ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-155579/18 от 08.04.2019 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

12 апреля 2019 года                                                                        Дело № А56-155579/2018

Резолютивная часть решения объявлена апреля 2019 года .

Полный текст решения изготовлен апреля 2019 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи Грачевой И.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Натсак В.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

общества с ограниченной ответственностью «Новый порядок»

к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному  надзору

о признании незаконным решения от 16.08.2018 № 44-1/37126

при участии:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 03.10.2016; 

от заинтересованного лица – не явился, извещен,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Новый порядок» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному  надзору (далее – заинтересованное лицо, Управление, Ростехнадзор) о признании незаконным решения от 16.08.2018 №44-1/37126.

Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя для участия в судебном заседании не направило. Дело рассмотрено в порядке положений статей 156, 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее – АПК РФ), в отсутствие представителя заинтересованного лица.

 В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования.

В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, суд в соответствии со статьей 137 АПК РФ завершил предварительное судебное заседание и перешел к судебному разбирательству.

Как следует из материалов дела, Общество является управляющей компанией жилищным фондом строящегося микрорайона Древлянка-8 (17 многоквартирных домов по проекту), ул. Чистая, г. Петрозаводск, Республика Карелия, застройщиком которого является ООО «Чистый город» (далее - Застройщик).

Разрешением от 20.11.2015 № 10-RU 10301000-90-2014 введен в эксплуатацию многоквартирный жилой дом «Республика Карелия, г. Петрозаводск, микрорайон «Древлянка-8», 5 очередь строительства. Многоквартирный жилой дом. Участок №14».

Объекту присвоен адрес: <...>.

Разрешением от 21.01.2016 Хо 10-RU 10301000-118-2014 введен в эксплуатацию многоквартирный жилой дом «Республика Карелия, г. Петрозаводск, микрорайон «Древлянка-8», 5 очередь строительства. Многоквартирный жилой дом. Участок №15».

Объекту присвоен адрес: <...>.

Разрешением от 30.08.2016 № 10-RU 10301000-344-2014 введен в эксплуатацию многоквартирный жилой дом «Республика Карелия, г. Петрозаводск, микрорайон «Древлянка-8», 6 очередь строительства. Многоквартирный жилой дом. Участок № 6».

Объекту присвоен адрес: <...>.

Обществом как управляющей компанией в Управление подано соответствующее заявление для постановки на учет опасных производственных объектов (далее – ОПО) придомовых сетей теплоснабжения указанных жилых домов.

19.01.2017 Обществу Управлением выдано свидетельство о регистрации А24-06515 в реестре ОПО на три участка трубопровода придомовых сетей теплоснабжения.

Придя к выводу о том, что постановка ОПО на учет должна осуществляться исключительно за его титульным владельцем, каковым Общество не является, заявитель обратился в Управление с заявлением внести изменения в реестр в части владельца ОПО.

Решением Управления от 16.08.2018 № 44-1/37126  во внесении изменений в реестр ОПО было отказано.

Не согласившись с правомерностью вынесенного Управлением решения, Общество обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав доводы сторон, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий определены Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон №116-ФЗ).

В силу положений статьи 5 Закона №116-ФЗ и в соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 №401, Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере промышленной безопасности.

Согласно свидетельству о регистрации от 19.01.2017 № А24-06515 Общество зарегистрировано в государственном Реестре опасных производственных объектов (далее - Реестр ОПО), как организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты: -        участок трубопроводов теплосети, регистрационный номер: А24-06515-001 от 19.01.2017, IIIкласса опасности, местонахождение: Республика Карелия,
<...>;

- участок трубопроводов теплосети, регистрационный номер: А24-06515-002                от 19.01.2017, III класса опасности, местонахождение: Республика Карелия,
<...>;

- участок трубопроводов теплосети, регистрационный номер: А24-06515-003 от 19.01.2017, III класса опасности, местонахождение: Республика Карелия,
<...>.

Положения Закона №116-ФЗ распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

В силу пункта 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения данного закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона № 116-ФЗ ОПО являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении № 1 к настоящему федеральному закону.

ОПО подлежат государственной регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 2 Закона № 116-ФЗ).

Согласно статье 3 Закона № 116-ФЗ под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся Закона № 116-ФЗ, других федеральных законах и иных нормативных правовых, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

В целях обеспечения промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма на объектах при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля (МПа) разработаны в соответствии с Законом № 116-ФЗ и утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.03.2014 № 116 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (далее -ФНП).

В соответствии с пунктом 5 ФНП требования настоящих ФНП обязательны для исполнения всеми организациями независимо от форм собственности, индивидуальными предпринимателями (далее - организации) и работниками организаций, осуществляющими на территории Российской Федерации деятельность, указанную в пункте 3 настоящих ФНП.

Согласно пункту 2 Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 ноября 2016 г. № 494 (далее - Административный регламент № 494) заявителями по предоставлению государственной услуги по регистрации ОПО в государственном Реестре ОПО являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию ОПО на праве собственности или ином законном основании (далее - заявители).

