Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
13 августа 2020 года Дело № А56-15969/2020
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Гуляева С.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петренко Е.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению:
Садоводческого некоммерческого товарищества «Холмистое»
к Комитету государственного экологического надзора
о признании недействительными и отмене акта проверки от 23.12.2019 №1-13-20521-19/ВД и предписания от 23.12.2019 на основании указанного акта
при участии
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 23.05.2019,
от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 28.02.2020
установил:
Садоводческое некоммерческое товарищество «Холмистое» (далее – СНТ «Холмистое», Товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными и отмене акта проверки Комитета государственного экологического надзора (далее - Комитет) от 23.12.2019 №1-13-20521-19/ВД и предписания от 23.12.2019 № 1-13-20521-19/ВД.
В судебном заседании представитель Товарищества поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и объяснении, а представитель Комитета возражал против удовлетворения заявления по мотивам, представленным в отзыве.
В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, судом установлены следующие обстоятельства.
Как видно из материалов дела, в период с 26.11.2019 по 23.12.2019 сотрудниками Комитета на основании распоряжения председателя Комитета от 05.11.2019 № 1-13-20521-19/ВД проведена внеплановая документарная проверка в отношении Товарищества, с целью проверки информации о возникновении угрозы причинения вреда окружающей среде при эксплуатации водозаборного сооружения и использования водного объекта озера Лайдака в п. Новое Токсово Всеволожского района Ленинградской области для забора воды, на основании Мотивированного представления должностного лица Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области № К-07-1248/2019-3-0 от 28.10.2019, о чем составлен акт от 23.12.2019 № 1-13-20521-19/ВД.
В ходе проверки установлено, что СНТ «Холмистое» расположено по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, пос. Новое Токсово, и занимает участок земли общей площадью 347 791 кв. м, из них 63 021 кв. м - земли общего пользования, находящиеся в собственности товарищества или в общей собственности членов товарищества, а также 284 770 кв. м, разделенных на 445 садовых участка, имеющих различную площадь и находящихся в собственности 409 членов товарищества.
При рассмотрении документов СНТ «Холмистое», имеющихся в распоряжении Комитета, установлено, что СНТ «Холмистое» имеет кадастровый паспорт на объект недвижимого имущества - павильона, оборудованного водозаборным сооружением (кадастровый номер 47:07:0502033:215, год завершения строительства 1990), расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, пос. Новое Токсово.
Также имеется технический паспорт на павильон, площадью 15.1 кв.м и водопроводную сеть с водозабором из оз. Лайдака (водопровод протяженностью 441 п.м., трубы диаметром 110 мм ПНД).
В 1994 году на баланс СНТ «Холмистое» (бывшее «Юбилейное-2») были переданы бесхозные водопроводные сети постройки 1946 года, водозабор, деревянный павильон вполуразрушенном состоянии, расположенные в поселке Новое Токсово Всеволожского района Ленинградской области. Водоснабжение СНТ «Холмистое» поливочной водой осуществляется из северной части озера Лайдака в поселке Новое Токсово Всеволожского района Ленинградской области.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.06.2015 по делу № А56-16350/2015 установлен факт добросовестного, открытого и непрерывного владения СНТ «Холмистое» объектом недвижимого имущества - инженерной сетью и сооружением водопроводная сеть с водозабором и павильоном - как своим собственным в течение срока приобретательной давности.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016 по делу № А56-16350/2015 за СНТ «Холмистое» признано право собственности в силу приобретательной давности на вышеуказанные инженерные сети. Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.04.2016 по делу № А56-16350/2015 постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016 по делу №А56-16350/2015 оставлено без изменения.
Документы на право пользования данными инженерными сетями на момент проверки не оформлены.
СНТ «Холмистое» представлены материалы проведенного гидрологического обследования озера Лайдака, а также заключение о возможном объеме изъятия воды из озер; Лайдака для полива садовых участков СНТ «Холмистое», выполненное ФГБУ «Государственный гидрологический институт» в 2015 году. В результате выполненных исследований установлено, что баланс озера при существующих объемах водопотребления положительный как в средние по водности, так и в маловодные годы, а изъятие воды из озера для полива участков СНТ «Холмистое» в современных объемах допустимо.
