ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-15899/2022 от 09.02.2024 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

13 февраля 2024 года Дело № А56-15899/2022

Резолютивная часть решения объявлена 09 февраля 2024 года.

Полный текст решения изготовлен 13 февраля 2024 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Варениковой А.О.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой Н.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

истец: Департамент Лесного комплекса Вологодской области (адрес: Россия 160000, г. Вологда, Вологодская область, ул. Герцена, д.27, ОГРН: <***>);

ответчики: 1) общество с ограниченной ответственностью «ЛибенКон» (190013, <...>, литер Б, часть пом. 10-Н часть оф. 416 (пом. 468), ОГРН: <***>), общество с ограниченной ответственностью «Великоустюгский леспромхоз» (192177, Россия, г. Санкт-Петербург, вн.тер.г. муниципальный округ Рыбацкое, Шлиссельбургский <...>, литера А, кв. 42, ОГРН: <***>),

о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка,

при участии:

от истца: ФИО1 (с использованием системы вэб-конференции),

от ответчиков: 1) ФИО2 (доверенность от 24.03.2023), 2) ФИО3 (генеральный директор, выписка от 11.01.2024);

установил:

Департамент лесного комплекса Вологодской области (далее – истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью ООО «ЛибенКон» (далее – ответчик) о взыскании 11 330 122,57 руб. задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 20.08.2008 № 02-02-16/90-2008 (далее – Договор) за 2020 – 2021 годы, в том числе: 9 441 767,15 руб. – в доход федерального бюджета, 1 888 355,42 руб. – в бюджет Вологодской области.

Дело принято к производству судьей Целищевой Н.Е.

К участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «Великоустюгский леспромхоз» (далее – Общество).

До вынесения решения по существу заявленных требований истец, в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), уточнил заявленные требования, просил взыскать с ООО «Великоустюгский леспромхоз» 5 558 973,99 руб. задолженности по арендной плате по Договору за 2020 год, в том числе: 4 632 477,51 руб. – в доход федерального бюджета, 926 496,48 руб. – в бюджет Вологодской области; с ООО «ЛибенКон» 5 771 148,58 руб. задолженности по арендной плате по Договору за 2021 год, в том числе: 4 809 289,64 руб. – в доход федерального бюджета, 961 858,94 руб. – в бюджет Вологодской области.

Определением суда от 07.06.2022 производство по настоящему делу приостановлено до момента вступления в законную силу судебного акта по делу № А56-28532/2022.

Определением (протокольным) от 28.02.2023, суд, установив, что решение от 17.09.2022 по делу № А56-28532/2022 вступило в законную силу 23.02.2023, возобновил производство по настоящему делу.

На основании определения суда от 17.05.2023 производство по делу приостановлено до момента вступления в законную силу судебного акта по делу № А13-17638/2022.

Распоряжением Заместителя Председателя Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области ФИО4 от 24.11.2023, в связи с назначением судьи Целищевой Н.Е. на должность судьи Тринадцатого арбитражного апелляционного суда, дело А56-15899/2022 передано для рассмотрения в производство судье Варениковой А.О.

Судом принято к производству встречное исковое заявление ООО «ЛибенКон» о взыскании с истца в пользу ООО «ЛибенКон» переплаты по арендной плате по договору аренды лесного участка от 20.08.2008 №02- 02-16/90-2008 в размере 12 369 778,01 руб., а именно: за 2022 год в размере 6 004 540,61 руб., за 2023 год в размере 6 365 237,40 руб.

Также судом принято встречное исковое заявление ООО «Великоустюгский леспромхоз» о взыскании с истца в пользу ООО «Великоустюгский леспромхоз» переплату по арендной плате (неосновательное обогащение) по договору аренды лесного участка от 20.08.2008 г. № 02-02-16/90-2008 за 2017, 2018, 2019 года в общем размере 12 857 419,53 руб.

