Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
19 июня 2019 года Дело № А56-15412/2019
Резолютивная часть решения объявлена июня 2019 года .
Полный текст решения изготовлен июня 2019 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Лилль В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Накубовым А.Х.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
закрытого акционерного общества «Аудиторская фирма «Геркос» (место нахождения: 199155, <...>, лит.А, пом.16Н, ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН: 10.12.2002, ИНН: <***>);
к 1) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Санкт-Петербургу (место нахождения: 191124, <...>, лит. «О», ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН: 24.12.2004, ИНН: <***>),
2. Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Астраханской области (место нахождения: 414024, <...> стр. 35, корп. 1, ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН: 06.05.2011, ИНН: <***>)
о признании незаконными действий регистрирующих органов,
при участии
- от заявителя: ФИО1. по доверенности от 09.01.2018, ФИО2 по доверенности от 09.01.2018;
- от ответчиков: 1) ФИО3 по доверенности от 09.01.2019, 2) не явился, извещен;
установил:
закрытое акционерное общество «Аудиторская фирма «Геркос» (далее – истец, Общество, ЗАО «АФ «Геркос») обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Санкт-Петербургу (далее – ответчик, регистрирующий орган) и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Астраханской области (далее – соответчик, МИФНС №6 по Астраханской области)
о признании незаконным отказа МИФНС №6 по Астраханской области предоставить Обществу копии документов, содержащихся в учетном деле филиала Общества г. Астрахани;
о признании незаконным отказа регистрирующего органа по Санкт-Петербургу предоставить копии документов по регистрации ЗАО «АФ «Геркос».
Соответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направил, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Ответчиками представлены отзывы на заявление, в соответствии с которыми они просят в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебном заседании представитель Заявителя поддержал доводы, приведенные в заявлении в полном объеме.
Регистрирующим органом приобщены в материалы дела копии регистрационного дела ЗАО «АФ «Геркос» (ОГРН: <***>).
Заявителем поданы возражения на отзывы, а также ходатайство об изменении требований в порядке статьи 49 АПК РФ, в соответствии с которым Общество просит:
признать незаконным отказ МИФНС №6 по Астраханской области предоставить Обществу копий заявления о создании филиала ЗАО «АФ «Геркос» в г. Астрахани, положения о филиале ЗАО «АФ «Геркос» в г. Астрахани, выписки из протокола общего собрания акционеров ЗАО «АФ «Геркос» с повесткой дня о создании филиала и внесения дополнений в устав организации в части создания филиала в г. Астрахани;
признать незаконным отказ регистрирующего органа по Санкт-Петербургу предоставить копии документов по регистрации ЗАО «АФ «Геркос».
Заявление об изменении (уточнении требований) принять к рассмотрению.
Согласно материалам дела, 6.05.2017 инспекцией в адрес Общества направлено уведомление №3638 о вызове налогоплательщика для дачи пояснений о правомерности применения упрощенной системы налогообложения организаций имеющей филиалы (пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
В ходе рассмотрения в инспекции вопроса правомерности применения УСН установлено, что согласно сведениям ЕГРЮЛ, Общество не имеет филиалов и иных обособленных подразделений.
Вместе с тем, на территории Астраханской области в качестве налогоплательщика Общество поставлено на налоговый учет по месту нахождения филиала.
22.08.2002 МИФНС №6 по Астраханской области принято решение о постановке на учет филиала ЗАО «АФ «Геркос» в г. Астрахани с присвоением КПП 301702001.
По утверждениям Заявителя Общество решения о создании филиала в г. Астрахани не принимало, документы в налоговый орган по городу Астрахани, для регистрации филиала не предоставляло.
Общество 25.12.2018 обратилось к ответчикам с запросами №05-121-12-18, №05-122-12-18 о предоставлении копий документов регистрационного дела, относящихся к созданию филиала в г. Астрахани.
Письмом от 10.01.2019 № 14-05/00247 регистрирующий орган по Санкт-Петербургу отказано в предоставлении копий запрошены документов, со ссылкой на невозможность идентификации в ЕГРЮЛ ЗАО «АФ «Геркос» по реквизитам, указанным в запросе.
