Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
19 февраля 2019 года Дело № А56-154627/2018
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Терешенков А.Г.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по иску:
заявитель: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "БАЛТИМПЭКС" (адрес: Россия 198095, г САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, г САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ул ПРОМЫШЛЕННАЯ 19/Р/218, ОГРН: 1107847203001);
заинтересованное лицо: Северо-Западная оперативная таможня (адрес: Россия 197183, г САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, г САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ул САВУШКИНА 71/2 ЛИТ. А, ОГРН: 1027807571373);
об оспаривании решения от 02.11.2018 по делу об административном правонарушении № 10210000-2077/2018
установил:
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "БАЛТИМПЭКС" (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения от 02.11.2018 по делу об административном правонарушении № 10210000-2077/2018 Северо-Западной оперативной таможни.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Постановлением Санкт-Петербургской таможни от 03.08.2018 по делу об административном правонарушении (далее - дело об АП) № 10210000-2077/2018 (далее -Постановление) ООО «Балтимпэкс» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьей 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 55000 рублей.
Не согласившись с Постановлением, Общество обжаловало его через Санкт-Петербургскую таможню в СЗОТ, в порядке, установленном главой 30 КоАП России.
Решением СЗОТ от 02.11.2018 № 10212000/65ю/73Г (далее - Решение) Постановление о привлечении Общества к административной ответственности и назначении административного наказания отменено в связи с существенными нарушениями процессуальных требований, предусмотренных КоАП России, дело возвращено на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело.
Заявитель считает Решение СЗОТ незаконным и подлежащим отмене, а производство по делу об АГТ № 10210000-2077/2018 подлежащим прекращению по следующим основаниям.
Доводы Заявления о том, что отсутствие маркировки ЕАС (единый знак обращения) не свидетельствует о недействительности документов о соответствии; товар полностью идентифицируется с заявленными сведениями в документе о соответствии, а недействительность деклараций о соответствии таможенным органом не доказана, не соответствуют действительности в связи со следующим.
14.05.2018 на Парголовский таможенный пост Санкт-Петербургской таможни специалистом по таможенному оформлению ООО "Балтимпэкс" в электронном виде была подана декларация на товары (далее - ДТ) № 10210350/140518/0010220 для помещения товаров под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления». Согласно сведениям, указанным в ДТ, перемещались следующие товары:
товар № 1: Лампы электрические настольные, напольные и прикроватные, различных моделей и артикулов, товарный знак: KARTELL, марки: KARTELL. Классификационный код товара согласно ТН ВЭД ЕАЭС - 9405204004, заявленная таможенная стоимость товара - 645409.95 руб., вес нетто - 193.29 кг, страна происхождения - Италия;
товар № 2: Мебель из пластмассы, различных моделей и артикулов, товарный знак: KARTELL, марки: KARTELL. Классификационный код товара согласно ТН ВЭД ЕАЭС - 9403700008, заявленная таможенная стоимость товара - 728676.09 руб., вес нетто - 767.23 кг, страна происхождения - Италия;
товар № 4: Ковры и текстильные напольные покрытия из химических материалов, различных моделей и артикулов, товарный знак: KARTELL, марки: KARTELL. Классификационный код товара согласно ТН ВЭД ЕАЭС - 5705003000, заявленная таможенная стоимость товара - 49949.33 руб., вес нетто — 20.4 кг, страна происхождения - Италия;
