Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
17 мая 2022 года Дело № А56-16702/2022
Резолютивная часть решения объявлена мая 2022 года .
Полный текст решения изготовлен мая 2022 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Мильгевской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Норко А.Д.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Боровичевский комбинат огнеупоров»
к Северо-Западному Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
об оспаривании предписания №11-1222-2570/ПР и акта №11-1222-5094/А от 16.11.2021,
в заседании суда приняли участие:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 26.11.2021,
от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 15.12.2021, ФИО3 удостоверение,
установил:
Акционерное общество «Боровичевский комбинат огнеупоров» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Северо-Западному Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Управление) об оспаривании предписания №11-1222-2570/ПР и акта №11-1222-5094/А от 16.11.2021.
Определением суда от 25.02.2022 заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание с возможностью перехода в основное судебное заседание в отсутствие возражений сторон.
Возражений о переходе к судебному разбирательству от сторон не поступило.
Суд, завершив предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание в первой инстанции в порядке статей 136-137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) перешел к рассмотрению спора по существу.
Представитель Общества в судебном заседании заявленные требования поддержал, представители Управления возражали по доводам, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела,11.10.2021 Управлением принято решение о проведении плановой выездной проверки № 11-45-1222 (учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий 78210111000001171857 от 04.10.2021), в период с 27.10.2021г. по 11.10.2021г., в отношении опасного производственного объекта - участок литейный по производству стали, чугуна и бронзы ремонтно-механического цеха (per. № А22-00373-0008) Общества.
25.10.2021 принято решение о внесении изменений в вышеуказанное решение № 11-1419/И, в соответствии с которым срок выездной проверки установлен с 27.10.2021 по 16.11.2021.
По результатам контрольного (надзорного) мероприятия Обществу выданы предписание № 11-1222-2570/ПР и акт № 11-1222-5094/А от 16.11.2021.
Общество оспорило акт и предписание судебном порядке.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяет Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона N 116-ФЗ под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Как указано в пункте 1 статьи 2 Закона N 116-ФЗ опасным производственным объектом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к данному Закону.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 116-ФЗ требования промышленной безопасности представляют собой условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
В силу пункта 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения данного закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
В пункте 1 оспариваемого предписание указано на нарушение пункта 14 раздела III Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденные приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471 (далее - Требования № 471) и статьи 2 Закона № 116-ФЗ, выразившиеся в отсутствии (не указаны в полном объеме) в сведениях, характеризующих ОПО «Участок литейный по производству стали, чугуна, бронзы ремонтно-механического цеха» (рег. № А22-00373-008), эксплуатационные характеристики технических устройство.
Заявитель указывает на отсутствие нарушения, указанного в пункте 1 предписания, так как Требования № 471 вступили в силу с 01.01.2021, а сведения об указанном объекте предоставлялись до 01.01.2021.
Подпунктом 1 «л» пункта 14 Требований № 471 установлено, что проектные (эксплуатационные) характеристики, дата изготовления и ввода в эксплуатацию технических устройств, зданий (сооружений) указываются в сведениях, характеризующих опасный производственный объект.
Сведения, характеризующие опасный производственный объект, оформленные на бумажном носителе, подписанные руководителем эксплуатирующей организации либо уполномоченным представителем эксплуатирующей организации и заверенные печатью (при наличии), представляются в регистрирующий орган в двух экземплярах.
Аналогичные требования были закреплены подпунктом 1 «л» пункта 14 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 495.
Следовательно, Управление верно указало, что Общество обязано исполнить требования пункта 14 Требований № 471 в части указания в сведениях, характеризующих опасный производственный объект «Участок литейный по производству стали, чугуна, бронзы ремонтно-механического цеха», эксплуатационные характеристики технических устройств, в связи с чем законно и обоснованно установило нарушение статьи 2 Закона № 116-ФЗ и пункта 14 раздела III Требования № 471.
Кроме того, из письма Общества от 15.03.2022 следует, что заявителем направлен в Управление пакет документов, для внесения изменений в сведения, характеризующие ОПО «Участок литейный по производству стали, чугуна, бронзы ремонтно-механического цеха» (рег. № А22-00373-008), внесены изменения, а именно указаны инвентарные номера ковшей сталеразливочных и год изготовления ковшей, а также указаны сведения о дате изготовления.
