Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
12 апреля 2019 года Дело № А56-15807/2019
Резолютивная часть решения объявлена апреля 2019 года .
Полный текст решения изготовлен апреля 2019 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Синицыной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Пергаевой А.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга
заинтересованное лицо: Управление федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
третье лицо: 1)Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга; 2)Общество с ограниченной ответственностью "РЕМОНТНО - ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "СЕРВИС"
об оспаривании решения от 26.12.2018 по делу №1-00-49/78-03-18 и предписания от 17.12.2018 по делу №1-00-49/78-03-18
при участии
- от заявителя: ФИО1 по доверенности от 29.12.2018,
- от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 22.01.2019,
- от третьих лиц: 1) не явился, извещен, 2) ФИО3 по доверенности от 01.01.2019
установил:
Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга (далее – заявитель, Комитет, КРПиПР) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – заинтересованное лицо, УФАС) от 26.12.2018 по делу №1-00-49/78-03-18 и предписания от 17.12.2018 по делу №1-00-49/78-03-18.
Суд в соответствии с пунктом 4 статьи 137 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации перешел из предварительного в судебное заседание.
Рассмотрев материалы дела, суд установил.
УФАС по Санкт-Петербургу в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства выявило в распоряжении Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга от 09.12.2013 № 3262-р «О бизнес-инкубаторе, расположенном по адресу: <...>, литера А» признаки нарушения ч. 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившиеся в установлении и применении процедуры и порядка проведения конкурсного отбора субъектов малого предпринимательства на право размещения в бизнес-инкубаторе, не соответствующих федеральному законодательству, что может иметь результатом недопущение, ограничение конкуренции за право доступа к инфраструктуре поддержки субъектов малого предпринимательства.
Комитету было выдано Предупреждение от 06.07.2018 №78/20872/18 о необходимости в срок до 10.08.2018 изменения распоряжения Комитета от 09.12.2013 № 3262-р «О бизнес-инкубаторе, расположенном по адресу: <...>, литера А» (далее – распоряжение № 3262-р), для чего привести процедуру предоставления в аренду субъектам малого предпринимательства на льготных условиях нежилых помещений бизнес-инкубатора в соответствие с требованиями Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и приказа ФАС России от 10.02.2010 № 67.
Письмом от 22.08.2018 Комитет сообщил УФАС о неисполнении предупреждения в связи с несогласием с ним.
В связи с невыполнением предупреждения, УФАС возбуждено дело № 1-00-49/78-03-18, по результатам рассмотрения которого Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приняла решение от 26.12.2018 по делу №1-00-49/78-03-18 и выдано предписание от 17.12.2018 по делу №1-00-49/78-03-18.
Не согласившись с вышеуказанными решением и предписанием, Комитет обратился в суд с настоящим заявлением.
Требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 14 Закона № 209-ФЗ установлено, что оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления должно осуществляться с соблюдением требований, установленных Законом о защите конкуренции.
В силу требований части 2 статьи 16 Закона № 209-ФЗ наличие программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, определяющей условия и порядок оказания поддержки хозяйствующим субъектам, является необходимым условием при предоставлении государственной или муниципальной преференции.
Статья 15 Закона № 209-ФЗ определяет понятие инфраструктуры поддержки СМП, требования к ней и условия её поддержки.
Так, согласно ч.1 ст.15 Закона № 209-ФЗ, инфраструктурой поддержки СМП является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность при реализации государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, обеспечивающих условия для создания СМП, и для оказания им поддержки.
Требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки СМП, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации. (ч.3 ст.15 Закона № 209-ФЗ).
Законом № 209-ФЗ предусмотрена имущественная поддержка как СМП, так и организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМП (ч.4 ст.15, ч.1 ст.18 Закона № 209-ФЗ, включающую в себя в т.ч. бизнес-инкубаторы (ч.2 ст.15 Закона № 209-ФЗ).
В Санкт-Петербурге бизнес-инкубатор создан в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.11.2006 № 1425 «О мерах по созданию бизнес-инкубатора по адресу: ул. Седова, д. 37».
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 № 554 «О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге» утверждена специальная подпрограмма «Бизнес-инкубатор», которая реализуется путем предоставления субсидий управляющим бизнес-инкубатором организациям, выбираемым на конкурсной основе КРПиПР. Установлено, что порядок проведения конкурсного отбора управляющих организаций, а также требования к материально-техническому обеспечению бизнес-инкубаторов утверждаются КРПиПР.
