Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
18 февраля 2020 года Дело № А56-164412/2018
Резолютивная часть решения объявлена 06 февраля 2020 года.
Полный текст решения изготовлен 18 февраля 2020 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Суворова М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хертек В.Ч.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: 1) ООО СК "ВТБ Страхование" (адрес: Россия 101000, Москва, Чистопрудный бул. д. 13; ОГРН: <***>)
истец: 2) АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "СТРАХОВОЕ ОБЩЕСТВО ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ" (адрес: Россия 107078, г МОСКВА, <...>; Россия 129164, Москва, Ракетный б-р д 16; ОГРН: <***>; <***>);
ответчик: Tomini Shipping (адрес: Объединенные Арабские Эмираты, 24th Street, Umm Suqeim Road, Al Barsha 2 - Dubai, United Arab Emirates, ОГРН: );
о взыскании 3 145 780 руб. 82 коп.
при участии
- от истца: 1) представителя ФИО1 доверенность от 25.12.2019; истец: 2) представителя ФИО1 доверенность от 25.04.2019.
- от ответчика: не явился, извещен
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Страховая компания «ВТБ Страхование» (ООО СК «ВТБ Страхование») и Акционерное общество «Страховое общество газовой промышленности» (АО «СОГАЗ») (далее Истцы) обратились в арбитражный суд с исковым заявлением к компании «Tomini Shipping», ОАЭ (далее ответчик) о взыскании 3 145 780 руб. 82 коп. в счет возмещения причиненного ущерба, а также судебных расходов по уплате госпошлины в размере 38 729 руб.
Надлежащим образом извещенные по всем представленным в арбитражный суд адресам ответчик в судебное заседание не явился, мотивированных возражений не представили, что не препятствует рассмотрению дела в его отсутствии по имеющимся в материалах дела доказательствам в соответствии со ст. 156 АПК РФ.
Как усматриваются из материалов дела, 09 октября 2017 года т/х «Tomini Sincerity» (далее по тексту - судно), принадлежащее на праве собственности компании «Tomini Shipping» находилось в г. Санкт-Петербурге, в районе 4-го морского порта «Большой порт Санкт-Петербург», где ожидало производства грузовых работ. Перед началом погрузки администрацией судна был подписан чек-лист (ship safety check list) о технической готовности судна к погрузочным работам.
10 октября 2017 года в 01 час 35 минут по санкт-петербургскому времени при погрузке т/х «Tomini Sincerity» на причале № 106 по адресу – г. Санкт-Петербург, Элеваторная площадка (угольная гавань) д. 28, литера АС, вследствие разрыва шланга гидравлической системы судна, произошло самопроизвольное закрытие крышки трюма, приведшее к столкновению крышки трюма и кливленд-каскада судопогрузочной машины ОАО «Балтийский Балкерный Терминал» (СПМ- 1). (Далее по тексту – происшествие, авария).
В результате указанного происшествия кливленд-каскад судопогрузочной машины ОАО «Балтийский Балкерный Терминал» был значительно поврежден и оборван, при этом судопогрузочная машина утратила работоспособность и выведена из эксплуатации до проведения ремонта. (далее – поврежденное имущество)
По факту указанного происшествия (аварии) был составлен акт о происшествии, подписанный в том числе портовым агентом судна, которым является ООО «Neva-Delta SPb», а также в адрес администрации т/х «Tomini Sincerity» было направлено письмо-протест, с которым был ознакомлен представитель администрации т/х «Tomini Sincerity» под роспись.
На момент происшествия поврежденное имущество, принадлежащее ОАО «Балтийский Балкерный Терминал», было застраховано по договору страхования № V07677-0000101/16 РТ 0211 от 31.08.2016 года, заключенному между ООО СК «ВТБ Страхование» и АО «СОГАЗ» (страховщики), а также ПАО «Уралкалий» и АО «Балтийский Балкерный Терминал» (страхователи).
Объектом страхования по указанному договору страхования являются имущественные интересы ПАО «Уралкалий» и АО «Балтийский Балкерный Терминал», связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом страхователей, в частности, согласно п. 23.1 (раздел 2) были застрахованы все временные и постоянные здания сооружения, включая содержимое, механическое электронное и электрооборудование, установки, готовая продукция и прочее имущество АО «Балтийский Балкерный Терминал» (далее - Страхователь).
10 октября 2017 г. Страхователь обратился в АО «СОГАЗ» и ООО СК «ВТБ Страхование» (страховщики) с заявлением о наступлении страхового случая, предусмотренного договором страхования, а именно о выплате страхового случая по факту причинения ущерба, произошедшего при погрузке Т/Х «Tomini Sincerity» вследствие разрыва шланга гидравлической системы судна, произошло самопроизвольное закрытие крышки трюма, что привело к повреждению кливленд-каскада Судопогрузочной машины.
По факту поступления заявления от страхователя, страховщиками была направлена заявка на проведение осмотра и экспертизы (аварийного акта) в адрес ООО «АйсЛэб» (РусСюрвей - Бюро Независимых Страховых Экспертов), с целью установления размера ущерба по факту происшествия, а также с целью оценки и характера повреждений. 10 октября 2017 года экспертом ООО «АйсЛэб» был составлен акт осмотра с участием представителей страхователя, а также сюрвеера ООО «Ларс Крогиус». На основании указанного акта осмотра, а также иных документов (в том числе протеста в адрес администрации судна) экспертами ООО «АйсЛэб» от 18 декабря 2017 г. был подготовлен аварийный акт о повреждении кливленд-каскада судо-погрузочной машины СПМ-1 в результате самопроизвольного закрытия крышки трюма Т/Х «Tomini Sincerity».
