Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
17 мая 2021 года Дело № А56-16972/2021
Резолютивная часть решения объявлена апреля 2021 года .
Полный текст решения изготовлен мая 2021 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Устинкина О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи (до и после перерыва) секретарем Марлухиным А.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: Закрытое акционерное общество «Ленстройтрест» (Россия 191186 г. Санкт-Петербург, ул. Миллионная 8, ОГРН: 7800043929 );
заинтересовнное лицо: 1) Межрайонная Федеральная налоговая служба №10 по Санкт-Петербургу (Россия 190103, Санкт-Петербург, пр-кт. Лермонтовский 47)
2) Управление ФНС России по г. Санкт-Петербургу (Россия 191180, г. Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки д. 76 );
об оспаривании,
при участии
- от заявителя: до перерыва ФИО1 (по доверенности от 19.04.2021)
после перерыва ФИО2 (по доверенности от 28.04.2021)
- от заинтересованного лица: до/ после перерыва
1) ФИО3 (по доверенности от 16.12.2020)
2) ФИО4 (по доверенности от 13.01.2021)
установил:
Акционерное общество «Ленстройтрест» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС №10 по Санкт-Петербургу №13-05/2742 от 12.11.2020 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому Обществу начислен налог с доходов, выплаченных иностранным организациям, в размере 683 853 руб., Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной статьи 123 НК РФ в виде штрафа в размере 136 770 руб. 60 коп.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.
Заинтересованные лица возражали против удовлетворения требований.
В судебном заседании 22.04.2021 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв, судебное заседание продолжено 29.04.2021.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд установил следующее.
30.04.2020 в Инспекцию Обществом представлена декларация уточненного налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за 3 месяца 2020 года, в котором отражены выплаты процентного дохода по кредитному договору с LGT Bank AG, Zweigniederlassung Osterreich (LGT Bank AG, филиал в Австрии), не подлежащие налогообложению в Российской Федерации, на основании статьи 11 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики от 13.04.2000.
На основании представленных документов инспекцией была проведена камеральная проверка.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки Инспекцией 12.11.2020 вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 13-05/2742, согласно которому на основании пункта 4 статьи 286 НК РФ, пункта 2 статьи 287 НК РФ, пункта 5 статьи 309 НК РФ, пункта 3 статьи 310 НК РФ, пункта 1 статьи 312 НК РФ Обществу начислен налог с доходов, выплаченных иностранным организациям, в размере 683 853 руб., Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной статьи 123 НК РФ в виде штрафа в размере 136 770,60 руб., соответствующие пени.
Общество обратилось с апелляционной жалобой в Управление ФНС России по Санкт-Петербургу, которым принято решение от 21.01.2021 № 16-19/03181 об оставлении жалобы без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением Общество, обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, АО «ЛЕНСТРОЙТРЕСТ» заключило Договор о предоставлении займа с обеспечением для юридических лиц с LGT Bank AG от 26.04.2019 с компанией LGT Bank AG, Zweigniederlassung Osterreich (филиал LGT Bank AG в Австрии) о предоставлении кредитной линии, ограниченной максимальной суммой в размере 17 500 000 евро: процентная ставка рассчитывается на основе опубликованной межбанковской ставки EURIBOR/LIBOR за три месяца, во второй банковский рабочий день, предшествующий дате первого платежа в первом процентном периоде, и опубликованной ставке EURIBOR/LIBOR за три месяца со второго до последнего банковского рабочего дня, предыдущего процентного периода плюс надбавка в 3,00 % в год за последующие периоды. Согласно данным налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, организация осуществляла выплаты процентного дохода в адрес LGT Bank AG, Zweigniederlassung Osterreich: 07.01.2020 на сумму 13 333.33 евро, 07.02.2020 на сумму 12 916.67 евро, 09.03.2020 на сумму 12 916.67 евро, 13.03.2020 на сумму 1 666.67 евро, 20.03.2020 на сумму 2 916.67 евро, 27.03.2020 на сумму 2 916.67 евро.