Вместе с тем, указанная Программа не содержит перечня государственного имущества (в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений и т.п.), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в различных сферах деятельности, что ограничивает доступность субъектов малого и среднего предпринимательства к информационным ресурсам.
Распоряжением КРПиПР от 28.08.2013 № 1610-р (ред. от 14.06.2017) «Об утверждении специальной программы «Бизнес-инкубатор» утверждена специальная программа «Бизнес-инкубатор» (далее – Программа БИ), которая определяет механизм предоставления государственной поддержки субъектам малого предпринимательства в Санкт-Петербурге путем предоставления СМП на льготных условиях нежилых помещений бизнес-инкубаторов и комплекса услуг на безвозмездной основе. Реализация Программы БИ осуществляется путем предоставления субсидий управляющим бизнес-инкубатором организациям, выбираемым на конкурсной основе КРПиПР, на возмещение затрат бизнес-инкубатора, связанных с осуществлением следующих видов деятельности:
- предоставлением СМП в аренду (субаренду) нежилых помещений бизнес-инкубатора;
- обеспечением деятельности бизнес-инкубатора и оказание услуг СМП, размещенным в бизнес-инкубаторе;
- проведением оценки эффективности деятельности бизнес-инкубатора, разработкой рекомендаций по повышению эффективности деятельности бизнес-инкубатора по итогам оценки деятельности бизнес-инкубатора;
- проведением информационно-рекламных мероприятий, направленных на привлечение в бизнес-инкубатор СМП.
Вместе с тем, указанная Программа не содержит перечня помещений бизнес-инкубатора, их частей (с указанием площади и иных характеристик), предназначенных для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в различных сферах деятельности, что ограничивает доступность субъектов малого и среднего предпринимательства к информационным ресурсам.
КРПиПР издано распоряжение от 09.12.2013 № 3262-р «О бизнес-инкубаторе, расположенном по адресу: <...>, литера А» (далее – Распоряжение № 3262-р), которым утверждено Положение о деятельности бизнес-инкубатора, расположенного по адресу: <...>, литера А (далее – Положение № 3262-р).
Согласно п.1 Положения № 3262-р, бизнес-инкубатор, расположенный по адресу: <...>, литера А (далее - бизнес-инкубатор), создан в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.11.2006 № 1425 «О мерах по созданию бизнес-инкубатора по адресу: ул. Седова, д. 37». Бизнес-инкубатор является объектом инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга. Бизнес-инкубатор по характеру услуг, оказываемых размещенным в нем СМП, является общим (офисным). Основной специализацией бизнес-инкубатора является сфера инноваций, информационных и высоких технологий, научно-технической и внедренческой деятельности (п.4 Положения № 3262-р). Общее количество рабочих мест бизнес-инкубатора, предназначенных для размещения СМП, составляет 160 единиц (п.6 Положения № 3262-р).
Таким образом, приведенными нормативными актами в Санкт-Петербурге создан бизнес-инкубатор и определен его адрес: <...>, литера А (в помещениях общей площадью 3200 кв. м).
По результатам конкурсных отборов на право оказания услуг по управлению бизнес-инкубатором, проведенных в 2013, 2014, 2015 годах в соответствии с распоряжением КРПиПР от 23.09.2013 № 1942-р «О конкурсном отборе на право оказания услуг по управлению бизнес-инкубатором» (признано утратившим силу распоряжением КРПиПР от 13.05.2016 № 2315-р) управляющей организацией бизнес-инкубатора по адресу: <...>, литера А выбрано ООО «РЭО «Сервис» без установления срока действия указанного права.
В этой связи ООО «РЭО «Сервис» признана организацией, образующей инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства, которой предоставляется субсидия на возмещение затрат, связанных с осуществлением деятельности бизнес-инкубатора, перечень которых утверждается Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга.
Между тем, на момент создания бизнес-инкубатора в 2006 году помещения здания по адресу: <...>, литера А находились в доверительном управлении ООО «РЭО Сервис» с 1999 года.
Во исполнение распоряжения КУГИ от 01.02.1999 № 142-р (с изм. от 01.03.1999 № 265-р), между КУГИ и ООО «РЭО Сервис» (доверительный управляющий) заключен договор от 15.03.1999 № 00-003876(13) (далее – договор ДУ) о передаче в доверительное управление помещения здания по адресу: <...>, литера А общей площадью 13746,73 кв.м сроком на 5 лет (но не далее, чем по 01.02.2004 – п.1.5 договора ДУ).
