ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-17196/20 от 02.07.2020 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

21 июля 2020 года Дело № А56-17196/2020

Резолютивная часть решения объявлена 02 июля 2020 года. Полный текст решения изготовлен 21 июля 2020 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе
судьи Гуляева С.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петренко Е.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

акционерного общества «Фиттих-Клён»

к Санкт-Петербургскому государственному унитарному предприятию «Петербургский метрополитен»

третьи лица: 1) общество с ограниченной ответственностью «Пожарно-Технический Базис», 2) акционерное общество «Единая торговая электронная площадка»

о признании недействительным открытого конкурса по Лоту №3, о признании недействительным договора

при участии

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 21.02.2020

от заинтересованного лица – 1) ФИО2 по доверенности от 30.06.2020, 2) ФИО3 по доверенности от 27.12.2018

третьи лица – 1) не явился, извещен, 2) ФИО4 по доверенности от 30.06.2020

установил:

Акционерное общество «Фиттих-Клён» (далее – АО «Фиттих-Клён», Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании недействительным открытого конкурса по Лоту №3 на право заключения договора на техническое обслуживание автоматических установок пожаротушения на станциях и объектах Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия «Петербургский метрополитен» (далее - ГУП «Петербургский метрополитен», Предприятие) с заменой комплектующих (извещение от 19.12.2019 № 31908686227), обязав Предприятие провести повторное рассмотрение, оценку и сопоставление заявок участников Открытого конкурса в электронной форме в строгом соответствии с Положением о закупках Заказчика и нормами Федерального Закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также о признании недействительным договора № 2000 0000 0000 0008 2243 от 25.02.2020 на техническое обслуживание автоматических установок пожаротушения на станциях и объектах Предприятия с заменой комплектующих, заключенного между ГУП «Петербургский метрополитен» и ООО «Пожарно Технический Базис» на сумму 143 627 569 руб. 98 коп.и применении последствий недействительности сделки.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Пожарно-Технический Базис» (далее – ООО «Пожарно-Технический Базис») и акционерное общество «Единая торговая электронная площадка».

В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

В судебном заседании представитель Общества поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении, а представители Предприятия и ООО «Пожарно-Технический Базис» возражали против удовлетворения

Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили. В порядке части 5 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствии указанных лиц с учетом заявления и отзыва.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, 19.12.2019 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение № 31908686227 (лот № 3) о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на техническое обслуживание автоматических установок пожаротушения на станциях и объектах ГУП «Петербургский метрополитен» с заменой комплектующих (далее – Закупка), включая документацию о конкурсе (далее – Документация).

Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Положение о закупках) в редакции от 01.10.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu, Документацией о Закупке.

На конкурс заявки были поданы двумя участниками: ООО «Пожарно-Технический Базис» и АО «Фиттих-Клён».

Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии от 23.01.2020 Предприятие признало победителем Конкурса ООО «Пожарно-Технический Базис».

В связи с этим АО «Фиттих-Клён» обратилось в арбитражный суд с заявлением к ГУП «Петербургский метрополитен» о признании недействительным открытого конкурса по Лоту №3 на право заключения договора на техническое обслуживание автоматических установок пожаротушения на станциях и объектах Предприятия с заменой комплектующих (извещение от 19.12.2019 № 31908686227), обязав Предприятие провести повторное рассмотрение, оценку и сопоставление заявок участников Открытого конкурса в электронной форме в строгом соответствии с Положением о закупках Заказчика и нормами Закона № 223-ФЗ, а также о признании недействительным договора № 2000 0000 0000 0008 2243 от 25.02.2020 на техническое обслуживание автоматических установок пожаротушения на станциях и объектах Предприятия с заменой комплектующих, заключенного между ГУП «Петербургский метрополитен» и ООО «Пожарно Технический Базис» на сумму 143 627 569 руб. 98 коп.и применении последствий недействительности сделки.

Общество полагает, что поскольку по имеющейся у него информации ООО «Пожарно Технический Базис» не располагает действующим свидетельством SECURITON RUS, то не могло получить баллы по подкритерию «Документы о квалификации сотрудников (Свидетельство SECURITON RUS)».

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

Закон № 223-ФЗ устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В силу части 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ).

В Положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в Положении о закупке порядок закупки указанными способами (часть 3 статьи 3 Закона № 223-ФЗ).

Согласно части 6 статьи 3 Закона №223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем летникам закупки.

