Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
22 марта 2019 года Дело № А56-151222/2018
Резолютивная часть решения объявлена марта 2019 года .
Полный текст решения изготовлен марта 2019 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Синицыной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Меньщиковым Д.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт"
заинтересованные лица: 1) Северо-Западное межрегиональное территориальное управление, 2) Отдел государственного контроля и надзора в Мурманской области
об оспаривании постановления №13 от 23.11.2018, предписания №74 от 12.11.2018
при участии
- от заявителя: ФИО1 по доверенности от 01.02.2019,
- от заинтересованных лиц: 1) ФИО2 по доверенности от 09.01.2019, 2) не явился, извещен
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Северо-Западному межрегиональному территориальному управления (СЗМТУ Росстандарта), Отделу государственного контроля и надзора в Мурманской области СЗМТУ Росстандарта об оспаривании постановления №13 от 23.11.2018, предписания №74 от 12.11.2018.
Суд в соответствии с пунктом 4 статьи 137 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации перешел из предварительного в судебное заседание.
Рассмотрев материалы дела, суд установил.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 09.10.2018 № 742 в октябре-ноябре 2018 года Отдел провел плановую документарную и выездную проверку задачей которой являлась оценка соответствия продукции (нефтепродуктов) и связанных с требованиями к ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации обязательным требованиям технических регламентов (национальных стандартов) на нефтебазе «Мурманская» и на автозаправочных станциях (АЗС) Общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-СевероЗападне-фтепродукт» с отбором и испытаниями проб топлива.
В ходе проверки выявлены и зафиксированы в акте проверки от 12.11.2018 № 135/07, нарушения обязательных требований, выразившиеся в том, что Общество:
- не обеспечивает подтверждение соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 826 (далее - Технический регламент) в форме декларации о соответствии, топлива ,выпускаемого в обращение из резервуаров нефтебазы «Мурманская», прошедшего стадии транспортировки от поставщика железнодорожным транспортом, процедуры слива из железнодорожных цистерн в трубопроводы ирезервуары нефтебазы, хранения в резервуарах нефтебазы;
- в паспортах продукции на топливо, отгружаемых партиями из резервуаров нефтебазы «Мурманская», не предоставляет информацию о фактических результатах испытаний топлива и о подтверждении в виде декларации о соответствии Обществом соответствия топлива требованиям TPТС 013/2011, предоставляя недостоверную информацию о результатах испытаний топлива на заводах-изготовителях, перенесенных из паспортов продукции, оформленных на партии продукции, отгруженные из резервуаров заводов-изготовителей с другим количеством продукции идругими характеристиками показателей, как установлено испытаниями;
- на АЗС допускает смешивание разных марок продуктов:
- в паспортах продукции на дизельное топливо не предоставляет информацию о соответствии топлива в полном объеме в части отсутствия информации о нормативном значении и фактических результатах испытаний по показателю «Содержание метиловых эфиров жирных кислот», который не должен превышать 7% (по объему) согласно требованиям к характеристикам дизельного топлива <*> Приложения 3 к техническому регламенту TPТС 013/2011, что является нарушением п. 4.13. статьи 4 «Требования безопасности» TPТС 013/2011, согласно которому каждая партия топлива, выпускаемого в обращение и (или) находящегося в обращении, должна сопровождаться документом о качестве (паспортом) и содержать нормативные значения и фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива данной марки требованиям Технического регламента ТС;
- реализует отдельные партии топлива с нефтебазы «Мурманская» без сопровождения паспортами продукции нефтебазы;
- не проводит испытания реализуемого топлива на соответствие TPТС 013/2011.
СЗМТУ Росстандарт 12.11.2018 в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» вынес протокол об административном правонарушении № 2.
Постановлением от 23.11.2018г № 13 Общество с ограниченной ответственностью «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43.1 КоАП РФ, назначен штраф в размере 105 000 руб.
СЗМТУ Росстандарт 12.11.2018 выдал Обществу с ограниченной ответственностью «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» Предписание № 72 об устранении выявленных нарушений.
Не согласившись с вышеуказанными постановлением и предписанием, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В обоснование своей позиции Общество ссылается на приложение 9 "Договора о Евразийском экономическом союзе", согласно которому "изготовитель" - юридическое лицо или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, в том числе иностранный изготовитель, осуществляющие от своего имени производствоили производство и реализацию продукциии ответственные за ее соответствие требованиям технических регламентов Союза.