В соответствии с абз.2 п.2 ст.1016 Гражданского кодекса РФ, договор продлен на тот на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены договором, а именно: с 02.02.2004 по 30.12.2008, с 31.12.2009 по 28.11.2013, с 29.11.2013 по 27.10.2018 (письмо КИО вх.№ 28861/18 от 16.11.2018).
Дополнительным соглашением № 1 от 02.08.2011 к договору ДУ изменена общая площадь переданных в доверительное управление помещений, а именно уменьшена до 10883,90 кв.м, а также добавлены цели доверительного управления, в том числе стимулирование хозяйственной деятельности в определенной области городского хозяйства в отношении помещений, используемых под бизнес-инкубатор.
Таким образом, помещения, переданные в доверительное управление ООО «РЭО Сервис», дополнительным соглашением № 1 от 02.08.2011 к договору ДУ были условно разделены на помещения бизнес-центра и помещения бизнес-инкубатора, в связи с чем ООО «РЭО Сервис» оставаясь доверительным управляющим всех переданных по договору ДУ помещений, получило статус управляющего бизнес-инкубатором.
Дополнительным соглашением № 2 от 28.06.2016 к договору ДУ изменены существенные условия договора ДУ, в том числе в части распределения доходов от передачи в пользование помещений, а также полномочий доверительного управляющего по распоряжению помещениями, используемыми как объекты инфраструктуры поддержки СМП – бизнес инкубатор (пункт 6.7 дополнительного соглашения от 28.06.2016 № 2).
Таким образом, с 28.06.2016 договор ДУ содержит право доверительного управляющего (ООО «РЭО «Сервис») на оказание услуг по управлению бизнес-инкубатором.
27.08.2017 сведения об ООО «РЭО «Сервис» как об организации, образующей инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии со статьей 15.1 Закона № 209-ФЗ КРПиПР направил для включения в реестр организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Пунктом 9.1 Положения № 3262-р установлено, что предоставление нежилых помещений бизнес-инкубатора в аренду СМП осуществляется по результатам конкурсного отбора СМП на право размещения в бизнес-инкубаторе (далее - конкурсный отбор). Конкурсные отборы являются открытыми по составу участников. Организация и проведение конкурсных отборов осуществляются КРПиПР при взаимодействии с управляющей бизнес-инкубатором организацией (ООО «РЭО Сервис»).
Договоры аренды нежилых помещений, дополнительные соглашения к ним, а также соглашения о предоставлении справки о результатах хозяйственной деятельности заключаются управляющей организацией (ООО «РЭО Сервис») с победителями конкурсного отбора (п.9.2 Положения № 3262-р).
Таким образом, формой поддержки СМП является предоставление права аренды государственного имущества в бизнес-инкубаторе на льготных условиях. При этом субсидии на реализацию указанного права предоставляются управляющей бизнес-инкубатором организации (ООО «РЭО Сервис»), на возмещение затрат бизнес-инкубатора, связанных в т.ч. с предоставлением СМП в аренду (субаренду) нежилых помещений бизнес-инкубатора.
В пункте 10 Положения № 3262-р определен порядок организации и проведения конкурсного отбора.
Так, в соответствии с п.10.2 Положения № 3262-р, объявление о проведении конкурсного отбора размещается на официальном сайте КРПиПР в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://crppr.gov.spb.ru. На этом же сайте предусмотрено опубликование информации о критериях отбора СМП, планируемых заседаниях конкурсной комиссии и принимаемых ею решениях, а также о результатах конкурсного отбора (п.п. 10.9, 10.12, 10.14 Положения № 3262-р).
Пунктом 10.4 Положения № 3262-р установлены форма заявления и перечень документов, подаваемых для участия в конкурсном отборе субъектами малого предпринимательства, п.10.6 - основные критерии конкурсного отбора.
Согласно п.10.10 Положения № 3262-р, победителями конкурсного отбора признаются участники, документы которых, представленные для участия в конкурсном отборе, свидетельствуют о соответствии критериям, предусмотренным в пункте 10.6 Положения № 3262-р.
Субъекты малого предпринимательства, признанные победителями конкурсного отбора, но не размещенные в бизнес-инкубаторе по причине отсутствия свободных нежилых помещений бизнес-инкубатора, имеют первоочередное право на предоставление нежилых помещений бизнес-инкубатора при их освобождении (п.10.11 Положения № 3262-р).