В пункте 2 предписания указано на нарушении статьи 2 Закона № 116-ФЗ и раздела II Требования № 471, выразившееся в не верном проведении идентификации опасных производственных объектов: технические устройства (нагревательные печи), предназначенные для осуществления технологического процесса производства огнеупоров, данные технические устройства должны входить в состав ОПО «Производство огнеупоров» (норме раздела типовых наименований ОПО 13.1.3).
Оспаривая пункт 2 предписания заявитель указывает, что идентификация опасного производственного объекта проведена надлежащим образом, так пункта 2 акта проверки от 16.11.2021 № 11-1222-5094/А следует, что заявителем не верно проведена идентификация опасных производственных объектов, а именно технические устройства (нагревательные печи), предназначенные для осуществления технологического процесса производства огнеупоров, должны входить в состав опасного производственного объекта - Производство огнеупоров.
В соответствии с разделом 13.1.3 приложения № 1 к Требованиям к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденным приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471, при производстве ферросплавов и огнеупоров регистрируется опасный производственный объект с типовым наименованием «Цех (участок) по производству ферросплавов» и идентифицируется по признаку получения и транспортирования расплавов черных металлов и сплавов на их основе, а также наличия опасных веществ (получение, использование, переработка, образование, хранение, транспортирование, уничтожение опасных веществ в количествах, указанных в приложении 2 к Закону № 116-ФЗ.
Согласно сведениям, характеризующим опасный производственный объект -Сеть газопотребления АО "БКО" (ул. Окуловская д.1Б) в состав объекта входят (кольцевые печи №1, 2, 3 и сушильный барабан цеха №4; вращающиеся печи №1,2 ДОУ ЦСП; туннельная печь №1 ЦСП; туннельная печь №2 ЦСП; туннельная печь №3 ЦСП; сушильный барабан №1,2 ЦСП; туннельная печь ЦЗЛ; камерные печи №1,2 ЦЗЛ; термические печи №1,2,3,4 механического участка РМЦ; нагревательные печи №1,2 кузнечного участка РМЦ; купольные печи №3,4 ЦСП; вращающая печь №3 ДОУ ЦСП.
Следовательно, как верно указало Управление, оборудование (газовые горелки, система автоматики и безопасности, непосредственно корпус печи, газопроводы печи, дымоходы), участвующее в технологическом процессе производство огнеупоров подлежит учету и регистрации как опасный производственный объект - Производство огнеупоров.
Кроме того, к данному оборудованию применяются Правила безопасности процессов получения или применения металлов, утвержденные приказом Ростехнадзора от 09.12.2020 № 512 (далее - Правила № 512).
Так в соответствии с пунктом 2 Правил № 512, Правила распространяются на все технологические процессы объектов металлургии металлургических производств (металлургических комплексов) и объектов металлургии иных производств с технологической компонентой металлургического процесса.
Согласно пункту 1915 Правил № 512 к газовому хозяйству объектов металлургии, производящих или потребляющих горючие промышленные газы, относятся: сети, оборудование и устройства, предназначенные для осуществления металлургических процессов.
Пунктом 1916 Правил № 512 предусмотрено, что действие требований Правил распространяется на межцеховые и цеховые газопроводы указанных газов, газовое оборудование печей, котлов и другого оборудования, потребляющего газ, установки для очистки промышленных газов, газосбросные устройства, газоотсасывающие, газоповысительные, газокомпрессорные и газотурбинные расширительные станции, газосмесительные установки, газорегуляторные пункты и установки, а также межзаводские газопроводы и газопроводы к отдельным объектам предприятия, расположенным на обособленных территориях.
Таким образом, оборудование (технические устройства), участвующее в технологическом процессе не может входить в состав опасного производственного объекта - Сеть газопотребления в силу Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 531, раздела 11 приложения № 1 к Требованиям к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденным приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471.
Так действие Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденные приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 531, не распространяется на технологические трубопроводы взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов и объектов газового хозяйства металлургических и коксохимических предприятий и производств.
Таким образом, выводы, изложенные в пункте 2 предписания, соответствуют требованиям законодательства.
