Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
03 сентября 2014 года Дело № А56-15524/2014
Резолютивная часть решения объявлена сентября 2014 года .
Полный текст решения изготовлен сентября 2014 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Суворова М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сундеевой М.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: общество с ограниченной ответственностью «Цемцентр Обводный» (адрес: 190020, Санкт-Петербург, наб.Обводного канала, д.134-136-138, к.40, ОГРН: <***>)
ответчик: открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (адрес: 170174, Москва, ул.Новая Басманная, д.2; 191023, Санкт-Петербург, пл.Островского, д.2, ОГРН: <***>)
о взыскании 3.582.566 руб. 05 коп.
при участии:
от истца: представителя ФИО1 доверенность от 29.08.2014г., представителя ФИО2 доверенность от 12.03.2014г.
от ответчика: представителя ФИО3, доверенность от 26.12.2013 года, представителя ФИО4 доверенность от 24.03.2014г.
установил:
Истец - общество с ограниченной ответственностью «Цемцентр Обводный» обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с ответчика - открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в порядке уточнения заявленных требований на основании статьи 49 АПК РФ 3.416.292 руб. неосновательного обогащения – денежных средств, списанных с лицевого счета в соответствии с договором № 751 от 18.03.2009 г. на организацию расчетов, из которых 1.241.396 руб. штраф в соответствии со статьей 62 Устава железнодорожного транспорта РФ за задержку вагонов под выгрузкой, и 2.341.170 руб. 05 коп. плата за нахождение вагонов на путях общего пользования.
Как установлено материалами дела и пояснениями представителей сторон, между открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» (Далее - Дорога, Ответчик) и Обществом с ограниченной ответственностью «ЦемЦентр Обводный» (Далее - Общество, Истец) заключен договор № 751 на организацию расчетов от 18.03.2009 года, Дополнительное соглашение № 1/12 от 13.06.2012г., которыми регулируются взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой провозных платежей, сборов, а также иных причитающихся Дороге платежей при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Обществу был присвоен код плательщика 1003402555.
В соответствии с п. 3.1 Договора в редакции Дополнительного соглашения № 1/12 от 13.06.2012г., Общество перечисляет на расчетный счет Дороги денежные средства в качестве предоплаты, а Дорога (п. 3.2., 3.5 Дополнительного соглашения), учитывает поступившие от Общества денежные средства на лицевом счете Общества, и каждые пять дней формирует и представляет Обществу два экземпляра акта оказанных услуг с приложением перечня первичных документов и счета-фактуры.
В период февраль-апрель 2013 года Дорогой в адрес Общества осуществлена перевозка грузов, выдача которых производилась в период с 01.03.2013г. по 03.04.3013г. В данный период Дорогой был начислен и списан с лицевого счета Общества штраф за задержку вагонов под выгрузкой в размере 1.582.800 руб. и плата за пользование вагонами на путях общего пользования в размере 2.341.170 рублей 05 копеек.
Денежные средства были списаны с единого лицевого счета Общества № 1003402555 (далее – ЕЛС), открытом в Октябрьском Дорожном центре фирменного транспортного обслуживания Октябрьской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» Приказом ОАО «РЖД» от 09.07. 2009 года № 134 Дорожные центры фирменного транспортного обслуживания упразднены; их функции переданы вновь созданным территориальным центрам фирменного транспортного обслуживания - ТЦФТО.
Списание денежных средств подтверждается счетами №№ 0000010000000615/300000464 от 10.03.2013, 0000010000000615/300000772 от 15.03.2013, 0000010000000615/300000976 от 20.03.2013, 0000010000000615/300001169 от 25.03.2013, 0000010000000615/300001440 от 31.03.2013г., 0000010000000615/400000370 от 05.04.2013 и перечнями первичных документов к данным счетам.
