ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-16802/20 от 12.09.2020 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

12 сентября 2020 года                                                                  Дело № А56-16802/2020

Арбитражный суд  города ФИО1 и Ленинградской области в составе судьи Гуляева С.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петренко Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

общества с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис №1 Невского района»
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу

третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Новгородаудит-Энерго» о признании незаконными решения от 13.01.2020 по делу №Т02-15/20 и предписания от 13.01.2020

при участии

от заявителя – не явился, извещен,

от заинтересованного лица – не явился, извещен,

третье лицо - не явился, извещен,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис №1 Невского района» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города ФИО1 и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – УФАС, Управление) от 13.01.2020 по делу №Т02-15/20.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Новгородаудит-Энерго» (далее – ООО «Новгородаудит-Энерго»).

В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

Стороны, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не направили своих представителей в судебное заседание. В порядке части 5 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие их представителей.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, судом установлены следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Организатором торгов (Обществом) 25.12.2019 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение №31908718744 о проведении конкурса на право заключения договора на оказание услуг по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах, включая документацию на проведение конкурса.

Начальная (максимальная) цена - 25 065 002,25 руб.

ООО «Новгородаудит-Энерго» подало в УФАС жалобу (от 26.12.2019 вх.№39790-ЭП/19) на действия Организатора торгов при организации и
проведении конкурса на право заключения договора на оказание услуг по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования в
многоквартирных домах.

Решением комиссии УФАС от 13.01.2020 по делу №Т02-15/20 жалоба ООО «Новгородаудит-Энерго» признана обоснованной, в действиях Общества при организации и проведении конкурса на право заключения договора на оказание услуг по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования в
многоквартирных домах (извещение №319087187440) выявлены нарушения:

- пункта 2 части 1 статьи 3, части 9 статьи 3.2, части 8 пункта 9, части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон №223-Ф3), выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенные путем неправомерного установления в подпунктах 9, 17, 23, 24, 27 пункта 34 раздела 1 Документации чрезмерных, дискриминационных и не соответствующих предмету Закупки требований;

- пункта 2 части 1 статьи 3, части 9 статьи 3.2, части 8 пункта 13 части 10 статьи 4 Закона №223-Ф3, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенные путем неправомерного установления в подпунктах 1.1, 5 пункта 37.2 раздела 1 Документации ненадлежащих и не соответствующих предмету закупки условий и порядка оценки заявок по показателю «Объем оказанных услуг (выполненных работ) аналогичных предмету конкурса», а также по подкритерию возможность отсрочки платежа Заказчиком за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги).

Обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений организации и проведения конкурса на право заключения договора на оказание услуг по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах (извещение №319087187440) путем аннулирования конкурса на право заключения договора на оказание услуг по техническому диагностированию
внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах (извещение
№319087187440)   с   отменой   всех   юридически   значимых   документов, доставленных в ходе проведения процедуры Закупки.

Общество оспорило решение и предписание от 13.01.2020 по делу №Т02-15/20 в арбитражный суд.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона №223-Ф3 любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона № 135-ФЗ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Общество относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с частью 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона №223-Ф3 при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке (часть 6 статьи 3 Закона №223-Ф3).

Частью 8 статьи 4 Закона №223-ФЗ определено, что сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.

Согласно части 5 статьи 4 Закона №223-Ф3 при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи,

Частью 10 статьи 3.2 Закона №223-Ф3 установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Согласно части 9 статьи 3.2 Закона №223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно пунктов 2, 9 части 10 статьи 4 Закона №223-Ф3 в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.

Пунктом 31 раздела 1 Документации установлено, что для участия в конкурсе участник закупки подает заявку на участие в конкурсе. Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе представляются по форме и в порядке, в соответствии с пунктами 24; 25; 26; 27; 31 раздела №1 «Информационной карты».

Заявка на участие в конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком информацию в соответствии с пунктом 34 раздела №1 «Информационной карты».

Согласно пункту 34 раздела 1 Документации Организатором торгов определены состав конкурсной заявки и документы в составе заявки на участие в конкурсе.

Подпунктами 9, 17, 23, 24, 27 пункта 34 раздела 1 Документации установлено, что в заявке на участие в Закупке в числе прочего должны содержаться следующие документы:

- выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки, которая получена не ранее чем за три месяца до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении закупки, надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица) или выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки, которая получена не ранее чем за три месяца до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении закупки, надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица и физического лица в соответствии   с   законодательством   соответствующего   государства   (для  иностранного лица);

- справка (оригинал или нотариально заверенная копия) из инспекции Федеральной налоговой службы по месту постановки на налоговый учет об отсутствии у Участника задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня и государственные внебюджетные фонды (ИФНС, ФСС, ПФР) на последнюю отчетную дату, действительную на момент вскрытия конвертов с заявками (если срок действия в справке не указан, справка считается действительной в течение 30 (тридцати) дней от даты выдачи). В случае, если предоставленная справка содержит сведения о наличии таковой задолженности, Участник обязан предоставить в составе заявки бухгалтерский баланс, заверенный  компанией,  свидетельствующий  о  не превышении имеющейся задолженности порога в двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки;

