ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-15097/15 от 27.10.2015 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

02 ноября 2015 года                                                           Дело № А56-15097/2015

Резолютивная часть решения объявлена октября 2015 года . Полный текст решения изготовлен ноября 2015 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Галкиной Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Григорян И.Г.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Комитет финансов Ленинградской области

заинтересованные лица 1. Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области

2. Комитет государственного заказа Ленинградской области

о признании недействительным  решения по делу № 1332-03-7728-РЗ/14 от 29.12.2014 

при участии

от заявителя  Новиковой Т.А. доверенность от 12.02.2015

от заинтересованных лиц 1. не явился извещен

2. Базановой Я.И. доверенность от 12.08.2015 

установил:

Комитет финансов Ленинградской области обратился в суд с заявлением, в котором просит признать недействительными следующие пункты решения Управления Федеральной антимонопольной службы  по Ленинградской области (далее – Управление) по делу № 1332-03-7728-РЗ/14 от 29.12.2014  (письмо от 19.01.2015 №Р/03/18):

абзац 2 Решения, в соответствии с которым в действиях Комитета финансов определено нарушение ч. 6 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок  товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ);

абзац 3 Решения, положениями которого указано на передачу материалов дела ответственному должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждения административного производства;

абзац 4 Решения, положениями которого определено, что данное нарушение не повлияло на результаты проведения торгов, поэтому предписание об устранении допущенного нарушения не выдавать.

В судебном заседании представитель Комитета финансов заявленные требования поддержал, представитель Комитета государственного заказа поддержал позицию заявителя.

Управление о времени и месте судебного заседания извещено, однако в судебное заседание не явилось, что согласно части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.

Определением арбитражного суда от 09.06.2015 производство по делу приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу № А56-15093/2015. 

В связи с тем, что основания, из-за которых производство по делу было приостановлено, отпали, суд с учетом мнения сторон на основании статьи 146 АПК РФ возобновил производство по делу.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд установил следующее:   Комитетом финансов на официальном сайте опубликовано извещение о проведении аукциона для определения поставщика финансовых услуг по предоставлению кредитных  средств бюджету Ленинградской области на сумму 200 000 000 рублей  сроком до 365 дней на финансирование дефицита бюджета Ленинградской области и погашения долговых обязательств Ленинградской области  путем открытия возобновляемой кредитной линии. Источник финансирования – средства областного бюджета Ленинградской области.   Документация об аукционе размещена  08.12.2014.

На основании жалобы Благотворительного фонда «Детские вопросы» (далее Фонд) УФАС была проведена внеплановая проверка действий заказчика. Управление, ссылаясь на тот факт, что Заказчик при проведении электронного аукциона в документации об аукционе установил требование к наличию у участника генеральной лицензии Банка России, пришло к выводу о том, что требование такого вида лицензии не соотносится со ст. 11.2 Закона о банке России и положениями инструкции Банка России от 02.04.2010 N 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций".

По результатам  проверки Управление  вынесло решение от 29 декабря 2014 года по делу № 1332-03-7728-РЗ/14, которым признало в действиях Комитета финансов нарушение ч.6 ст.31 Закона N 44-ФЗ.

Считая названное решение незаконным, заявитель обратился в суд.

Согласно статьи 198 АПК РФ, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании статьей 99 и 100 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) в рамках исполнения бюджета субъекта Российской Федерации финансовый орган субъекта Российской Федерации вправе получать кредиты от кредитных организаций.

Согласно вышеуказанным нормам БК РФ кредиты, полученные объектами Российской Федерации от кредитных организаций, относятся к долговым обязательствам субъектов Российской Федерации.

Положения статьи 8 и п. 1 статьи 9 БК РФ устанавливают, что управление государственным долгом субъекта Российской Федерации относится к бюджетным полномочиям субъекта Российской Федерации.

Пунктами 2 и 3 статьи 101 БК РФ также установлено, что управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовым органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации .

В соответствии с положениями областного закона Ленинградской области от 26.09.2002 N Зб-оз "О бюджетном процессе в Ленинградской области" и п. 24 раздел 2 Положения о Комитете финансов Ленинградской области утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 27.05.2014 N 191, Комитет управляет государственным долгом Ленинградской области, в том числе осуществляет государственные заимствования Ленинградской области путем заключения договоров и соглашений о получении Ленинградской областью бюджетных кредитов от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, от кредитных организаций.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее-Закон №135-Ф3) услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц относится к одному из видов финансовой услуг.

