Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6, http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
06 июня 2020 года Дело № А56-15229/2020
Резолютивная часть решения объявлена июня 2020 года .
Полный текст решения изготовлен июня 2020 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Соколовой Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Григорьевой Ю.Э.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель – Администрация Таицкого городского поселения Гатчинского муниципального района,
заинтересованное лицо – Комитет градостроительной политики Ленинградской области,
об оспаривании предписания,
при участии
от заявителя – не явился, извещен,
от заинтересованного лица – ФИО1 по доверенности от 09.01.2020 № 01-08-1/2020,
установил:
Администрация Таицкого городского поселения Гатчинского муниципального района (далее – Администрация) обратилась с арбитражный суд с заявлением об оспаривании предписания Комитета градостроительной политики Ленинградской области (далее – Комитет) об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности от 25.11.2019 № 29-0/2019.
При отсутствии возражений сторон, в порядке статьи 137 АПК РФ суд завершил предварительное судебное заседание и открыл заседание суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель Комитета возражал против удовлетворения заявленных требований.
Администрация надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, однако её представитель в судебное заседание не явился; дело рассмотрено в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы Комитета, суд установил следующее.
ФИО2 25.07.2019 в Администрацию направлено уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: Ленинградская область, Гатчинский муниципальный район, Таицкое городское поселение, г.п. Тайцы, массив Восточный, уч. 27, кад.номер земельного участка: 47:23:0261002:609.
Администрацией 30.07.2019 ФИО2 выдано уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам, и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства) (далее - уведомление о несоответствии) по следующим основаниям: «Земельный участок с кадастровым номером 47:23:0261002:609 расположен в территориальной зоне Ж-3. В соответствии со статьей 32 Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Совета депутатов Таицкого городского поселения № 9 от 30.01.2013 минимальная площадь для жилых домов усадебного типа - 1000 м2. Площадь указанного земельного участка 800 м2, то есть меньше предельной минимальной площади, установленной для данной территориальной зоны».
В связи с отказом Администрации в выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам, ФИО2 обратилась в Комитет.
По результатам рассмотрения уведомления о несоответствии от 30.07.2019 Комитетом Администрации выдано предписание № 25-0/2019 об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности от 23.09.2019, содержащее требование о повторном рассмотрении направленного ФИО3 в Администрацию уведомления о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства в порядке, установленном статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерацией.
ФИО2 обратилась в Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций (исх. № А26-02-119372911-СО1 от 14.11.2019) с заявлением о нарушении Администрацией установленного порядка рассмотрения уведомлений о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства.
На основании рассмотрения повторного обращения ФИО4 Комитетом 25.11.2019 Администрации выдано предписание №29-0/2019 об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности, которым предписано повторно рассмотреть направленное ФИО2 в Администрацию уведомление от 27.09.2019 в порядке, установленом статьей 51.1 ГрК РФ
Считая предписание недействительным, Администрация обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
На основании подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиям законодательства.
В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, в том числе земли населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно пункту 1 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 8 статьи 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, несоответствие площади земельного участка требованиям правил землепользования и застройки само по себе не является ограничением для осуществления хозяйственной деятельности на нем.
Как пояснил в судебном заседании представитель Комитета, согласно информации, поступившей в ответ на указанное предписание, земельные участки, расположенные в массиве Восточный Таицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области, формировались с 2017 по 2019, после принятия Правил землепользования и застройки муниципального образования Таицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области.
Данные земельные участки, в том числе вышеуказанный земельный участок, расположены вблизи объекта культурного наследия федерального значения «Усадебный дом Демидова», в отношении которого разработан Проект зон охраны объекта культурного наследия.
Согласно Проекту земельные участки, включая указанный участок, расположены в границах территории зон охраны объекта культурного значения «Усадебный дом Демидова» подзона ЗРЗ 1. Особый режим использования земель и градостроительный регламент в границах зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности в данной подзоне допускает образование земельных участков не менее 0,10 га.
Согласно данным Комитета по культуре Ленинградской области зоны охраны объекта культурного наследия федерального значения «Усадебный дом Демидова», расположенного По адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, г.п. Тайцы, на сегодняшний день не утверждены.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 34.1 Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ) границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются для ансамбля, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 150 метров от внешних границ территории ансамбля, для ансамбля, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 250 метров от внешних границ территории ансамбля.
Согласно сведениям публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером 47:23:0261002:609 расположен на расстоянии не менее 300 метров от границ территории объекта культурного наследия.
Принимая во внимание, что охранные зоны объекта культурного наследия не утверждены, запреты и ограничения, установленные положениями статьями 34, 34.1 Закона № 73-ФЗ на земельный участок с кадастровым номером 47:23:0261002:609 не распространяются.
Иные ограничения в отношении данного земельного участка также не установлены.
С учетом вышеизложенного Администрации предписано повторно рассмотреть направленное ФИО3 уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства от 27.09.2019 в порядке, установленном статьей 51.1 Градостроительного кодекса РФ, и при отсутствии иных оснований, за исключением недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, в течение 7 рабочих дней с даты получения предписания выдать заявителю уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Суд не усматривает предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для признания недействительным предписания Комитета.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения требований Администрации.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.
Судья Соколова Н.Г.