товар № 6: Подвесное или настенное электрическое осветительное оборудование, различных моделей и артикулов, товарный знак: KARTELL, марки: KARTELL. Классификационный код товара согласно ТН ВЭД ЕАЭС - 9405104003, заявленная таможенная стоимость товара - 176856.59 руб., вес нетто - 36.27 кг, страна происхождения - Италия;
товар № 6: Мебель для сидения из пластмасс, различных моделей и артикулов, товарный знак: KARTELL, марки: KARTELL. Классификационный код товара согласно ТН ВЭД ЕАЭС - 9401800009, заявленная таможенная стоимость товара - 466400.6 руб., вес нетто - 248.1 кг, страна происхождения - Италия;
товар № 9: Мебель металлическая, складной прямоугольный стол на колесах, на стальной раме, с пластмассовой белой крышкой, сервировочный, товарный знак: KARTELL, марка: KARTELL, артикул: 4460/03, модель: BATTISTA, количество: 1 шт. Классификационный код товара согласно ТН ВЭД ЕАЭС - 9403208009, заявленная таможенная стоимость товара - 26620.71 руб., вес нетто - 9.7 кг, страна происхождения -Италия;
товар № 15: Мебель для сидения обитая с металлическим каркасом, различных моделей и артикулов, товарный знак: KARTELL, марки: KARTELL. Классификационный код товара согласно ТП ВЭД ЕАЭС - 9401710009, заявленная таможенная стоимость товара - 188775.99 руб., вес нетто - 119.4 кг, страна происхождения - Италия;
товар № 16: Мебель из керамики, комбинированных материалов - Стол с прямоугольной керамической столешницей (имитация под мрамор) на двух составных V-образных ножках, товарный знак: KARTELL, марка: KARTELL, артикул: 4160/МВ, модель: MULTIPLO XL, количество: 1 шт. Классификационный код товара согласно ТН ВЭД ЕАЭС - 9403890000, заявленная таможенная стоимость товара - 122481.14 руб., вес нетто - 107.4 кг, страна происхождения - Италия;
товар № 19: Мебель для сидения с металлическим каркасом не обитая и жесткая, различных моделей и артикулов, товарный знак: KARTELL, марки: KARTELL. Классификационный код товара согласно ТН ВЭД ЕАЭС - 9401790009, заявленная таможенная стоимость товара - 45708.14 руб., вес нетто - 31.8 кг, страна происхождения - Италия;
товар № 20: Мебель деревянная для учреждений, выше 80 см. - Кассовый прилавок-ресепшн в виде закрытого деревянного стола высотой 160 см с полками с внутренней стороны, товарный знак: KARTELL, марка: KARTELL, артикул: 85029/00, модель: BANCONE CASS A PICCOLO, количество: 1 шт. Классификационный код товара согласно ТН ВЭД ЕАЭС - 9403309900, заявленная таможенная стоимость товара -124352.22 руб., вес нетто - 118 кг, страна происхождения - Италия;
товар № 22: Красочные пакеты из бумаги, предлагаемые покупателям в магазинах, различных артикулов, модель отсутствует, товарный знак: KARTELL, марки: KARTELL. Классификационный код товара согласно ТН ВЭД ЕАЭС - 4819300002, заявленная таможенная стоимость товара - 4578.77 руб., вес нетто - 30.7 кг, страна происхождения - Италия;
товар № 23: Сумки из текстильных материалов, предлагаемые покупателям в магазинах, различных артикулов, модель отсутствует, товарный знак: KARTELL, марки: KARTELL. Классификационный код товара согласно ТН ВЭД ЕАЭС - 4202929800, заявленная таможенная стоимость товара - 1950.2 руб., вес нетто - 8.69 кг, страна происхождения - Италия;
товар № 28: Непропитанные нетканые материалы без покрытия, образцы ткани для мебели «KARTELL», товарный знак: KARTELL, марка: KARTELL, артикул: 8517400, модель: ОТСУТСТВУЕТ, количество: 1 шт. Классификационный код товара согласно ТН ВЭД ЕАЭС - 5603929000, заявленная таможенная стоимость товара - 4098.85 руб., вес нетто - 3 кг, страна происхождения - Италия.