Ответом 14.01.2019 № 10-23/00413@ МИФНС № 6 по Астраханской области отказано в предоставлении копий запрошенных документов со ссылкой на то, что документы регистрационного дела относятся к документам для служебного пользования и не могут быть предоставлены организации для ознакомления.
Полагая незаконными отказы ответчиков в предоставлении документов, Заявитель обратился с настоящими требованиями в суд.
Оценив доводы Заявителя и представителя регистрирующего органа по Санкт-Петербургу, суд пришел к следующему.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 6 Федерального закона от 08.08.2001 N129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) документы о конкретном юридическом лице предоставляются в виде копии документа (документов), содержащегося в ЕГРЮЛ, в порядке и сроки, установленные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом срок предоставления содержащихся в ЕГРЮЛ сведений и документов, устанавливаемый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не может составлять более чем пять дней со дня получения регистрирующим органом соответствующего запроса.
В целях реализации вышеуказанных положений Федерального закона N 129-ФЗ приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.01.2015 N 5н утвержден Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - Административный регламент).
Подпунктом 1 пункта 18 Административного регламента предусмотрена выдача копий документов, содержащихся в ЕГРЮЛ, в срок не более пяти дней со дня получения регистрирующим органом соответствующего запроса. Срочное предоставление содержащихся в ЕГРЮЛ сведений и документов осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем получения регистрирующим органом соответствующего запроса.
Организациям и физическим лицам предоставление копий документов из ЕГРЮЛ осуществляется за плату (пункт 1 статьи 7 Федерального закона N 129-ФЗ), размер которой установлен абзацем седьмым пункта 1постановления Правительства Российской Федерации от 19.05.2014 N 462 «О размере платы за предоставление содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведений и документов и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» и составляет 200 рублей (за срочное предоставление - 400 рублей).
Запрос о выдаче копий документов представляется (направляется) в налоговый орган по месту нахождения юридического лица, уполномоченный на предоставление копий содержащихся в ЕГРЮЛ документов, либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (подпункт 3 пункта 22 Административного регламента).
Согласно Приказу МНС России от 26.03.2004 № САЭ-3-15/242 «О структуре Управления МНС России по Санкт-Петербургу» и Приказу Управления МНС России по Санкт-Петербургу от 31.03.2004 № 04-29/66 выполнение функций единого регистрационного центра (ЕЦР) по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложено на Межрайонную ИФНС России № 15 по Санкт-Петербургу.
Таким образом, документы, содержащиеся в ЕГРЮЛ, предоставляются в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Административным регламентом, по запросу, направляемому в рассматриваемом случае в Межрайонную инспекцию ФНС России №15 по Санкт-Петербургу.
Вместе с тем, как следует из материалов дела в ЕГРЮЛ сведения и соответствующие документы о создании в 2002 году Обществом филиала в г. Астрахани отсутствуют.
Согласно пункту 1 статьи 83 НК РФ организации в целях проведения налогового контроля подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно:
1) по месту нахождения организации;
2) месту нахождения ее обособленных подразделений;
3) по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств;
4) по иным основаниям, установленным законом.
Пунктами 1 и 4 статьи 83 НК РФ, в редакции, действующей в 2002 году определено, что организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого обособленного подразделения в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.
В силу положений пункта 3 статьи 55 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей в 2002 года, филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 84 НК РФ, в редакции, действующей в 2002 году, постановка на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения осуществляется на основании заявления. Одновременно с заявлением о постановке на учет организация предоставляет копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения, документов, подтверждающих создание обособленного подразделения.
Таким образом, для постановки на налоговый учет обособленного подразделения (филиала) в 2002 году не требовалось внесение соответствующих сведений в ЕГРЮЛ, заявления и документы предоставлялись непосредственно в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения (филиала).
Приказом МНС России от 08 июня 2004 года N САЭ-3-09/357 утверждена Инструкция по формированию, использованию и хранению регистрационных дел юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и учетных дел организаций и физических лиц.
Пунктом 1 главы 2 Инструкции определено, что учетное дело налогоплательщика - организации формируется из документов, образующихся в процессе деятельности налоговых органов при реализации положений Кодекса по учету налогоплательщиков - организаций. Учетное дело формируется в отделе, в функции которого включены вопросы по учету налогоплательщиков - организаций. Все документы подшиваются в папку (скоросшиватель).