Комитет установил, что вода, поступающая из данного водозабора, используется для поливочных нужд в период ориентировочно (в зависимости от температуры воздуха) с начала мая до конца сентября. Водопроводные трубы по территории СНТ располагаются над землей, а от насосного павильон до садоводства - подземная проводка. Водоподготовка не производится. Вода подается напрямую из озера на участки садоводов. Для возврата неиспользованной воды в озеро устроен байпас диаметром 50 мм. Договорные отношения на водоснабжение с другими организациями иными лицами отсутствуют. Объемы потребляемой воды напрямую зависят от погодных условий: в засушливое лето объем потребляемой для поливочных целей воды возрастает, а дождливый сезон потребности в поливочной воде минимизированы.
Комитет на основании информации (вх. № К-03-2170/2019 от 05.12.2019), полученной из Комитета по природным ресурсам Ленинградской области - органа, осуществляющего полномочия в сфере водных отношений по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Ленинградской области, установил, что в пользовании на основании договоров водопользования у СНТ «Холмистое» отсутствует договор водопользования на забор воды из озера Лайдака в п. Новое Токсово Всеволожского района Ленинградской области.
В связи с этим Комитет посчитал, что при заборе воды для нужд садоводства, СНТ «Холмистое» использует водный объект озеро Лайдака без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью.
По результатам проверки Комитет вынес предписание от 23.12.2019 № 1-13-20521-19/ВД, которым предписал Товариществу на основании ч.1, п.1 ч.2 ст.11, ст.16, ст.50 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) в срок до 23.09.2020 получить договор водопользования для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностного водного объекта - озеро Лайдака.
СНТ «Холмистое» обжаловало акт проверки от 23.12.2019 №1-13-20521-19/ВД и предписание от 23.12.2019 № 1-13-20521-19/ВД в арбитражный суд.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный правовой акт или действие (бездействие) государственных органов могут быть признаны арбитражным судом незаконными при наличии в совокупности следующих условий: несоответствия такого действия (бездействия) или акта требованиям действующего законодательства и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 9 ВК РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 11 ВК РФ на основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях:
1) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 настоящего Кодекса;
2) использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 настоящей статьи;
3) производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.
В силу части 3 статьи 12 ВК РФ договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.
Данными положениями Водного кодекса РФ СНТ «Холмистое» не ограничивается возможность пользования водным объектом озером Лайдака для забора воды для нужд садоводства, а лишь устанавливается необходимость оформления договорных отношений в целях реализации системы государственного регулирования водопользования.
Товарищество осуществляет забор воды для нужд садоводства.
Между тем в данном случае у Товарищества отсутствует договор водопользования на забор воды из озера Лайдака в п. Новое Токсово Всеволожского района Ленинградской области.
Относительно довода Товарищества о непринятии во внимание возражений СНТ «Холмистое» от 30.12.2019 в отношении Акта проверки и Предписания необходимо отметить следующее. В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
Порядок и процедура реагирования должностными лицами на возражения юридического лица Законом № 294-ФЗ не предусмотрены.
Комитетом в адрес СНТ «Холмистое» было направлено письмо исх. № К-07-24/2020-0-1 от 22.01.2020, в котором сообщалось, что возражения СНТ «Холмистое» приняты Комитетом к сведению, приобщены к материалам внеплановой документарной проверки № 1-13-20521-19/ВД.
Товарищество в заявлении ссылается на материалы в системе «Интернет» палат Федерального Собрания РФ при внесении изменений в ст.11, ст.16 Водного Кодекса РФ с приложением Пояснительной записки к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 11 и 16 Водного кодекса Российской Федерации».