Посчитав, что данные денежные средства были списаны с лицевого счета незаконно, с нарушениями действующего законодательства, истец обратился к ответчику с претензиями, № 208-213 от 13.05.2013 года о восстановлении на лицевом счете денежной суммы, списанной в качестве штрафа за задержку вагонов под выгрузкой и претензиями № 214-219 от 14.05.2013 года о восстановлении на лицевом счете денежных средств, списанных за пользование вагонами.
Дорога данные претензии оставила без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В обоснование заявленных требований истец пояснил, что Дорога, в нарушение абз. 6 статьи 62, статьи 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (Далее - Устав), начислила штраф по истечении 30 часов после подачи вагонов, вместо установленных Уставом 36 часов. Кроме того, Дорога доставляла вагоны раньше расчетных сроков, вследствие чего вагоны подавались под выгрузку в количестве, превышающем возможность выгрузки. Принимая во внимание, что задержка загонов была непродолжительной, истец предпринимал все зависящие от него действия, чтобы выгрузить вагоны парка СНГ в срок, размер штрафа почти в три раза превышает максимальный размер платы за пользование спорными вагонами, что несоразмерно последствиям нарушения обязательств, истец ходатайствовал о снижении размера штрафа до размера платы за пользование вагонами, рассчитанной на основании базовой ставки Таблицы № 5 Тарифного руководства № 2, с применением коэффициента 1,3 для вагонов СНГ, коэффициента индексации 3,159, установленного Приказом ФСТ России от 27.11.2012 N 301 -т/1, что составило 558.073 рубля 90 копеек.
Также истец в обоснование заявленного ходатайства об увеличении размера неосновательного обогащения в части возврата штрафа за нарушение сроков возврата вагонов, и ответчик в обоснование возражений против заявленных требований, сослались на условия Соглашения от 28.06.2013 года (т. 2 л.д. 30), из которого следует, что истец включен в перечень контрагентов, работающих на условиях Договора на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути № 389/2 от 27.06.2001г. (т. 2 л.д. 23-26) на период с 01.01.2012 по 31.12.2013г.
Пунктом 14 данного Договора установлен технологический срок оборота вагонов для хопперов с цементом - 6,8 час на выгрузку 2-х хопперов с учетом маневровой работы. При этом в соответствии с п. 8 Договора, количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой Владельцу, устанавливается в 12 вагонов.
Таким образом, время на выгрузку группы из 12 вагонов составляет 6,8/2*12=40,8 часов (40 часов 48 минут). В то же время, ОАО «РЖД», рассчитывая в ведомостях подачи и уборки время простоя и штраф, считала время технологического оборота вагонов 6,8 час на каждую группу подачи вне зависимости от количества одновременно переданных под выгрузку вагонов.
Согласно пункту 4.2. Приказа МПС РФ от 18.06.2003г. №26 «Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования» в случаях, когда размер одновременно подаваемой партии вагонов, установленной в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или в договоре на подачу и уборку вагонов локомотивом, принадлежащим перевозчику, превышает вместимость мест погрузки и выгрузки, учет времени нахождения второй и последующих групп вагонов осуществляется с момента истечения технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки, и, при необходимости, времени на их перестановку.
Таким образом, подача второй и последующей группы вагонов должны были осуществляться после окончания технологического срока оборота вагонов первой группы из 12 вагонов, а именно: по прошествии 40,8 часа. Однако по факту последующая группа вагонов передавалась под выгрузку ранее, чем истекал срок на выгрузку предыдущей группы.
Вагоны оставлялись Дорогой с нарушением срока, что привело к сгущенному подходу вагонов в конце февраля 2013 года. Так, за период с 23 по 28 февраля в адрес Общества прибыли 55 вагонов, вместо запланированных на этот период 10. Прибывшие вагоны сразу передавались Дорогой и принимались Владельцем пути необщего пользования (ПНП) без учета технологического срока на выгрузку уже переданных вагонов, что привело к задержке переданных на ПНП вагонов под выгрузкой и простою вновь прибывающих вагонов на станции.
