Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
28 марта 2019 года Дело № А56-164691/2018
Резолютивная часть решения объявлена марта 2019 года .
Полный текст решения изготовлен марта 2019 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Мильгевской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению представительства Ассоциации коммуникационных агентств России г. Санкт-Петербург (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, 127018, Москва, улица Полковая, дом 3, строение 3, этаж 4)
к Комитету по развитию туризма Санкт-Петербурга (191060. г. Санкт-Петербург, территория Смольный, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
о признании незаконными действия Комитета, выразившиеся в утверждении конкурсной документации, в связи с нарушениями допущенными при ее составлении,
в заседании суда приняли участие:
от заявителя: ФИО2 по доверенности от 01.12.2018,
от заинтересованного лица: 19.03.2019 ФИО3 по доверенности от 18.03.2019, ФИО4 по доверенности от 24.01.2019, ФИО5 по доверенности от 18.02.2019, в с/3 26.03.2019 – не явились, извещены,
установил:
Представительство Ассоциации коммуникационных агентств России г. Санкт-Петербург (далее – Ассоциация) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по развитию туризма Санкт-Петербурга (далее – Комитет) о признании незаконными действия Комитета, выразившиеся в утверждении конкурсной документации, в связи с нарушениями допущенными при ее составлении.
Определением суда от 10.01.2019 заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание с возможностью перехода в основное судебное заседание в отсутствие возражений сторон.
Возражений о переходе к судебному разбирательству от сторон не поступило.
Суд, завершив предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание в первой инстанции в порядке статей 136-137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) перешел к рассмотрению спора по существу.
Представитель Ассоциации в судебном заседании заявленные требования поддержал, представители Комитета возражали против удовлетворения заявленных требований.
В судебном заседании 19.03.2019 был объявлен перерыв на основании статьи 163 АПК РФ, после перерыва 26.03.2019 судебное заседание продолжено, представитель Ассоциации поддержал заявленные требования.
Комитет в судебное заседание 26.03.2019 представителя не направил, в соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя Комитета.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела,в октябре 2018 года в Санкт-Петербурге Комитетом был проведен открытий конкурс на оказание услуг по разработке платформы, архитектуры, коммуникационной стратегии территориального мета-бренда Санкт-Петербурга и концепции, структуры, системы идентификации и бизнес-плана Агентства по управлению территориальным мета-брендом Санкт-Петербурга.
Извещение о Конкурсе и конкурсная документация были размещены 04.10.2018 на официальном сайте для размещения информации о заказах на оказание услуг www.zakupki.gov.ru. Номер извещения 0172200007018000030. Конкурс приводился на основании конкурсной документации, состоящей из четырех частей: Часть 1. Общие условия проведения открьггого конкурса; Часть П. Специальная часть. Инструкция участникам; Часть 111. Техническое задание; Часть IV. Проект контракта.
Конкурсная документация была утверждена ответчиком 18 сентября 2018 года, при этом ответчик два раза вносил изменения в эту документацию: 27.09.2018 внесены изменения в Часть II документации (разделы 10,11, 12 и 13), касающиеся вопросов подачи заявок, критерии оценки заявок и порядок рассмотрения и оценки заявок; 04.10.2018 внесены изменения в Часть II, Часть III и Часть IV документации.
Всего к участию в конкурсе было допущено четыре юридических лица: ООО «ПРОНЭЙМ», ООО «НАШ ГОРОД», ООО «ГРИН РУМ», ООО «СПН КОММС», которое 19.10.2018 объявлено победителем Конкурса.
16.10.2018 до подведения итогов Конкурса, Ассоциация обжаловала действия Комитета в антимонопольный орган и 23.10.2018 жалоба Ассоциации признана необоснованной.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Ассоциации в суд с настоящими требованиями.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 6 части 3 статьи 102 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон № 44-ФЗ) общественные объединения и объединения юридических лиц, осуществляющие общественный контроль, вправе обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статье 19 Закона № 44-ФЗ для целей настоящей статьи под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона № 44-ФЗ).
Предметом закупки является оказание услуг по разработке платформы, архитектуры, коммуникационной стратегии территориального мета-бренда Санкт-Петербурга и концепции, структуры, системы идентификации и бизнес-плана Агентства по управлению территориальным мета-брендом Санкт-Петербурга.
Согласно п.п. 8.1.6, 8.10.1, 8.10.2 Части III документации о закупке предмет закупки включает в себя следующие услуги:
- Анализ нормативно-правовой базы и юридической практики в аспекте охраны товарных знаков территорий.
- Ситуационный анализ, включающий в себя:
• Анализ существующей и необходимой ресурсной базы;
• Анализ нормативно-правовой базы (федеральное и региональное законодательство);
• Анализ информационных сред, в которых будет осуществляться деятельность агентства;
• Бенчмаркинговый анализ (аналогичные и сопоставимые примеры в РФ и за рубежом);
• Анализ возможных организационно-правовых форм агентства;
- Разработка структуры агентства и бюджетирование его деятельности
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона № 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд
В соответствии со статьей 13 Закона № 44-ФЗ в соответствии с настоящим Федеральным законом заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд.