В судебном заседании представитель Департамента поддержал заявленное требование, настаивал на взыскании с ответчика и Общества доначисленных сумм арендной платы за 2020, 2021 годы согласно первоначальным условиям договора аренды, ссылаясь на то, что арендная плата должна уплачиваться исходя их первоначальных условий договора аренды и не может быть изменена по соглашению сторон. Кроме того, по мнению Департамента имеются преюдициальные судебные акты по делам А13-9956/2022, А56-15542/2022, указывающие на обоснованность доначисления арендной платы. При этом представитель истца полагал, что ни ответчик, ни Общество не вправе предъявлять требование об обязании Департамента возместить переплату по арендной плате (неосновательное обогащение) за 2017, 2018, 2019, 2022 и 2023 годы, поскольку денежные средства были перечислены ими добровольно, согласно первоначальным условиям договора аренды.

Представитель ответчика, возражая на иск, указал, что арендная плата за 2020 и 2021 годы вносилась с учетом изменения параметров арендуемого лесного участка. Также указал, что исковые требования основаны на материалах лесоустройства от 2008 года и истцом не приняты во внимание факты изменения качественных и количественных характеристик арендуемого лесного участка в 2009 и 2010 годах, которые существенным образом ухудшили условия изъятия древесины. Ответчик считает, что размер арендной платы является регулируемым и поставлен в зависимость от фактических объемов изъятия древесины с участка и характеристик лесного участка, в связи с чем требование о взыскании доначисленной арендной платы необоснованно. Доказательств наличия фактической возможности изъятия древесины на условиях, первоначально определенных договором истцом не представлено, поэтому одностороннее увеличение арендной платы и требование Департамента о взыскании платы за фактически не предоставлявшиеся ресурсы незаконно, ведет к неосновательному обогащению. Также ответчик полагал, что в силу судебных актов, принятых в рамках арбитражных дел А56-28532/2022 и А13-17638/2022, которыми установлены факты изменения параметров арендуемого лесного участка и достижения сторонами договора аренды соглашения о размере арендной платы по факту таковых изменений, на Департаменте лежит обязанность по возмещению переплаты, полученной от ответчика и Общества за 2017-2019 и 2022-2023 годы.

Представитель Общества поддержал доводы ответчика. Также отметил, что исходя из содержания первичной конкурсной документации следует, что размер арендной платы установлен по соглашению сторон и поставлен в зависимость от годовых объемов лесопользования и ставки лесных податей. Подобное определение первичных условий аренды указывает на правомерность взимания платы только в том размере, который соответствует фактическим характеристикам лесного участка.

Заслушав пояснения сторон, рассмотрев представленные доказательства, суд установил следующее.

20.08.2008 года между Департаментом лесного комплекса Вологодской области и ООО «Великоустюгский леспромхоз» в порядке приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации и на основании решения Департамента лесного комплекса Вологодской области от 12.05.2008 года №226 о переоформлении договора аренды участка лесного фонда от 06.09.2006 года №34 на договор аренды лесного участка заключен договор аренды лесного участка №02-02-16/90-2008. На дату заключения договора аренды расчетная лесосека принималась по материалам лесоустройства. Лесохозяйственный регламент Великоустюгского лесничества был утвержден приказом Департамента области от 17 декабря 2008 года № 641.

Договор аренды участка лесного фонда от 06.09.2006 №34, в свою очередь, заключен на основании проведения лесного конкурса по предоставлению участков лесного фонда в аренду.