Из расчета видно и подтверждается ведомостями подачи и уборки, что Дорога предавала вагоны под выгрузку без учета технологического срока оборота, значительная часть вагонов возвращалась Дороге ранее, чем это предусмотрено Договором: суммарное время раннего по сравнению с договором возврата вагонов - 16126 часов 30 минут - против 1957 часов суммарного времени простоя.
Истец просил применить статью 404 и 333 ГК РФ и уменьшить штраф до размера платы за пользование вагонами за суммарное время просрочки, которая составляет 341.403 рубля 77 коп. Разница между суммой списанного штрафа и платой за пользование вагонами составляет 1.582.800 руб. – 341.403 руб. 77 коп. = 1.241.396 руб. 20 коп.
Также истцом со ссылкой на положения Договора на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути № 389/2 от 27.06.2001г. было заявлено ходатайство об уменьшении размера платы за нахождение вагонов на путях общего пользования до 516.078 руб. 05 коп. Впоследствии в судебном заседании 28.08.2014г. истец просил взыскать первоначально заявленную сумму 2.341.170 руб. 05 коп.
Железная дорога исковые требования не признала, просила оставить исковое заявление без рассмотрения, сославшись в обоснование возражений на несоблюдение истцом претензионного порядка урегулирования спора, доказанность принадлежности поданных вагонов парку СНГ, а также представленные в материалы дела ведомости подачи и уборки вагонов. Грузовые вагоны, принадлежащие железным дорогам-участницам Соглашения о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров собственности государств-участников Содружества, Азербайджанской Республики, Республики Грузия, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики от 12.03.1993, являются вагонами железных дорог, то есть вагонами общего парка (Тарифное соглашение железнодорожных администраций (железных дорог) государств-участников Содружества независимых государств от 17.02.1993, Тарифная политика железных дорог государств-участников Содружества Независимых Государств на перевозки грузов в международном сообщении на 2013 фрахтовый год, согласованной в городе Баку 02.11.2012).
В свою очередь, в соответствии с пунктом 21 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (далее - Тарифное руководство №2), установлено, что правила применения ставок платы за пользование вагонами, установленные Тарифным руководством №2, применяются и к вагонам, контейнерам, принадлежащим железнодорожным администрациям государств - участников Содружества, Литовской Республики, Латвийской Республики, Эстонской Республики и третьих стран, допущенным к перевозке по российским железным дорогам.
При этом, если Железной дорогой без согласия грузоотправителя поданы под погрузку вагоны, контейнеры, принадлежащие железнодорожным администрациям государств - участников СНГ, Литовской Республики, Латвийской Республики, Эстонской Республики и третьих стран, допущенные к перевозке по российским железным дорогам, которые ввиду запрещения их погрузки в направлении, указанном в заявке грузоотправителем, не могут быть использованы, время нахождения таких вагонов, контейнеров на подъездных путях исключается из оплачиваемого времени пользования вагонами, контейнерами.
Как следует из содержания имеющихся в материалах дела ведомостей подачи и уборки вагонов, часть спорных вагонов относилась к общему парку железных дорог, то есть принадлежала перевозчику, а именно железным дорогам-участницам указанного выше Соглашения, что подтверждается сокращением «СНГ» в графе №2 «Принадлежность вагона» в ведомостях подачи и уборки вагонов.
Принадлежность вагонов перевозчику подтверждается также указанием «принадлежит перевозчику» в электронных накладных.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, арбитражный суд установил, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.
В соответствии с ч. 2 ст. 99 Устава железнодорожного транспорта за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные ст. 100 и 101 данного Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.
Согласно ст. 100 Устава железнодорожного транспорта за задержку вагонов с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда.
Пунктом 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 43, предусмотрено, что расчет указанных штрафов производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, ведомостям учета времени нахождения контейнеров у грузоотправителей и грузополучателей на местах необщего пользования, составленным на основании памяток приемосдатчика, и ведомостям учета времени нахождения контейнеров у грузополучателей и грузоотправителей при передаче их на местах общего пользования, составленных на основании приемосдаточных актов с указанием времени начала и окончания грузовых операций с вагонами, контейнерами и размера штрафов.