Как установлено судом, ответственность за страховое событие несет администрация судна «Tomini Sincerity» поскольку причиной повреждения кливленд-каскада судопогрузочной машины ОАО «Балтийский Балкерный Терминал» является разрыв гидравлического шланга в системе привода открывания//закрывания крышки трюма № 2, который произошел после начала погрузочных работ, и привел к быстрому закрытию носовой крышки трюма № 2, с последующим защемлением, повреждением и обрывом кливленд-каскада, что подтверждается аварийным актом от 18 декабря 2017 года.
Согласно аварийному акту от 18 декабря 2017 года, размер ущерба, причиненный в результате происшествия застрахованному имуществу составил 6 790 120,72 руб. При этом к выплате страхового возмещения, согласно условиям договора страхования, подлежала сумма в размере 3 145 780,82 рублей, с учетом безусловной франшизы установленной п. 35.2 договора страхования в размере 600 000 рублей.
Следуя из расчета страхового возмещения к страховому акту и с учетом доли участия страховщика - ООО СК «ВТБ Страхование» в размере 50%, возмещение ущерба страхователю составило 1 572 890,41 рублей - выплата страхового возмещения подтверждается платежным поручением №14187 от 24.01.2018 г.); с учетом доли участия страховщика - АО «СОГАЗ» в размере 50%, возмещение ущерба страхователю составило 1 572 890,41 рублей – выплата страхового возмещения подтверждается платежным поручением №3367975 от 26.03.2018 г.
Судом установлено, что ответчик Tomini Shipping зарегистрирован в качестве юридического лица в Объединенных Арабских Эмиратах.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 247 АПК РФ Арбитражные суды Российской Федерации рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, в случае, если требование возникло из причинения вреда имуществу действием или иным обстоятельством, имевшими место на территории РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 1219 ГК РФ к обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, применяется право страны, где имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для требования о возмещении вреда. В случае, когда в результате такого действия или иного обстоятельства вред наступил в другой стране, может быть применено право этой страны, если причинитель вреда предвидел или должен был предвидеть наступление вреда в этой стране.
Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание тот факт, что ущерб (вред) был причинен в г. Санкт-Петербурге, исковое заявление правомерно подано в Арбитражный суд г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области - по месту возникновения требования из причинения вреда имуществу, а также что применимым правом является право РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 420 Кодекса торгового мореплавания РФ и в силу положений части 1 статьи 1219 ГК РФ к спорным отношениям применяется российское законодательство.
Пунктом 2 статьи 1 Кодекса торгового мореплавания РФ предусмотрено, что к имущественным отношениям, не регулируемым и не полностью регулируемым данным кодексом, применяются правила гражданского законодательства.
В рассматриваемом случае имеет место случай причинения ущерба судном портовому сооружению, что является наиболее распространенным видом внедоговорного вреда, который может быть причинен судном. Отношения, возникающие вследствие причинения судном вреда портовым сооружениям, регулируются общими правилами гражданского законодательства об ответственности за причинение вреда.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» применяя статью 15 ГК РФ, следует учитывать, что по общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
Согласно п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Из положений, предусмотренных п. 1 ст. 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
В силу статьи 1079 Гражданского кодекса РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.
С учетом изложенного, организацией, ответственной за повреждения, является «Tomini Shipping», которая владеет судном «Tomini Sincerity».
Вина судовладельца - «Tomini Shipping» и причинно-следственная связь между его действиями и причиненными убытками подтверждается аварийным актом, составленным экспертами ООО «АйсЛэб».
В силу ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
На основании ст. 965 ГК РФ, ст. 405 КТМ РФ к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования, то есть к АО «СОГАЗ» и ООО СК «ВТБ Страхование» перешло право требования к лицу ответственному за убытки, которым в данном случае является собственник судна.
Судом установлено, что общая сумма ущерба, подлежащая взысканию с ответчика в пользу истцов, составляет 3 145 780,82 рублей (1 572 890,41 + 1 572 890,41).
Пунктом 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса РФ установлено, что обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу статьи 9 АПК РФ ответчик несет риск наступления последствий несовершения им процессуальных действий.
Ответчик не представил возражений относительно заявленного требования, не представил доказательств, опровергающих доводы истцов в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
При данных обстоятельствах, с учетом отсутствия допустимых доказательств в опровержение доводов истцов, равно как и доказательств оплаты, требования истцов о взыскании с ответчика задолженности в сумме 3 145 780,82 рублей, следует признать обоснованными по праву, по размеру и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины относятся на Ответчика.
Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Взыскать с Компании Tomini Shipping (ОАЭ) в пользу акционерного общества "СТРАХОВОЕ ОБЩЕСТВО ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ" 1.572.890 руб. 41 коп. убытков, а также 19.364 руб. 50 коп. в порядке возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
Взыскать с Компании Tomini Shipping (ОАЭ) в пользу общества с ограниченной ответственностью СК "ВТБ Страхование" 1.572.890 руб. 41 коп. убытков, а также 19.364 руб. 50 коп. в порядке возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
Выдать исполнительные листы.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.
Судья Суворов М.Б.