Договор аренды лесного участка №02-02-16/90-2008 (далее – Договор) заключен в отношении лесного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 72964 га, имеющего следующее местоположение: кварталы №№ 3ч, 4ч, 10ч, 46ч, 47ч, 48ч, 49ч, 50ч, 51ч, 55ч, 56ч, 57ч, 58ч, 59ч, 60ч, 61ч, 62ч, 69ч, 70ч, 71ч, 72ч, 73ч, 81ч, 82ч, 83ч, 84ч, 88ч, 89ч (целевое назначение – защитные леса), расположенные в Н-Шарденгском участковом лесничестве, кварталы №№ 3ч, 4ч, 9, 10ч, 16, 46ч, 47ч, 48ч, 49ч, 50ч, 51ч, 55ч, 56ч, 57ч, 58ч, 59ч, 60ч, 62ч, 68, 69ч, 70ч, 71ч, 72ч, 73ч, 80, 81ч, 82ч, 83ч, 84ч, 88ч, 89ч, 90, 91 (целевое назначение – эксплуатационные леса), расположенные в Н-Шарденгском участковом лесничестве, кварталы №№ 1ч, 2ч, 7ч, 8ч, 9ч, 10ч, 11ч, 12ч, 13ч, 14ч, 16ч, 17ч, 18ч, 19ч, 20ч, 21ч, 22ч, 23ч, 24ч, 25ч, 26ч, 27ч, 30ч, 33ч, 34ч, 35ч, 36ч, 37ч, 39ч, 40ч, 41ч, 54ч, 56ч, 57ч, 58ч, 60ч, 61ч, 62ч, 63ч, 64ч, 73ч, 74ч, 75ч, 77ч, 78ч, 79ч, 80ч, 81ч, 82ч, 83ч, 84ч, 85ч, 89ч, 94ч, 96ч, 97ч, 98ч, 99ч, 102ч, 103ч, 104ч, 107ч, 108ч, 115ч, 116ч, 117ч, 127ч, 128ч, 130ч, 131ч, 134ч, 135ч, 137ч, 138ч, 139ч, 140ч, 145ч, 146ч, 147ч, 148ч, 149ч, 156ч, 158ч, 160ч, 166ч, 167ч, 168ч, 170ч, 172ч, 173ч, 174ч, 179ч, 181ч, 183ч, 187ч, 191ч, 192ч, 193ч, 194ч, 195ч (целевое назначение – защитные леса), расположенные в Опокском участковом лесничестве, кварталы №№ 1ч, 2ч, 7ч, 8ч, 9ч, 10ч, 11ч, 12ч, 13ч, 14ч, 16ч, 17ч, 18ч, 19ч, 20ч, 21ч, 22ч, 23ч, 24ч, 25ч, 26ч, 27ч, 28, 29, 30ч, 33ч, 34ч, 35ч, 36ч, 37ч, 38, 39ч, 40ч, 41ч, 42, 54ч, 55, 56ч, 57ч, 58ч, 60ч, 61ч, 62ч, 63ч, 64ч, 73ч, 74ч, 75ч, 76, 77ч, 78ч, 79ч, 80ч, 81ч, 82ч, 83ч, 84ч, 85ч, 86, 89ч, 94ч, 95, 96ч, 97ч, 98ч, 99ч, 101, 102ч, 103ч, 104ч, 107ч, 108ч, 114, 115ч, 116ч, 117ч, 118, 122, 123, 126, 127ч, 128ч, 130ч, 131ч, 134ч, 135ч, 136, 137ч, 138ч, 139ч, 140ч, 143, 144, 145ч, 146ч, 147ч, 148ч, 149ч, 152, 155, 156ч, 157, 158ч, 160ч, 162, 166ч, 167ч, 168ч, 169, 170ч, 171, 172ч, 173ч, 174ч, 178, 179ч, 180, 181ч, 182, 183ч, 186, 187ч, 188, 191ч, 192ч, 193ч, 194ч, 195ч (целевое назначение – эксплуатационные леса), расположенные в Опокском участковом лесничестве Великоустюгского районного отдела- государственного лесничества Вологодской области. Кадастровые номера лесного участка 35:10:0000000:639, 35:10:0000000:640.

Пунктом 3 договора установлено, что схема расположения лесного участка и его характеристики приводятся в приложениях №1 и №2, границы лесного участка определены в кадастровых паспортах земельного участка, являющихся неотъемлемой частью договора.

В соответствии с пунктом 4 договора арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах согласно приложению №3.

Все приложения к договору (№№1-7) являются его неотъемлемой частью.

Лесной участок принят арендатором по акту приема-передачи от 20.08.2008 года, подписанному сторонами (является приложением № 5 к Договору).