В ходе камеральной налоговой проверки Обществу по ТКС направлено Требование о представлении пояснений № 7216 от 28.07.2020 года по вопросу нарушения обществом статей 309 НК РФ, пункта 3 статьи 310 НК РФ, неправомерного применения Конвенции между Правительством РФ и Правительством Австрийской республики от 13.04.2000 РФ приведших к неправомерному отнесению к неподлежащему налогообложению в РФ дохода, в виде процентов по договору займа с обеспечением юридических лиц выплаченный LGT Bank AG, Zweigniederlassung Osterreich.
В ответ на указанное требование 13.08.2020 АО «ЛЕНСТРОЙТРЕСТ» сообщило, что письмо LGT Bank AG, Zweigniederlassung Osterreich от 05.08.2020 и данные с сайта Федерального Министерства финансов Австрии от 05.08.2020 подтверждают уплату налога па прибыль LGT Bank AG (TIN 09<***>/4691) на территории Австрии с доходов австрийского филиала.
АО «ЛЕНСТРОЙТРЕСТ» для подтверждения освобождения выплат от налогообложения на Территории Российское Федерации представило документ -выписку из территориального реестра юридических лиц, подписанную Судом по торговым делам г. Вена, который, по мнению общества, подтверждает факт постоянного местонахождения LGT Bank AG, Zweigniederlassung Osterreich (филиал LGT Bank AG в Австрии) на территории Австрии. Документ представлен в ответ на требование № 14687 о представлении документов (информации) от 23.07.2020, которым истребовались документы в т.ч.: документ, подтверждающий факт постоянного местонахождения (резидентства) на территории Австрии LGT Bank AG Branch, которому был выплачен доход в 1 квартале 2020года, переведенный на русский язык согласно пункту 1 статьи 312 НК РФ и подписанный уполномоченным органом.
В ходе проверки установлено, что данный документ, не может быть принят в качестве документа, подтверждающего постоянное местонахождение LGT Bank AG. Zwcignicdeilassung Osterreich (филиал LGT Bank AG в Австрии), поскольку подписан не уполномоченным лицом, которым в Австрийской Республике является Министр Финансов или его уполномоченный представитель.
В соответствии с пунктом 4 статьи 286 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в случае, если налогоплательщиком является иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, не связанные с постоянным представительством в Российской Федерации, обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы из доходов налогоплательщика и перечислению налога в бюджет возлагается на российскую организацию или иностранную организацию, осуществляющую деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство (налоговых агентов), выплачивающих указанный доход налогоплательщику. Таким образом, если иностранная организация не осуществляет деятельность и Российской Федерации через постоянное представительство или же доходы, получаемые ею, не связаны с постоянным представительством, то налога на прибыль, удержать и заплатить в бюджет должна российская сторона - источник выплаты дохода.
Пунктом 3 статьи 310 НК РФ установлено, что в случае выплаты налоговым агентом иностранной организации доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) облагаются налогом в Российской Федерации по пониженным ставкам, исчисление и удержание суммы налога с доходов производятся налоговым агентом по соответствующим пониженным ставкам при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 НК РФ при этом в случае выплаты доходов по операциям с иностранными банками подтверждение факта постоянного местонахождения иностранного банка в государстве, с которым имеется международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, не требуется если такое местонахождение подтверждается сведениями общедоступных информационных справочников. К таким общедоступным информационным источникам относятся, в частности, международные справочники «Thе banker's Almanao (издание «Reed information services», England) или международный каталог «International bank identifier code» (издание S.W.I.F.T., Belgium & International Organization for Standardization, Switzerland).
Юридическое лицо LGT Bank AG (ЛГТ Банк АГ), зарегистрировано в Княжестве Лихтенштейн № OR 1122356-7. Из общедоступной информации в сети Интернет следует, что LGT — банк княжества Лихтенштейн, которым владеет княжеская семья Лихтенштейн, место резиденства банка определяется согласно общедоступной информации по месту учреждения юридического лица. Факты регистрации филиалов юридического лица в иных государствах не будут опровергать факт регистрации юридического лица в соответствующем государстве (в случае LGT Bank AG Branch - Княжество Лихтенштейн). Именно юридическое лицо является фактическим получателем дохода, а не его структурные подразделения. Исходя из изложенного, местом постоянного резиденства LGT Bank AG, Zweigniederlassung Osterreich является Княжество Лихтенштейн. В связи с тем, что Соглашение об избежание двойного налогообложения между Российской Федерацией и Княжеством Лихтенштейн не подписано и не ратифицировано, применить освобождение к выплатам австрийского филиала банка неправомерно. Следовательно, несоблюдение условно, предусмотренных пунктом 3 статьи 310 НК РФ, обязывает налогового агента произвести удержание из дохода, выплачиваемого иностранному юридическому лицу, налога и его перечисление в бюджет.