Между тем, в соответствии с п. 1.2 статьи 2 Технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному иавиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», принятым Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 826 на основании «Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации» от 18 ноября 2010 (Прекратило действие с даты вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014), изготовитель - юридическое либо физическое лицо, в том числе иностранное, осуществляющее от своего имени или по поручению изготовление и (или) реализацию топлива, ответственное за его соответствие требованиям Технического регламента ТС.
Следовательно, изготовителем является как завод-изготовитель, так и лицо, реализующее топливо, ответственное за его соответствие требованиям Технического регламента ТС.
Общество не учитывает следующие положения статей 51, 52 "Договора о Евразийском экономическом союзе», согласно которым:
- в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения в рамках Союза принимаются технические регламенты Союза;
- применение и исполнение технических регламентов Союза в государствах-членах осуществляется без изъятий;
- техническое регулирование в рамках Союза осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1) установление обязательных требованийк продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
2) установление единых обязательных требований в технических регламентах Союза или национальных обязательных требований в законодательстве государств-членов к продукции,включенной в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Союза (далее - единый перечень);
В соответствии с пунктом 4 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) и пунктом 5 приложения N 2 к Регламенту работы Евразийской экономической комиссии, утвержденному Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. N 98, Коллегия Евразийской экономической комиссии вносила Решением от 30 июня 2017 года N 72 изменения в Решение Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 826, однако они не касались приведения определения «изготовитель», указанного в TPТС 013/2011,к определению приложения 9 Договора, следовательно, решение законодателя о приравнении к изготовителю, лица, реализующего топливо, остается в силе.
В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства,монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Таким образом, Общество, как лицо, осуществляющее реализацию топлива отсвоего имени и ответственное за его соответствие требованиям Технического регламента, в силу статьи 2 TPТС 013/2011 является изготовителем. При этом согласно данной статье при обращении топлива на рынке все стадии движения топлива проходят паспортизацию топлива.
В пункте 4.13 статьи 4 TPТС 013/2011 установлено, что каждая партия топлива, выпускаемого в обращение и (или) находящегося в обращении, должна сопровождаться документом о качестве (паспортом), который должен содержать, в том числе, наименование и обозначение марки топлива; наименование изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) или импортера, или продавца, их местонахождение (с указанием страны); обозначение документа, устанавливающего требования к топливу данной марки (при наличии); нормативные значения и фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива данной марки требованиям TPТС; дату выдачи и номер паспорта; подпись лица, оформившего этот паспорт; сведения о декларации соответствия; сведения о наличии присадок в топливе.
ООО «ЛУКОИЛ-Северо-Западпефтепродукт», осуществляющее от своего имени выпуск в обращение топлива с собственной нефтебазы «Мурманская», его паспортизацию и реализацию как на собственные АЗС, так и на АЗС сторонних организаций, как лицо, приравненное к изготовителю требованиями TPТС 013/2011, не проводит процедуру подтверждения соответствия топлива требованиям Технического регламента TPТС 013/2011 в форме декларирования соответствия; не указывает в паспортах, оформляемых нефтебазой, фактические результаты испытаний топлива, а переносит данные о результатах испытаний и декларации о соответствии из паспортов заводов -изготовителей.
Паспорта, оформляемые нефтебазой, не содержат сведения об изготовителе ООО
«ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт», осуществляющем реализацию топлива с нефтебазы «Мурманская», ответственным за его соответствие требованиям Технического регламента ТС, указывая сведения « хранитель (поставщик) - организация нефтепродуктообеспечения: Нефтебаза «Мурманская» ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт», что вводит в заблуждение потребителей относительно изготовителя в определении п.2.1. статьи 2 TPТС 013/2011.
Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» №381-Ф3 от 28 декабря 2009, ГОСТ Р 51303-2013 Торговля. Термины и определения», разделом 2 установлены следующие основные понятия: торговая деятельность (далее также - торговля) - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров; оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием; -розничная торговля: вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; продажа (реализация) товара: передача покупателю товаров на определенных условиях, в том числе по договору купли-продажи или иным аналогичным договорам.