В связи с изменением качественных и количественных характеристик лесного участка и изменением ежегодного объема изъятия древесины при уходе за лесами, согласно лесохозяйственному регламенту, утвержденному Приказом Департамента лесного комплекса Вологодской области от 17.12.2008 № 641, арендодателем и арендатором были внесены следующие изменения в договор, которые были оформлены и зарегистрированы регистрирующим органом в установленном законом порядке:

- дополнительное соглашение от 01.01.2009 г. № 02-02-16/534-2009: изменения внесены в пункт 5, приложения №№ 4,7;

- дополнительное соглашение от 30.12.2009 г. № 02-02-16/1098-2009: изменения внесены в пункт 5, приложения №№ 3,4,7;

- дополнительное соглашение от 08.02.2010 г. № 02-02-16/27-2010: изменения внесены в пункт 5, приложения №№ 4,7;

- дополнительное соглашение от 19.08.2011 г. № 02-02-16/93-2011: изменения внесены в пункт 5, приложения №№ 3,4,7;

- дополнительное соглашение от 21.12.2011 г. № 02-02-16/155-2011: изменения внесены в пункт 24;

- дополнительное соглашение от 11.01.2012 г. № 02-02-16/3-2012: изменения внесены в пункт 5, приложения №№ 3,4,7;

- дополнительное соглашение от 24.10.2012 г. № 04-01-11/100-2012: изменения внесены в приложение № 2;

- дополнительное соглашение от 07.12.2012 г. № 04-01-11/2-2013: изменения внесены в приложение № 2;

- дополнительное соглашение от 15.02.2013 г. № 04-01-11/164-2013: изменения внесены в пункт 15.

Порядок расчета размера арендной платы и сроки внесения арендной платы установлены пунктами 5,6,7 договора.

В соответствии с пунктами 5,7 Договора арендная плата на момент подписания договора составляет 10 151 388,26 руб. в год, и ее размер подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ).

Арендатор вносит арендную плату в сроки согласно приложению №4 и предоставляет Арендодателю в течение 30 дней после произведенной оплаты подтверждающие документы.

Указанными дополнительными соглашениями в договор были согласованы условия об изменении размера арендной платы, срока действия договора, характеристик лесного участка и его насаждений, целей и объемов использования лесов на арендуемом участке, а также расчеты арендной платы за пользование лесным участком, в том числе изменен объем и вид заготовляемой древесины. Изменения внесены сторонами в договор в связи с изменением качественных и количественных характеристик лесного участка в 2009-2010 годы, а именно изменением разряда такс и ежегодного объема изъятия древесины при уходе за лесами, согласно лесохозяйственному регламенту, утвержденному Приказом Департамента лесного комплекса Вологодской области от 17.12.2008 №641. Регистрация указанных дополнительных соглашений произведена регистрирующим органом в установленном порядке.

С момента заключения дополнительных соглашений Департамент направлял в адрес арендатора ежегодные уведомления о размере арендной платы с учетом коэффициентов индексации на 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 годы, в которых, с учетом заключенных дополнительных соглашений и изменившихся параметров лесного участка, указывал арендатору конкретные размеры арендной платы в федеральный бюджет и бюджет Вологодской области.

Арендаторы уплачивали арендные платежи в 2020 и 2021 годы в размерах, установленных дополнительными соглашениями с учетом ежегодной индексации согласно уведомлениям арендодателя на 2020 и 2021 годы.

В последующем договором от 01.02.2021 №1/90 ООО «Великоустюгский леспромхоз» (арендатор 1) передал свои права и обязанности по договору аренды лесного участка от 20.08.2008 № 02-02-16/90- 2008 ООО «ЛибенКон» (арендатор 2).

Поддерживая заявленные требования, истец со ссылкой на статьи 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) указывал на то, что дополнительные соглашения являются ничтожными сделками в силу чего отсутствовали правовые основания для уплаты арендной платы в ином размере, чем предусмотрено условиями договора аренды. Расчет исковых требований по доначисленной арендной плате за 2020, 2021 годы согласно первоначальным условиям договора аренды, истец полагал верным. Также указывал на оплату ООО «Великоустюгский леспромхоз» арендной платы за период 2017-2019 в размере по претензии Департамента.

Поскольку требование об оплате задолженности за 2020 и 2021 исполнено не было, истец обратился в суд с настоящим иском.