Обществом представлено письмо с переводом от 26.06.2019 из которого следует, что получателем дохода (процентов по кредиту) LGT Bank AG, Zweigniederlassung Osterreich (филиал LGT Bank AG в Австрии).
Согласно пункту 1 статьи 310 НК РФ налог с доходов, полученных иностранной: организацией от источников и России, исчисляется и удерживается при каждой такой выплате в валюте выплаты дохода российской организацией (иностранной организацией, осуществляющей деятельность в РФ через постоянное представительство), выплачивающей иностранной организации доходи, указанные в пункте 1 статьи 309 НК РФ. Исключение составляют случаи, предусмотренные в пункта 2 статьи 310 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 310 НК РФ исключением является выплата доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в РФ, при условии предъявлении иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 НK РФ.
В соответствии с письмом Минфина России от 17.03.2017 № 03-08-05/15450, для применения положений межправительственных соглашений при выплате российским банком походов филиалу иностранной организации необходимо располагав документом, выданным компетентный органом государство, в котором расположен филиал иностранной организации, о подтверждении налогового резидентсва филиала в смысле соответствующего международною договора (соглашения) об избежание двойною налогообложения, а также документы, прямо подтверждающие фактическое право филиала на получение соответствующего дохода согласно статье 312 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 312 НК РФ установлено, что при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение п государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. Помимо этот иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, для применения положений международных договоров Российской Федерации, подтверждение, что эта организации имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.
Предоставление иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение дохода, указанных подтверждений налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, является основанием для освобождения такого дохода от удержания налога у источника выплаты или удержания налога у источника выплаты по пониженным ставкам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Конвенции для целей настоящей Конвенции термин «резидент Договаривающегося Государства» означает любое лицо, которое по законодательству этого Государства подлежит налогообложению в нем на основании его местожительства, постоянного местопребывания, места управления, места регистрации или любого другого критерия аналогичного характера. Однако этот термин не включает лицо, которое подлежит налогообложению в этом Государстве только в отношении доходов, полученных из источников в этим Государстве, или в отношении находящегося в нем капитала.
В силу пункта 1 статьи 11 Конвенции проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, подлежат налогообложению только в этом другом Государстве, если такой резидент является лицом, имеющим фактическое право на проценты.
Пунктом 3 Конвенции установлено, что положении пункта 1 не применяются, если лицо, имеющее фактическое право на проценты, будучи резидентом одного Договаривающегося Государства. осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве, в котором возникают проценты, через находящееся там постоянное представительство или оказывает в этом другом Государстве независимые личные услуги с находящейся там постоянной базы и долговое требование, в отношении которого выплачиваются проценты, действительно относится к такому постоянному представительству или к постоянной базе.
При этом в соответствии с абзацем h пункта 1 статьи 1 Конвенции термин «компетентный орган» означает:
(i) применительно к Австрии - Федерального министра финансов или его уполномоченного представителя;
(ii) применительно к Российской Федерации - Министерство финансов или его уполномоченного представителя.
Несоблюдение условий освобождения от налогообложения доходов, выплаченных иностранной организации из источников в Российской Федерации, предусмотренных пунктом 1 статьи 312 НК РФ обязывает Заявителя как налогового агента произвести удержание суммы этого налога и ее перечисление в бюджет.
Указанный вывод соответствует толкованию статей 310 - 312 НК РФ в части освобождения от налогообложения доходов, полученных иностранной организаций от источников в Российской Федерации, определенному в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.09.2011 № 5317/11.
Следовательно, основанием освобождения от удержания к перечисления налога с доходов иностранных организаций в части выплаченных иностранной компании процентов должен являться полученный от этой иностранной компании до даты выплаты процентов официальный документ, выданный компетентным органом Австрии, то есть Федеральным министром финансов или его уполномоченный представитель.