Согласно статьи 24 Закона о контрактной системе, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок для государственных (муниципальных) нужд осуществляется в том числе посредством проведения аукциона в электронной форме (электронного аукциона).

Согласно части 1 статьи 70 Закона о контрактной системе, по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона.

Из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участнику закупки о его соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Исполняя данную норму закона, Заказчик при проведении электронного аукциона для определения поставщика финансовых услуг по предоставлению кредитных средств бюджету Ленинградской области в сумме 200 000 000 рублей сроком до 365 дней на финансирование дефицита бюджета Ленинградской области путем открытия возобновляемой кредитной линии, в извещении о проведении аукциона, документация и об аукционе, размещенном на официальном сайте Уполномоченным органом 08.12.2014 года в раздела 12 " Требования к участникам закупки» установил требование к наличию у участника генеральной лицензии Банка России.

В соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее- Закон о банках) и положениями Инструкции ЦБ РФ от 02.04.2010 N 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на   осуществление   банковских операций» (далее- Инструкция) кредитная организация совершает банковские операции на основании лицензии на осуществление банковских операций, выданной Центральным банком Российской Федерации с момента государственной регистрации (далее -Лицензия на осуществление банковских операций) .

Вместе с тем, п. 14.3. Инструкции определено, что при рассмотрении вопроса о выдаче банку Генеральной лицензии в банке проводится комплексная проверка (или учитываются результаты ранее проведенной комплексной проверки).

Кроме того, особенности отбора финансовых организаций определены статьей 18 Закона N 135-ФЗ. Частью 2 статьи 18 Закона N 135-ФЗ установлено, что при проведении открытого конкурса или открытого аукциона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе установить требования, направленные на оценку финансовой устойчивости и платежеспособности финансовой организации, за исключением требований, в том числе о наличии определенных размеров уставного капитала, собственных средств, активов, а также о наличии соответствия иным характеристикам финансовой организации и (или) ее деятельности в абсолютных показателях, если только требование о соответствии таким характеристикам не установлено законодательством Российской Федерации.

Принимая во внимание, что наличие у участника генеральной лицензии Банка России позволяет оценить финансовую устойчивость кредитной организации, при этом требование Заказчика не связано с определенным размером собственных средств (уставного капитала) и не выражено в абсолютных показателях, требования Комитетом определены в соответствии с заявленными потребностями, не противоречат положениям Закона о контрактной системе и соответствуют статье 18 Закона N 135-ФЗ и положениям БК РФ.

Согласно статье 6 Закона о контрактной системе к одним из основных принципов контрактной системы в сфере закупок относятся не только принцип обеспечения конкуренции (создание равных условий между участниками закупки), но и принцип ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, а также принцип эффективности осуществления закупки (выявление лица, которое в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования). Поэтому включение в конкурсную документацию условия, которое в итоге привело к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих (в силу своей специфики) очевидным потребностям заказчика, не является нарушением положений Закона N 44-ФЗ.

Частями 6 и 7 статьи 31 Закона о контрактной системе закреплено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований данного Закона, т.к. указанные в этой статье требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок.

По смыслу приведенных выше положений Закона о контрактной системе федеральный  законодатель предусмотрел систему единых требований к участникам закупки,  позволяющих обеспечить в условиях стимулирования добросовестной конкуренции отбор именно тех контрагентов, которые гарантировано могли бы  обеспечить потребность государства в соответствующих услугах, исходя из оптимального сочетания цены и качества.

При названных обстоятельствах, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Комитета нарушений Закона о контрактной системе, в связи с чем решение в оспариваемой части является  недействительным.

Руководствуясь статьями 146, 167 – 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд решил:

Возобновить  производство по делу.

Признать недействительными следующие пункты решения Управления Федеральной антимонопольной службы  по Ленинградской области по делу № 1332-03-7728-РЗ/14 от 29.12.2014  (письмо от 19.01.2015 №Р/03/18):

абзац 2 Решения, в соответствии с которым в действиях Комитета финансов Ленинградской области определено нарушение ч. 6 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок  товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

абзац 3 Решения, положениями которого указано на передачу материалов дела ответственному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы  по Ленинградской области для рассмотрения вопроса о возбуждения административного производства;

абзац 4 Решения, положениями которого определено, что данное нарушение не повлияло на результаты проведения торгов, поэтому предписание об устранении допущенного нарушения не выдавать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                            Галкина Т.В.