В пункте 3 предписание указано нарушение статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) и статьи 9 Закона № 116-ФЗ, выразившееся в не переоформлении «Лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности № ВХ-22-005576 от 17.11.2016», в связи с изменением адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности.
Заявитель, оспаривая указанные нарушения, указывает на аннулирование адреса и присвоение опасному производственному объекту нового адреса.
Пунктом 8 статьи 3 Закона № 99-ФЗ определено, что место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности), - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные.
Опасный производственный объект - Участок литейный по производству стали, чугуна, бронзы ремонтно-механического цеха (per. № А22-00373-0008) зарегистрирован и эксплуатируется по адресу: 174411, <...>.
Согласно части 1 статьи 18 Закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению том числе в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности.
В тоже время адрес места осуществления деятельности: 174411, <...> не указан в лицензии от 17.11.2016 № ВХ-22-005576, выданной заявителю.
Таким образом, изменение адреса места осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности является основанием для переоформления лицензии.
Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 6 постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» переоформление лицензии не требовалось в случае изменения места осуществления лицензируемого вида деятельности, связанного с переименованием улицы. При этом в 2021 году положения указанного пункта 6 постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 440 не применяются (постановление Правительства РФ от 04.02.2021 № 109 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440»).
Таким образом, выводы, изложенные в пункте 3 предписания, соответствуют требованиям законодательства.
Кроме того, из письма Общества от 15.03.2022 следует, что в связи с изменением адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности, заявителем уже направлен пакет документов для переоформления лицензии.
В пункте 4 предписание указано на нарушение статьи 9 Закона № 116-ФЗ и пункта 2060 Правил № 512, в связи с не проведением осмотра газопроводов, газовых установок и газового оборудования на ОПО «Участок литейный» (рег.№А22-00373-0008) комиссией на производстве в установленные сроки.
В пункт 5 предписания указано на нарушение статьи 9 Закона № 116-ФЗ и пункта 2084 Правил № 512, в связи с не проведением следующие виды работ, при техническом обслуживании внутрицеховых газопроводов на ОПО «Участок литейный» (рег.№А22-00373-0008): проверка соответствия режимным картам и (при необходимости) настройка параметров автоматики технологических защит и регулирования процессов сжигания газа (не реже одного раза в 3 месяца);проверка состояния окраски (на «Термическом участке» не указано о нарушении защитного лакокрасочного покрытия газопроводов).
В пункт 6 предписания указано на нарушение статьи 9 Закона № 116-ФЗ и пункта 2076 Правил № 512, в связи с проведением не в полном объеме мониторинга газопроводов эксплуатируемых на ОПО «Участок литейный» (рег.№А22-00373-0008).
В пункт 7 предписания указано на нарушение статьи 9 Закона № 116-ФЗ и пункта 2136 Правил № 512, в связи сне выполнением технического обслуживания в установленные сроки при эксплуатации ГРУ на ОПО «Участок литейный» (рег.№А22-00373-0008).
В пункт 8 предписания указано на нарушение статьи 9 Закона № 116-ФЗ и пункта 2047 Правил № 512, в связи сне указанием (не определены) четких границ разграничения на схеме разграничение участков обслуживания между газовым цехом и подразделениями, в ведении которых находятся газопроводы и установки, а также между подразделениями, имеющими общий газопровод.
В пункт 9 предписания указано на нарушение статьи 9 Закона № 116-ФЗ и пункта 2108 Правил № 512, в связи сне проведением в установленные сроки режимная наладка газоиспользующего оборудования эксплуатируемого на ОПО «Участок литейный»(рег.№А22-00373-0008).
В пункт 10 предписания указано на нарушение статьи 9 Закона № 116-ФЗ и пункта1934 Правил № 512, поскольку съемные заглушки, устанавливаемые на трубопроводах на ОПО «Участок литейный» (рег.№А22-00373-0008), изготовлены без проектной документации и не имеют паспорта (сертификата) изготовителя. Отсутствует журнал учета установки-снятия заглушек.