Как следует из представленных материалов, АО «ЛЕНСТРОЙТРЕСТ» для подтверждения освобождения выплат от налогообложения на Территории Российской Федерации представило - выписку из территориального реестра юридических лиц подписанную Судом по торговым делам г. Вена, с апостилем и переводом на русский язык.
Таким образом, выписка из территориального реестра юридических лиц от 13.07.2020 подписана не компетентным органам - Судом по торговым делам г. Вена, в связи с чем, факт резидентства филиала банка LGT Bank AG на территории Австрии, Обществом не подтвержден (иностранное резидентство может подтвердить только тот орган, который определен международным договором).
На основании пункта 3 статьи 247 НК РФ для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, объектом налогообложения, по налогу на прибыль организаций признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со статьей 309 НК РФ. Налог в этом случае, согласно подпунктом 1.1 статьи 309, пунктом 1 статьи 310 НК РФ, взимается посредством удержания его налоговым агентом - российской организацией, выплачивающей доход.
Из взаимосвязанных положений абзаца первого и подпунктом 10 пункта 1 статьи 309 НК РФ следует, что перечень облагаемых налогом доходов иностранных организаций является открытым, однако территория Российской Федерации должна выступать местом возникновения экономической выгоды (дохода) (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018).
Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации, регулируются статьей 309 Кодекса и нормами международных договоров (соглашений) об избежание двойного налогообложения Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 и пунктом 3 статьи 310 НК РФ в случае выплаты доходов российскими банками по операциям с иностранными банками подтверждения факта постоянного местонахождения иностранного банка в государстве, с которым имеется международный договор (соглашение), рейдирующий вопросы налогообложения, не требуется, если такое местонахождение подтверждается сведениями общедоступных информационных справочников.
По смыслу указанной нормы она имеет прямое отношение только к самому иностранному банку, то есть к его головному офису, ограничивая тем самым автоматическое применение нормы к филиалам иностранных банков.
Возможность применения конкретного международного договора (соглашения) об избежание двойного налогообложения определяется исходя из определения резидентства лица, являющегося фактическим обладателем прав на полученный доход. Резидентство (постоянное местопребывание) в иностранных государствах определяется в соответствии с национальным законодательством каждого конкретного государства, основывающеюся на различных критериях.
Эта позиция также подтверждается в комментариях к статье 4 «Резидент» Модели Конвенции ОЭСР по налогам на доходы и капитал. В данной статье указано, что Соглашения об избежание двойного налогообложения не затрагивают вопрос установления положений национального законодательства, в соответствии с которыми лицо рассматривается как налоговый резидент и, соответственно, подлежит налогообложению в полной мере в этом государстве. Соглашения не устанавливают стандарты, которым должны отвечать положения национального законодательства для определения понятия налогового резидентства. В связи с этим государства полностью основываются на своем внутреннем законодательстве (Письмо ФНС России от 14.11.2014 № ГД-4-3/23640@ «О применении положений подпункта 4 пункта 2 статьи 310 НК РФ» (вместе с Письмом Минфина России 02.10.2014 № 03-08-13:49428).
На основании изложенною следует, что Заявителем не соблюдены условия, предусмотренные пунктом 3 статьи 310 НК РФ, не представлен документ, выданный компетентным органом Австрийской Республики, то есть Министерством финансов или его уполномоченным представителем, подтверждающим на лагу выплаты дохода постоянное местонахождение иностранной организаций, не представлены документы, свидетельствующие о том, что филиал является конечным выгодоприобретателем дохода, в связи с чем, подпадает под понятие «лицо», имеющее право на получение дохода.
В силу пункта 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о нюни оной базе, налоговые льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта, за исключением случаев, если иное установлено бюджетным законодательством Российской Федерации.
Декларирование сведений о совершенных хозяйственных операциях не снимает с проверяемого налогоплательщика обязанность их документального подтверждения.
Предоставление иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение дохода, указанных подтверждений налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, является основанием для освобождения такого дохода от удержания налога у источника выплаты или удержания налога у источника выплаты по пониженным ставкам (абз.2 п. 1 ст. 312 НК РФ).
Следовательно, добросовестный налогоплательщик, который планирует применять льготный режим налогообложения, предусмотренный статьей 312 НК РФ должен заблаговременно получить подтверждающие документы, свидетельствующие о наличии у него права на применение такой льготы.
