Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
30 марта 2021 года Дело № А56-17189/2020
Резолютивная часть решения объявлена марта 2021 года .
Полный текст решения изготовлен марта 2021 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Катарыгиной В.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Малаховой А.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Общество с ограниченной ответственностью «Воздушные ворота Северной столицы»
заинтересованное лицо Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
об оспаривании предписания
при участии
от заявителя - не явился, извещен,
от заинтересованного лица – Коршунов А.С., по доверенности от 26.01.2021
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Воздушные ворота северной столицы» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Управление) от 15.01.2020 № 03.11-5.
Определением арбитражного суда от 28.10.2020 производство по делу приостановлено до рассмотрения дела №А56-135039/2019 Арбитражным судом Северо-Западного округа.
Протокольным определением производство по делу возобновлено.
В судебном заседании представитель Управления возражал против удовлетворения заявления.
Как следует из материалов дела, в январе 2020 года должностным лицом Управления на основании распоряжения от 09.01.2020 №1-р проведена проверка соблюдения Общества в процессе своей деятельности установленных требований воздушного законодательства и международных договоров РФ.
В ходе проверки установлено следующее:
- в п. 4 положения о Службе по качеству «Руководящие документы», Обществом не отражены Федеральные авиационные правила «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», утв. Приказом Министерства транспорта РФ №286 от 25.09.2015 (нарушение требований пункта 36 Правил №286);
- в службе по качеству Общества для выполнения функций по внутреннему аудиту видов деятельности: комплекс мероприятий по поддержанию летнего поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов; комплекс мероприятий по светотехническому обеспечению взлета, захода на посадку, посадки и руления воздушных судов и обеспечения электроэнергией объектов аэропорта, у аудиторов отсутствует, опыт работы на соответствующих технических управленческих или профессиональных должностях в данной деятельности, образование/обучение и опыт в конкретной системе менеджмента и отрасли, которые расширяют общую компетентность аудитора и опыт аудита, полученный под руководством аудитора, компетентного в этой отрасли (нарушение требований пунктов 62, 53 Федеральных авиационных правил «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», утв. Приказом Министерства транспорта РФ №286; пункта 9.2.2 Национального стандарта РФ ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества, пункта 7.2.3.3, 7.2.4, 7.2.5 Международного стандарта «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента» ISO 19011:2018 и Национального стандарта РФ ГОСТ Р ИСО19011-2012 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента».
Обществу выдано предписание от 15.01.2020 № 03.11-5.
Данное предписание оспорено Обществом в судебном порядке.
В силу пункта 2 статьи 49 Воздушного кодекса Российской Федерации эксплуатацию аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации и их соответствие требованиям федеральных авиационных правил обеспечивает оператор, которым признается лицо, владеющее аэродромом гражданской авиации или вертодромом гражданской авиации на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующее такой аэродром или такой вертодром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов.
Оператор аэродрома гражданской авиации в соответствии с требованиями, установленными федеральными авиационными правилами, обеспечивает следующие виды деятельности: комплекс мероприятий по поддержанию летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов; комплекс мероприятий по светотехническому обеспечению взлета, захода на посадку, посадки и руления воздушных судов и обеспечения электроэнергией объектов аэропорта; комплекс мероприятий, направленных на организацию и выполнение поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ по спасению пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, оказанию помощи пострадавшим и эвакуацию их с места происшествия (пункт 6 ФАП № 286).
Согласно пункту 2 ФАП № 286 названные правила устанавливают требования к операторам аэродромов гражданской авиации, а также форму и порядок выдачи документа (сертификата), подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил.
Разделом II ФАП № 286 «Порядок выдачи сертификата» установлены требования к составу сведений и документов, предоставляемых заявителем для получения сертификата, а также последовательность действий как заявителя, так и уполномоченного органа в ходе процедуры выдачи сертификата.
В свою очередь, разделами III ФАП № 286 «Требования, предъявляемые к оператору аэродрома гражданской авиации», IV «Требования к персоналу оператора аэродрома гражданской авиации» и V «Требования к организации деятельности оператора аэродрома гражданской авиации (эксплуатации аэродрома)» установлены требования к осуществлению оператором аэродрома гражданской авиации функций, обеспечивающих перечисленные в пункте 6 названных Правил виды деятельности.
В частности согласно пунктам 38 и 59 ФАП № 286 деятельность оператора аэродрома гражданской авиации должна осуществляться в соответствии с руководством по аэродрому, которое он разрабатывает, утверждает и обеспечивает соблюдение работниками его положений. Оператор аэродрома гражданской авиации обязан обновлять руководство по аэродрому при изменении воздушного законодательства Российской Федерации и уведомлять уполномоченный орган, выдавший сертификат, об изменениях в руководстве по аэродрому в течение пяти рабочих дней с момента внесения таких изменений (пункты 59 и 60 ФАП № 286).
Согласно пункту 34 ФАП № 286 для осуществления функций по содержанию аэродрома и его оборудования в постоянной эксплуатационной готовности, а также других функций, указанных в пункте 6 названных Правил, оператор аэродрома гражданской авиации должен иметь в своей структуре соответствующие службы (подразделения).
Состав и название служб (подразделений) могут изменяться в зависимости от организационной структуры по решению оператора аэродрома гражданской авиации. Организация и управление деятельностью служб (подразделений) должны быть определены в том числе положениями о службах (пункт 35 ФАП № 286).
Пунктом 36 ФАП № 286 установлены требования к содержанию положения о службах (подразделениях), среди которых указано на необходимость отражения перечня документов, регламентирующих деятельность службы (подразделения).
Как следует из материалов дела, и не оспаривается Обществом, в утвержденном Обществом Положении, а именно в разделе 4 «Руководящие документы» не нашел отражение регламентирующий деятельность данной службы документ – ФАП № 286.
То обстоятельство, что в разделе 4 «Руководящие документы» указанного положения имеется ссылка на действующее законодательство Российской Федерации, не свидетельствует о выполнении Обществом требования пункта 36 ФАП № 286, поскольку по смыслу указанной нормы положения о службах должны содержать ссылку на конкретные документы, регламентирующие деятельность соответствующего подразделения оператора аэродрома гражданской авиации.
Ввиду изложенного, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требования Общества о признании недействительным пункта 1 предписания.
Материалами дела подтверждается факт неисполнения Обществом требований пунктов 53,62 ФАП №286.
Пункт 62 ФАП № 286 обязывает оператора аэродрома гражданской авиации установить и обеспечить функционирование системы контроля качества.
Система контроля качества и политика в области качества устанавливаются в руководстве по аэродрому вместе с программой обеспечения качества в отношении продукции, производственной базы, технологий и организационных процедур.
В ходе проверки Управлением установлено, что в аудиторскую группу внутреннего аудита Общества включены аудиторы (три специалиста), имеющие соответствующий сертификат аудитора, однако не обладающие специальными знаниями и навыками (практическим опытом) по предмету проверки (контроля качества постоянной эксплуатационной готовности летного поля аэродрома и светотехнического обеспечения взлета/посадки, а также обеспечения электроэнергией объектов аэропорта), что свидетельствует о невыполнении ООО «ВВСС» требований пунктов 53 и 62 ФАП № 286. Обществом документов, опровергающих установленное Управлением обстоятельство, в материалы дела не представлялось и о наличии таковых не заявлялось.
На основании изложенного, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Катарыгина В.И.