Товары №№ 1, 6 по коду и описанию включены Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза (далее -TP ТС) «О безопасности низковольтного оборудования» (TP ТС 004/2011) и «Электромагнитная совместимость технических средств» (TP ТС 020/2011) подпадают под действие технических регламентов Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» (утвержден Решением Комиссии Таможенного союза № 768 от 16 августа 2011 года), «Электромагнитная совместимость технических средств» (утвержден Решением Комиссии Таможенного союза № 879 от 9 декабря 2011 года).
Товары №№ 2, 7, 9, 15, 16, 19, 20 по коду и описанию включены Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности мебельной продукции» (TP ТС 025/2012) и подпадают под действие технического регламента Таможенного союза «О безопасности мебельной продукции» (утвержден Решением Совета Евразийской экономической комиссии № 32 от 15 июня 2012 года).
Товары №№ 4, 23, 28 по коду и описанию включены перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (TP ТС 017/2011) и подпадают под действие технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (утвержден Решением Комиссии Таможенного союза № 876 от 9 декабря 2011 года).
Товар № 22 по коду и описанию включен в перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки» (TP ТС 005/2011) и подпадают под действие технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки» (утвержден Решением Комиссии Таможенного союза № 769 от 16 августа 2011 года).
По результатам таможенного досмотра (Акт таможенного досмотра (далее - АТД) № 10210350/150518/000441), проведенного в рамках таможенного контроля по ДТ №10210350/140518/0010220, на товарах М» 1, 2, 4, 6, 7, 9, 15, 16, 19, 20, 22, 23, 28 выявлено отсутствие маркировки, предусмотренной статьей 8 «Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза» Технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки» (TP ТС 005/2011), статьей 7 «Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза» Технического регламента Таможенного союза «О безопасности мебельной продукции» (TP ТС 025/2012), статьей 8 «Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза» Технический регламент Таможенного союза TP ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования», статьей 8 «Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза» Технический регламент Таможенного союза TP ТС 020/2011 «Электромагнитная совместимость технических средств», статьей 9 «Требования к маркировке продукции» Технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» TP ТС 017/2011.
Маркировка должна содержать, среди прочего, единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (ЕАС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 (TP ТС 005/2011), упаковка (укупорочные средства), соответствующая технического регламента и прошедшая процедуру подтверждения соответствия, должна иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, который проставляется в сопроводительной документации., не должна быть маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза и не допускается к обращению иа таможенной территории Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 (TP ТС 025/2012), Единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза маркируется мебельная продукция в случае ее соответствия требованиям настоящего технического регламента, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 (TP ТС 004/2011), низковольтное оборудование, не маркированное единым знаком обращения на рынке государств -членов Таможенного союза, не допускается к выпуску в обращение на рынке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 (TP ТС 020/2011), техническое средство, не маркированное единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, не допускается к выпуску в обращение на рынке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 (TP ТС 017/2011), продукция легкой промышленности, соответствующая требованиям Технического регламента и прошедшая процедуру подтверждения соответствия должна иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
В связи с чем, декларации о соответствии от 10.05.2018 № ТС RU С-1Т.АУ05.В.06168, № ЕАЭС N RU Д-1Т.ОМ02.В.42370, № ЕАЭС N RU Д-IT.OM02.B.42371, № ЕАЭС N RU Д-1Т.АБ37.В.28230, № ЕАЭС N RU Д-IT.OM02.B.42372, № ТС RU С-1Т.АУ04.В.04527, № ЕАЭС N RU Д-ГГ.АБ37.В.28239, № ЕАЭС N RU Д-1Т.АБ37.В.28238, № ЕАЭС N RU Д-1Т.АБ37.В.28237, декларация о соответствии № ЕАЭС N RU Д-1Т.ОМ02.В.42465 от 11.05.2018, заявленные в 44 графе не применимы для товаров №№ 1, 2, 4, 6, 7, 9, 15, 16, 19, 20, 22, 23, 28, так как на упаковке продукции (на изделиях) отсутствует единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, что свидетельствует об отсутствии соответствия задекларированной продукции техническим регламентам Таможенного союза «О безопасности упаковки» (TP ТС 005/2011); «О безопасности мебельной продукции» (TP ТС 025/2012); «О безопасности низковольтного оборудования» TP ТС 004/2011, «Электромагнитная совместимость технических средств» (TP ТС 020/2011) «О безопасности продукции легкой промышленности» TP ТС 017/2011.