В соответствии с п.4.1.1 Тома 1 конкурсной документации конкурсная комиссия управления метрополитена рассматривает заявки на соответствие требованиям конкурсной документации.

Согласно п. 4.1.7 Тома 1 конкурсной документации к участию в конкурсе попускаются юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, по всем критериям и требованиям соответствующие извещению и конкурсной документации. Участники, не соответствующие критериям и требованиям, предусмотренным извещением и документацией, не допускаются к участию в процедуре закупки. При этом не допускается предъявлять к участникам конкурса, а также к предметам закупки, и к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок участников по критериям и в порядке, которые не указаны в конкурсной документации. Требования, предъявляемые к участникам конкурса, к предметам закупки, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Как следует из п. 2.4.4 тома 1 Документации, заявка должна быть оформлена в соответствии с требованиями конкурсной документации, в том числе должны быть представлены все предусмотренные конкурсной документацией сведения (информация) и документы, составленные, оформленные и заверенные, в соответствии с требованиями конкурсной документации, а также должны быть представлены все формы, составленные и оформленные в соответствии с требованиями документации. Все документы должны быть представлены в полном объеме и читаемом виде. Файл электронного документа должен быть доступен для прочтения.

В соответствии с п. 5.3.3.7. Тома 2 конкурсной документации, для получения баллов по подкритерию «Документы о квалификации сотрудников (Свидетельство SECURITON RUS)» участник закупки в составе своей заявки должен предоставить:

- копию действующего Свидетельства SECURITON RUS, выданного участнику закупки, о наличии у участника закупки специалистов, прошедших курсы производителя данного оборудования, и подтверждающего их право на производство работ по монтажу, пусконаладке, программированию, а также техническому обслуживанию указанного оборудования,

- копию штатного расписания участника, копии трудовых книжек и/или иных документов (при наличии) (приказ о приеме на работу, трудовой договор, гражданско-правовой договор, должностная инструкция и т.п.), подтверждающих факт принятия сотрудников/сотрудника (указанного/указанных в Свидетельстве).

В соответствии с п. 2.2.6 раздела 12.3 Тома 2 конкурсной документации (Критерии оценки и сопоставления заявок Лот 3), в случае предоставления документов, указанных в п. 5.3.3.7 Тома 2 конкурсной документации, заявке участника присваивается 100 баллов по подкритерию «Документы о квалификации сотрудников (Свидетельство SECURITON RUS)». В случае отсутствия указанных документов по данному подкритерию участнику закупки присваивается 0 баллов.

В соответствии с п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии, а также порядок оценки и сопоставления заявок участников такой закупки.

Пунктом 12.3 тома 2 Документации установлены критерии, а также порядок уценки и сопоставления заявок участников Закупки:

1) Ценовое предложение участника конкурса – значимость критерия 60%;

2) «Квалификация участника конкурса» – значимость критерия 40%:

«Объем оказания аналогичных услуг» - значимость подкритерия 20%;

«Квалификационные документы» - значимость подкритерия 80%.

Оценка заявок по подкритерию «Квалификационные документы» осуществляется с использованием следующих подкритериев оценки заявок:

1. «Документы о квалификации сотрудников (проверка знаний требований охраны труда)» - значимость подкритерия 10%;

2. «Документы о квалификации сотрудников (проверка знаний правил работы в электроустановках)» - значимость подкритерия 10%;

3. «Документы о квалификации сотрудников (обучение по промышленной безопасности)» - значимость подкритерия 30%;

4. «Документы о квалификации сотрудников (работа на высоте)» - значимость подкритерия 10%;

5. «Квалификационные документы (регистрация электролаборатории)» - значимость подкритерия 10%;

6. Документы о квалификации сотрудников (Свидетельство SECURITON RUS) -значимость подкритерия 30%.

Подкритерий «Документы о квалификации сотрудников (Свидетельство SECURITON RUS)» оценивается исходя из анализа представленных в составе заявки документов, подтверждающих наличие у участника конкурса обученных специалистов по монтажу, наладке и обслуживанию АУВПТ (Действующее Свидетельство SECURITON RUS, выданное участнику закупки, о наличии у участника закупки специалистов, прошедших курсы производителя данного оборудования, и подтверждающее их право на производство работ по монтажу, пусконаладке, программированию, а также техническому обслуживанию указанного оборудования).

