ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-152460/18 от 14.03.2019 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

15 марта 2019 года                                                              Дело № А56-152460/2018

Резолютивная часть решения объявлена   марта 2019 года .

Полный текст решения изготовлен   марта 2019 года .

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи  Синицыной Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Меньщиковым Д.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: Общество с ограниченной ответственностью "НЕВСКАЯ ТРУБОПРОВОДНАЯ КОМПАНИЯ";

заинтересованное лицо: Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области

третье лицо: Правительство Ленинградской области

об оспаривании решения от 05.09.2018 №11-1378/2017-13-1, об обязании устранить нарушение прав и законных интересов и выплатить субсидию за 2 квартал 2017 года в размере 158 119 832 руб.

при участии

- от заявителя: ФИО1 по доверенности от 02.04.2018, ФИО2 по доверенности от 02.07.2018,

- от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 22.01.2019, ФИО4 по доверенности от 22.01.2019,

- от третьего лица: ФИО5 по доверенности от 11.12.2018

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Невская трубопроводная компания» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области (далее – Комитет) об оспаривании решения от 05.09.2018 №11-1378/2017-13-1, об обязании устранить нарушение прав и законных интересов и выплатить субсидию за 2 квартал 2017 года в размере 158 119 832 руб.

Суд в соответствии с пунктом 4 статьи 137 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации перешел из предварительного в судебное заседание.

Рассмотрев материалы дела, суд установил.

Между Ленинградской областью и ООО «Невская трубопроводная компания» 25.05.2012 заключен договор о предоставлении мер государственной поддержки инвестиционной деятельности в Ленинградской области (далее – Договор от 25.02.2012).

В соответствии с Договором Обществом в Комитет экономического развития в инвестиционной деятельности Ленинградской области была представлена заявка от 27.07.2018 №0582/18 на предоставление субсидии за 2 квартал 2017 года в размере 158 119 832 руб.

Комитет письмом от 05.09.2018 №11-1378/2017-13-1 отказал в удовлетворении заявки Общества, ввиду неправомерного включения в расчет периода фактической окупаемости инвестиционных затрат убытков 2010-2011 годов, влияющие на определение срока предоставления режима наибольшего благоприятствования.

Не  согласившись с вышеуказанным решением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Требования Заявителя удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии с областным законом Ленинградской области от 22.07.1997 №    24-03   «О    государственной    поддержке   инвестиционной   деятельности в Ленинградской области» (далее - закон № 24-оз) между Ленинградской областью и ООО «Невская трубопроводная компания» 25.05.2012 заключен договор о предоставлении мер государственной поддержки инвестиционной деятельности (далее - Договор), в соответствии с которым Общество применяло налоговые льготы и получало субсидии в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, работ, оказанием услуг.

В соответствии с пунктом 1.2.2 Договора Общество планировало осуществить инвестиционные затраты в размере 4 115 456,4 тыс. рублей в срок до 01.04.2012 в соответствии с бизнес-планом инвестиционного проекта «Строительство терминала погрузки нефти в Морском торговом порту Усть-Луга» (далее - бизнес-план), который в соответствии со статьей 9 Договора является неотъемлемой частью Договора.

В ходе реализации инвестиционного проекта Общество в соответствии с пунктом 1.2.1 Договора, позволяющим инвестору изменять отдельные параметры бизнес-плана инвестиционного проекта (в том числе формы, стадии, объемы и порядок осуществления инвестиционных затрат) путем внесения изменений в Договор, скорректировало перечень осуществленных инвестиционных затрат, путем заключения с Ленинградской областью Дополнительного соглашения от 02.02.2017 № 1 (далее - Дополнительное соглашение № 1).

В соответствии с новой редакцией пункта 1.2.2 Договора, установленной Дополнительным соглашением № 1, общий объем инвестиционных затрат уменьшился и составил 3 234 956 тыс. рублей.

В соответствии с пунктом 1.3.3 Договора Обществу в соответствии с законом № 24-03 и областным законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг предоставляются субсидии в размере 100 процентов подлежащей уплате суммы налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет Ленинградской области, исчисленный применительно к прибыли, полученной в результате вложения средств в соответствии с бизнес-планом инвестиционного проекта и являющейся дополнительной по отношению к прибыли до начала вложения средств (в случае вложения средств в расширение существующих производственных мощностей):

- на срок фактической (с учетом предоставляемых льгот) окупаемости инвестиционных затрат (но не превышающий прогнозный срок окупаемости инвестиционных затрат, предусмотренный бизнес-планом инвестиционного проекта),

- на двухлетний период после наступления срока фактической окупаемости инвестиционных затрат.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 5 закона № 24-оз Правительство Ленинградской области утверждает методику расчета срока окупаемости инвестиционных затрат, осуществляемых в ходе реализации инвестиционного проекта и направленных на создание и приобретение основных средств, не входивших в состав налогооблагаемого имущества на территории Ленинградской области до начала реализации инвестиционного проекта (включая затраты на пусконаладочные работы), и нематериальных активов.