Подпунктом 6,7 пункта 1 статьи 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.
В нарушение статьи 93 НК РФ, пункта 4 статьи 286 НК РФ, пункта 5 статьи 309 НК РФ, пункта 3 статьи 310 НК РФ, пункта 1 статьи 312 НК РФ, пункта 1 статьи 11 Конвенции между Правительством РФ и правительством Австрийской Республики от 13.04.2000 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» Общество не представило налоговому органу документ, подтверждающий постоянное местонахождение LGT Bank AG, Zweigniederlassung Osterreich (филиал LGT Bank AG в Австрии), которому был выплачен доход в 1 квартале 2020года.
Кроме того, у Общества имелось достаточное количество времени в ходе камеральной налоговой проверки дня принятия мер по представлению подтверждающих документов (с момента представления налоговой декларации 30.04.2020 по дату вынесения решения налоговым органом 12.11.2020).
Обществом к настоящему заявлению приложено подтверждение, выданное Федеральным министерством Финансов Налогово-финансовым ведомством Австрии о том, что компания «ЛТТ Барж АГ», австрийский филиал, действующая в Австрии в качестве филиала компании «ЛГТ Банк АГ», зарегистрированной в Лихтенштейне, зарегистрирована в вышеуказанном налогово-финансовом ведомстве Австрии под ИНН <***>/4691 и уплачивает в Австрии налог с оборота и ограниченный налог на прибыль предприятий.
Действия Общества по представлению вышеуказанного подтверждения, фактически подтверждают позицию Инспекции о необходимости представления документа, заверенного компетентным органом иностранного государства.
ФНС России в письме от 25.02.2016 N ОА-4-17/3030@ указала, что документ, подтверждающий постоянное местопребывание лица в том или ином государстве, должен обязательно содержать: наименование налогоплательщика; период, за который подтверждается налоговый статус; наименование международного соглашения об избежание двойного налогообложения подпись уполномоченного должностного липа компетентного органа иностранного государства.
Сертификаты, подтверждающие статус налогоплательщика в качестве резидента соответствующей страны, подлежат апостилированию, если иное прямо не предусмотрено международным договором, регулирующим вопросы налогообложения.
В случае если сертификат, подтверждающий налоговый статус налогоплательщика в иностранном государстве, не содержит информацию о периоде, за который подтверждается статус налогоплательщика, таковым считается год, в котором упомянутый сертификат был выдан.
На обязательность заверения официальных документов, подтверждающих местонахождение иностранной организации, в порядке, определяемом «Конвенцией, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов», заключенной в Гааге 05.10.1961, указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2005года № 990/05.
В силу пункта 2 статьи 287 НК РФ налоговый агент обязан перечислить соответствующую сумму налога не позднее дня, следующего за днем выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 312 НК РФ российская организация освобождается от обязанностей налогового агента, если иностранная организация в срок до даты выплаты дохода предъявила налоговому агенту подтверждение (документальное с консульской легализацией) о своем постоянном местонахождении на территории иностранного государства, с которым у РФ заключен международный договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения.
Однако из материалов дела и объяснений сторон следует, что до даты выплаты доходов LGT Bank AG, Zweigniederlassung Osterreich (филиал LGT Bank AG в Австрии) у заявителя отсутствовало документальное подтверждение резидентства от иностранной организации.
Следовательно, заявитель, как налоговый агент, обязан был уплатить в бюджет неудержанный налог на прибыль в отношении доходов иностранной организации в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 2 статьи 284, подпункта 7 пункта 1 статьи 309, пунктов 1, 2 статьи 310 НК РФ.
При указанных обстоятельствах налоговый орган обосновано принял решение о взыскании с заявителя налога с доходов иностранной организации, а также о привлечении к ответственности по статье 123 НК РФ.
Заявителем в суде первой инстанции к материалам дела была приобщена копия Свидетельства о местонахождении компании LGT Bank AG, Zweigniederlassung Osterreich (филиал LGT Bank AG в Австрии) с проставленной на этом свидетельстве консульской легализацией (Апостиль) от 03.02.2021.