В судебном заседании представитель Департамента настаивал на том, что арендная плата по договору аренды не могла регулироваться по соглашению сторон, поскольку первоначальный договор был заключен на торгах, следовательно к договору применяются правила, регулирующие порядок изменения договора, заключенного на торгах. Поскольку нормами действующего законодательства не предусмотрено внесение изменений в такой договор по соглашению сторон, дополнительные соглашения к договору являются недействительными сделками на основании статей 167, 168 ГК РФ в силу их ничтожности, поскольку при их заключении были нарушены положения части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации. Ввиду изложенного, исчисление размера арендной платы следует производить, основываясь на условиях договора аренды без учета заключенных между сторонами дополнительных соглашений к договору аренды, но принимая во внимание предусмотренную законом индексацию ставок.

При этом суд отмечает, что предоставленная истцом в материалы дела конкурсная документация, указывает на возможность пересмотра величины арендной платы в связи с изменением объема пользования и ставок лесных податей.

Оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ все, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает заявленные первоначальные требования не подлежащими удовлетворению, а встречные требования подлежащими удовлетворению ввиду следующего.

Основные правила исполнения обязательств установлены статьями 309-310 ГК РФ, согласно которым обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами. Одностороннее изменение условий обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, или односторонний отказ от исполнения этого обязательства допускается в случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором.

В соответствии с положениями статьи 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Согласно статье 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

В соответствии с частью 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно части 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (далее – Постановление № 310).

В соответствии с частью 2 статьи 74 ЛК РФ (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям) при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий аукциона на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается.

Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка (часть 3 статьи 74.1 ЛК РФ).

В силу статьи 74.1 ЛК РФ изменения условий (в том числе размера арендной платы) договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, осуществляются в исключительных установленных законом случаях по решению суда.

Размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, исходя из ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, установленных Постановлением № 310 (статья 73 ЛК РФ). Расчет арендной платы зависит от применения ставки, обусловленной различными параметрами, характеризующими лесной ресурс. Изменение одного из факторов лесного ресурса влечет в части размера арендной платы изменение договора аренды лесного участка, заключенного на торгах, что подлежит судебному контролю.

Согласно части 2 статьи 74.1 ЛК РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 названного Кодекса.

В силу части 3 статьи 74.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.

Толкование указанных норм свидетельствует о том, что внесение изменений в договор аренды, заключенный по итогам торгов, возможно только в судебном порядке и при наличии установленных законом оснований.

Между тем, в рассматриваемом случае необходимо учитывать следующее.

Материалами дела подтверждается, что дополнительные соглашения к договору аренды лесного участка заключены в связи с изменением (снижением) возрастов рубок ухода за лесами и объемов расчетной лесосеки, что повлекло изменение размера арендной платы.

Суд принимает во внимание, что между сторонами рассмотрены и вступили в силу несколько судебных актов, по спорам касательно договора аренды лесного участка от 20.08.2008 №02- 02-16/90-2008, – факты и выводы судов по котором носят преюдициальный характер для рассмотрения настоящего спора.

Приостановление рассмотрения настоящего дела было обусловлено наличием неразрешенных арбитражных дел по требованиям сторон о внесении изменении в договор аренды лесного участка от 20.08.2008 № 02-02-16/90-2008. К настоящему времени рассмотрение дел окончено, приняты судебные акты, вступившие в законную силу.

Судом установлено, что ранее Департамент по делу А56-28532/2022 обращался в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ООО «ЛибенКон» о внесении изменений с 2022 года в договор аренды лесного участка от 20.08.2008 № 02-02-16/90-2008, а именно приложения №№ 3,4,7 к договору. При этом предмет данного требования был направлен на установление в судебном порядке характеристик лесного участка и размера арендной платы тем показателям, которые зафиксированы сторонами в дополнительных соглашениях от 08.02.2010, от 19.08.2011, от 24.10.2012, от 07.12.2012.

Как установлено постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.02.2023 по делу А56-28532/2022, оставленного без изменения Постановлением Арбитражного Суда Северо-Западного округа от 06 июня 2023 года «после заключения договора аренды, в 2009 году проведены работы по перерасчету допустимого объема изъятия древесины при рубках ухода за лесом на всех арендованных земельных участках Великоустюгского лесничества. Объем рубок по договору аренды снизился с 15,97 тыс. куб. м до 11.77 тыс. куб.

