ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-15039/2021 от 27.05.2021 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

04 июня 2021 года                                                                             Дело № А56-15039/2021

Резолютивная часть решения объявлена   мая 2021 года .

Полный текст решения изготовлен  04 июня 2021 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи  Устинкина О.Е.,

при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем Марлухиным А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: Общество с ограниченной ответственностью «Норд-Гард» (Россия 187322, пгт. Синявино, Ленинградская область; Россия 187323, г.п.  Павловское, Ленинградская обл., гп Павлово, ш. Ленинградское, 72А, пом. 2-Н, ОГРН:   4701330387 );

заинтересованное лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Ленинградской области (Россия 187340, г. Кировск, Ленинградская обл. Кировский р-н, ул. Энергетиков 5, ОГРН:   4701336415 );

Управление ФНС по Ленинградской области (Россия 195027, Санкт-Петербург, пр. Металлистов д. 34 )

об оспаривании,

при участии

- от заявителя: Петухова А.В. (по доверенности от 10.02.2021)

- от заинтересованного лица: 1) Руденко М.В. (по доверенности от 20.01.2021)

                                                   2) Журкин Д.А. (по доверенности от 11.01.2021)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Норд-Гард» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным Решения Межрайонной ИФНС № 2 по Ленинградской области № 1544 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 16.11.2020 года; о признании недействительным Решения Межрайонной ИФНС России № 2 по Ленинградской области № 1545 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 16.11.2020 года; о признании недействительным Решения Межрайонной ИФНС № 2 по Ленинградской области от 16.11.2020 года № 765 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; о признании недействительным Требования № 2409 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 09.02.2021 года в части суммы задолженности по пеня и штрафу по земельному налогу в общем размере 223 833, 55 рублей; о взыскании с Межрайонной ИФНС №2 по Ленинградской области в пользу Заявителя судебных расходов, состоящие из государственной пошлины в размере 12 000 рублей.

Заявитель в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал.

Заинтересованное лицо возражало против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц, оценив представленные доказательства, судом установлены следующие обстоятельства.

Обществом с ограниченной ответственностью «Норд-Гард» были представлены уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2017, 2018, 2019 года. В соответствии со статьей 88 НК РФ Инспекцией проведены камеральные налоговые проверки представленных уточненных налоговых деклараций.

В ходе проведения проверок установлено, что Общество в нарушение ст.ст.387, 394, 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) при расчете земельного налога за проверяемые периоды неправомерно применило ставку земельного налога в размере 0,3%, вместо 1,5%.

В порядке, предусмотренном статьей 100 НК РФ, составлены Акты налоговой проверки от 28.09.2020г. № 1902, 1903, 1904.

По результатам рассмотрения материалов проверок и представленных возражений Инспекцией вынесены Решения:

- от 16.11.2020 г. №1544 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии, с которым, Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа 16 914 рублей, доначислен земельный налог за 2017 год – 351 670 рублей, пени – 92 549,69 рублей,

- от 16.11.2020 №1545 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии, с которым, Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа 4 916 рублей, доначислен земельный налог за 2018 год – 289 522 рублей, пени – 88 334,14рублей,

- от 16.11.2020 №765 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым доначислен земельный налог за 2019 год – 256 236 рублей, пени – 37 567,78 рублей.

Решением Управления ФНС России по Ленинградской области от 22.01.2021 года № 16-21-06/00865@ апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с указанным решением МИФНС № 2 по Ленинградской области, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом.

Согласно пункту 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 настоящего Кодекса, порядок и сроки уплаты налога (пункт 2 статьи 387 НК РФ).

В силу пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Согласно материалам камеральной проверки, представленные в соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ электронные сведения в рамках взаимодействия с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии Обществу на праве собственности в 2017 году принадлежали 33 земельных участка, в 2018 году - 34 земельных участка, в 2019 году - 29 земельных участков, расположенные на территории Павловского городского поселения Кировского района Ленинградской области, вид разрешенного использования - «для размещения индивидуального жилого дома без права содержания скота и птицы».