- копия уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового газового оборудования, направленное участником конкурса не в электронной форме в Государственную жилищную инспекцию ФИО1, с отметкой о получении Государственной жилищной инспекцией ФИО1 указанного уведомления;

- копия документа, подтверждающего регистрацию уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового газового оборудования, направленное участником конкурса не в электронной форме в Государственную жилищную инспекцию ФИО1 участника конкурса в Реестре регистрации и учета уведомлений от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей ФИО1;

- справка УФССП об отсутствии в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица задолженности по исполнительным листам, действительную на момент вскрытия конвертов с заявками (если срок действия в справке не указан, справка считается действительной в течение 30 (тридцати) дней от даты выдачи). В случае непредставления справки по причине ограничения сроков приема заявок, прикладывается запрос в УФССП с отметкой о принятии данного запроса и гарантийное письмо об отсутствии задолженности по исполнительным листам и обязательством предоставления указанной справки участником закупки по мере ее получения.

Согласно Федеральному закону от 08.08.2002 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» содержащиеся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП сведения и документы о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе предоставляются в том числе в электронном виде в срок не более чем пять дней со дня поступления запроса.

В соответствии с пунктом 125 Приказа Минфина России от 02.07.2012 № 99н  «Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)» основанием для индивидуального информирования в соответствии с настоящим подразделом является обращение заявителя с письменным запросом о представлении справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам (далее - справка о состоянии расчетов) в инспекцию ФНС России по месту его учета.

Пунктом 138 Приказа Минфина России от 02.07.2012 № 99н «Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)» установлено, что справка о состоянии расчетов представляется в течение 5 рабочих дней со дня поступления в инспекцию ФНС России соответствующего письменного запроса.

Пунктом  10 части 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам передается (направляется) указанному лицу (его представителю) в течение пяти дней, ф справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов - в течение десяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса.

Пунктом 11 Административного регламента Федеральной службы судебных приставов по предоставлению государственной услуги по предоставлению информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического и юридического лица (утв. Приказом Минюста РФ от 23.04.2014 № 86) определено, что срок предоставления государственной услуги, включая направление заявителю документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги, - 17 рабочих дней со дня поступления заявления в ФССП России, ее территориальные органы и их структурные подразделения.

Согласно Документации, заявки на участие в Закупке могут быть поданы с 26.12.2019 по 11:00 (МСК) 13.01.2020 только в бумажном виде.

При этом с учетом выходных и праздничных дней фактически срок подачи заявок на участие в Закупке составляет 6 рабочих дней.

Таким образом, Организатором торгов нарушены требования пунктов 9, 17, 27, 34 раздела 1 Документации.

Разделом 3 Документации является Техническое задание на оказание услуг по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах Общества, где приведен комплекс работ (план работ) по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования.

Однако, установленные Обществом в подпунктах 23, 24 пункта 34 раздела 1 Документации требования о предоставлении копий документов, включают в себя в том числе предоставление сведений об осуществлении предпринимательской деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования, то есть, видов работ, не включенных в предмет Закупки, что не соответствуют предмету Закупки, вследствие чего незаконно ограничивает конкуренцию.

Пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона №223-Ф3 в документации о конкурентной закупке указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Предметом конкурса согласно извещению о Закупке является право заключения договора на оказание услуг по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах.

Пунктом 36 раздела 1 Документации определены критерии оценки заявок.

Пунктом 37.2 раздела 1 Документации при присвоении баллов по критерию «Квалификация участника конкурса» определены подкритерии.

Подпунктом 1.1 пункта 37.2 раздела 1 Документации установлен порядок оценки заявок по показателю «Объем оказанных услуг (выполненных работ) аналогичных предмету конкурса».

Установление Обществом в указанном пункте порядка оценки заявок по показателю «Объем оказанных услуг (выполненных работ) аналогичных предмету конкурса» является ненадлежащим, поскольку не соответствует предмету Закупки, вследствие чего нарушает права потенциальных участников Закупки и может служить необоснованным ограничением конкуренции.

Подпунктом 5 пункта 37.2 раздела 1 Документации установлен порядок оценки заявок по подкритерию «Возможность отсрочки платежа Заказчиком за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги)».

Организатором торгов не установлена предельная максимальная граница возможной отсрочки платежа Заказчиком за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), а участники Закупки предлагают любые сроки по своему усмотрению.

Учитывая изложенное, Комиссия УФАС в оспариваемом решении пришла к правомерным и обоснованным выводам о нарушении Организатором  торгов организации и проведения конкурса, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенных при организации и проведении процедуры Закупки.

На основании изложенного в удовлетворении требований заявителя надлежит отказать.

Руководствуясь статями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города ФИО1 и Ленинградской области

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                                                     Гуляев С.Б.