В соответствии с терминами и определениями, дополнительно используемые для целей настоящих ФНП (Приложение №1 к ФНП) эксплуатирующая организация - юридическое лицо (индивидуальный предприниматель),   осуществляющее   эксплуатацию   ОПО,   на   котором используется (эксплуатируется) оборудование, работающее под избыточным давлением (источник повышенной опасности), в силу принадлежащего ему права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления либо по другим основаниям (по договору аренды, в силу распоряжения компетентного органа о передаче источника повышенной опасности).

Регистрация тепловых сетей (пунктов) в Ростехнадзоре проходит в два последовательных этапа:

1.           Постановка трубопроводов пара и горячей воды (и иного оборудования
под давлением) на учет в территориальном органе Ростехнадзора по месту
нахождения объекта.

2.           Регистрация тепловых сетей (пунктов) в качестве ОПО в
территориальном органе Ростехнадзора по месту нахождения юридического
лица (по юридическому адресу).

Результатом постановки на учет трубопроводов пара и горячей воды (и иного оборудования) является Акт готовности оборудования к вводу в эксплуатацию (Приложение №7 к ФЬШ) и письмо Ростехнадзора о присвоении регистрационного (учетного) номера оборудованию. Письмо прикладывают к паспорту трубопровода.

Как следует из материалов дела, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию были выданы не Обществу, а застройщику ООО «Чистый город», который согласно договорам управления многоквартирными домами от 20.11.2015, от 21.01.2016 и от 30.08.2016 по Актам приема - передачи объектов «5-этажный, 160-квартирный жилой дом по адресу: <...>», «участка трубопроводов теплосети по адресу: <...>»; «5-этажный, 65-квартирный жилой дом по адресу: <...>», «участка трубопроводов теплосети по адресу: <...>»; «5-этажный, 120-квартирный жилой дом по адресу: <...>», «участка трубопроводов теплосети по адресу: <...>» передал Обществу жилые дома с внутренними и наружными сетями: водопровод горячей и холодной воды, канализации, теплоснабжение, отопление, электроснабжение и т.д. по адресам: <...>. <...>, <...> в эксплуатацию и обслуживание на основании разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.

Согласно пункту 2 Приложения № 1 к Закону № 116-ФЗ к категории ОПО относятся объекты, на которых:

- используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля:

а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); б) воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия; в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.

Согласно пункту 3 ФНП учету в органах Ростехнадзора подлежат:

1. Трубопроводы пара и горячей воды, за исключением:

- трубопроводов пара и горячей воды с внутренним диаметром 70 мм и менее, у которых температура рабочей среды не превышает 450 °С при избыточном давлении рабочей среды более 8,0 МПа, а также у которых температура рабочей среды превышает 450 °С без ограничения давления рабочей среды;

- трубопроводов пара и горячей воды с внутренним диаметром 100 мм и менее, у которых температура рабочей среды более 250 °С до 450 °С включительно при избыточном давлении рабочей среды более 0,07 МПа до 1,6 МПа включительно, а также у которых температура рабочей среды более 115 °С до 450 °С включительно при избыточном давлении рабочей среды более 1,6 МПа до 8,0 МПа включительно;

- трубопроводов пара и горячей воды внутренним диаметром 100 мм и менее, у которых параметры рабочей среды не превышают температуру 250 °С и избыточное давление 1,6 МПа.

2.           Оборудование, работающее под избыточным давлением пара, газов,
жидкостей.

Таким образом, тепловые сети, на которых есть:

трубопроводы с внутренним диаметром более 100 мм, транспортирующие воду (пар) под давлением более 0,07 мегапаскаля и при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия (подробнее о параметрах давления и температуры см. выше);

- участки трубопроводов пара и горячей воды с внутренним диаметром более 100 мм (даже если есть участки с меньшим диаметром);

- иное оборудование под давлением, подлежащее учету в органах Ростехнадзора

являются ОПО и попадают под действие законодательства о промышленной безопасности.

Согласно пункту 217 ФНП объекты с оборудованием, подлежащим учету в Ростехнадзоре, подлежат регистрации в Реестре ОПО.

Владельцы таких объектов обязаны:

1)          соблюдать требования статей 2, 7, 9, 12, 13 Закон № 116-ФЗ о
промышленной безопасности;

2)          регистрировать ОПО в государственном Реестре Ростехнадзора;

3)          оформлять нормативно-технические и разрешительные документы на
ОПО (в зависимости от класса опасности);

4)          заключать договор обязательного страхования гражданской
ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате
аварии на опасном объекте;

5)          эксплуатировать ОПО, технические устройства, здания и сооружения в
его составе по требованиям законодательства РФ о промышленной
безопасности (Закона № 116-ФЗ, подзаконные акты, ФНП и т.д.);

6) проводить экспертизу промышленной безопасности (ЭПБ) в случаях, установленных статьями 7, 9, 13 Закона № 116-ФЗ и положениями ФНП;

7) участвовать в техническом расследовании причин аварий и инцидентов на ОПО, направлять информацию о происшествиях в территориальные органы Ростехнадзора (см. Приказ Ростехнадзора от 19.08.2011 № 480);

8) соблюдать законодательство о техническом регулировании в части эксплуатации оборудования под давлением (подтверждать соответствие, проводить ЭПБ после восстановительного ремонта, контролировать качество сварных соединений и т.д.).