Соответственно, исходя из положений Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (далее - Постановление N 310) изменился размер арендной платы.

Кроме того, в 2010 году Департамент произвел перерасчет такс платы по договору аренды, изменив их разряд с 3-го на 4-й.

При исполнении договора аренды, что не отрицается сторонами, они исходили из указанных изменений.

Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.

Между тем, из материалов дела следует, что стороны договора аренды лесного участка достигли соглашения об изменении его условий в связи с перерасчетом объемов вырубок, изменением таксации и размере арендной платы непосредственно по факту таких изменений. Соответствующие соглашения оформлены дополнительными соглашениями к договору аренды от 08.02.2010, от 19.08.2011, от 24.10.2012, от 07.12.2012.

Кроме того, стороны договора аренды достигли соглашения об изменении срока договора аренды, которое оформлено дополнительным соглашением к договору от 21.12.2011.

По условиям пункта 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, которая действовала на момент заключения договора аренды, при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.

Такого рода основания в данном случае отсутствуют.

Статья 74.1 Лесного кодекса РФ, допускающая изменения в условия договора аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, введена Федеральным законом от 29.06.2015 № 206-ФЗ, принятым после заключения договора аренды лесных участков и наступления условий для изменения договора.

В силу положений статьи 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

В статье 6 Федерального закона от 29.06.2015 № 206-ФЗ оговорено, что он вступает в силу с 01.10.2015. Обратная сила положениям Закона не придана.

Следовательно, положения статьи 74.1 Лесного кодекса РФ не могут быть применены к спорным правоотношениям.

В силу нормы пункта 1 статьи 424 ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке. Согласно положениям статьи 73 Лесного кодекса РФ в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям, для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Таким образом, размер арендной платы, в данном случае, определяется императивными требованиями соответствующего нормативного акта, а не условиями договора, и отсутствие соответствующего соглашения сторон договора аренды об актуализации расчета арендной платы не влияет на содержание правоотношений сторон.».

В соответствии с пунктом статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Также судом установлено, что ООО «ЛибенКон» и ООО «Великоустюгский леспромхоз» обращались за внесением изменений в договор аренды лесного участка от 20.08.2008 № 02-02-16/90-2008. Предметом рассмотрения в деле А13-17638/2022 выступали совместные исковые требования о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 20.08.2008 № 02-02-16/90-2008 с 2010 года.

Арбитражным судом Вологодской области в деле А13-17638/2022 сделан вывод о правомерности исполнения договора с учетом договоренностей сторон, достигнутых ввиду изменения условий: «поскольку по ранее рассмотренному судом делу №А56-28532/2022 по иску Департамента установлен факт согласования сторонами условий договора и отсутствие оснований для внесения изменений в договор, в удовлетворении иска ООО «ЛибенКон» надлежит отказать…. исходя из положений пункта 2 статьи 451 ГК РФ, требование о внесении изменений в договор в судебном порядке как способ защиты права применяется в том случае, если вторая сторона отказывает во внесении изменений в договор. Применительно к спорным отношениям соответствующие изменения были подписаны обеими сторонами в добровольном порядке, что исключает сам факт наличия нарушенного права, подлежащего судебной защите».

Таким образом, суд приходит к выводу, что при рассмотрении арбитражных дел А56-28532/2022 и А13-17638/2022 судами рассмотрены вопросы, непосредственно касающиеся отношений сторон по спорному договору. Судебными актами по указанным делам, вступившими в силу, и оставленным без изменения Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.06.2023 по делу А56-28532/2022 установлены факты достижения соглашения сторонами, уменьшение объемов расчётной лесосеки, снижение размеров изъятия древесины и снижение разряда такс, а также сделан вывод о регулируемости размера арендной платы, следовательно, размер ежегодной арендной платы после изменений параметров лесного участка надлежало рассчитывать исходя из изменившихся показателей арендуемого лесного участка.

Также анализ материалов дела, представленных сторонами свидетельствует о том, что при проведении лесного конкурса и заключения первоначального договора по результатам лесного конкурса в 2006 году условиями лесного конкурса установлен регулируемый характер арендной платы который определяется на основании нормативных показателей в зависимости от характеристик лесного участка, а не на аукционе путем установления аукционной цены арендной платы. .