В пункт 11 предписания указано на нарушение статьи 9 Закона № 116-ФЗ и пункта 2078 Правил № 512, в связи с тем, что в установленные сроки не проводится ревизия наружных газопроводов эксплуатируемых на ОПО «Участок литейный» (рег.№А22-00373-0008). Проведена ревизия не всей длинны внутрицеховых газопроводов эксплуатируемых на ОПО «Участок литейный» (рег.№А22-00373-0008), в соответствии с проведенными экспертизами промышленной безопасности внесенными в государственный реестр экспертизы промышленной безопасности в территориальном органе Ростехнадзора с присвоением регистрационного номера 22-ту-09328-2021,22-ту-09346-2021.
В пункт 12 предписания указано на нарушение статьи 9 Закона № 116-ФЗ и пункта 2061 Правил № 512, поскольку не окрашены наружные газопроводы и частично внутрицеховые газопроводы «Термического участка», эксплуатируемые на ОПО «Участок литейный» (рег.№А22-00373-0008), наблюдается коррозия, шелушение и отколупывание защитного лакокрасочного покрытия.
В пункт 13 предписания указано на нарушение статьи 9 Закона № 116-ФЗ и пункта 2052 Правил № 512, в связи сотсутствием паспорта производителя на автоматические сигнализаторы (газоанализаторы хоббиты 4 ед.), эксплуатируемые ОПО «Участок литейный» (рег.№А22-00373-0008).
В пункт 14 предписания указано на нарушение статьи 9 Закона № 116-ФЗ и пункта 2111 Правил № 512, поскольку заявителем не проводится в установленные сроки проверка технического состояния вентиляционных каналов в зданиях (помещениях) с установленным газоиспользующим оборудованием на ОПО «Участок литейный» (рег.№А22-0О373-0О08); не проводится в установленные сроки пылеуборка и дезинфекция вентиляционных каналов на ОПО «Участок литейный» (рег.№А22-00373-0008).
В пункт 15 предписания указано на нарушение статьи 9 Закона № 116-ФЗ и пункта 2112 Правил № 512, поскольку заявителем не проводится в установленные сроки проверка технического состояния промышленных дымоотводящих устройств (газоходов газоиспользующего оборудования, дымоходов и дымовых труб), а так же их прочистка на ОПО «Участок литейный» (рег.№А22-00373-О008).
В пункт 20 предписания указано на нарушение статьи 9 Закона № 116-ФЗ и пунктов 64, 104 Правил № 512, в связи сзагромождением эвакуационных проходов и выходов из помещений на опасном производственном объекте «Участок литейный по производству стали, чугуна, бронзы ремонтно-механического цеха» (рег.№А22-00373-0008).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать, в том числе положения федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Правилами № 512 установлены требования к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах металлургической промышленности, на которых ведутся работы по получению, транспортированию, использованию расплавов черных и цветных металлов, сплавов на основе этих расплавов, а также получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, используется оборудование, работающее под избыточным давлением (объекты металлургии), направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, случаев производственного травматизма.
В соответствии с пунктом 2 Правил № 512 правила распространяются на все технологические процессы объектов металлургии металлургических производств (металлургических комплексов) и объектов металлургии иных производств с технологической компонентой металлургического процесса.
Следовательно, заявитель при эксплуатации опасного производственного объекта - Участок литейный по производству стали, чугуна, бронзы ремонтно-механического цеха (per. № А22-00373-0008) обязан соблюдать требования Правил №512, в связи с чем Управление законно и обосновано установила вышеперечисленные нарушения.
Ссылка заявителя на письмо Ростехнадзора от 29.10.2021 № 07-00-05/1568 не может быть принята во внимание, так как письмо не носит нормативного (общеобязательного) характера, присущего официальным разъяснениям законодательства, и адресован данный ответ на определенную ситуацию только задавшему этот вопрос лицу.