Из вышеизложенного и представленных при проверке документов следует, что ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» осуществляет реализацию конкретных партий продукции с нефтебазы «Мурманская», являясь изготовителем в определении изготовителя, изложенном в п. п. 2.1 статьи 2Т Р ТС 013/2011 и одновременно оптовым продавцом, поэтому указание изготовителем ООО «КИНЕФ» неправомерно.
Паспорт должен содержать нормативные значения и фактические результаты испытаний,подтверждающие соответствие топлива данной марки требованиям Технического регламента ТС.
Из содержания паспорта продукции № 661 от 18.10.2018г, которым сопровождаются партия продукции массой топлива 38,9т, отгружаемая из резервуара № 6 нефтебазы «Мурманская» ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» следует, что фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие партии топлива данной марки требованиям Технического регламента ТС не указаны и не определялись, поскольку в паспорте, согласно примечанию к таблице с физико-химическими показателями, отмеченному символом «*», указаны показатели из паспорта продукции № 161 от 05,10,2018г. завода-изготовителя ООО «КИНЕФ».
Реализуя топливо, Общество участвует в процессе его обращения на рынке, доводя до конечного потребителя. Соответственно, допускаемое Обществом обращение топлива, сопровождаемое документами о качестве (паспортами), не отвечающими требованиям пункта 4.13. статьи 4 TPТС 013/2011, является нарушением требований технического регламента.
В соответствии со статьей 2 TPТС 013/2011 под выпуском в обращение понимается первичный переход паспортизированного топлива от изготовителя к потребителю, а под обращением топлива на рынке - этапы движения топлива от изготовителя к потребителю, охватывающие все стадии, которые проходит паспортизированное топливо после выпуска его в обращение. Изготовитель - юридическое либо физическое лицо, в том числе иностранное, осуществляющее от своего имени или по поручению изготовление и (или) реализацию топлива, ответственное за его соответствие требованиям TPТС.
Таким образом, к изготовителю приравнивается также лицо, реализующее топливо, ответственное за его соответствие требованиям данного регламента. При этом согласно данной статье при обращении топлива на рынке все стадии движения топлива проходят паспортизацию топлива, а партией считается количество топлива одной марки, оформленное одним документом о качестве.
В пункте 4.13 статьи 4 TPТС 013/2011 установлено, что каждая партия топлива, выпускаемого в обращение и (или) находящегося в обращении, должна сопровождаться документом о качестве (паспортом), который должен содержать, в том числе, наименование и обозначение марки топлива; наименование изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) или импортера, или продавца, их местонахождение (с указанием страны); обозначение документа, устанавливающего требования к топливу данной марки (при наличии); нормативные значения и фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива данной марки требованиям TPТС; дату выдачи и номер паспорта; подпись лица, оформившего этот паспорт; сведения о декларации соответствия; сведения о наличии присадок в топливе.
В силу пункта 3.1 статьи 3 TPТС 013/2011 допускается выпуск в обращение и обращение топлива, соответствие которого подтверждено требованиям согласно статье 6 TPТС. В соответствии с пунктом 6.1 статьи 6 TPТС 013/2011 перед выпуском топлива в обращение проводится подтверждение соответствия топлива требованиям этого TPТС в форме декларирования соответствия, процедуру подтверждения которого проводит заявитель. При декларировании соответствия заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с законодательством государства -члена Таможенного союза на его территории юридическое лицо или физическое лицо, являющееся либо изготовителем, либо его уполномоченным представителем, либо импортером. Подтверждение соответствия топлива проводится по схемам декларирования, установленным в статье 6 и описанным в приложении 8 к TPТС.
Согласно пункту 4.5 Правил Технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных Министерством энергетики Российской Федерации от 19.06.2003 № 232 (далее -Правила № 232), поступающий на нефтебазу или отпускаемый с нефтебазы, должен сопровождаться паспортом качества на партию нефтепродуктов, заполненным в объеме требований нормативного документа, и информацией об обязательной сертификации (декларации) для нефтепродуктов, если они подлежат обязательной сертификации.