Пунктом 9.2.договора аренды участков лесного фонда №34 от 06.09.2006 г.: определено, что «Размер арендной платы устанавливается по взаимному соглашению сторон, с учетом вида лесопользования, размера участка, годового объема лесопользования на арендуемом участке лесного фонда, действующих ставок лесных податей за данный вид пользования».

Пунктом 2.3. протокола №73 от 22.08.2006 г. по результатам проведения лесного конкурса также предусмотрено условие о возможности изменения арендной платы: «Величина арендной платы пересматривается не реже 1 раза в год в связи с изменением: ставок лесных податей на федеральном и областном уровня, объема пользования, а также по прочим причинам, не зависящим как от арендодателя, так и от арендатора». Впоследствии указанное условие было включено в пункт 9.4. договора аренды участков лесного фонда №34 от 06.09.2006 г.

Пунктом 11.1. договора аренды участков лесного фонда №34 от 06.09.2006 предусматривалась возможность изменения условий договора в случае изменения объемов лесопользования и лесохозяйственных мероприятий в связи с проведением очередного лесоустройства и в случая, указанных в пункте 9.4.

Суд приходит к выводу о том, что первоначальными условиями лесного конкурса было установлено, что величина арендной платы является регулируемой и может изменяться соглашением сторон при наличии условий, определенных договором. Исполнение арендаторами обязательств по оплате арендной платы в размерах, рассчитанных истцом самостоятельно в ежегодных уведомлениях с учетом изменения параметров лесного участка за 2017-2021 годы правомерно.

При таких обстоятельствах суд считает, что заявление истца о ничтожности дополнительных соглашений не имеет правового значения в силу п. 5 ст. 166 ГК РФ.

Условиями договора аренды лесного участка от 20.08.2008 (пункт 5) прямо предусмотрено, что арендная плата рассчитывается по формуле в соответствии с приложением №7 к договору. Согласно указанному приложению размер арендной платы определяется с учетом характеристик лесного участка (таксовой стоимости древесины, ее объема и пород).

Пунктом 7 договора установлено, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ.

На момент заключения Договора расчетная лесосека принималась по материалам лесоустройства. После заключения Договора был принят Лесохозяйственный регламент Великоустюгского лесничества на территории Вологодской области, являющийся нормативным правовым актом и находящийся в общем доступе, был утвержден приказом Департамента от 17.12.2008 № 641. Произошли изменения параметров арендуемого лесного участка, также впоследствии учтенные в Проекте освоения лесов.

В 2009 году проведены работы по перерасчету допустимого объема изъятия древесины при рубках ухода за лесом на всех арендованных лесных участках Великоустюгского лесничества Вологодской области - объем рубок ухода по договору аренды от 20.08.2008 № 02-02-16/90-2008 снизился с 15,97 тыс. куб. м до 11,77 тыс. куб. м. (среднегодовой объем использования древесины понизился до 216,18 тыс. кбм.).

На момент передачи в аренду лесного участка разряд такс соответствовал третьему разряду. В 2010 году Департаментом был произведен перерасчет разрядов такс лесных участков, переданных в аренду. В результате по Договору изменился разряд такс с 3 на 4.

С 2009-2010 годов заготовка древесины в большем объеме (указанном в договоре) в 2020 и 2021 годах была невозможна.

Согласно части 2 статьи 73 ЛК РФ, при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Ставки платы установлены Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (далее - Постановление № 310). Причем Постановлением № 310 предусмотрено, что ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений дифференцированы по лесотаксовым районам (примечание 3 к таблице №1). Для Архангельско-Вологодского лесотаксового района предусмотрено 7 разрядов такс платы за древесину.

Таким образом, поскольку законодательство прямо допускает изменение распределения лесов по разрядам такс, а изменение разряда такс прямым образом влияет на минимальный размер арендной платы, то допускается и изменение размера арендной платы в вышеуказанных случаях.

При этом следует отметить, что изменение характеристик лесного участка в части снижения объема рубок ухода и понижения разряда такс Департаментом никогда не оспаривалось и признавалось.