Согласно пункту 2 Положения о едином знаке обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 №711, единый знак обращения (ЕАС) свидетельствует о том, что продукция, маркированная им, прошла все установленные в технических регламентах Таможенного союза процедуры оценки (подтверждения) соответствия и соответствует требованиям всех распространяющихся на данную продукцию технических регламентов Таможенного союза.
По результатам рассмотрения жалобы, материалов дела об АП № 10210000-2077/2018, а также материалов, дополнительно полученных при подготовке к рассмотрению жалобы из Северо-Западного таможенного управления, установлено следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 105 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) декларация на товары используется при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, а в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС - при таможенном декларировании припасов.
Согласно пункту 4 статьи 105 ТК ЕАЭС перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения, о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 ТК ЕАЭС. К таким документам, в том числе, относятся в соответствии подпунктом 4 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 118 ТК ЕАЭС выпуск товаров производится таможенным органом при условии, что лицом соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры, за исключением случаев, когда такое условие, как соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов, может быть подтверждено после выпуска товаров.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 135 ТК ЕАЭС товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при условии соблюдения запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС запреты и ограничения - это применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений. Пунктом 5 статьи 7 ТК ЕАЭС установлено, что в случае если актами, устанавливающими запреты и ограничения, не определены случаи и (или) порядок подтверждения их соблюдения, соблюдение таких запретов и ограничений подтверждается при перемещении товаров через таможенную границу Союза, а также при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или таможенную процедуру экспорта.
Согласно подпункту «в» пункта 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 294 (далее -Положение), к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукции (товарам), которая включена в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Положения к документам, удостоверяющим соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, относятся в том числе документы об оценке (подтверждении) соответствия, предусмотренный техническими регламентами Таможенного союза.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Положения документы, удостоверяющие соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах представляются таможенным органам при помещении продукции (товаров) под а) выпуска для внутреннего потребления, в том числе таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, заявляемую при завершении иных таможенных процедур.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
Согласно пункту 2 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант обязан, в том числе:
1) произвести таможенное декларирование товаров;
2) представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации.
Согласно пункту 3 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов в том числе за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 397 ТК ЕАЭС деятельностью в сфере таможенного дела является деятельность лиц государств-членов, связанная с оказанием услуг в качестве таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, владельцев свободных складов и владельцев магазинов беспошлинной торговли, контролируемая таможенными органами и регулируемая настоящим Кодексом, а в части, не урегулированной настоящим Кодексом, - регулируемая законодательством государств-членов.
Главой 55 ТК ЕЭАС определено, что таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции на территории государства-члена, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей, в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования (часть 1 статьи 401 ТК ЕАЭС).
Отношения таможенного представителя с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе (часть 2 статьи 12 ТК ТС).
Согласно пункту 1 статьи 404 ТК ЕАЭС при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 104 ТК ЕАЭС таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
В соответствии со статьей 400 ТК ЕАЭС за несоблюдение требований международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, несут ответственность в соответствии с законодательством государств-членов.
Согласно пункту 3 статьи 101 Договора от 29 мая 2014 года «О Евразийском экономическом союзе» к запретам и ограничениям относятся применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования (в том числе вводимые исходя из общих исключений, защиты внешнего финансового положения и обеспечения равновесия платежного баланса в одностороннем порядке), меры технического регулирования, меры экспортного контроля и меры в отношении продукции военного назначения, а также санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры и радиационные требования.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 80 ТК ЕАЭС лица, определенные ТК ЕАЭС, обязаны представлять таможенным органам документы и (или) сведения, необходимые в соответствии с ТК ЕАЭС для совершения таможенных операций. Таможенные органы вправе требовать от лиц, определенных ТК ЕАЭС, представления только тех документов и (или) сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства государств-членов о таможенном регулировании и законодательства государств-членов, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, и представление которых предусмотрено в соответствии с ТК ЕАЭС.