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основной вид экономической (коммерческой) деятельности «подготовка строительной площадки» (код ОКВЭД - 43.12), и в том числе дополнительные виды деятельности «покупка и продажа земельных участков», «покупка и продажа собственного недвижимого имущества» (код ОКВЭД - 68.10.23).

Решением Совета депутатов муниципального образования Павловского городского поселение Кировского муниципального района Ленинградской области от 27.11.2008 г. N 35 «Об установлении земельного налога» (далее - Решение Совета № 35), определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы.

В соответствии с пунктом 6 Решения Совета №35 налоговые ставки установлены в следующих размерах:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Верховный Суд Российской Федерации в определении от 06.03.2015 N 306-КГ14-8182, указал, что налоговая ставка 0,3 процента по своей сути является налоговой льготой, следовательно, наличие оснований для ее применения должен обосновать налогоплательщик.

Данный вывод согласуется с положениями статей 17, пункта 3 части 1 статьи 21, пункта 1 статьи 52, статьи 56 НК РФ.

На основании пункта 1 статьи 56 НК РФ льготой признается предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (с применением пониженной налоговой ставки).

В силу статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период. Таким образом, заявитель обязан иметь документы, обосновывающие правомерность использования примененной им ставки налога.

При разрешении вопроса о правомерности применения той или иной ставки земельного налога подлежит установлению категория земельного участка и вид разрешенного использования земельного участка. При этом факт использования налогоплательщиком спорных земельных участков для вышеуказанных целей имеет существенное значение для установления наличия у него права на применение спорной пониженной ставки земельного налога.

Следовательно, для применения пониженной ставки налога налогоплательщику необходимо доказать не только отнесение земельных участков к землям, для которых законодателем установлена пониженная ставка земельного налога (0,3%), но и фактическое использование этих земельных участков по целевому назначению.

При этом доводы Общества о том, что налоговые ставки должны применяться вне зависимости от соблюдения этих требований при условии отнесения объекта налогообложения к льготируемой категории, являются ошибочными.

По смыслу налогового законодательства пониженная ставка земельного налога в размере, не превышающем 0,3 процента, применяется в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для удовлетворения личных потребностей граждан, их некоммерческих объединений и используемых в непредпринимательской деятельности (по целевому назначению).

Подпунктом 3 пункта 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что индивидуальный жилищный фонд - это совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами -собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования.

Как следует из положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, объект индивидуального жилищного строительства - это отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

В свою очередь, Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса).

В классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, приведено следующее описание вида разрешенного использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства»: размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек.

Таким образом, пользование земельным участком в соответствии с целевым назначением предполагает фактическое использование земельных участков в целях, установленных при его предоставлении.

В ходе проведения камеральной проверки Инспекцией установлены обстоятельства, позволяющие сделать вывод о применении налоговой ставки в отношении спорных земельных участков в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости:

- наличие большого количества земельных участков, принадлежащих одному лицу (ООО «НОРД-ГАРД»), основным видом деятельности которого является продажа недвижимости; «подготовка строительной площадки», дополнительные виды деятельности «покупка и продажа земельных участков», «покупка и продажа собственного недвижимого имущества» (код ОКВЭД - 68.10.23).

-организация несет расходы, связанные только с ведением финансово-хозяйственной деятельности согласно видам экономической деятельности организации, в т.ч. по оплате общехозяйственных расходов, производит выплаты по заработной плате только одному работнику, производит платежи за изготовление рекламы и баннеров, оплачивает счета за размещение рекламы, за размещение рекламы на билбордах, электрическую энергию. Доходы и расходы, подтверждающие ведение деятельности в области индивидуального жилищного строительства в проверяемом периоде отсутствуют.