В соответствии с пунктом 6 главы 2 Инструкции, учетное дело налогоплательщика - организации в налоговом органе состоит из заявлений, учредительных документов, решений, уведомлений, передаточных актов, разделительных балансов, договоров, согласований, выписок из ЕГРЮЛ, запросов из Единого государственного реестра налогоплательщиков и копий ответов на них в виде сопроводительных писем, справок, сведений о лицензиях, полученных юридическим лицом, сопроводительных писем, копий документов, представленных в УМНС России для государственной регистрации юридических лиц, для которых установлен специальный порядок государственной регистрации, изготовленных и заверенных соответствующим УМНС России, сведений, поступивших от органов, указанных в статье 85 Кодекса, а также иных документов, представленных в налоговый орган.
По месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений формируются отдельные учетные дела (пункт 3 Инструкции).
Копии документов, содержащихся в учетном деле, могут быть выданы как по запросу налогоплательщика, так и по запросу уполномоченных органов.
Таким образом, в силу указанных положений Инструкции, копии документов из учетного дела, предоставляются по запросу налогоплательщика налоговым органом по месту нахождения учетного дела.
Материалами дела установлено, что истребуемые Обществом документы находятся в учетом деле по месту нахождения филиала, а именно в г. Астрахань, в связи с чем уполномоченным органом на предоставление копий документов из учетного дела является Межрайонная ИФНС России № 6 по Астраханской области.
При этом, Приказом ФНС России от 24.06.2016 № ММВ-7-14/374@приказ МНС России от 08.06.2004 N САЭ-3-09/357 «Об утверждении инструкции по формированию, использованию и хранению регистрационных дел юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и учетных дел организаций и физических лиц», признан утратившим силу и утвержден Порядок взаимодействия территориальных органов ФНС России и ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России при реализации с использованием АИС «Налог-3» функций централизованной обработки документов, представляемых в территориальные органы ФНС России при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - Порядок).
Пунктом 1.2. порядка определено, что под налоговым органом подразумеваются территориальные органы ФНС России, осуществляющие функции единого регистрационного центра, территориальные органы ФНС России, уполномоченные осуществлять прием Документов по регистрации в интересах Единых регистрационных центров.
В соответствии с пунктом 3.14. Порядка налоговым органом осуществляются действия по выдаче документов по регистрации заявителю в установленном порядке.
Разделом 6 Порядка определены действия налогового органа по запросу заявителя на предоставление копий Документов по регистрации на бумажных носителях.
При таких обстоятельствах, лицами, уполномоченными на предоставление копий документов из учетных дел, копий документов по регистрации являются налоговый орган в ведении которого находится учетное дело. Межрайонная ИФНС России № 6 по Астраханской области, а в случае реализации положений Порядка взаимодействия – Межрайонная инспекция ФНС России № 15 по Санкт-Петербургу.
С учетом изложенного Обществу неправомерно отказано в предоставлении копий документов регистрационного дела в отношении филиала Заявителя, со ссылкой на гриф «Для служебного пользования», поскольку лицо, от имени которого зарегистрирован филиал, вправе получить информацию о том, кем и когда такие действия были совершены.
Согласно материалам регистрационного дела, приобщенным регистрирующим органом по Санкт-Петербургу в отношении ЗАО «АФ «ГЕРКОС» (ОГРН: <***>), такие документы в нем отсутствовали, соответственно в удовлетворении требования Заявителя к указанному лицу, следует отказать
В нарушение статьи 65 и части 1 статьи 131 АПК РФ МИ ФГС №6 по г. Астрахани не представлены допустимые и достоверные доказательства, опровергающие требования Заявителя.
Согласно части 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 9, 41, 49, 65, 71, 110, 167-170, 201Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
в удовлетворении заявленных требований, предъявленных к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Санкт-Петербургу - отказать;
признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Астраханской области в отказе передачи закрытому акционерному обществу «Аудиторская фирма «Геркос» документов, относящихся к филиалу закрытого акционерного общества «Аудиторская фирма «Геркос» в городе Астрахани;
взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Астраханской области в пользу закрытого акционерного общества «Аудиторская фирма «Геркос» 6 000 рублей в возмещение расходов на уплату государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Лилль В.А.