Документы и (или) сведения, необходимые для совершения таможенных операций, могут не представляться таможенному органу при их совершении, если сведения о таких документах, и (или) сведения из них, и (или) иные сведения, необходимые таможенным органам для совершения таможенных операций, могут быть получены таможенными органами из информационных систем таможенных органов, а также из информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов в рамках информационного взаимодействия таможенных органов и государственных органов (организаций) государств-членов. В таком случае лица, определенные ТК ЕАЭС, указывают сведения об этих документах и (или) сведениях в таможенной декларации или представляют их таможенным органам иным способом в соответствии с ТК ЕАЭС.
Пунктом 8 статьи 111 ТК ЕАЭС установлено, что с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В соответствии с пунктом 4 статьи 128 ТК ЕАЭС обязанность по подтверждению соблюдения условий помещения товаров под заявленную таможенную процедуру возлагается на декларанта.
Из ответа СЗТУ, дополнительно полученного при подготовке к рассмотрению жалобы, следует, что общие положения, касающиеся вопросов технического регулирования в рамках Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), отражены в Разделе X Договора о Евразийском экономическом союзе" (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее - Договор).
Согласно статьи 52 Договора технические регламенты Таможенного союза (далее -TP ТС) принимаются в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения в рамках Союза.
В статье 53 Договора определено, что продукция, выпускаемая в обращение на территории Союза, должна быть безопасной.
В соответствии с разделом X Договора разработан Протокол о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (далее - Протокол), который определяет порядок, правила и процедуры технического регулирования в рамках Союза.
Протокол содержит, в том числе следующие определения:
технический регламент Союза - документ, принятый Комиссией Союза и устанавливающий обязательные для применения и исполнения на территории Союза требования к объектам технического регулирования;
техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования
(включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также правовое регулирование отношений в области оценки соответствия;
единый знак обращения продукции на рынке Союза - обозначение, служащее для информирования приобретателей и потребителей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Союза;
выпуск продукции в обращение - поставка или ввоз продукции (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) с целью распространения на территории Союза в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе.
Согласно пункту 6 Протокола продукция, соответствующая требованиям технических регламентов Союза, распространяющимся на эту продукцию, и прошедшая установленные техническими регламентами Союза процедуры оценки соответствия, подлежит обязательной маркировке единым знаком обращения продукции на рынке Союза.
Согласно пункту 5 Протокола оценка соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Союза осуществляется до выпуска ее в обращение.
TP ТС устанавливаются обязательные требования к объектам технического регулирования, а также правила идентификации продукции, формы, схемы и процедуры оценки соответствия.
В TP ТС также могут содержаться требования к терминологии, упаковке, маркировке, этикеткам и правилам их нанесения, санитарные требования и процедуры, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные требования, имеющие общий характер, а также специфические требования, отражающие особенности, связанные с характерными для государств-членов климатическими и географическими факторами или технологическими особенностями, и действующие только на территориях государств-членов.
С учетом степени риска причинения вреда также в TP ТС могут содержаться специальные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, маркировке, этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов).
В каждом TP ТС установлены объекты технического регулирования, требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования, правила идентификации объектов технического регулирования, формы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия объектов технического регулирования требованиям настоящего технического регламента.
В соответствии с общими принципами технического регулирования, изложенными в статье 51 раздела X Договора, применение и исполнение технических регламентов Союза в государствах-членах осуществляется без изъятий.