Кроме того, в письме от 15.03.2022 заявителем указано на исполнение данных пунктов предписания:
- комиссией на производстве в установленные сроки производится осмотр газопроводов, газовых установок и газового оборудования на ОПО «Участок литейный по производству стали, чугуна, бронзы ремонтно-механического цеха» (рег.№ А22-00373-0008). Издано распоряжение по цеху ВП-09-0034 от 12.01.2022 года. На основании этого распоряжения комиссия проводит осмотр газопроводов в феврале согласно графику. Составлен акт осмотра № 1/ 22 от 14.02.2022 на основании которого создано распоряжение по цеху ВП 09-0063 от 15.02.2022 года (пункт 4);
- проведены следующие виды работ, при техническом обслуживании внутрицеховых газопроводов на ОПО «Участок литейный по производству стали, чугуна, бронзы ремонтно-механического цеха» (рег.№ А22-00373-0008): проведена проверка соответствия режимным картам о чём свидетельствуют записи в эксплуатационных журналах; произведена частичная покраска газопровода на «Термическом участке», составлен акт покраски и сделана запись в эксплуатационном паспорте газопровода (пункт 5);
- мониторинг газопроводов эксплуатируемых на ОПО «Участок литейный по производству стали, чугуна, бронзы ремонтно-механического цеха» (рег.№ А22-00373-0008) проводится в полном объеме в соответствии с пунктом 2076 ФНП № 512 от 09.12.2020 года (пункт 6);
- техническое обслуживание ГРУ на ОПО «Участок литейный по производству стали, чугуна, бронзы ремонтно-механического цеха» (рег.№ А22-00373-0008) выполняется в установленные сроки, два раза в год согласно графиков. О чём свидетельствуют записи в эксплуатационном журнале раздел 2 (пункт 7);
- на схеме к Приказу № ПрОД-00105 от 02.04.2021г указаны четкие границы разграничения участков обслуживания между энергетическим цехом и подразделениями, в ведении которых находятся газопроводы и установки, а также между подразделениями, имеющими общий газопровод (пункт 8);
- проведена в установленные сроки (в феврале 2022 года) режимная наладка газоиспользующего оборудования, эксплуатируемого на ОПО «Участок литейный по производству стали, чугуна, бронзы ремонтно-механического цеха» (рег.№ А22-00373-0008) специализированной организацией (пункт 9);
- приобретены съемные заглушки, для установления их на трубопроводах на ОПО «Участок литейный по производству стали, чугуна, бронзы ремонтно-механического цеха» (рег.№ А22-00373-0008), имеющие паспорта (сертификаты) изготовителя. Учет установки - снятия заглушек фиксируется в журнале (пункт 10);
- проведена ревизия наружных газопроводов, эксплуатируемых на ОПО «Участок литейный по производству стали, чугуна, бронзы ремонтно-механического цеха» (рег.№ А22-00373-0008). Проведена ревизия внутрицеховых газопроводов, эксплуатируемых на ОПО «Участок литейный по производству стали, чугуна, бронзы ремонтно-механического цеха» (рег.№ А22-00373-0008) в соответствии с проведенными экспертизами промышленной безопасности. На основании заключения экспертиз промышленной безопасности составлены акты «ревизии газопроводов и газового оборудования» (пункт 11);
- выполнена покраска наружных газопроводов и частично внутрицеховых газопроводов «Термического участка» эксплуатируемых на ОПО «Участок литейный по производству стали, чугуна, бронзы ремонтно-механического цеха» (рег.№ А22-00373-0008), о чем свидетельствует акт покраски и сделана запись в эксплуатационном паспорте газопровода (пункт 12);
- на ОПО «Участок литейный по производству стали, чугуна, бронзы ремонтно - механического цеха» (рег.№ А22-00373-0008) имеются в наличии паспорта производителя на автоматические сигнализаторы (газоанализаторы хоббиты 4 ед.) (пункт 13);
- проводятся в установленные сроки работы по проверке технического состояния вентиляционных каналов в зданиях (помещениях) с установленным газоиспользующим оборудованием на ОПО «Участок литейный по производству стали,чугуна, бронзы ремонтно - механического цеха» (рег.№ А22-00373-0008), в соответствии с графиком эффективности работы аспирационных и вентиляционных систем; проводятся в установленные сроки работы по пылеуборки и дезинфекции вентиляционных каналов на ОПО «Участок литейный по производству стали, чугуна, бронзы ремонтно-механического цеха» (рег.№ А22-00373-0008), в соответствии с графиком периодичности удаления пыли из пылеулавливающих систем (пункт 14);
- проводится в установленные сроки проверка технического состояния промышленных дымоотводящих устройств (газоходов газоиспользующего оборудования, дымоходов и дымовых труб), а также их прочистка на ОПО «Участок литейный» (рег.№А22-00373-0008) (пункт 15);
- освобождены от загромождений эвакуационные проходы и выходы из помещений на ОПО «Участок литейный по производству стали, чугуна, бронзы ремонтно-механического цеха» (рег.№ А22-00373-0008) (пункт 20).