Ассоциация полагает, что услуги по созданию территориального мета-бренда не могут быть предметом Конкурса, так как такая закупка не предусмотрена Законом № 44-ФЗ, а также в силу отсутствия понимания термина «мета-бренд».
Вместе с тем из пояснений Комитета следует, что постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.11.2017 № 936 утверждена государственная программа «Развитие сферы туризма в Санкт-Петербурге» (далее - Государственная программа).
В паспорте государственной программы определены задачи, в том числе и по эффективной интеграция мета-бренда Санкт-Петербурга в экономическое и социокультурное пространство Российской Федерации и за рубежом.
В рамках указанной Государственной программы сформирована подпрограмма «Формирование и продвижение мета-бренда Санкт-Петербурга» (далее - Подпрограмма).
Индикатором реализации указанной Подпрограммы является оценка узнаваемости мета-бренда Санкт-Петербурга иностранными туристами.
В разделе «Характеристика сферы реализации» Подпрограммы приведено понятие, что является мета-брендом.
«Мета-бренд - это комплекс визуальных, идеологических и культурных элементов идентификации, основанных на внутренней стратегии развития территории. В основе мета-бренда лежит совокупность уникальных качеств и оригинальных характеристик территории и ее жителей, которая образована историей, природой, культурой, религией, экономикой, сложившимся социально-бытовым укладом. Формирование мета-бренда позволяет объединить преимущества и нивелировать недостатки региона в целях эффективного позиционирования среди целевых аудиторий его туристического, инвестиционного, общественного, потребительского и управленческого потенциала. Мета-бренд является платформой для разработки суббрендов и позволяет координировать деятельность органов власти и организаций различных отраслей экономики при продвижении идей, технологий, товаров, работ и услуг, создаваемых в регионе. Сформированный мета-бренд представляет собой сложную психосоциальную конструкцию, обязательно включающую его физическое и символическое выражение (логотип), а также его нематериальные атрибуты. Построение мета-бренда требует мощной и системной работы, организация и финансирование которой относится к исключительно государственным интересам».
Формирование бренда территории (регионального мета-бренда как более глобальной его формы) и его эффективной интеграции во внутреннюю и внешнюю среду выражается в росте благосостояния территории и расширении возможностей привлечения различных целевых групп (инвесторы, туристы, жители, работники).
В целях реализации указанных задач программы Комитетом был объявлен открытый конкурс на оказание услуг по разработке платформы, архитектуры, коммуникационной стратегии территориального мета-бренда и концепции, структуры, системы идентификации и бизнес-плана Агентства по управлению территориальным мета-брендом Санкт-Петербурга.
Целями оказания указанных услуг является:
• Формирование имиджа Санкт-Петербурга как лидера среди российских регионов в целевых областях экономики и социальной жизни включая сферу туризма;
• Продвижение Санкт-Петербурга на российском и международном уровне, привлечение внимания к его культурной и исторической ценности, его ключевым компетенциям.
• Повышение деловой активности и инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга для российского и международного бизнеса.
• Повышение туристской привлекательности Санкт-Петербурга и создание конкурентоспособных туристских продуктов.
• Создание с целью последующего продвижения в информационном пространстве уникального территориального мета-бренда Санкт-Петербурга с последующей актуализацией в платформах территориальных суб-брендов Санкт-Петербурга, привлекательных для каждой из нижеперечисленных целевых аудиторий в рамках сферы их профессиональных и личных интересов:
- представителей высшего эшелона государственной власти, глав и представителей правительственных структур иностранных государств и дипломатического корпуса;
- представителей бизнес-сообщества в России и за рубежом - потенциальных инвесторов, владельцев и руководителей предприятий;
- туристов из РФ и зарубежных стран, представителей туристского бизнеса;
- представителей СМИ общественно-политической, бизнес- и туристской направленности;
- представители российского и зарубежного образовательного сектора;
- молодежь в возрасте от 14 до 30 лет и широкие слои населения региона. Также в Конкурсной документации приведены все понятия и определения, которыми может руководствоваться Исполнитель при исполнении государственного контракта.
Кроме того, в Техническом задании к Контракту указаны требования к техническим и количественным характеристикам услуги, ожидаемые результаты по каждому этапу оказания услуг, требования к результатам услуги, порядок сдачи и приемки результатов оказанных услуг.
Таким образом, доводы Ассоциации о том, что услуги по созданию территориального мета-бренда не могут быть предметом Конкурса, а также в силу отсутствия понимания термина «мета-бренд» являются несостоятельными.
Довод Ассоциации о невозможности определения услуги какого типа должны быть оказаны исполнителем услуг, судом отклоняется в силу следующего.
В части 1 статьи 2 Закона № 44-ФЗ определено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации. Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Комитет пояснил, что в Техническом задании к Контракту Конкурсной документации указаны требования к техническим и количественным характеристикам услуги, ожидаемые результаты по каждому этапу оказания услуг, требования к результатам услуги, порядок сдачи и приемки результатов оказанных услуг.