Реализацией указанного положения закона № 24-оз стала Методика расчета срока окупаемости и периода фактической окупаемости инвестиций для реализации льготного режима налогообложения в Ленинградской области, утвержденная постановлением Правительства Ленинградской области от 30.03.1998 № 11 (далее - Методика).

Таким образом, период предоставления Обществу мер государственной поддержки инвестиционной деятельности определяется в соответствии с Методикой путем расчета срока окупаемости инвестиционных затрат в размере 3 234 956 тыс. рублей, осуществленных в соответствии с бизнес-планом, являющимся неотъемлемой частью Договора.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 Методики срок окупаемости инвестиций - рассчитанный по данным инвестиционного проекта отрезок времени, за который сумма амортизационных отчислений и прибыли (после налогообложения), исчисленная нарастающим итогом, достигает величины общего объема инвестиций, предусмотренных по инвестиционному проекту.

В отчете о ходе реализации инвестиционного проекта за 2015 год, выполненного аккредитованной при Правительстве Ленинградской области консалтинговой организацией ООО «Управленческие решения», установлено, что срок окупаемости инвестиций наступил в 1 квартале 2015 года. Таким образом, начиная со 2 квартала 2015 года, Общество пользуется мерами государственной поддержки в виде субсидий из областного бюджета Ленинградской области в течение двухлетнего периода, предусмотренного абзацем третьим пункта 1.3.3 Договора, окончание которого приходится на 1 квартал 2017 года.

В своем заявлении Общество ссылается на период окупаемости инвестиционных затрат, который в соответствии с абзацем 3 пункта 1 Методики определяется как отрезок времени от первого дня квартала, в котором началось осуществление инвестиций, до момента фактической окупаемости инвестиций.

Однако срок окупаемости инвестиций и период фактической окупаемости инвестиционных затрат не являются тождественными понятиями и не соотносятся, как общее с частным, так как имеют разные правила исчисления.

В положениях пункта 1.3 Договора понятие «период фактической окупаемости инвестиционных затрат» не используется, в связи с чем срок действия мер государственной поддержки по Договору не может определяться путем осуществления расчета периода фактической окупаемости инвестиционных затрат.

В положениях Договора используется формулировка «срок окупаемости инвестиций», а в законе № 39-ФЗ - «срок окупаемости инвестиционного проекта».

Как следует из статьи 1 закона № 39-ФЗ термины «инвестиции» и «инвестиционный проект» являются разными понятиями. Кроме того, в соответствии с абзацем 1 статьи 1 Закона № 39-ФЗ приводимые в нем понятия используются для целей закона № 39-ФЗ. Понятие срока окупаемости инвестиционного проекта используется в статье 15 закона № 39-ФЗ и применяется при описании гарантий стабильности совокупной налоговой нагрузки на деятельность инвестора по реализации приоритетного инвестиционного проекта.

В соответствии с принципом свободы договора, предусмотренным статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), определение срока окупаемости инвестиций, используемое в Договоре, может отличаться от определения срока окупаемости инвестиционного проекта, предусмотренного статьей 1 закона № 39-ФЗ. В Договоре использовано определение, предусмотренное абзацем 2 пункта 1 Методики. Таким образом, использование Обществом понятийного аппарата, предусмотренного законом № 39-ФЗ, является необоснованным.

В связи с изложенным срок действия мер государственной поддержки по Договору должен осуществляться только в соответствии с абзацем 2 пункта 1 Методики и на основании бизнес-плана, в котором закреплены финансовые параметры инвестиционного проекта. Однако в нарушении указанной нормы Общество необоснованно расширило границы расчета срока окупаемости инвестиций, что привело к включению накопленных убытков 2010-2011 годов, занижению прибыли после налогообложения в последующие годы, окончанию срока окупаемости на один квартал позднее - во 2 квартале 2015 года и, соответственно, переносу окончания двухлетнего периода после наступления срока окупаемости инвестиций на 2 квартал 2017 года.

Договор, фиксируя условия бизнес-плана, не позволяет Обществу в одностороннем порядке расширять границы срока окупаемости инвестиций на налоговые периоды, предшествующие дате подписания Договора, и таким образом снижать прибыль после налогообложения на величину накопленных в 2010-2011 годах убытков.