Однако последующее представление вышеназванного документа не влияет на законность принятого налоговым органом решения о привлечении к ответственности по статье 123 НК РФ. В этом случае налогоплательщик в соответствии с пунктом 2 статьи 312 НК РФ вправе обратиться за возвратом ранее удержанного налога.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 № 9999/10.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 9999/10 по делу N А56-18352/2009, информация о регистрации иностранной компания не подтверждает постоянное местопребывание лица в том или ином государстве, поскольку такая информация не свидетельствует, что это лицо также является налоговым резидентом данного иностранного государства. Документ, подтверждающий постоянное местопребывание, должен быть выдан уполномоченным органом.
Таким образом, документы, оформленные с нарушением требований, не являются документами, подтверждающими постоянное место пребывания иностранных организаций для целей применения соответствующих международных договоров (соглашений) РФ, регулирующих вопросы налогообложения, при налогообложении доходов таких иностранных организаций у источника выплаты в РФ. Указанный довод в том числе подтверждается актуальной судебной практикой, например Постановлением Пятнадцатою арбитражного апелляционного суда от 21.01.2021 N 15АП-18559/2020 по делу N А32-23798/2020.
Учитывая изложенное, представленные ранее документы, свидетельствующие о регистрации филиала на территории Австрии, не могут рассматриваться как документы подтверждающие право на применение льготы, предусмотренной статьей 312 НК РФ.
Представленное подтверждение датировано 03.02.2021, т.е. после представления уточненной налоговой декларации за 1 квартал 2020 года, а также вынесении решения №13-05/2742 от 12.11.2020 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В подтверждении отсутствует ссылка на период, за который подтверждается налоговый статус и наименование международного соглашения об избежание двойного налогообложения.
Следовательно периодом, за который был выдан документ, подтверждающий статус налогоплательщика считается год, в котором он был выдан, а именно 2021 и его представление не влияет на законность принятого налоговым органом решения о привлечении к ответственности по статье 123 НК РФ.
В Постановлении от 19.07.2011 N 1621/11, Президиум ВАС РФ указал, что в случаях, когда в силу объективных причин налогоплательщик лишен возможности своевременно представить соответствующие документы в налоговый орган и обосновывает такое право, представляя их в суд, вопрос о законности доначисления налога должен решаться судом исходя из всех доказательств, представленных сторонами и приобщенных в материалы дела.
Однако налогоплательщик осуществил надлежащие и достаточные меры, а период проведения налоговой проверки по получению официального документа, выданного Федеральным министром финансов или его уполномоченным представителем, являющегося основанием для освобождения от удержания и перечисления налога с доходов иностранных организаций в части выплаченных иностранной компании процентов.
В ходе камеральной налоговой проверки, вместе с возражениями на акт и на стадии обжалования решения, официальный документ, выданный компетентным органом Австрии, также не представлен Обществом.
В своем заявлении налогоплательщик не указал ни на одно обстоятельство, которое препятствовало (могло препятствовать) предоставлению документов в ходе камеральной налоговой проверки, и/или к возражениям (к апелляционной жалобе, поданной в вышестоящий налоговый орган).
При этом, следует отметить, что у Общества имелось достаточное количество времени в ходе проверки для принятия мер по представлению документации, вместе с тем, налогоплательщик не доказал совершение им действительных попыток получения документов от уполномоченного лица, которым в Австрийской Республике является Министр финансов или его уполномоченный представитель, поскольку представленное к настоящему заявлению подтверждение датировано 03.02.2021, то есть после проведения камеральной налоговой проверки и по истечении более 9 месяцев с даты представления декларации.
Кроме того, следует отметить, что подтверждение, выданное Федеральным Министром финансов Австрии представлено в налоговый орган с настоящим заявлением в виде копии, не заверенной надлежащим образом, что вызывает сомнение в их достоверности и не могут быть приняты судом в качестве однозначного доказательства.
Частью 8 статьи 75 АПК РФ установлено, что письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к рассматриваемому делу имеет отношение только часть документа, представляется заверенная выписка из него.
В соответствии с частью 6 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд не может считать доказанным факт, подтверждаемый только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен или не передан в суд оригинал документа, а копии этого документа, представленные лицами, участвующими в деле, не тождественны между собой и невозможно установить подлинное содержание первоисточника с помощью других доказательств.