В пункте 16 указано на нарушение Обществом статей 1, 9, 13 Закона № 116-ФЗ и пункта 7Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.10.2020 № 420: отсутствует срок безопасной эксплуатации и не определено соответствие объекта экспертизыпромышленной безопасности. Представленная экспертиза промышленной безопасности внесенная в государственный реестр экспертиз промышленной безопасности в территориальном органе Ростехнадзора с присвоением регистрационного номера 22-ЗС-21977-2020, не соответствует принципам объективности, всесторонности и полноты исследований (в составе комплектов документов заключения экспертизы промышленной безопасности, удостоверения экспертов прошедшими аттестацию, но имеющими квалификационные удостоверения экспертов в области промышленной безопасности по области аттестации экспертов в области промышленной безопасности на опасные производственные объекты газоснабжения, действие которых не распространяется на объекты экспертизы промышленной безопасности в нарушение требований пункта 62 «Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности», утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.04.2019 № 141.Экспертизы промышленной безопасности внесенные в государственный реестр экспертиз промышленной безопасности в территориальном органе Ростехнадзора с присвоением регистрационного номера 22-ЗС-21977-202 и 22-ЗС-19317-2020 проведены без учета требований правил в области промышленной безопасности в части металлургического промышленности.
Оспаривая пункт 16 предписания, Общество указало на то, что спорные экспертизы промышленной безопасности, включенные Ростехнадзором в реестр не признаны заведомо ложными в порядке части 6 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ.
Однако при проведении выездной проверки должностными лицами Управления были рассмотрены экспертизы промышленной безопасности на здания и сооружения указанные в акте проверки, в котором было зафиксировано, что они проведены без учета требований правил в области промышленной безопасности в части металлургической промышленности.
Данные здания относятся к опасному производственному объекту «Участок литейный по производству стали, чугуна, бронзы ремонтно-механического цеха», который идентифицирован как объект металлургической промышленности.
Следовательно, при эксплуатации, проектировании, ремонте и проведении экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений так же необходимо руководствоваться требованиями Правил № 512. Таким образом, при проведении экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств объектов металлургической промышленности, должны быть учтены требования правил, в том числе в области металлургической промышленности.
В пункте 17 предписания указано на нарушение пунктов 13, 26, 27, 34 Правил № 420, статьи 36 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 № 384-ФЗ, статьи 9 Закона № 116-ФЗ: Экспертизы промышленнойбезопасности, внесенные в государственный реестр экспертиз промышленной безопасности в территориальном органе Ростехнадзора с присвоением регистрационного номера 22-ЗС-21977-2020, 22-ЗС-04896-2020, 22-ЗС-19317-2020 на здания, предназначенные для осуществления технологического процесса опасного производственного объекта «Участок литейный по производству стали, чугуна, бронзы ремонтно-механического цеха» (рег.№А22-00373-0008), проведены не основываясь на принципах объективности, всесторонности и полноты исследований, в части отсутствия определения пространственного положения строительных конструкций зданий и сооружений, их фактических сечений и состояния соединений (геодезических съемом несущих конструкций колонн, балок и ферм), определяющих устойчивость здания опасного производственного объекта, а также не в полном объеме проведены определения фактической прочности материалов и строительных конструкций здания в сравнении с проектными параметрами.
Оспаривая пункт 17 предписания, заявитель указывает на то, что спорные экспертизы промышленной безопасности, включенные Ростехнадзором в реестр, не признаны заведомо ложными в порядке части 6 статьи 13 Закона № 116-ФЗ, а так же Общество указывает на наличие проведения оценки прочности материалов несущих железобетонных конструкций и каменных конструкций неразрушающими методами контроля в соответствии с приложениями 4 к данным заключениям экспертизы промышленной безопасности.