В соответствии с пунктом 4.6 Правил № 232 любое количество нефтепродукта, изготовленного в ходе непрерывного технологического процесса, однородного по своим показателям качества и сопровождаемого одним документом о качестве, рекомендуется называть изготовленной партией. Одноименный продукт независимо от количества, поставленный по единому товарно-транспортному документу и сопровождаемый одним паспортом качества, поступивший на нефтебазу, рекомендуется называть поступившей партией.После слива нефтепродукта в резервуар на остатки одноименного нефтепродукта количество нефтепродукта в партии считается как сумма остатка и поступившего продукта. Паспорт качества на такую партию выписывается лабораторией нефтебазы после проведения анализов контрольной пробы, взятой из резервуара нефтебазы. Нефтепродукты одной марки, поступившие в расфасованном виде по одному товарно-транспортному документу и имеющие один паспорт качества, рекомендуется называть поступившей партией тарных нефтепродуктов. Каждая партия тарных нефтепродуктов хранится в складских помещениях отдельно от других партий.
В пункте 6.2 Правил № 232 указано, что допускается хранение нефтепродуктов одной марки в одном резервуаре. При этом действующее законодательство не содержит запрета на слив в тот же резервуар продуктов той же марки, но от других партий.
Кроме того, в силу пунктов 10.1 - 10.6 «Инструкции по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения», утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2003 № 231, при обнаружении некондиционности нефтепродукта (отклонения от качества реализуемого нефтепродукта от требований нормативного документа хотя бы по одному показателю) организация должна принять меры по восстановлению его качества путем смешения его с той же маркой нефтепродукта, имеющего запас качества по требуемому показателю.
Таким образом, паспорт качества выдается не только нефтеперерабатывающим заводом (НПЗ), но и нефтебазой, отпускающей эту продукцию, в отношении партии, образовавшейся в результате слива нефтепродукта в резервуар, на остатки одноименного нефтепродукта после проведения лабораторией нефтебазы анализов контрольной пробы из этого резервуара. Так, в соответствии с пунктом 6.1 TPТС 013/2011 при декларировании соответствия топлива и выдаче паспорта нефтебаза с этого момента ответственна за его соответствие требованиям Технического регламента ТС.
Как следует из материалов дела, у Общества отсутствует подтверждение соответствия продукции установленным требованиям в форме декларирования о соответствии при выпуске в обращение топлива с нефтебаз, принадлежащих заявителю, каждая партия топлива, выпускаемая в обращение с нефтебаз, принадлежащих Обществу, не сопровождалась документом о качестве (паспортом) с указанием фактических результатов испытаний, подтверждающих соответствие топлива данной марки требованиям TPТС 013/2011, а также не сопровождалась паспортом качества, заполненным в объеме требований нормативного документа и информацией об обязательном подтверждении соответствия.
Кроме этого, соблюдение требований приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2003 № 231 «Об утверждении Инструкции по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения» не исключает необходимость соблюдения требований Технического регламента с учетом целей их разработки, содержащихся в пункте 2 Технического регламента.
Утверждение Общества о том, что оно является только продавцом, а не изготовителем в понимании TPТС, ошибочно, так как согласно определениям в п. 2.1, статьи 2 TPТС 013/2011: изготовитель- юридическое либо физическое лицо, в том числе иностранное, осуществляющее от своего имени или по поручению изготовление и (или) реализацию топлива, ответственное за его cooтветствие требованиям TPТС4: продавец - юридическое либо физическое лицо, являющееся резидентом государства-члена ТС, осуществляющее оптовую и (или) розничную реализацию паспортизированного топлива потребителю в соответствии с национальным законодательством государства-члена ТС и ответственное за размещение на рынке топлива, соответствующего требованиям Технического регламента ТС; потребитель- юридическое, либо физическое лицо, имеющее намерение приобрести или приобретающее паспортизироваиное топливо для собственных нужд.
Между тем ООО "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт", осуществляет как реализацию топлива с нефтебазы, так и розничную продажу топлива на АЗС и является одновременно: изготовителем,осуществляющим выпуск топлива в обращение с нефтебазы и реализацию его как на собственные АЗС через перевозчика (согласно представленному договору), так и сторонним организациям, реализующим топливо через собственные АЗС, не являющимися потребителями; продавцом топлива: при продаже через собственные АЗС полученного с нефтебазыпо товарно-транспортным накладным топлива потребителям;при поставке топлива юридическому либо физическому лицо, имеющему намерение приобрести или приобретающее паспортизированное топливо для собственных нужд.
Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» №381-Ф3 от 28 декабря 2009 установлены следующие основные понятия:
- торговая деятельность (далее также - торговля) - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров;
- оптовая торговля: вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», раздел 2 установлены следующие понятия:
- торговая деятельность (торговля):вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров;
- оптовая торговля: вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для перепродажи, или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;
- розничная торговля: вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
- продажа [реализация] товара: передача покупателю товаров на определенных условиях, в том числе по договору купли-продажи или иным аналогичным договорам.