Регистрация ОПО проходит в территориальном управлении Ростехнадзора по месту нахождения эксплуатирующей организации (по юридическому адресу).

Чтобы зарегистрировать тепловую сеть/пункт в госреестре, нужно: Подготовить и подать в Ростехнадзор (см. п. 19-21 Административного регламента):

- заявление о регистрации ОПО по форме Приложения №3 к Административному регламенту (лучше скачать на сайте территориального управления Ростехнадзора);

- сведения, характеризующие каждый ОПО (в 2 экземплярах), по форме Приложения № 4 к Административному регламенту;

- копии документов, подтверждающих право владения (собственность, аренда и т.д.) зданием теплового пункта и/или земельным участком, на котором размещены тепловые сети (трубопроводы);

- текстовую часть подраздела «Технологические решения» или Пояснительную записку (если объект построен до 2008 года) проектной документации (с указанием реквизитов заключения экспертизы по Градостроительному кодексу).

Результат процедуры: Свидетельство о регистрации ОПО. Сведения, характеризующие ОПО, согласованные и заверенные Ростехнадзором. Тепловые сети (пункты) при регистрации могут получить III (плановые проверки 1 раз в 3 года, нужна лицензия) или IV класс опасности (плановых проверок нет, лицензия не нужна) (пункт 5 Приложения № 2 к Закону № ФЗ-116.)

Из материалов дела следует, что Общество 14.08.2018 (вх. № ОПО-24-175) обратилось в Управление с заявлением о внесении изменений, связанных с исключением ОПО в связи со сменой эксплуатирующей организации.

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования, в том числе к обоснованию безопасности опасного производственного объекта.

Управление является территориальным органом Ростехнадзора и на основании части 2 статьи 2 Закона № 116-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», Положения о Северо-Западном управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 14.11.2018 № 559, осуществляет деятельность по ведению Реестра ОПО, включая регистрацию объектов в Реестре и исключение объектов из Реестра.

Согласно пункту 25 Административного регламента № 494 для внесения изменений в сведения, содержащиеся в Реестре (о заявителе и (или) сведений о составе ОПО, а также связанных с исключением ОПО из Реестра в связи со сменой эксплуатирующей организации), заявитель представляет в территориальный орган Ростехнадзора соответствующие документы, подтверждающие наличие оснований для внесения изменений.

Осуществление действий (административных процедур) по регистрации опасных производственных объектов и ведении государственного реестра опасных производственных объектов (включая и действия по исключению сведений об ОПО из реестра) определяются Административным регламентом № 494, который в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» является обязательным для Ростехнадзора, его территориальных органов и их должностных лиц.

Основанием для предоставления государственной услуги является направление (представление) заявителем в территориальный орган Ростехнадзора (по адресу места нахождения заявителя) заявления о предоставлении государственной услуги, а также документов, определенных требованиями настоящего Регламента, содержащих сведения, необходимые для формирования и ведения Реестра, согласно описи, установленной приложением № 2 Административного регламента № 494.

Согласно пункту 26 Административного регламента № 494 для исключения ОПО из Реестра в случае его ликвидации или вывода из эксплуатации, утраты ОПО признаков опасности, указанных в приложении 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ, а также предусмотренного нормативными правовыми актами Российской Федерации изменения критериев отнесения объектов к категории ОПО или требований к идентификации ОПО заявитель представляет заявление с указанием причины исключения ОПО из Реестра, а также копии документов (по каждому конкретному случаю), подтверждающих:

1) ликвидацию объекта или вывод его из эксплуатации:

2) утрату объектом признаков опасности, указанных в приложении 1 к Закону №116-ФЗ.

В случае если исключение ОПО из государственного реестра осуществляется в связи с изменениями критериев отнесения объектов к категории ОПО или требований к идентификации ОПО, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, представляются копии документов, подтверждающие отсутствие у такого объекта иных признаков опасности, указанных в приложении 1 к Закону № 116-ФЗ.

Документы, подтверждающие наличие оснований для внесения изменений в реестр ОПО (договор и акт приема передачи заключенный с новой эксплуатирующей организацией) в Управление Обществом не представлены. 

При изложенных обстоятельствах, Управлением правомерно отказано во   внесении   изменений   в   реестр   ОПО,   в   связи   с   несоответствием представленных документов требованиям Административного регламента № 494.

Согласно статье 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Поскольку, решение Управления об отказе во   внесении   изменений   в   реестр   ОПО принято правомерно, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

 Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

             Судья                                                                          Грачева И.В.