Кроме этого, в силу статей 606, 611, 614 ГК РФ обязанность арендодателя по отношению к арендатору состоит в предоставлении последнему имущества в пользование, а обязанность арендатора - во внесении платежей за пользование этим имуществом.

Таким образом, по договору аренды имеет место встречное исполнение обязательств (пункт 10 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.01.2002 № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой»).

В соответствии с пунктом 2 статьи 328 ГК РФ в случае непредоставления обязанной стороной обусловленного договором исполнения обязательства либо наличия обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от исполнения этого обязательства. Если обусловленное договором исполнение обязательства произведено не в полном объеме, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения в части, соответствующей непредоставленному исполнению.

Следовательно, поскольку по ранее рассмотренным судом делам А56-28532/2022 и А13-17638/2022 установлено фактические изменение параметров лесного участка (ухудшение) и истцом не представлено доказательств того, что он предоставил ответчику установленный договором аренды лесного участка от 20.08.2008 № 02-02-16/90-2008 объем лесопользования, а не объем, указанный в дополнительных соглашениях, Департамент не вправе требовать у арендатора арендную плату в размере, превышающем его фактический объем.

На основании всего вышеизложенного, принимая во внимание, что ответчиком обязательства по внесению арендной платы, исчисленной на основании спорных дополнительных соглашений, исполнены в полном объеме, арбитражный суд, исходя из положений статей 10, 328 ГК РФ, приходит к выводу, что истец, сославшись на несоответствие дополнительных соглашений к договору аренды лесного участка требованиям законодательства, нарушил пределы осуществления гражданских прав, в связи с чем, считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований к ООО «Либенкон» и ООО «Великоустюгский леспромхоз» о взыскании доначисленной арендной платы.

Касательно ссылки истца на арбитражные дела А13-9956/2022, А56-15542/2022, А13-8519/2021, указанные дела не имеют преюдициального значения по рассматриваемому делу, поскольку приняты в отношении другого договора аренды при иных обстоятельствах.

Кроме того, суд считает, что преюдициальными судебными актами по делам А56-28532/2022 и А13-17638/2022 установлено наступление обстоятельств, исключающих возможность взыскания доначисленной арендной платы ввиду фактического изменения условий аренды и достижения сторонами соглашения о размере арендной платы с учетом таковых изменений.

Ответчиком и Обществом в материалы представлены доказательства уплаты арендной платы в размере, первоначально установленном договором аренды, без учета изменения параметров лесного участка.

Учитывая, что арендная плата должна уплачиваться арендатором в размерах, исходящих из фактических (действующих) объемов изъятия древесины и разряда такс, а также ставок платы, а также установление обстоятельств, свидетельствующих о неправомерности доначисления арендной платы за 2017-2023 годы только в 2023 году, суд приходит к выводу, что у ответчика и Общества имеется право на взыскание переплаты в виде разницы между размером арендной платы, подлежавшей оплате с учетом изменения параметров лесного участка в 2009 и 2010 годы, и размером арендной платы, фактически уплаченной арендаторами за периоды 2017-2023 годов.

С учетом изложенного, суд полагает, что встречные исковые требования ответчика и Общества подлежат удовлетворению, поскольку обстоятельства, положенные в их основание, свидетельствуют о наступлении на стороне Департамента неосновательного обогащения.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

В первоначальном иске отказать.

Удовлетворить встречные исковые требования ООО «ЛибенКон» о взыскании с Департамента лесного комплекса Вологодской области задолженности по договору аренды лесного участка от 20.08.2008 №02-02-16/90-2008 в размере 12 369 778,01 рублей.

Удовлетворить встречные исковые требования ООО «Великоустюгский леспромхоз» о взыскании с Департамента лесного комплекса Вологодской области задолженности по договору аренды лесного участка от 20.08.2008 №02-02-16/90-2008 в размере 12 857 419,53 рублей.

Взыскать с Департамента лесного комплекса Вологодской области в доход федерального бюджета 87 287,00 рублей государственной пошлины по встречному иску ООО «Великоустюгский леспромхоз».

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.

Судья Вареникова А.О.