Общество ошибочно полагает, что на партии топлива, выпускаемые в обращение с нефтебазы «Мурманская», могут распространяться паспорта завода -изготовителя исходя из следующего.
В соответствии с п. 2.1. статьи 2 TPТС 013/2011 выпуск в обращение - первичный переход паспортизированного топлива от изготовителя к потребителю; партия топлива - количество топливаодной марки, сопровождаемое одним документом о качестве (паспортом);в соответствии с 4.13.статьи 4 TPТС 013/2011 каждая партия топлива, выпускаемого в обращение и (или) находящегося в обращении, должна сопровождаться документом о качестве (паспортом).
Материалами дела установлено и подтверждено представленными товарно-транспортными документами и паспортами заводов и нефтебазы, что поступающие на нефтебазу и отгружаемые с нефтебазы партии, не являются одними и теми же партиями, так как не идентичны как по количеству, так и по качественным характеристикам,что подтверждено протоколами испытаний аккредитованной лаборатории, поэтому Общество обязано паспортизировать топливо, выпускаемое с нефтебазы.
Ссылки Общества в паспортах нефтебазы на результаты испытаний топлива на заводе-изготовителе и на декларации о соответствии заводов изготовителей не принимаются, так как заводы проводили испытания топлива, отобранного из резервуаров заводов, до прохождения стадий транспортировки, слива и хранения в резервуарах нефтебазы «Мурманская»; в декларациях о соответствии заводов заявляется о соответствии продукции, выпущенной по адресу места осуществления деятельности завода, адрес нефтебазы «Мурманская», где хранится поставляемое топливо до отгрузки покупателям и на АЗС в них не указан.
Данные выводы подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 12.11.2018 № 2, актом проверки № 135/07 от 12.11.2018, например, по одному из эпизодов нарушений TPТС 013/2011 на нефтебазе «Мурманская» Общества.
Согласно представленным сменным отчетам нефтебазы «Мурманская» за период 13-17 октября 2018г, автомобильный бензин АИ-92-К5 TPТС 013/2011/бензин неэтилированпый Регуляр-92 из резервуара № 6 нефтебазы в количестве 11 тонн реализован в данный период без паспорта продукции, оформленного юридическим лицом, осуществляющим от своего имени реализацию топлива - ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» с собственной нефтебазы «Мурманская»,так как согласно представленному паспорту продукции нефтебазы «Мурманская» №661 от 18.10.2018, данный паспорт был оформлен только 18.10.2018.
Сопровождение данной продукции паспортом №161 от 05.10.2018г, оформленным заводом -изготовителя ООО «КИНЕФ» на партию продукции 5033т из резервуара № 26, которым сопровождалась данная продукция, неправомерна, так как данная продукция отгружалась покупателям не из резервуара № 26 ООО «КИНЕФ», а из резервуара № 6 нефтебазы «Мурманская» ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» после прохождения процессов транспортировки в железнодорожных цистернах, приемки, хранения на нефтебазе «Мурманская, в результате чего характеристики (показатели) данной продукции , подтверждающие соответствие топлива данной марки требованиям Технического регламента ТС, изменились, что подтверждается результатами проведенных испытаний.
Обязанность оформления паспортов качества нефтепродуктов, установленного анализом проб, отбираемых при товарно-транспортных операциях и хранении на нефтебазах, предусмотрена «Правилами технической эксплуатации нефтебаз», утвержденными Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N232, п.4.6, согласно которым паспорт качества на партию выписывается лабораторией нефтебазы после проведения анализов контрольной пробы, взятой из резервуара нефтебазы (п.4.6); качество нефтепродуктов, установленное анализом проб, отбираемых при товарно-транспортных операциях и хранении, оформляется паспортом качества (п.4.8).