В соответствии с таблицей 8.3.1 Отчета о прибылях и убытках бизнес-плана указаны убытки предыдущих налоговых периодов в размере 281,7 млн рублей. Однако в расчет срока фактической окупаемости в бизнес-плане накопленные убытки прошлых налоговых периодов не включались, что подтверждается Таблицей 2.1 Расчет срока окупаемости инвестиционных затрат и периода фактической окупаемости инвестиций с учетом снижения налоговых платежей в бюджет Ленинградской области экспертного заключения на бизнес-план, подготовленного ООО «Управленческие решения» и являющегося приложением к бизнес-плану.

Таким образом, стороны при подписании Договора зафиксировали условия бизнес-плана, предусматривающие ограничение финансовых параметров действий Общества по реализации инвестиционного проекта: не включили накопленные убытки прошлых налоговых периодов в расчет срока окупаемости инвестиционных затрат.

В соответствии с пунктом 1 статьи 425 ГК РФ договор становится обязательным для сторон с момента его подписания. Таким образом, не урегулированные Договором отношения (включение в финансовые параметры бизнес-плана инвестиционного проекта накопленных убытков, понесенных Обществом до подписания Договора) не имеют правового основания для расчета срока окупаемости инвестиций. Такие действия Общества являются неправомерным односторонним изменением финансовых параметров инвестиционного проекта, которые закреплены бизнес-планом как частью Договора.

В соответствии с пунктом 2 статьи 425 ГК РФ стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к отношениям, возникшим до заключения договора. В соответствии с пунктом 1.2.1 Договора Общество имело право в течение срока действия Договора изменять отдельные параметры бизнес-плана инвестиционного проекта (формы, стадии, объемы и порядок осуществления инвестиционных затрат). Однако дополнительные соглашения к Договору, направленные на урегулирование данного вопроса, не заключались.

В связи с изложенным включение в расчет срока окупаемости инвестиций, осуществляемого в целях определения срока действия мер государственной поддержки по Договору, накопленных убытков Общества за период 2010-2011 годов является неправомерным.

В своих доводах Общество ссылается на заключение аккредитованной при правительстве Ленинградской области консалтинговой организации ООО «Профессиональные комплексные решения» на отчет о ходе реализации инвестиционного проекта за 2016 год, в соответствии с которым наступление срока окупаемости инвестиций наступило во 2 квартале 2015 года.

Между тем таблица 3 раздела 4.2.2, Таблица 3 раздела 4.3 не соответствуют пунктам
2.5 и 2.6 Методики, которые устанавливают форму расчета срока окупаемости
и периода фактической окупаемости инвестиций, а также форму расчета общей
суммы снижения платежей по налогам.

В нарушение требований указанных пунктов Методики, изменения порядка учета убытков Общества за период 2010-2011 годов в отчете объединены данные за период 2010-2014 годов в одну графу, что позволило понизить величину прибыли после налогообложения за последующие налоговые периоды и перенести окончание срока окупаемости инвестиций на 2 квартал 2015 года.

В соответствии с отчетом о ходе реализации инвестиционного проекта
за 2015 год, подготовленного аккредитованной при Правительстве Ленинградской
области консалтинговой организацией ООО «Управленческие решения»,
срок окупаемости инвестиций наступил в 1 квартале 2015 года.

В соответствии с требованиями пунктов 2.5 и 2.6 Методики указанный отчет содержит сведения по каждому году реализации инвестиционного проекта, а также учитывает ограничение бизнес-плана, который не включает накопленные убытки за период 2010-2011 годов в расчет срока окупаемости инвестиций.

Направление замечаний и возражений на представленные отчеты не предусмотрено положениями Договора и нормативными правовыми актами Ленинградской области, в связи с чем неполучение Обществом каких-либо замечаний по представленному отчету не может рассматриваться как выражение согласия Комитета с действиями Общества.

На основании вышеизложенного у Общества отсутствует право на получение субсидии за 2 квартал 2017 года, в связи с чем в предоставлении субсидии правомерно отказано по основанию, предусмотренному абзацем 1 пункта 2.7 Порядка предоставления из областного бюджета Ленинградской области субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории Ленинградской области, утвержденному постановлением Правительства Ленинградской области от 25.05.2017 № 167 (далее - Порядок №167).

На основании вышеизложенного, требования Общества удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение  месяца  со дня принятия решения.

Судья                                                                                                    Синицына Е.В.