Участник в составе заявки должен предоставить следующие копии документов на каждого сотрудника, соответствующего установленным требованиям:

- копию действующего Свидетельства SECURITON RUS, выданного участнику закупки, о наличии у участника закупки специалистов, прошедших курсы производителя данного оборудования, и подтверждающего их право на производство работ по монтажу, пусконаладке, программированию, а также техническому обслуживанию указанного оборудования;

- копию штатного расписания участника, копии трудовых книжек и/или иных документов (при наличии) (приказ о приеме на работу, трудовой договор, гражданско-правовой договор, должностная инструкция и т.п.), подтверждающих факт принятия сотрудников/сотрудника (указанного/указанных в Свидетельстве).

Оценка заявки осуществляется следующим образом:

C26i = 100, если в составе заявки участника представлены документы, подтверждающие наличие у участника конкурса обученных специалистов по монтажу, наладке и обслуживанию АУВПТ (Действующее Свидетельство SECURITON RUS, выданное участнику закупки, о наличии у участника закупки специалистов, прошедших курсы производителя данного оборудования, и подтверждающее их право на производство работ по монтажу, пусконаладке, программированию, а также техническому обслуживанию указанного оборудования);

C26i = 0,

если в составе заявки участника не представлены документы, подтверждающие наличие у участника конкурса обученных специалистов по монтажу, наладке и обслуживанию АУВПТ (Действующее Свидетельство SECURITON RUS, выданное участнику закупки, о наличии у участника закупки специалистов, прошедших курсы производителя данного оборудования, и подтверждающее их право на производство работ по монтажу, пусконаладке, программированию, а также техническому обслуживанию указанного оборудования), либо представленные документы не соответствуют требованиям, предъявляемым конкурсной документацией,

где:

C26i - количество баллов, по подкритерию «Документы о квалификации сотрудников

(Свидетельство SECURITON RUS)», определенное по i-ой заявке;

i - порядковый номер заявки участника.

В соответствии с протоколом подведения итогов Закупки № 31908686227-03 от 23.01.2020 к участию в процедуре Закупки по лоту № 3 было допущено 2 заявки: АО «Фиттих-Клён» и ООО «Пожарно Технический Базис». По результатам оценки заявок Закупочной комиссией было принято решение присвоить заявке ООО «Пожарно Технический Базис» 100 баллов по подкритерию «Документы о квалификации сотрудников (Свидетельство SECURITONRUS)» подкритерия •Квалификационные документы», который оценивается в рамках критерия Квалификация участника конкурса».

В данном случае АО «Фиттих-Клён» считает, что поскольку по имеющейся у него информации ООО «Пожарно Технический Базис» не располагает действующим свидетельством SECURITON RUS, то не могло получить баллы по подкритерию «Документы о квалификации сотрудников (Свидетельство SECURITON RUS)».

Между тем в составе заявки ООО «Пожарно Технический Базис» было предоставлено свидетельство № 17-122012, подтверждающее, что сотрудник участника закупки прошел курс обучения по теме: «Системы безопасности марки SECURITON», подтверждающее его право на производство работ по монтажу, пусконаладке, программированию, а также техническому обслуживанию указанного оборудования.

Указанное свидетельство было выдано ЗАО «Секуритон Рус», срок его действия - бессрочно.

Также в составе заявки ООО «Пожарно Технический Базис» предоставлен договор возмездного оказания услуг от 03.12.2012 № У2-12/2012, подтверждающий факт работы указанного в свидетельстве № 17-122012 сотрудника в организации участника Закупки ООО «Пожарно Технический Базис». Указанный договор заключен на срок с 03.12.2012 по 31.12.2022.

В соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц на официальном сайте Федеральной налоговой службы РФ (далее - ЕГРЮЛ), ЗАО «Секуритон Рус» было зарегистрировано 12.07.2005 (ИНН <***>, ОГРН <***>). При этом указанная организация прекратила свою деятельность 27.05.2015 в связи с реорганизацией юридического лица в форме преобразования. Правопреемником ЗАО «Секуритон Рус» является ООО «Секуритон Рус» (ОГРН <***>). Также в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ в отношении ООО «Секуритон Рус» (ИНН <***> ОГРН <***>), данное юридическое лицо создано 27.05.2015 путем реорганизации в форме предобразования. Правопредшественником данного юридического лица является ЗАО «Секуритон Рус» (ИНН <***> ОГРН <***>).