Правовой режим пояснительной записки о принципах законотворческого процесса, указывает на то, что она не является частью законопроекта. Устранение неопределенных и двусмысленных положений законопроекта также не является целью ее создания, равно как и предоставление аутентичного толкования правил применения закона, поскольку только суд у правомочен на данные действия.
Пояснительная записка позволяет раскрыть основные стороны проекта, показать его юридические новеллы, объясняют механизм действия будущего акта и не указывают на все существенные моменты общей концепции законопроекта. Это обусловлено отсутствием в законодательстве императивных требований к содержанию пояснительной записки и, как следствие, единообразию в подходах к ее составлению.
Федеральным законом от 26.07.2017 № 208-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации» внесены изменения в Водный кодекс Российской Федерации, которые уточнили порядок приобретения права пользования водными объектами. Указанными изменениями предусмотрена возможность заключения договора водопользования поверхностными водными объектами (их частями) без проведения аукциона в случаях забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с положениями ВК РФ.
Постановлением Правительства РФ от 20.03.2018 № 306 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу совершенствования процедур по предоставлению водных объектов в пользование» ряд актов Правительства РФ приведен в соответствие с Федеральным законом 26.07.2017 № 208-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации», направленным на совершенствование регулирования правоотношений, возникающих при предоставлении прав пользования водными объектами, в том числе, в случае получения акватории на основании договора, заключаемого без проведения аукциона.
Устанавливается исчерпывающий перечень документов и сведений, подтверждающих соответствие деятельности хозяйствующего субъекта, которую возможно осуществлять на основании договора водопользования, заключаемого без аукциона.
В соответствии с ч.1 ст.8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации, в том числе озеро Лайдака. Обязанность приобретения права пользования поверхностными водными объектами или их частями обязательна для физических лиц и юридических лиц и регламентируется Водным кодексом РФ и иными федеральными законами.
В силу п.8 ст.1 ВК РФ водопотребление - потребление воды из систем водоснабжения.
В соответствии с приложением А «СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*», утвержденным приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/14, система водоснабжения - комплекс сооружений, самотечных и напорных сетей, служащий для забора воды из источников водоснабжения, ее очистки до нормативных показателей и подачи потребителю.
Комплексом сооружений служащим для забора воды из источника водоснабжения - озера Лайдака является насосная станция, которую использует СНТ «Холмистое» для обеспечения водой садоводов Товарищества.
Исходя из п.14 ст.1 ВК РФ следует, что водопользованием признается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.
Также из смысла п.8 ст.1 ВК РФ водопользователь - физическое или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом. Таким образом, законодатель исключает пользование водным объектом без предоставления такого права.
СНТ «Холмистое» фактически осуществляет пользование водным объектом озеро Лайдака для забора воды для нужд садоводов, тем самым имеет место обязательный и объективный признак водопользования - связь с водным объектом.
Исходя из вышеизложенного, СНТ «Холмистое» как юридическое лицо, осуществляя забор воды из водного объекта посредством насосной станции, является водопользователем, а члены садоводства, которым транспортируется вода, являются водопотребителями.
Согласно пп.2.1 п.2, пп.3.2 п.3 Устава СНТ «Холмистое», утверждённого Решением собрания уполномоченных СНТ «Холмистое» протокол № 1 от 25.03.2007, товарищество - садоводческая некоммерческая организация, учреждённая гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства. Основными целями деятельности товарищества является, в том числе строительство и эксплуатации коммуникаций, объектов инженерной инфраструктуры, других строений и сооружений общего пользования.
В соответствии со ст.7 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для создания благоприятных условий для ведения гражданами садоводства, и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.06.2015 по делу № А56-16350/2015 установлен факт добросовестного, открытого и непрерывного владения СНТ «Холмистое» объектом недвижимого имущества – инженерной сетью и сооружением: водопроводная сеть с водозабором и павильоном.