Нарушены требования TPТС 013/2011, пЛ.2.статьи 1;п.3.2. статьи 3; п 4.13, статьи 4 в части сопровождения с 18.10.2018г партии продукции из резервуара №6 нефтебазы «Мурманская» документом о качестве -паспортом продукции № 661 от 18.10.2018, оформленным начальником нефтебазы «Мурманская» ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» на автомобильный бензин АИ-92-К5 TPТС 013/2011 /бензин неэтилированный Регуляр-92, ГОСТ Р 51105-97, массой топлива 38,9т, не содержащим сведения, предусмотренные п. 4.13, статьи 4 TPТС 013/2011 и содержащем сведения, вводящие в заблуждение потребителей, а именно: Паспорт должен содержать наименование изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) или импортера, или продавца, их местонахождение (с указанием страны).
Фактически, представленный паспорт продукции №. 661 от 18.10.2018, сопровождающий партию продукции массой топлива 38,9т, отгружаемую из резервуара № 6 нефтебазы «Мурманская» ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт», не содержит сведения об изготовителе (продавце) ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт», осуществляющем реализацию топлива с нефтебазы «Мурманская», ответственном за его соответствие требованиям Технического регламента ТС.
В данном паспорте указаны: организация-изготовитель ООО «КИНЕФ»; организация-продавец ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт»; хранитель (поставщик) - организация нефтепродуктообеспечения: Нефтебаза «Мурманская» ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт», что вводит в заблуждение потребителей относительно изготовителя в определении п. 2.1. статьи 2 TPТС 013/2011, согласно которому изготовителем является наряду с лицом изготавливающим и реализующим продукцию, также и лицо, осуществляющее от своего имени реализацию топлива, ответственное за его соответствие требованиям Технического регламента ТС .
Из вышеизложенного и представленных при проверке документов, в том числе отчетов о реализации топлива следует, что ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» осуществляет реализацию конкретных партий продукции с нефтебазы «Мурманская», являясь изготовителем в определении изготовителя, изложенном в п. п. 2.1 статьи 2Т Р ТС 013/2011 и одновременно оптовым продавцом, поэтому указание изготовителем ООО «КИНЕФ» неправомерно.
Паспорт должен содержать нормативные значения и фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива данной марки требованиям Технического регламента ТС.
Из содержания паспорта продукции № 661 от 18.10.2018, которым сопровождаются партия продукции массой топлива 38,9т, отгружаемая из резервуара № 6 нефтебазы «Мурманская» ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» следует, что фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие партии топлива данной марки требованиям Технического регламента ТС не указаны и ие определялись, поскольку в паспорте, согласно примечанию к таблице с физико-химическими показателями, отмеченному символом «*», указаны показатели из паспорта продукции № 161 от 05.10.2018г. завода-изготовителя ООО «КИНЕФ».
Согласно протоколу испытаний № 20637 от 24.10.2018г, проведенных аккредитованной организацией в рамках проверки, установлено, что результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива данной марки требованиям Технического регламента ТС, не соответствуют результатам испытаний, указанным в паспорте продукции завода-изготовителя ООО «КИНЕФ» № 161 от 05.10.2018, перенесенным в паспорт продукции №661 от 18.10.2018, оформленный начальником нефтебазы «Мурманская» ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт».
По отдельным показателям разница составила от 10 до 140%. Например, по паспорту ООО «КИНЕФ» объемная доля олефиновых углеводородов изготовленного на заводе топлива составляла 0,58 % , а объемная доля олефиновых углеводородов находящегося в резервуаре № 6 нефтебазы «Мурманская» ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» топлива данной марки по протоколу аккредитованной организации составила 1,4 % , что в 2,4 раза больше , чем в изготовленном на заводе; разница в содержании бензола, ароматических углеводородов, давлении насыщенных паров составила от 6 до 27%.
Возражения Общества по поводу разницы в характеристиках топлива, указанных в паспортах продукции нефтебазы, перенесенных из паспортов изготовителей, с значениями показателей, полученными по результатам испытаний данного топлива при проведении проверки, как соответствующими допускаемому пределу по ГОСТ Р 52714 , не соответствуют действительности.
Объемная доля олефиновых углеводородов изготовленного на заводе топлива составила 0,58%. Объемная доля олефиновых углеводородов находящегося в резервуаре № 6 нефтебазы «Мурманская» ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» топлива данной марки по протоколу аккредитованной организации составила 1,4 %.