-установление признаков коммерческого использования земельных участков (продажа земельных участков). ООО «Норд-Гард» продает земельные участки, принадлежащие ему на праве собственности, в сети интернет через сайт Коттеджный поселок «Норд Гард» - nordgard.ru (телефон 8(812)9654818). В сети интернет указано, что земельные участки расположены на берегу Невы; на территории имеется пляж, электричество, газ, волейбольная площадка. Земельные участки разделены на пять категорий, стоимость которых варьируется, исходя из категории земельного участка. В соответствии с планом земельных участков можно подобрать свободный участок (по номеру экспликации). Большая часть земельных участков по данным сайта продана, что также отмечено в плане. В 2015 году реализовано 19 земельных участков, в 2016 году- 21 земельный участок, в 2017 году реализовано 4 земельных участка, в 2018 г. - 2 земельных участка, в 2019 г. - 3 земельных участка по договорам купли-продажи физическим лицам.

Необходимость применения налоговой ставки 1,5% для используемых в предпринимательской деятельности участков для «ИЖС» подтвердил Верховный Суд Российской Федерации. Определением от 24.12.2020 N 307-ЭС20-16984 в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано. Действия налогоплательщика по приобретению (созданию) земельных участков и их последующей реализации в спорный период не носили характера разовой сделки, земельные участки не использовались по назначению, не предназначались для личных (бытовых) нужд; направлены на систематическое извлечение прибыли (получение дохода от продажи участков), что не отвечает условиям применения пониженной ставки земельного налога.

Факт использования в предпринимательской деятельности всего земельного участка или его части исключает применение пониженной ставки (Письма ФНС России от 16.07.2020 N БС-4-21/11511@, от 03.07.2020 N СД-4-3/10778, Информация ФНС России от 03.02.2021).

Довод Общества о наличии судебной практики в пользу налогоплательщика не может быть принят во внимание, поскольку Определение Верховного Суда Российской Федерации от 04.02.2020 N 308-ЭС19-18258, на положения которого ссылается заявитель, было принято при рассмотрении дела с иными фактическими обстоятельствами. Позиция, изложенная в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.02.2020 N 308-ЭС19-18258 неприменима в отношении участков под ИЖС. Законодатель установил прямой запрет на применение пониженной налоговой ставки в отношении участков под ИЖС в случае, если земля используется в предпринимательской деятельности.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что исчисление земельного налога в отношении земельных участков с видом разрешенного использования «для размещения индивидуального жилого дома без права содержания скота и птицы», используемых в предпринимательской деятельности, должно осуществляться с учетом налоговой ставки, предусмотренной подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса.

Требование об уплате налога, пени, штрафа может быть признано недействительным только в случае, если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога или содержит существенные нарушения.

Инспекций были проведены камеральные налоговые проверки налоговых деклараций по земельному налогу за 2017-2019 года. По результатам проверок Инспекций вынесены решения о привлечении Общества к налоговой ответственности за неуплату земельного налога, решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности. Неуплата земельного налога за проверяемый период произошла в результате неправильного применения Обществом ставки земельного налога. По результатам проверки Обществу были начислены налог, пени, штраф. Решение по результатам камеральных проверок вступили в законную силу 22.01.2021 года.

В соответствии со статьей 69 НК РФ в адрес ООО «Норд-Гард» выставлено Требование №2409 от 09.02.2021 года об уплате пени в сумме 180 877,71 рублей, штрафа в размере 21 830 рублей. Указанная в требовании сумма пени и штрафа начислена в связи с неуплатой земельного налога за 2016-2018 года, начисленного по Решению Инспекции от 16.11.2020 №1544, 1545.

Дополнительно, в данном требовании Обществу сообщалось об имеющейся задолженности по состоянию на 09.02.2021 года в общей сумме 229 669 рубля, в том числе по налогам (сборам) - 5867,87 рублей. Инспекцией было предложено погасить Обществу образовавшуюся задолженность до 12.03.2021 года.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, а также на основании представленных документов суд считает, что оснований для отмены Требования №2409 от 09.02.2021 года не имеется.

Доводы, изложенные в заявлении, не опровергают фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального и процессуального права в ходе проведения камеральных налоговых проверок Инспекцией не нарушены, в связи с чем, отсутствуют основания для признания недействительными решений от 16.11.2020 №1544 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; от 16.11.2020 №1545 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, от 16.11.2020 №765 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В силу вышеизложенного суд, не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 197, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд решил:

В удовлетворении заявленных требований, отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                                                       Устинкина О.Е.