Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
16 июня 2008 года Дело № А56-15052/2008
Резолютивная часть решения объявлена 11 июня 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 16 июня 2008 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Соколовой Н.Г. ,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чулковой Т.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Федеральная служба по финансовым рынкам
заинтересованное лицо ЗАО «Инвестиционная компания АВК»
о привлечении к административной ответственности
при участии
от заявителя: не явился, извещен,
от заинтересованного лица: ФИО1, доверенность от 14.08.2007 №б/н,
установил:
Федеральная службы по финансовым рынкам (далее – ФСФР, заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении закрытого акционерного общества «Инвестиционная компания АВК» (далее - Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявитель извещен о времени и месте рассмотрения дела, однако его представитель в судебное заседание не явился. До судебного заседания от заявителя поступило письменное ходатайство о рассмотрение дела в отсутствие его представителя (телеграмма от 10.06.2008 входящий №13080). Представитель Общества возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что направил в ФСФР уведомление о выявленных нарушениях в установленных срок.
Дело рассмотрено в отсутствие одной из сторон в порядке статей 156, 205 АПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя Общества, суд установил следующие обстоятельства.
Общество осуществляет деятельность специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов на основании лицензии ФСФР России от 18.10.2000 №22-000-1-00014.
В результате проведенной ФСФР проверки установлено, что Общество, являющееся специализированным депозитарием открытого паевого инвестиционного фонда акций «Стремительный» под управлением закрытого акционерного общества «Управляющая компания «Адекта», нарушило требования пункта 4.10 Положения о деятельности специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 10.02.2004 №04-3/пс (далее – Положение о деятельности депозитариев). Нарушение выразилось в том, что уведомление от 14.04.2008 о выявлении несоответствия требований в структуре активов фонда (письмо от 14.04.2008 №4108021) представлено Обществом в экспедицию ФСФР 13.05.2008, то есть с нарушением 3-х дневного срока, установленного Положением о деятельности.
По факту выявленного нарушения в отношении Общества в присутствии уполномоченного представителя, которому разъяснены его права и обязанности в соответствии с КоАП РФ, составлен протокол от 22.05.2008 №08-120/пр-ап, действия Общества квалифицированы по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении и иные материалы направлены в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно п. 1 ст. 44 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (далее – Закон №156-ФЗ) деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее – специализированный депозитарий) подлежит лицензированию.
Лицензирование деятельности специализированных депозитариев осуществляется Федеральной службой по финансовым рынкам (лицензирующий орган) (п. 2 «Положения о лицензировании деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.07.2006 № 432 «О лицензировании отдельных видов деятельности на финансовых рынках» (далее - Положение о лицензировании).
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности специализированных депозитариев, в частности, являются: соблюдение лицензиатом требований и условий, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, регулирующих деятельность специализированных депозитариев (подпункт «з» пункта 3).
Статьей 45 Закона № 156-ФЗ и п. 4.10 Положения о деятельности депозитариев установлена обязанность специализированного депозитария направлять в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг уведомление о нарушениях, выявленных при осуществлении контроля за управляющими компаниями паевого инвестиционного фонда, не позднее трех дней со дня их выявления.
Пунктами 4.10, 4.13 Положения о деятельности депозитариев, а также Положением о требованиях к осуществлению деятельности участников финансовых рынков при использовании электронных документов, утвержденным Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 08.12.2005 № 05-77/пз-н и иными ведомственными актами, предусмотрено ведение журнала выявленных нарушений (несоответствий) с использованием электронной базы данных, а также направление уведомления о выявленных нарушениях в ФСФР в электронном виде. При соблюдении указанных норм, обязанность по направлению уведомления уполномоченному органу считается исполненной своевременно.
Представитель Общества, в качестве доказательства выполнения требований законодательства, представил на бумажном носителе сведения из электронной базы данных «Журнал нарушений и устранений» на 14.04.2008 об отсылке в этот же день в ФСФР уведомления №4108021 в электронном виде по установленной форме, а также пояснил, что уведомления на бумажных носителях формируются отдельно и регулярно направляются в адрес ФСФР заказной корреспонденцией или курьерской отправкой.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в частности, наличие события административного правонарушения.
Из пункта 1 статьи 24.5 КоАП РФ следует, что отсутствие события или состава административного правонарушения исключает производство по делу об административном правонарушении. Отсутствие события административного правонарушения означает, что факт совершения проступка не подтвержден надлежащими доказательствами, а именно, если в действии (бездействии) отсутствовали признаки предусмотренного КоАП РФ противоправного деяния, а также при невозможности установления (выявления) признаков правонарушения.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами и вещественными доказательствами.
Согласно ст. 205 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В протоколе об административном правонарушении указано, что «общество, письмом от 14.04.2008 № 4108021 уведомило ФСФР России о выявлении несоответствия требований к структуре активов Фонда, при этом дата выявления несоответствия – 14.04.2008, а дата представления Обществом указанного письма в экспедицию ФСФР России - 13.05.2008» (л.д. 9). Копия уведомления от 14.04.2008 № 4108021, поступившая в экспедицию ФСФР 15.05.2008, представлена в материалы дела (л.д. 14). Номер и содержание уведомления совпадают с данными, переданными в форме электронного документа.
Также, в протоколе об административном правонарушении отсутствуют реквизиты документа, позволяющие определить дату отправления уведомления. Дата поступления уведомления в экспедицию ФСФР не доказывает дату отсылки. Кроме того, при составлении протокола не проверялись данные представителем Общества объяснения, согласно которым уведомление было направлено электронным способом.
При таких обстоятельствах, Управлением не доказано событие правонарушения.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Судья Соколова Н.Г.