В силу части 9 статьи 75 АПК РФ подлинные документы представляют в арбитражный суд в случае, если обстоятельства дела согласно федеральному закону или иному нормативному правовому акту подлежат подтверждению только такими документами, а также по требованию арбитражного суда.
Подлинные документы, имеющиеся в деле, по заявлениям представивших их лиц могут быть возвращены им после вступлении в законную силу судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела, если эти документы не подлежат передаче другому лицу. Одновременно с заявлениями указанные лица представляют надлежащим образом заверенные копии документов или ходатайствуют о засвидетельствовании судом верности копий, остающихся в деле. Если арбитражный суд придет к выводу, что возвращение подлинных документов не нанесет ущерб правильному рассмотрению дела, эти документы могут быть возвращены в процессе производства по делу до вступления судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела, в законную силу части 10,11 статьи 75 АПК РФ.
Налогоплательщиком не представлено никаких пояснений и доказательств по вопросу, каким образом было получено подтверждение Министерства финансов Австрии датированное 03.02.2021.
Таким образом, в рассматриваемом случае общество в обоснование своей позиции сослалось на доказательства, не раскрытые им в ходе осуществления мероприятий налогового контроля и досудебного разрешения налогового спора при отсутствии объективных препятствий к их своевременному представлению.
Доказательств обратного Обществом не представлено.
В отношении довода Заявителя о том, что само по себе нарушение срока предоставления документов, подтверждающих постоянное местонахождение иностранного лица на территории другого государства, не препятствует освобождению от налогообложения дохода, выплачиваемого этому лицу налоговым агентом со ссылкой на пункт 15 Президиума Верховного суда РФ от 12.07.2017 следует отметить следующее.
В пункте 15 Обзора практики разрешения судами споров, связанных с зашитой иностранных инвесторов (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017) рассматривается иная ситуация - исчисление пеней, в связи с наличием у Общества подтверждения постоянного местонахождения иностранных контрагентов (сертификаты резидентства) в предшествующем году. Данная ситуация не является идентичной.
Исходя из п. п. 15 Президиума Верховного суда РФ от 12.07.2017: «инспекция отказала в привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 ПК РФ за неудержание и неперечисление налога в бюджет. Налоговый орган согласился с тем, что обязанность по уплате налога в бюджет в данном случае отсутствовала: сертификаты резидентства хотя и были получены после выплаты дохода, но подтверждали нахождение контрагентов на территории иностранных государств в соответствующем налоговом периоде.
Поскольку заключенные с иностранными контрагентами сделки являлись длящимися и предполагали периодическую выплату дохода, а подтверждение постоянного местонахождения иностранных контрагентов (сертификаты резидентства) в предшествующем году уже имелось у общества и вновь было получено после выплаты дохода, суды пришли к выводу о соблюдении обществом требований статьи 312 Кодекса.
Документы, представленные налоговому агенту в подтверждение постоянного местонахождения организаций-нерезидентов на территории государств, с которыми у Российской Федерации заключены соглашения об избежании двойного налогообложения подтверждали право иностранных организаций на освобождение выплачиваемого им дохода от налогообложения в Российской Федерации.
Принимая во внимание, что согласно статье 75 НК РФ пенями обеспечивается исполнение обязанности по уплате налога и ответственность за представление сертификатов резидентства после фактической выплаты дохода НК РФ не установлена, у налогового органа отсутствовали основания не только для взимания не удержанной налоговым агентом суммы налога, но и для начисления пеней в дополнение к указанной недоимке.
В рассматриваемом споре, документ, подтверждающий факт постоянного местонахождения (резиденства) на территории Австрии LGT Bank AG Branch, которому был выплачен доход в 1 квартале 2020 года, переведенный на русский язык согласно пункту 1 статьи 312 НК РФ и подписанный уполномоченным органом не представлялся ни в ходе камеральной налоговой проверки, ни вместе с возражениями на акт, ни на стадии обжалования решения. Также спорный документ не представлялся Обществом когда либо ранее в предыдущие периоды, начиная с года заключения договора - 2019, указанный факт Обществом также не отрицается.
Оценивая обстоятельства дела в совокупности, суд находит оспариваемое решение Инспекции не противоречащими закону и иным правовым акта, что в силу статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 197, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Арбитражный суд решил:
В удовлетворении заявленных требований, отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Устинкина О.Е.