Данный показатель согласно паспорту завода определялся поГОСТ Р 52714-2007 «Бензины автомобильные. Определение индивидуального и группового углеводородного состава», согласно разделу 20 «Прецизионность» которого прецизионность метода определена статистическим исследованием результатов межлабораторных испытаний для группового компонентного состава и включает требования к повторяемости и воспроизводимости, а именно:
-п. 2 0.1 Повторяемость. Таблица 7
Диапазон измеряемой величины компонентов, % по массе или по объему | Предел повторяемости г, % по массе или по объему |
До 1,0* включ. | 0,1* |
Св. 1,0 " 10,0 " | 0,4 |
" 10,0 " 45,0 " | 1,2 |
* Для углеводородов. |
Расхождение между последовательными результатами определений, полученными одним и тем же оператором на одной и той же аппаратуре при постоянно действующих условиях на идентичном исследуемом материале в течение длительного времени при нормальном и правильном выполнении метода испытания
-п..20.2 Воспроизводимость. Расхождение между двумя единичными и независимыми результатами испытания, полученными разными операторами, работающими в разных лабораториях на идентичном исследуемом материалев течение длительного временипри нормальном и правильномвыполнении метода испытания. Таблица 8.
Диапазон измеряемой величины компонентов, % по массе или по объему | Предел воспроизводимости, % по массе или по объему |
До 1,0* включ. | 0,3* |
Св 1,0" 10,0 " | 0,8 |
"10,0 " 45,0 " | 1,6 |
* Для углеводородов. |
Из вышеизложенных норм стандарта следует, что при получении результата испытаний на заводе равным 0,58%, расхождение результатов у оператора одной лаборатории не должно было превышать 0,1%; у операторов разных лабораторий 0,3%.
Применение Обществом предела воспроизводимости 1,6% неправомерно, так как результат измерений завода составляет 0,58%, поэтому расхождение между результатом завода и ООО «СЗЦЭ» не должно было бы превысить 0,58 +0,3= 0,88 %. Фактическое расхождение между результатами лаборатории завода и ООО «СЗЦЭ» составляет 0,82%.
Согласно протоколу испытаний № 20637 от 24.10.2018г аккредитованной организации ООО «СЗЦЭ» определялся по ГОСТ 32507.
Согласно разделу 21 «Прецизионность» ГОСТ 32507-2013 «Бензины автомобильные и жидкие углеводородные смеси. Определение индивидуального и группового углеводородного состава методом капиллярной газовой хроматографии» прецизионность метода определена статистическим исследованием результатов межлабораторных испытаний для группового компонентного состава и включает требования к повторяемости и воспроизводимости, а именно:
- п. 21.1 Повторяемость. Расхождение между последовательными результатами испытаний, полученными одним и тем же оператором на одной и той же аппаратуре при постоянных условиях на идентичном испытуемом материале в течение длительного времени при нормальном и правильном выполнении метода испытания.
Таблица 7 - Значения повторяемости
Значение, % масс. | Предел повторяемости, % масс. |
До 1,0* включ. | 0,1* |
Св. 1,0 "10,0" | 0,4 |
"10,0 " 45,0" | 1,2 |
* Для углеводородов. |
- п. 21.2 «Воспроизводимость». Расхождение между двумя единичными и независимыми результатами испытаний, полученными разными операторами, работающими в разных лабораториях на идентичном исследуемом материале в течение длительного времени при нормальном и правильном выполнении метода испытания.
Таблица 8 - Значения воспроизводимости.
Значение, % масс. | Предел воспроизводимости, % масс. |
До 1,0* включ. Св. 1,0 " 10,0" "10,0 " 45,0" | 0,3* 0.8 1,6 |
* Для углеводородов. |
Из вышеизложенных норм стандарта следует, что полученная заводом в результате испытаний концентрация олефиновых углеводородов 0,58% соответствует значению «до 1 % включительно», следовательно, расхождение результатов у оператора лаборатории не должно было превышать 0,1%; у операторов разных лабораторий 0,3%. Фактически, расхождение между результатами лаборатории завода и ООО «СЗЦЭ» составляет 0,82%.
Это свидетельствует об исследовании неидентичной продукции.
Требования прецизионности между результатами лаборатории завода и ООО «СЗЦЭ» в данном случае неприменимы, поскольку результаты испытания, полученные разными операторами, работающими в разных лабораториях должны быть получены на идентичном исследуемом материале, а в настоящем случае исследовался не идентичный материал, поскольку пробы отбирались в разное время из разных мест хранения и исследовались по различным документам, содержащим методики (методы) измерений.
