Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
14 марта 2019 года Дело № А56-165693/2018
Резолютивная часть решения объявлена февраля 2019 года .
Полный текст решения изготовлен марта 2019 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе: судьи Денисюк М.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Эльбек М.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Общество с ограниченной ответственностью «Нева Знак» (ОГРН: <***>; адрес: 192102, Санкт-Петербург, ул. Грузинская, д. 3, корп. 1, лит. Б, пом. 7-Н № 11)
заинтересованное лицо Государственная административно-техническая инспекция
о признании незаконным и отмене постановления № 4057 от 19.12.2018 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 44282 от 23.10.2018
при участии:
от заявителя: представителя ФИО1 – доверенность от 24.12.2018 № 16
от заинтересованного лица: представителя ФИО2 – доверенность от 17.12.2018 № 01-04-3654/18-0-0
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Нева Знак» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции (далее – ГАТИ, административный орган) № 4057 от 19.12.2018 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 44282 от 23.10.2018, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной пунктами 2, 3 и 4 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (далее – Закон № 273-70).
В судебном заседании 19.02.2019 представитель Общества поддержал заявленные требования, факт правонарушения не оспаривал, просил признать оспариваемое постановление незаконным в части размера штрафных санкций.
Представитель ГАТИ в судебном заседании возражал против удовлетворения требований Общества по основаниям, изложенным в отзыве.
В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание и при отсутствии возражений сторон перешел к рассмотрению дела в судебном заседании суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее: 23.10.2018 специалистом ГАТИ в присутствии законного представителя общества, двух понятых и с применением средств фотофиксации произведен осмотр зоны производства работ по ордеру ГАТИ № У-10860 от 28.09.2018 по адресу: г.Санкт-Петербург, г. Колпино, перекресток Вознесенского шоссе и улицы Понтонной, в ходе которого выявлен факт производства дорожных работ при реконструкции светофорного поста после истечения срока действия ордера ГАТИ № У-10860 от 28.09.2018: а именно производятся работы, связанные с изменением планировочного устройства: производится уширение проезжей части для остановки общественного транспорта, проезжая часть защебенена, вновь построенный тротуар также в щебне, производится уплотнение щебеночного слоя тротуара и проезжей части катком и трамбовкой. Не установлены мостки для безопасного прохода пешеходов. После установке бордюра не произведено восстановление газона, на газоне лежит старый бордюрный камень. На пешеходном переходе через ул.Понтонная установлен один элемент водоналивного ограждения поперек пешеходного перехода, тем самым пешеходный переход закрыт. Ограждение зоны производства работ отсутствует в полном объеме. Неисполнение ООО «Нева Знак» обязанности по обеспечению свободных проходов, а так же безопасного пешеходного движения при производстве работ по ордеру.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом ГАТИ в отношении Общества протоколов об административных правонарушениях:
- от 23.10.2018 № 44282, согласно которому действия Общества квалифицированы по пункту 2 статьи 14 Закона № 273-70; Обществу вменено производство земляных работ по адресу: Санкт-Петербург, г.Колпино, перекресток Вознесенского шоссе и улицы Понтонной по истечении ордера ГАТИ У-10860 от 28.09.2018 (срок действия ордера истек 15.10.2018, при этом в ходе осмотра зафиксировано, производство дорожных работ по реконструкции светофорного поста после истечения срока действия ордера ГАТИ № У-10860 от 28.09.2018, а именно производились работы, связанные с изменением планировочного устройства: уширение проезжей части для остановки общественного транспорта, проезжая часть защебенена, вновь построенный тротуар также в щебне, производится уплотнение щебеночного слоя тротуара и проезжей части катком и трамбовкой; после установке бордюра не произведено восстановление газона, на газоне лежит старый бордюрный камень), что является нарушением пунктов 4.4, 6.11 Правил благоустройства территории Санкт - Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 № 875 (далее – Правила № 875);
- от 23.10.2018 № 44283, согласно которому действия Общества квалифицированы по пункту 4 статьи 14 Закона № 273-70; Обществу вменено неисполнение обязанности по обеспечению свободных проходов, а так же безопасного пешеходного движения при производстве работ (тротуары в щебне, мостки для прохода пешеходов не установлены, пешеходный переход через ул.Понтонная закрыт одним элементом водоналивного ограждения), что является нарушением пункта 3.2.8 Правил № 875;
- от 23.10.2018 № 44284, согласно которому действия Общества квалифицированы по пункту 3 статьи 14 Закона № 273-70; Обществу вменено отсутствие ограждения зоны производства работ, что является нарушением пунктов 3.2.3, 3.2.6, 3.2.11 Правил № 875.
Определением от 19.12.2018 дела об административных правонарушениях от 23.10.2018 № 44282, № 44284 и № 44283 объединены в одно производство с присвоением делу номера 44282.
Постановлением ГАТИ от 19.12.2018 № 4057 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 44282 от 23.10.2018 ООО «Нева Знак» привлечено к административной ответственности по пунктам 2, 3 и 4 статьи 14 Закона № 273-70 с назначением наказания в виде штрафа в размере 200000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд пришел к следующим выводам.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 № 875 утверждены Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга (далее – Правила № 875).
Как указано в пункте 1.4.16 Правил № 875 ордер - документ, дающий право на производство земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, выдаваемый ГАТИ в целях координации производства указанных работ и контроля за восстановлением нарушенных в ходе производства работ объектов благоустройства и элементов благоустройства.
Ордер на производство работ действителен только на вид, сроки и зону производства работ, указанные в ордере (пункт 6.11 Правил № 875).