Порядок реализации права аренды государственного недвижимого имущества - нежилых помещений бизнес-инкубатора, установленный Распоряжением № 3262-р, не может считаться надлежащим в виду следующего.
В соответствии с ч.1, ч.3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Частью 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции определено, что Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в части 1 и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Во исполнение статьи 17.1 Закона о защите конкуренции ФАС России издан приказ от 10.02.2010 № 67, которым утверждены:
- Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее – Правила проведения конкурсов № 67);
- Перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса (далее – Перечень видов имущества № 67).
Приказом № 67 регламентирована в том числе процедура предоставления бизнес-инкубаторами субъектам малого и среднего предпринимательства государственного или муниципального имущества в аренду (субаренду).
Так, пунктом 10 Перечня видов имущества № 67 установлено, что заключение договоров в отношении нежилых помещений инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, включенных в перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», предоставляемых бизнес-инкубаторами в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса.
Приказом от 10.02.2010 № 67 не предусмотрено проведение иных процедур, в том числе конкурсного отбора СМП на право размещения в бизнес-инкубаторе, по результатам которого заключаются договоры аренды нежилых помещений бизнес-инкубатора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1012 Гражданского кодекса РФ по договору доверительного управления имуществом одна сторона (в данном случае - КИО) передает другой стороне (доверительному управляющему, в данном случае - ООО «РЭО Сервис») на определенный срок имущество (в данном случае - помещения бизнес-инкубатора по адресу: <...>, литера А) в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).
Согласно статьям 1016 и 1023 Гражданского кодекса РФ услуги доверительного управляющего носят возмездный характер, к числу существенных условий договора доверительного управления отнесено установление размера и формы вознаграждения управляющему.
Таким образом, в ходе доверительного управления осуществляется использование имущества публично-правового образования, что предполагает совершение управляющим в интересах собственника как юридических, так и фактических действий за вознаграждение, предусмотренное договором доверительного управления имуществом, а также возмещение необходимых расходов, произведенных при доверительном управлении имуществом, за счет доходов от использования этого имущества.
Фактическая передача бизнес-инкубатора в доверительное управление ООО «РЭО Сервис» не является исключением, указанным в пункте 10 Перечня видов имущества № 67, которое препятствует включению помещений бизнес-инкубатора в перечень государственного имущества, которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе СМП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки СМП, и проведение конкурсов на заключение договоров в отношении нежилых помещений бизнес-инкубатора. В противном случае, данная ситуация будет противоречить цели создания и функционирования бизнес-инкубатора как организации, образующей инфраструктуру поддержки СМП.
Не включение сведений о помещениях бизнес-инкубатора в перечень государственного имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, свидетельствует об отсутствии доступной информации о таких объектах.
Следовательно, СМП не располагают сведениями о возможности аренды помещений бизнес-инкубатора, что может воспрепятствовать отдельным СМП реализации права на получение государственной поддержки СМП, создавать дискриминационные (неравные) условия входа на товарный рынок и осуществления деятельности такими хозяйствующими субъектами и содержит признаки нарушения п.2, п.6, п.8 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.
Исходя из изложенного, положения Приказа № 67 в полной мере применяются к заключению договоров в отношении нежилых помещений бизнес-инкубатора. При этом, Правилами проведения конкурсов № 67 установлены следующие особенности в отношении бизнес-инкубаторов:
- максимальный срок предоставления бизнес-инкубаторами государственного или муниципального имущества в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства не должен превышать три года (п. 4.3 ст. 18 Закона № 209-ФЗ, п. п. 39, 113 Правил проведения конкурса № 67)
- исчерпывающие критерии оценки заявок на участие в конкурсе при предоставлении бизнес-инкубаторами государственного и муниципального имущества в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства (п. 77 и п/п 7 пункта 77 Правил проведения конкурса № 67).
В соответствии с п.27, п.29 Правил проведения конкурса № 67 и постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2010 № 767, информация о проведении конкурсов или аукционов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов: torgi.gov.ru.
Согласно п. 30 Правил проведения конкурса № 67, извещение о проведении конкурса также может быть опубликовано в любых средствах массовой информации, а также размещено в любых электронных средствах массовой информации, при условии, что такие опубликование и размещение не могут осуществляться вместо предусмотренного пунктом 29 настоящих Правил размещения.