В соответствии с ч. 5 ст. 58 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

Учитывая требования ГК РФ, все права и обязанности ЗАО «Секуритон Рус» в отношении других лиц, возникшие в период с 12.07.2005 по 27.05.2015, не изменились и перешли к ООО «Секуритон Рус», как к правопреемнику реорганизованного юридического лица в порядке ч. 5 ст. 58 ГК РФ. Свидетельство № 17-122012 было выдано участнику ООО «Пожарно Технический Базис» ЗАО «Секуритон Рус», права и обязанности которого в связи с реорганизацией в форме преобразования перешли к ООО «Секуритон Рус».

Таким образом, свидетельство № 17-122012, выданное ЗАО «Секуритон Рус» бессрочно, является действующим. В связи с чем у заказчика, в том числе у Закупочной комиссии отсутствовали основания полагать, что в составе заявки ООО «Пожарно Технический Базис» были предоставлены недостоверные сведения, а также отсутствовали основания не учитывать предоставленное свидетельство при оценке и сопоставлении заявок. Сведений, которые бы опровергали данные фаты, Предприятию на момент проведения торгов не были представлены.

При этом, подавая свою заявку, участник ООО «Пожарно Технический Базис» гарантировал достоверность предоставленной им информации, о чем прямо указано в заявке для участия в Закупке (прилагается).

Учитывая наличие вышеизложенных обстоятельств, согласно п.5 ст. 10 ГК РФ ГУП «Петербургский метрополитен» полагался на добросовестность и разумность Общества, как участника гражданского оборота.

В силу п.3 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются. Соответственно Заказчик добросовестно полагается на достоверность сведений, которые ему предоставлены в составе заявки.

Ни Закон №223-ФЗ, ни документация о закупке не содержит обязанности комиссии осуществлять проверку подлинности свидетельства SECURITON RUS, выданного участнику закупки и позволяющему установить наличие у участника закупки специалистов, прошедших курсы производителя данного оборудования, и подтверждающего их право на производство работ по монтажу, пусконаладке, программированию, а также техническому обслуживанию указанного оборудования.

Доказательств проведения процедуры оценки заявок не в соответствии с требованиями конкурсной документации материалы дела не содержат.

По смыслу п. 1 ст. 11 ГК РФ и ч. 1 статьи 4 АПК РФ целью обращения лица, право которого нарушено, в арбитражный суд является восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов этого лица.

Правоотношения, возникающие при организации и проведении торгов, а также при заключении договоров по результатам торгов, относятся к сфере гражданско-правового регулирования, и защита прав, нарушенных при организации и проведении торгов, должна осуществляться соответствующими, предусмотренными законом способами, а именно способом, прямо установленным ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно позиции, изложенной в пункте 1 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 № 101), нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.

Возможность признания недействительными торгов и (или) заключенных контрактов в связи с нарушением правил, предусмотренных законом, влечет обязанность суда выяснить не только факт допущенных нарушений при проведении торгов, но также совокупность иных обстоятельств - могут ли права и законные интересы конкретного лица быть защищены и восстановлены принятием судебного акта; возможно ли проведение повторных торгов; исполнены ли контракты, заключенные по итогам оспариваемых торгов; в чем выражается интерес лица, оспаривающего торги; насколько признание торгов недействительными отвечает общественным и государственным интересам.

В соответствии со ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

При этом, положение пункта 1 ст. 449 ГК РФ направлено на реальное восстановление нарушенных прав заинтересованного лица.

Как разъяснено положениями пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 № 101 лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.

Поскольку между Заказчиком и победителем конкурса был заключен договор от 25.02.2020 № 20000000000000082243 на техническое обслуживание автоматических установок пожаротушения на станциях и объектах ГУП «Петербургский метрополитен» с заменой комплектующих (АУВПТ) лот 3, который в настоящее время частично исполнен, что подтверждается актами об оказанных услугах от 31.03.2020, от 29.05.2020, приведение сторон в первоначальное положение невозможно и не отвечает общественным и государственным интересам.

При этом в Законе №223-ФЗ отсутствуют положения, обязывающие Заказчика провести повторный пересмотр и оценку заявок и возможность заключения договора с другими лицами, подавшими заявки на участие в закупке, в случае признания торгов недействительными.

Доказательств, свидетельствующих, что удовлетворение иска и признание договора и торгов недействительными приведет к защите и восстановлению нарушенных прав, нарушение которых должно быть доказано Заявителем, материалы дела не содержат.

В связи с этим суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Гуляев С.Б.