СНТ «Холмистое», непосредственно осуществляет деятельность по забору воды из водного объекта озеро Лайдака путем использования объектов инженерной инфраструктуры – насосной станции и водопроводной сети, для дальнейшего снабжение водой садоводческих участков (согласно Уставу на территории размещено 446 садовых земельных участков). СНТ «Холмистое» с 1994 года непрерывно владеет водозаборным сооружением (насосная станция) на озере Лайдака и использует водный объект для поливочных нужд садоводов товарищества. Имеется обязательный и объективный признак водопользования - связь с водным объектом. СНТ «Холмистое» является водопользователем как юридическое лицо и соответственно на него возлагаются обязательства по оформлению Договора водопользования для забора воды из озера Лайдака, не зависимо от дальнейшей передачи водных ресурсов иным лицам или использования для собственных нужд. Применение СНТ «Холмистое» понятия «законный представитель», смысл которого заложен в действующем законодательстве, относительно осуществления водопользования неверно.
Довод Товарищества о том, что «трансформация ранее действовавшего законодательства в новое правовое поле, изменяющее права граждан, всегда сопровождается переходным периодом с установлением конкретного срока этого периода» не влечёт за собой правового подтверждения.
При отсутствии законодательно установленного переходного периода на иные условия использования водного объекта СНТ «Холмистое», как юридическое лицо, осуществляющее забор воды из озера Лайдака, должен был незамедлительно подать заявление в Комитет по природным ресурсам Ленинградской области для получения документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом. При осуществлении своей деятельности СНТ «Холмистое» обязано следить за изменением требований закона.
Указание СНТ «Холмистое» на отмену ранее представленных прав юридическому лицу на пользование водным объектом для снабжения водой садоводов товарищества, не находит подтверждения, поскольку возможность пользования водным объектом озером Лайдака для забора воды для нужд садоводства Товариществу не ограничивается.
В силу пп.1 ч.1 ст.102 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) к землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах.
Согласно ч.2 ст.102 ЗК РФ на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.
В ч.4 ст.102 ЗК РФ указано, что порядок использования и охраны земель водного фонда определяется настоящим Кодексом и водным законодательством.
Право собственности на земли водного фонда подчинено праву собственности на водные объекты. В качестве общего положения ВК РФ закрепляет, что на водные объекты устанавливается федеральная собственность.
В пользование предоставляется водный объект на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование (ст. 11 ВК РФ).
По вопросам полномочий Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области, считаем необходимым сообщить следующее.
В соответствии с Положением утвержденному постановлением Правительства Ленинградской области от 27.05.2014 № 192 «О Комитете государственного экологического надзора Ленинградской области» «администрирование в отношении договоров водопользования» не осуществляет.
В сфере осуществления государственного экологического надзора Комитет организует и осуществляет региональный государственный надзор в области использования и охраны водных, объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору, а также за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, подлежащих региональному государственному надзору, за их использованием и охраной.
Предупреждает, выявляет и пресекает нарушения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными, лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований,, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Ленинградской области в области охраны окружающей среды и пожарной безопасности в лесах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц.
Принимает предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Пользование водным объектом СНТ «Холмистое» для забора воды из озера Лайдака при отсутствии документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом, является нарушением требований ч.1, п.2 ч.3, ст.11 ВК РФ.
Выявление нарушений и принятия мер осуществлялось Комитетом в рамках представленных полномочий.
В связи с этим суд отказывает в удовлетворении требования о признании недействительным предписания Комитета от 23.12.2019 № 1-13-20521-19/ВД.
Что касается оспариваемого Товариществом акта от 23.12.2019 №1-13-20521-19/ВД, то он не может быть обжалован в арбитражном суде в порядке главы 24 АПК РФ, поскольку не является ненормативным правовым актом, так как носит информационный характер,не содержит властно-распорядительных указаний, обязательных к исполнению заявителем, сам по себе не препятствует осуществлению предпринимательской или иной экономической деятельности (по смыслу части 1 статьи 198 АПК РФ).
Руководствуясь статями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Прекратить производство по делу в части обжалования акта проверки Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области от 23.12.2019 №1-13-20521- 19/ВД.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Гуляев С.Б.