Однако при проведении выездной проверки должностными лицами Управления были рассмотрены экспертизы промышленной безопасности на здания и сооружения указанные в акте проверки, в котором было зафиксировано, что в экспертизах промышленной безопасности, зарегистрированных в территориальном органе Ростехнадзора за №№22-ЗС-21977-2020, 22-ЗС-04896-2020, 22-ЗС-19317-2020 отсутствует (не представлены) определение пространственного положения строительных конструкций зданий и сооружений, их фактических сечений и состояния соединений (геодезических съемом несущих конструкций колонн, балок и ферм), определяющих устойчивость здания опасного производственного объекта, а также не в полном объеме проведены определения фактической прочности материалов и строительных конструкций здания в сравнении с проектными параметрами.
Кроме того, в приложении 4 указанных выше экспертизах приложены копии свидетельств о поверке приборов используемых при проведении экспертизы промышленной безопасности.
Таким образом, выводы, изложенные в пункте 17 предписания от 16.11.2021 № 11-1222-2570/ПР, соответствуют требованиям законодательства.
Общество оспаривает проведение экспертизы промышленной безопасности в части сооружения (здание насосной станции), указывая, что требование о проведении экспертизы промышленной безопасности сооружения не законно, поскольку отсутствуют требования промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям (пункт 18 предписания о нарушении пункта 5 Правил № 420 и статей 9 и 13 Закона № 116-ФЗ).
Опасными производственными объектами в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 116-ФЗ являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Согласно абзацу 5 пункта 1 статьи 13 Закона № 116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежат, в том числе здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.
Указанное в пункте 18 оспариваемого предписания сооружение (здание насосной станции) участвует в технологическом процессе.
Пунктом 5 Правил № 420 предусмотрено, что здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения.
При этом, необходимо отметить, что на указанное в пункте 18 предписания от 16.11.2021 сооружение (здание насосной станции) распространяются те же нормы в области промышленной безопасности, что и на опасные производственные объекты, в состав которых они входят.
Требования к зданиям и сооружениям, входящим в состав объектов на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов ранее были изложены в Федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности «Правила безопасности при получении, транспортировании, использовании расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 30.12.2013 № 656, а с 01.01.2021 в Правилах № 512.
Таким образом, выводы, изложенные в пункте 18 предписания от 16.11.2021 №, соответствуют требованиям законодательства.
В пункте 19 предписания указано на нарушение пункта 7 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасныхпроизводственных объектах», утв. постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 №1437, статьей 9 и 10 Закона № 116-ФЗ: не пересмотрен «План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте «Участоклитейный по производству стали, чугуна, бронзы ремонтно-механического цеха», утв. главным инженером 01.03.2021, в связи с недостоверными сведениями, а именно, указано аварийно-спасательное формирование с которым не заключен договор.
Относительно пункта 19 предписания заявитель указывает на то, что в «Плане мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте «Участок литейный по производству стали, чугуна, бронзы ремонтно-механического цеха» допущена техническая ошибка, однако Общество на момент проведения проверки не смогло предоставить сведения подтверждающие о том, что это действительно является технической ошибкой.
План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте «Участок литейный по производству стали, чугуна, бронзы ремонтно-механического цеха» в соответствии подпунктом «г» пункта 7 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 №1437, пересматривается по предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в плане мероприятий, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.
Кроме того, в письме от 15.03.2022 Общество указало: пересмотрен «План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте «Участок литейный по производству стали, чугуна, бронзы ремонтно-механического» утв. главным инженером 01.03.2021, а именно исключены формулировки о аварийно-спасательном формировании с которым не заключен договор.
Таким образом, выводы, изложенные в пункте 19 предписания от 16.11.2021 № 11-1222-2570/ПР, соответствуют требованиям законодательства.
Пункт 21 предписания Общество не оспаривает отсутствие экспертизы промышленной безопасности технических устройств (в отсутствие в технической документации данных о сроке службы), эксплуатируемых на опасном производственном объекте «Участок литейный по производству стали, чугуна, бронзы ремонтно-механического цеха» (рег.№А22-00373-0008): газопровод механического участка 18 м; газопровод кузнечного участка 16 м.; ПВП-1000/12М зав.№2862.