В соответствии с п. 3.4 ГОСТ Р 51672-2000 «Метрологическое обеспечение испытаний продукции для целей подтверждения соответствия. Основные положения» воспроизводимость результатов испытанийэто характеристика результатов испытаний, определяемая близостью результатов испытаний одного и того же объекта но единым методикамв соответствии с требованиями одного и того же нормативного документа с применением различных экземпляров оборудования разными операторами в разное время в разных лабораториях.
Доводы Общества о том, что в приложении 3 TPТС 013/2011 показатель «содержание метиловых эфиров жирных кислот» не является характеристикой дизельного топлива и ее не нужно контролировать, не соответствует действительности.
В соответствии с п. 4.4. статьи 4. «Требования безопасности» TPТС 013/2011 дизельное топливо должно соответствовать требованиям, указанным в приложении 3 к Техническому регламенту ТС.
Приложение 3. Требования к характеристикам дизельного топлива содержит таблицу, в которой указаны характеристики дизельного топлива:
Характеристики дизельного топлива | Единица измерения | Нормы в отношении экологического класса | |||||||
К2 | КЗ | К4 | К5 | ||||||
Массовая доля серы, не более | мг/кг | 500 | 350 | 50 | 10 | ||||
Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже: | °С | ||||||||
для летнего и межсезонного дизельного топлива | 40 | 40 | 55 | 55 | |||||
для зимнего и арктического дизельного топлива | 30 | 30 | 30 | 30 | |||||
Фракционный состав -95 процентов объемных перегоняется при температуре, не выше | °С | 360 | 360 | 360 | 360 | ||||
Массовая доля полициклических ароматических углеводородов, не более | % | - | 11 | 11 | 8 | ||||
Цетановое число для летнего дизельного топлива, не менее | - | 45 | 51 | 51 | 51 | ||||
Цетановое число для зимнего и арктического дизельного топлива, не менее | - | не определяется | 47 | 47 | 47 | ||||
(Строка в редакции, введенной в действие с 10 июля 2014 года решением Совета ЕЭК от 23 июня 2014 года N 43. | |||||||||
Смазываюшая способность, не более | мкм | не определяется | 460 | 460 | 460 | ||||
Предельная температура фильтруемости, пе выше: | °С | ||||||||
летнее дизельное топливо | не определяется | не определяется | не определяется | не определяется | |||||
дизельного топлива зимнего** | минус 20 | минус 20 | минус 20 | минус 20 | |||||
дизельного топлива арктического | минус 38 | минус 38 | минус 38 | минус 38 | |||||
дизельного топлива межсезонного*** | минус 15 | минус 15 | минус 15 | минус 15 | |||||
* допускается содержание в дизельном топливе не более 7% (по объему) метиловых эфиров жирных кислот. | |||||||||
** для Республики Казахстан не более минус 15°С для экологических классов К2, КЗ, К4 и К5. | |||||||||
*** для Республики Казахстан не более минус 5°С для экологических классов К2, КЗ, К4 и К5. | |||||||||
Обозначение в виде «*» к наименованию 1-го столбца «Характеристики дизельного топлива*» указывает на требование к содержанию в дизельном топливе метиловых эфиров жирных кислот, приведенное под таблицей с нормами для экологических классов в виде следующей характеристики: «* допускается содержание в дизельном топливе не более 7% (по объему) метиловых эфиров жирных кислот».
Указание характеристики внизу таблицы лишь свидетельствует о том, что норма содержания характеристики не более 7% (по объему) одинакова для всех четырех экологических классов.
При вышеуказанных обстоятельствах выявленные нарушения создают существенную угрозу охраняемым законодательством о техническом регулировании отношениям.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению вышеуказанных правил производства работ, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Таким образом, Общество правомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43.1 КоАП РФ.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
С учетом конкретных обстоятельств дела и положений статьи 2.9 КоАП РФ, пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», принимая во внимание, что доказательств исключительности обстоятельств, повлекших правонарушение, не представлено, суд не усматривает оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения Общества от административной ответственности.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено. Срок давности привлечения к ответственности на момент вынесения постановления не истек.
Размер административного штрафа, назначенного административным органом, проверен судом первой инстанции и признан обоснованным, назначенным с учетом характера вменяемого административного правонарушения, с учетом обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, в переделах санкции инкриминируемой статьи. По мнению суда назначенное Обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 201, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Синицына Е.В.