведены строительные бытовки, производятся работы по прокладке инженерных сетей без ордера на земельные работы, складируются материалы и строительный мусор, не обеспечен минимальный отступ от границ земельного участка в северо-восточной части до стен объекта капитального строительства, Обществом планируется размещение всех машино-мест за пределами земельного участка (не имея при этом договора аренды для размещения парковок на дополнительный участок), в границах земельного участка отсутствуют пожарные проезды, мусоросборные площадки, тротуары, территории озеленения, не получено согласие на строительство примыкания к дороге общего пользования местного значения.
Как указало третье лицо и следует из топоплана, на Земельном участке планируется размещение машиномест, которые не являются элементами благоустройства территории.
Согласно п. 3.2 СП 82.13330.2016 благоустройство территории - это комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка. (СП 82.13330.2016 "Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП Ш-10-75", утв. Приказом Минстроя РФ от 16.12.2016 № 972/пр.) К элементам благоустройства территории данный документ относит: декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства; растительные компоненты; различные виды оборудования и оформления; малые архитектурные формы; некапитальные нестационарные сооружения; наружную рекламу и информацию, применяемые как составные части благоустройства.
Как следует из Топоплана, на Земельном участке планируется размещение машиномест, которые не могут являться элементами благоустройства.
Как следует из пояснений третьего лица, часть земельного участка относится к земельному участку площадью 30221 кв. м, расположенному по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Новодевяткинское сельское поселение, <...> предназначенному для размещения объекта улично-дорожной сети в границах населенного пункта д.Новое Девяткино, и в соответствии с Генеральным планом МО «Новодевяткинское сельское поселение» и ПЗЗ Земельный участок необходим для строительства дороги местного значения - улицы Капральской и эта территория не может быть предоставлена ни под какие другие цели как без предоставления земельного участка в порядке статей 39.33, 39.34 ЗК РФ, так и с предоставлением в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Таким образом, оспариваемое Постановление правомерно издано Администрация, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований у суда не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Н.А. Мильгевская