Более того, во исполнение пункт 21 предписания Обществом проведена экспертиза промышленной безопасности технических устройств эксплуатируемых на опасном производственном объекте «Участок литейный по производству стали, чугуна, бронзы ремонтно-механического цеха» (рег.№А22- 00373-0008): ПВП-1 000/12М зав.№2862; Газопровода от вводной задвижки до ГРУ и до нагревательных камерных печей №1,2 Кузнечного участка; Газопровода от вводной задвижки до ГРУ и до нагревательных камерных термопечей №1,2,3,4 механического участка , термического отделения;
Таким образом, выводы, изложенные в пункте 21 предписания от 16.11.2021 № 11-1222-2570/ПР, соответствуют требованиям законодательства.
Оспаривая предписание от 16.11.2021 № 11-1222-2570/ПР, Общество ссылается на грубое нарушений требований Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Закон № 248-ФЗ) при проведении мероприятий по контролю, а именно, по мнению Заявителя, должностные лица Управления, проводившие плановую проверку, превысили установленный срок проведения проверки.
Пункт 8 части 2 статьи 90 Закона № 248-ФЗ к грубым нарушениям требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля относит нарушение сроков проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
Частью 7 статьи 73 Закона № 248-ФЗ предусмотрено, что срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней.
Решением Управления о проведении плановой выездной проверки от 11.10.2021 № 11-1222 срок проведения проверки в отношении заявителя установлен в период с 27.10.2021 по 11.11.2021, срок непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом составляет не более 80 часов 00 минут.
Указом Президента Российской Федерации от 20.10.2021 № 595 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре-ноябре 2021 г.» установлены нерабочие дни с 30.10.2021 по 07.11.2021.
Кроме того, указом Губернатора Новгородской области от 06.03.2020 № 97 «О введении режима повышенной готовности» на территории Новгородской области с 07.03.2020 введен режим повышенной готовности в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.
Учитывая вышеизложенное и то, что статьей 73 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ срок проведения выездной проверки исчисляется в рабочих днях и в целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 20.10.2020 № 595 в решение о проведении плановой выездной проверки внесены соответствующие изменения в части периода проведения проверки (решение о внесении изменений в решение от 25.10.2021 № 11-1419/И). При этом срок проверки не изменился и составил 10 рабочих дней, что отражено в акте проверки от 16.11.2021 № 11-1222-5094/А (стр. 2 Акта), срок непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом составил 16 часов 00 минут.
Таким образом, довод заявителя о нарушении Управлением пункта 8 части 2 статьи 90 Закона № 248-ФЗ судом отклоняется, в связи с чем у суда отсутствуют основания для отмены результатов проверки в связи с нарушением сроков проведения контрольно (надзорного) мероприятия.
Также из заявления Общества следует, что заявитель требует признать недействительным акт проверки N 11-1222-5094/А от 16.11.2021.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под ненормативным правовым актом, который в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.
В соответствии с нормами процессуального законодательства арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Подведомственность экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, определена статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспариваемый акт (решение, действие) должны содержать юридически властное волеизъявление полномочного органа (должностного лица), обращенное к конкретному субъекту, направленное на возникновение, изменение или прекращение определенных правовых последствий, а также затрагивать права такого субъекта в сфере экономической и иной предпринимательской деятельности.
Оценив содержание акта проверки N 11-1222-5094/А от 16.11.2021, суд приходит к выводу, что оспариваемый акт проверки не обладает признаками ненормативного правового акта или решения, поскольку сам по себе не влечет для заявителя юридических последствий в виде установления, изменения или отмены его прав и обязанностей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем не может быть оспорен самостоятельно в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
С учетом изложенного суд прекращает производство по делу в части требования о признании недействительным акт проверки от 16.11.2021 на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
На основании изложенного, обжалуемое предписание от 16.11.2021 № 11-1222-2570/ПР фактически направлено на выполнение АО «БКО» своих обязательств, связанных с соблюдением требований промышленной безопасности и не влечет для АО «БКО» каких-либо негативных последствий.
Оспариваемое предписание от 16.11.2021 № 11-1222-2570/ПР соответствует действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов АО «БКО», в связи с чем заявленные требования в указанной части не подлежат удовлетворению
Руководствуясь статьями 110, 150, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Прекратить производство по делу в части требования о признании недействительным акта плановой выездной проверки № 11-1222-5094/А от 16.11.2021.
Возвратить акционерному обществу «Боровичевский комбинат огнеупоров» из федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 02.02.2022 № 1821.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Н.А. Мильгевская