В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Как было указано выше, в спорный период истец являлся контрагентом ОАО «Северо-Западный «Промжелдортранс» и подача и уборка вагонов, прибывших в адрес истца, производилась на условиях договора №389/2.
Ведомости подачи и уборки вагонов №№032150, 032153, 032161, 032171, 032172, 032173, 033180, 034204, 034205, 034218, 034234, 034236, 034242, 034243, 035248, 035249, 035250, 035251, 035267, 035269, 035272, 036278, 036279, 036285, 036293, 036295, 036286, 036287, 036290, 036309, 036312, 036313, 041318, 041347, 041348, подписаны истцом без возражений, в том числе, в отсутствии возражений в отношении времени нахождения вагонов под грузовыми операциями.
Следовательно, Железной дорогой в рассматриваемом случае обоснованно были применены положения части 1 абзаца 6 статьи 62 Устава, касающиеся начисления истцу штрафа за задержку вагонов под грузовыми операциями более чем на 24 часа по истечении установленных договором сроков оборота вагонов.
Взыскание штрафа по истечении 36 часов с момента подачи вагонов под погрузку и выгрузку (положения части 2 абзаца 6 статьи 62 Устава) производится в случае подачи их к местам погрузки и выгрузки локомотивом перевозчика, что к рассматриваемому спору не относится.
В силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истец не доказал необоснованность списания с единого лицевого счета денежных средств в части штрафа, таким образом, исковые требования в данной части удовлетворению не подлежат.
Вместе с тем, арбитражный суд считает, что истцом обоснованы требования о возврате неосновательного обогащения в части платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, ввиду следующего.
Списывая денежные средства с единого лицевого счета истца, Железная дорога руководствовалась п. 2.1.11. Договора № 751 от 18.03.2009 г. на организацию расчетов (том 1, л.д. 48), в соответствии с условиями которого, в случае нарушения Клиентом, являющимся грузополучателем, на железнодорожной станции назначения времени подачи, приема вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от Клиента (например, занятость фронтов погрузки-выгрузки и другие причины), с Клиента взимается плата за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования, в ожидании их подачи или приема в размере, определенном в Приложении № 3 к договору.
Действующим законодательством определен порядок регулирования тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон 147-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона 147-ФЗ для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти.
Пунктом 1 Положения о Федеральной службе по тарифам (далее - ФТС), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 332, ФТС является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением цен и тарифов, относящихся к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством Российской Федерации (статья 6 Закона 147-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643 «О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, вступившим в силу 18.08.2009, утверждены Положение о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и Перечень работ (услуг).
Согласно подпункту «в» пункта 4 Перечня работ (услуг) тарифы, сборы и плата за дополнительные работы (услуги), выполняемые на железнодорожном транспорте в местах общего пользования в виде предоставления железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности в течение времени ожидания его подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузоотправителей, грузополучателей своими локомотивами, регулируются государством.
Такие тарифы, сборы и плата за этот вид работ (услуг) - в виде предоставления железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение времени ожидания его подачи и уборки до настоящего времени не утверждены.
Следовательно, Железная дорога не вправе самостоятельно устанавливать цену за указанный вид работ (услуг), и соответственно, взимать плату за данный вид услуг, таким образом, исковые требования в части возврата неосновательного обогащения в виде списанной с единого лицевого счета истца платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Уплаченная истцом государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика пропорционально размеру удовлетворенных требований.
На основании изложенного
Руководствуясь статьями 102; 110; 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Цемцентр Обводный» 2.341.170 руб. 05 коп. неосновательного обогащения и 27.467 руб. 65 коп. в порядке возмещения расходов по государственной пошлине.
Выдать исполнительный лист.
В остальной части в иске отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия.
Судья Суворов М.Б.