Наряду с иными требованиями, предусмотренными TP ТС, такими как требования безопасности, требования к маркировки продукции являются обязательными требованиями TP ТС. В каждом TP ТС содержится исчерпывающий перечень требований к маркировке продукции.
Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 711 «О едином знаке обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза (далее - единого знака обращения) и порядке его применения» (далее - Решение КТС № 711) утверждён Порядок применения единого знака обращения (ЕАС).
Порядок разработан в соответствии с Договором и определяет правила применения, форму и размеры единого знака обращения.
Единый знак обращения свидетельствует о том, что продукция, маркированная им, прошла все установленные в технических регламентах Евразийского экономического союза (технических регламентах Таможенного союза) процедуры оценки (подтверждения) соответствия и соответствует требованиям всех распространяющихся на данную продукцию технических регламентов.
В Решении КТС № 711 в том числе обозначено, что маркировка единым знаком обращения осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынок Евразийского экономического союза.
Следовательно, продукция подлежит выпуску только при наличии на ней требуемой TP ТС маркировки.
Несоблюдение требований TP ТС свидетельствуют о нарушении мер технического регулирования, в связи с чем, усматриваются основания для отказа в выпуске товаров ввиду несоблюдения запретов и ограничений.
Исходя из вышеизложенного, в случае выявления продукции (являющейся объектом обязательного подтверждения соответствия), несоответствующей обязательным требованиям TP ТС при одновременном представлении при декларировании декларации о соответствии или сертификата соответствия, в качестве документов, удостоверяющих соответствие товара обязательным требованиям TP ТС, подлежит проверке факт соблюдения/несоблюдения мер технического регулирования и/или факт применимости/неприменимости в отношении данного товара разрешительного документа.
Согласно пункту 2 примечания к главе 16 КоАП России для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
По результатам таможенного досмотра (АТД № 10210350/150518/000441), проведенного в рамках таможенного контроля по ДТ № 10210350/140518/0010220, на товарах, в отношении которых необходимо обязательное подтверждение соответствие требованиям TP ТС, выявлено не только отсутствие маркировки, предусмотренной статьей 8 «Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств -членов Таможенного союза» TP ТС «О безопасности упаковки» (TP ТС 005/2011), статьей 7 «Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств -членов Таможенного союза» TP ТС «О безопасности мебельной продукции» (TP ТС 025/2012), статьей 8 «Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза» TP ТС «О безопасности низковольтного оборудования» (TP ТС 004/2011), статьей 8 «Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза» TP ТС «Электромагнитная совместимость технических средств» (TP ТС 020/2011), статьей 9 «Требования к маркировке продукции» TP ТС «О безопасности продукции легкой промышленности» (TP ТС 017/2011), но и иных требований TP ТС в части маркировки.
Данные обстоятельства в постановлении Санкт-Петербургской таможни по делу об АП № 10210000-2077/2018 не отражены, вместе с тем эти обстоятельства подлежат оценке и могут иметь значение для подтверждения факта предоставления недействительного (неприменимого) документа либо несоблюдения запретов и ограничений (а именно мер технического регулирования).
В соответствии со статей 24.1 КоАП России задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
При этом статьей 26.1 КоАП России к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об АП отнесены, наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
СЗОТ при рассмотрении жалобы ООО «Балтимпэкс» установлено, что в ходе производства по делу об АП не дана оценка вышеизложенным обстоятельствам, а также соответствию (несоответствию) товаров, предъявленным таможенному органу, с товарами, указанными в документах о соответствии, сведения о которых заявлены в графе 44 ДТ № 10210350/140518/0010220, не в полной мере исследованы все обстоятельства дела.
Таким образом, в ходе административного производства по делу об АП № 10210000-2077/2018 процессуальные действия, направленные на установление наличия события, обстоятельств совершения административного правонарушения Санкт-Петербургской таможней не произведены.
Кроме того, в ходе рассмотрения жалобы СЗОТ установлено, что в постановлении и протоколе указаны дата регистрации в качестве юридического лица 28.06.2018. Вместе с тем, согласно выписке ЕГРЮЛ дата регистрации ООО «Балтимпэкс» - 28.06.2010.