Техническое задание к Контракту состоит из 10 этапов оказания услуг, где в каждом конкретном этапе установлены требования и критерии оказания услуги. В целом Контракт имеет смешанный тип услуг, что является допустимым с учетом части 3 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). Контрактом допускается привлечение к исполнению субподрядчиков.
Довод Ассоциации о неопределенности смысла SWOT-анализа суд признает необоснованным.
Термин «SWOT-анализ» в профессиональной среде является устоявшимся и общепринятым, представляет из себя метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны). Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности), Threats (угрозы).
SWOT-анализ – это базовый маркетинговый аналитический инструмент, обучение которому осуществляется на начальных курсах высших учебных заведений. SWOT-анализ входит в программы учебных дисциплин по экономическим специальностям.
Таким образом, понимание процесса проведения SWOT-анализа исходит от профессионализма исполнителя (наличия квалифицированных сотрудников), а не от детальной регламентации SWOT-анализа в законе.
Законодательство определяет границы правомерности того или иного вида деятельности, устанавливая легальный порядок его осуществления. В связи с этим законодательство не имеет цели детально описать технические процессы осуществления того или иного вида деятельности. Отсутствие термина в законодательстве не указывает неопределенность или отсутствие смысла SWOT-анализа.
Комитет указал, что Ассоциация не обращалась с заявлением на разъяснение положений конкурсной документации.
В Техническом задании Конкурсной документации указаны необходимые характеристики оказания услуг по проведению SWOT-анализа исполнителем:
1) Содержание услуг по проведению SWOT-анализа города в целом и его отдельных отраслей определено в Техническом задании и включает детализированное описание их сильных и слабых сторон; выделенные конкурентные преимущества; предложение свободных и/или перспективных ниш для позиционирования и развития города в целом и его отдельных отраслей (п. 8.1.5 Технического задания к Контракту).
Довод Ассоциации о том, что в Техническом задании имеется неопределенность, касающаяся региона оказания услуг, в том числе Заявителю не ясно, SWOT-анализ какого региона требуется провести, является необоснованным в связи с тем, что предметом закупки является оказание услуг по разработке платформы, архитектуры, коммуникационной стратегии территориального мета-бренда Санкт-Петербурга и концепции, структуры, системы идентификации и бизнес-плана Агентства по управлению территориальным мета-брендом Санкт-Петербурга (п. 1.1 Технического задания к Контракту). Местом оказания услуг является Санкт-Петербург (п. 5.1 Технического задания к Контракту). Более того, в тексте конкурсной документации, проекте государственного контракта чётко и неоднократно говорится о том, что услуги оказываются в рамках данного региона.
2) Форма предоставления результатов оказания услуг по первому этапу, в том числе по проведению SWOT-анализа предусмотрена Техническим заданием:
Письменный отчёт объёмом не менее 30 (тридцати) страниц формата А4 (54 ООО печатных знаков) с диаграммами, иллюстрациями, фактическим и статистическим материалом;
Две версии электронной презентации результатов исследования в формате Microsoft PowerPoint: расширенная (не менее 90 слайдов) и сокращённая (не менее 15 слайдов);
Организация и проведение вербальной презентации результатов исследования Заказчику, консалтинг по первому этапу реализации проекта; формулировка целей и задач следующего этапа реализации проекта.
Таким образом, требование Комитета о проведении SWOT-анализа с учетом общепринятого смысла и положений конкурсной документации не допускает противоречивое понимание порядка его осуществления.
Кроме того, ООО «СПН Комме», признанное победителем Конкурса, оказало услуги в полном соответствии с Техническим заданием по первому этом, в том числе провело SWOT-анализ, что подтверждается копией Отчета по первому этапу оказания услуг (в приложении). На данный момент Государственный контракт, заключенный по результатам закупки, исполнен качественно и принят Заинтересованным лицом (Государственным заказчиком).
Довод Ассоциации о том, что срок исполнения Контракта (этапов Контракта) является недостаточным для участников, которые могли бы принять участие в Конкурсе, не может быть признан судом обоснованным.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что шесть организаций подали заявки на участие в Конкурсе, в том числе ООО «ГРИГОРЬЕВ БОРИС И ПАРТНЕРЫ», и ООО «СПН комме», которые в свою очередь является членами Ассоциации и следовательно были готовы оказать услуги в установленные сроки по Контракту.
Кроме того, наличие шести участников Конкурса свидетельствует о том, что ограничения по участию в Конкурсе отсутствуют.
В заявлении Ассоциация указала на сжатые сроки исполнения Контракта, что, по мнению суда, является необоснованным и не подкреплен какими-либо нормативными документами.
Услуги по Контракту оказаны в срок, в полном объеме, что подтверждается Актом оказанных услуг от 26.12.2018. По результатам исполнения Контракта Комитетом проведена независимая экспертиза результатов оказанных услуг.
Кроме того, Ассоциацией не представлены доказательства, подтверждающие, что действия Комитета нарушают чьи-либо права или создают препятствия для деятельности Ассоциации, заявленные требования не направлены на реальное восстановление прав Ассоциации или третьих лиц.
На основании изложенного, суд отказывает Ассоциации в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Н.А. Мильгевская