Согласно пунктам 4.3, 4.4 Правил № 875 без ордера ГАТИ запрещен ремонт покрытий, за исключением производства работ, указанных в разделе 5 Правил, замена бортовых камней на участках общей протяженностью более 100 м. и производство работ, связанных с изменением планировочного устройства и покрытия, размещенного на объекте благоустройства.
В силу пунктов 3.2.18, 11.1, 11.10 Правил № 875 производитель работ обязан в сроки действия ордера завершить работы и восстановить нарушенное благоустройство-ответственность за качество и сроки восстановления благоустройства до закрытия ордера несёт производитель работ.
В соответствии с пунктами 3.2.1, 3.2.3, 3.2.6, 3.1.11, 3.2.22 Правил № 875 Приложение № 5 производитель работ обязан оградить зону производства работ ограждением, обеспечивающим безопасное движение транспорта и пешеходов, сохранность объектов и элементов благоустройства, входящих в зону производства работ, установить технические средства организации дорожного движения в соответствии со схемой организации дорожного движения, ограждающие и направляющие устройства, красные фонари на углах ограждений и не реже чем через каждые 50 м вдоль ограждения; содержать ограждения зоны производства работ в чистом и исправном состоянии: ограждения зоны производства работ должны быть покрашены, очищены от грязи, промыты, не иметь проемов, поврежденных участков, отклонений от вертикали, посторонних наклеек, объявлений, надписей; не допускать начала производства работ до полного обустройства зоны производства работ в соответствии с условиями пунктов 3.2.1 - 3.2.8 Правил.
В соответствии с пунктом 3.2.8 Правил № 875 производитель работ обязан обеспечить при производстве работ свободные проходы к зданиям и входы в них путем установки через траншеи (зону производства работ) пешеходных мостиков с перилами, а также свободные въезды во дворы; обеспечить безопасность пешеходов и безопасность пешеходного движения при производстве работ.
Пунктом 2 статьи 14 Закона № 273-70 установлена административная ответственность производство работ после окончания срока действия ордера, либо нарушение сроков производства работ, либо невосстановление объектов благоустройства, элементов благоустройства, нарушенных в результате производства работ после их завершения и окончания срока действия ордера в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Пунктом 3 статьи 14 Закона № 273-70 установлена административная ответственность за отсутствие ограждения зоны производства работ, информационного щита, соответствующих требованиям, установленным правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденным Правительством Санкт-Петербурга, в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Пунктом 4 статьи 14 Закона № 273-70 установлена административная ответственность за неисполнение условий, предусмотренных ордером в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Факт нарушения Обществом вышеприведенных положений пунктов 4.4, 6.11, 3.2.3, 3.2.6, 3.2.8, 3.2.11, 3.2.22 Правил № 875 (производство работ по истечении срока действия ордера ГАТИ № У-10860 от 28.09.2018; отсутствие временного ограждения зоны производства работ; неисполнение обязанности по обеспечению свободных проходов, а так же безопасного пешеходного движения при производстве работ) установлен административным органом и судом, подтверждается материалами административного дела и Обществом не оспаривается
Вмененные Обществу правонарушения правомерно квалифицированы административным органом по пунктам 2, 3 и 4 статьи 14 Закона № 273-70.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований Правил № 875 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, равно как и доказательства принятия заявителем всех необходимых и своевременных мер, направленных на выполнение требований Правил № 875 при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличии в действиях Общества вины во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд полагает доказанным наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена пунктами 2, 3 и 4 статьи 14 Закона № 273-70.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как указано в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения, исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание количество выявленных нарушений Правил № 875, а также учитывая отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, арбитражный суд не усматривает оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным. В рассматриваем случае существенная угроза общественным отношениям и охраняемым законом интересам состоит в пренебрежительном отношении Общества к возложенным на него законодательством Санкт-Петербурга о благоустройстве обязанностям.
Судом не установлено также существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности; оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Вместе с тем суд, оценив приведенные Обществом в заявлении доводы и материалы дела, считает возможным с учетом положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ изменить оспариваемое постановление в части назначенного Обществу наказания.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом в силу части 3.3. статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Оценив обстоятельства дела, принимая во внимание характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, объем нарушений, учитывая, что на момент вынесения оспариваемого постановления нарушения были устранены (работы завершены, ордер ГАТИ № У-10860 от 28.09.2018 закрыт 12.11.2018), а также принимая во внимание тот факт, что работы производились Обществом в рамках исполнения государственного контракта на выполнение работ по созданию светофорных объектов и организации нерегулируемых пешеходных переходов, суд полагает, что назначенное Обществу наказание (штраф в размере 200000 руб.) является в данном случае чрезмерным и не соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также целям административного наказания.
На основании изложенного, с учетом положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, суд считает возможным на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного Обществу административного штрафа до 100000 руб. (1/2 минимального размера штрафа, предусмотренного пунктом 2 статьи 14 Закона № 273-70), полагая, что наказание в указанном размере будет являться справедливым и соразмерным характеру совершенного Обществом правонарушения. По мнению суда, указанная мера ответственности отвечает требованиям статей 3.1 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
При таких обстоятельствах, постановление ГАТИ от 19.12.2018 № 4057 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 44282 от 23.10.2018 надлежит изменить в части назначенного Обществу наказания.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Постановление Государственной административно-технической инспекции от 19.12.2018 № 4057 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 44282 от 23.10.2018 изменить в части назначенного обществу с ограниченной ответственностью «Нева Знак» наказания, снизив размер административного штрафа до 100000 руб.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней дня принятия.
Судья Денисюк М.И.