Таким образом, в постановлении по делу об АП и протоколе недостоверно указана дата регистрации Общества в качестве юридического лица.
В абзаце 4 листа 26 Постановления указано, что причинами совершения данного административного правонарушения явилась ненадлежащая организация со стороны руководства за действиями работников в части валютного законодательства, что не подтверждается материалами дела, поскольку лицо привлекается к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 КоАП России, относящейся к 16 Главе КоАП России «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)».
Также при рассмотрении жалобы установлено, что в определении о назначении времени и места рассмотрении дела об АП от 28.06.2018 указано, что лицо ознакомлено с материалами дела. Между тем, в материалах дела отсутствовали документы, подтверждающие ознакомления Общества с материалами дела.
С учетом приведенных выше обстоятельств, Решением СЗОТ постановление Санкт-Петербургской таможни от 03.08.2018 по делу об административном правонарушении №. 10210000-2077/2018 в отношении ООО «Балтимпэкс» отменено в связи с существенными нарушениями процессуальных требований, предусмотренных КоАП России, дело возвращено на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
В ходе пересмотра СЗОТ постановления Санкт-Петербургской таможни от 03.08.2018 в связи с жалобой Общества, было установлено, что в материалах дела об административном правонарушении №1021000-2077/2018 допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП России, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 Положения о Северо-Западной оперативной таможни, утвержденного приказом ФТС России от 23.04.2018 № 574, к полномочиям СЗОТ в числе прочего отнесено рассмотрение в соответствии с законодательством Российской Федерации в том числе, жалоб лиц на постановления по делам об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что Северо-Западная оперативная таможня при вынесении решения № 10212000/65ю/73Г от 02.11.2018 действовала правомерно, в рамках предоставленных ей законом полномочий, в связи с чем указанное решение СЗОТ подлежит оставлению без изменения, а Заявление ООО «Балтимпэкс» без удовлетворения.
Требования Общества о прекращении производства по делу об административном правонарушении № 10210000-2077/2018 подлежат отклонению по следующим основаниям.
Начатое производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об АП, приведенных в статье 24.5 КоАП России.
В силу положений статьи 28.8 КоАП России при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 КоАП России, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об АП.
Совокупность приведенных положений КоАП России указывает, что прекращение производство по делу об АП, до передачи дела на рассмотрение в установленном порядке, относится к исключительной компетенции органа, должностного лица, в производстве которых находится конкретное дело об АП.
В силу положений главы 25 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее -АПК РФ) арбитражный суд рассматривает дела о привлечении к административной ответственности и дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
В настоящее время Санкт-Петербургской таможней осуществляется административное расследование по делу об АП № 10210000-2077/2018, проводятся процессуальные действия, направленные на установление обстоятельств, имеющих значение для его рассмотрения, постановление по указанному делу таможней не вынесено.
Указанные обстоятельства подтверждаются справкой учетно-регистрационного отдела СЗОТ от 28.12.2018 и письмом Санкт-Петербургской таможни от 29.12.2018 № 04-31/41961 «О направлении информации».
Арбитражный суд может сделать вывод о наличии обстоятельств для прекращения производства по делу об административном правонарушении № 10210000-2077/2018 только при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности.
Фактически Общество обратилось в суд с Заявлением об оспаривании Решения СЗОТ по жалобе, в то время как постановление по делу об АП № 10210000-2077/2018 в настоящее время не вынесено, т.е. решение административного органа (Санкт-Петербургской таможни) о привлечении Общества к административной ответственности отсутствует.
При таких обстоятельствах Заявление не подлежит удовлетворению.
Аналогичная позиция отражена в решении Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.07.2008 № А56-10838/2008.
руководствуясь статьей 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
решил:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня принятия.
Судья Терешенков А.Г.