Пунктом 31 Правил проведения конкурса № 67 установлены требования к содержанию извещения, в котором должно быть указано в т.ч.: место расположения, описание и технические характеристики имущества, права на которое передаются по договору, в том числе площадь; целевое назначение имущества, права на которое передаются по договору; начальная (минимальная) цена договора, срок действия договора.
Разделом VII Правил проведения конкурса № 67 установлены требования к конкурсной документации, которая должна содержать в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Необходимость реализации права аренды недвижимого имущества бизнес-инкубатора в соответствии с Приказом № 67 подтверждена приказом Минэкономразвития России от 25.03.2015 № 167 «Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», в частности разделом XIII «Условия конкурсного отбора по мероприятиям, предусмотренным в рамках мероприятия «Создание и (или) развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, оказывающей имущественную поддержку, - бизнес-инкубаторов», а также требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»:
П.13.2.15. помещения и оборудование бизнес-инкубаторов предоставляются субъектам малого предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, на конкурсной основе в соответствии с пунктами 13.2.16 - 13.2.18 настоящих Условий и требований.
П.13.2.16. Предоставление нежилых помещений, оборудования бизнес-инкубатора в аренду (субаренду) субъектам малого предпринимательства и (или) организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется на конкурсной основе. Конкурс проводится в соответствии с приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67.
Довод КРПиПР о том, что Приказ № 167 не распространяется на Санкт-Петербург, поскольку Санкт-Петербург не участвует в конкурсном отборе получателей субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку СМП, не имеет принципиального значения, поскольку приведенные нормы данного приказа подтверждают единые принципы, в соответствии с которыми нежилые помещения и оборудование бизнес-инкубатора должны предоставляться в аренду субъектам малого предпринимательства, а именно, в в соответствии с приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67.
В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Проанализировав содержание порядка организации проведения конкурсного отбора, определенного Распоряжением № 3262-р, сопоставив с приведенными выше положениями федерального законодательства, Санкт-Петербургское УФАС России пришло к правомерному выводу о том, что нормы Распоряжения № 3262-р устанавливают процедуру конкурсного отбора и порядок его проведения, отличные от установленных федеральным законодательством процедур и порядка.
В том числе выявлено, что Распоряжение № 3262 содержит:
- ограничение доступа заинтересованных лиц к участию в торгах на право заключения договора аренды ввиду публикации информации о конкурсном отборе только на официальном сайте КРПиПР (не размещение информации на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов - www.torgi.gov.ru), что может обеспечить предоставление отдельным хозяйствующим субъектам доступ к информации в приоритетном порядке (п.6 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции);
- не установление в документации о конкурсном отборе критериев оценки с указанием величины значимости этих критериев, а также порядка оценки и сопоставления заявок, что не позволяет определить, каким образом члены комиссии оценивают и сопоставляют заявки участников конкурсного отбора, что может создать дискриминационные (неравные) условия доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга (п.8 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции).
- не указание в извещении о проведении конкурсного отбора и в документации о конкурсном отборе описания и технических характеристик имущества, права на которое передаются по договору, в том числе площади, целевого назначения; начальной цены договора, срока действия договора и т.п., что создает препятствие к доступу к информации об объекте и условиях аренды и может создать препятствие в участии в конкурсном отборе, а следовательно, в осуществлении СМП деятельности (ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции).
Проведение процедуры предоставления нежилых помещений бизнес-инкубатора в аренду субъектам малого предпринимательства по результатам конкурсного отбора субъектов малого предпринимательства на право размещения в бизнес-инкубаторе, не соответствующей единым требованиям федерального законодательства (Закона о защите конкуренции, Приказа № 67), приводит к нарушению порядка заключения договоров в отношении государственного имущества, может привести к недопущению, ограничению конкуренции при проведении конкурсного отбора на право заключения договоров аренды государственного имущества на территории бизнес-инкубатора, к необоснованному препятствованию реализации права СМП на государственную поддержку и осуществлению деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства на территории бизнес-инкубатора, в том числе путем ограничения доступа к информации о проведении конкурсной процедуры, нарушению порядка определения победителя, поскольку победитель определен по иной процедуре, к которой федеральным законодательством не установлено единых требований.
Таким образом, в положениях Распоряжения № 3262-р содержится нарушение требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Синицына Е.В.