ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-17258/10 от 18.08.2010 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

25 августа 2010 года Дело № А56-17258/2010

Резолютивная часть решения объявлена 18 августа 2010 года. Полный текст решения изготовлен 25 августа 2010 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Балакир М.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Офицеровой Н.В. после перерыва секретарем судебного заседания Мазиковой Н.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Федерального государственного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры"

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге

третье лицо Некоммерческая организация "Фонд создания и развития театра-студии "ПЕТРО-АРТ"

о взыскании неосновательного обогащения

при участии

от истца: представитель ФИО1 доверенность от 15.03.2010 № 34д

от ответчика: не явился (уведомлен) после перерыва ФИО2 доверенность от 05.08.2010 № 261

от третьего лица: не явился (уведомлен)

установил:

Федеральное государственное учреждение культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (далее – истец) обратилось в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ленинградской области (далее – ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в размере 158 459 руб.

Истец в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Представитель Некоммерческой организации "Фонд создания и развития театра-студии "ПЕТРО-АРТ", надлежащим образом уведомленный о дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в суд поступил отзыв на иск, согласно которому третье лицо произвело платеж в пользу ответчика арендной платы в размере 158 458,62 руб., о чем представил платежные поручения.

В судебном заседании 11.08.2010 был объявлен перерыв до 18.08.2010 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

18.08.2010 судебное заседание продолжено.

Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге возражал против удовлетворения заявленных требований.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя Некоммерческой организации "Фонд создания и развития театра-студии "ПЕТРО-АРТ" в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, сулдом установлено следующее:

Федеральное государственное учреждение культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" владеет на праве оперативного управления объектами недвижимости, являющимися объектами культурного наследия федерального значения, расположенными по адресу: Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 15, лит. А и по адресу: Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 15, лит. Б.

В соответствии с договорами аренды от 13.09.2001 № 01-Ф005578, от 13.09.2001 № 01-Ф005577 здания по адресу Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 15, лит. Б, лит. А переданы во временное владение и пользование Некоммерческой организации "Фонд создания и развития театра-студии "ПЕТРО-АРТ" сроком на 49 лет с учетом дополнительных соглашений № 1 от 21.03.2002, от 25.05.2004 № 2.

Согласно условиям договоров аренды арендатор обязался перечислять арендную плату на счет Федерального государственного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры".

Как следует из материалов дела, платеж за IVквартал 2009 года был перечислен арендатором объекта культурного наследия по реквизитам, указанным в письме (уведомлении) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге от 15.07.2009 № 255-09.

Письмом от 01.12.2009 № 386 Истец обратился к Ответчику с просьбой вернуть незаконно перечисленные арендные платежи за пользование объектом за IV квартал 2009 года. До настоящего момента ответа от Ответчика Истцу не поступало, денежные средства также не возвращены.

В соответствии с актами приема-передачи от 06 июля 2004 года №42/04 и №43/04 Объекты приняты на баланс Истца.

Арендная плата за пользование Объектами за IV квартал 2009 года в сумме 158 459 руб. перечислена Арендатором Ответчику.

07.11.2008 №375 Истец обратился в КУГИ Санкт-Петербурга с просьбой выполнить необходимые действия, связанные с внесением стороной (Арендодателем) по вышеуказанным договорам аренды Истца.

В ответе КУГИ от 25.12.2008 на указанное письмо №5 от 14.01.2009 сообщено о передаче арендных дел 23.12.2008 представителям Ответчика.

В связи с передачей полномочий собственника федерального недвижимого имущества, расположенного в Санкт-Петербурге, от КУГИ Санкт-Петербурга Территориальному управлению ФАУГИ по Ленинградской области (далее - ТУ ФАУГИ по ЛО), Истцом 13.02.2009 исх.№50; вх.№20-1392/09-00 ТУ ФАУГИ по ЛО направлено письмо с просьбой выполнения необходимых действий, связанных с внесением стороной (Арендодателем) по вышеуказанным договорам аренды Истца.

В силу положений ст.296 ГК РФ, согласно которой учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества и назначением этого имущества - предприняты меры, направленные на вступление стороной по договорам аренды в целях реализации прав владения, пользования и распоряжения имуществом, принадлежащем Истцу на праве оперативного управления.

Согласно ст. 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 - 304 Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 постановления от 22.06.2006 №21 (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2007 №23) разъяснил, что собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия на то согласия учреждения.

Согласно п.5 ст.41 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.

В соответствии с ч. 10 ст.5 Федерального закона от 26.04.2007 №63-Ф3 (ред. от 22.09.2009) «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» пункт 5 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ (в части, касающейся доходов от сдачи в аренду государственного (муниципального) имущества, переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениям, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средств безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности) Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяется со дня вступления в силу федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности.

В соответствии с п.1 ч. 11 ст.5 ФЗ №63-Ф3 от 26.04.2007 до дня вступления в силу федерального закона, указанного в ч.10 ст.5 того же закона доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление федеральным бюджетным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениям, отражаются на лицевых счетах указанных учреждений, открытых в органах Федерального казначейства, и направляются на содержание и развитие их материально-технической базы сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных ведомственной структурой расходов федерального бюджета.

В соответствии с п.3 ч. 11 ст.5 ФЗ №63-Ф3 от 26.04.2007 бюджетное учреждение на основании закона (решения) о бюджете вправе использовать на обеспечение своей деятельности полученные им средства от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования, и средства от иной приносящей доход деятельности на основании документа (генерального разрешения) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются источники образования и направления использования указанных средств и устанавливающие их нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (муниципальные правовые акты), положения устава бюджетного учреждения, а также гражданско-правовые договоры, предусматривающие возмещение арендаторами расходов по содержанию арендованного имущества;

В соответствии с п.4 ч. 11 ст.5 ФЗ №63-Ф3 от 26.04.2007 бюджетное учреждение с учетом положений пункта 3 настоящей части осуществляет операции с указанными средствами в установленном финансовым органом порядке в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности, подлежащей представлению в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета бюджетного учреждения;

В соответствии с п.5 ч.11 ст.5 ФЗ №63-Ф3 от 26.04.2007 заключение и оплата бюджетным учреждением договоров, подлежащих исполнению за счет средств, указанных в пункте 3 настоящей части, производятся в соответствии со сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности;

В соответствии с п.6 ч.11 ст.5 ФЗ №63-Ф3 от 26.04.2007 бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, за счет средств, указанных в пункте 3 настоящей части, в порядке, установленном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 №198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» установлено, что средства в валюте Российской Федерации, полученные федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, учитываются на лицевых счетах, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, и расходуются федеральными бюджетными учреждениями в соответствии с генеральными разрешениями (разрешениями), оформленными главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке, и сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности, утвержденными в порядке, определяемом главными распорядителями средств федерального бюджета, в пределах остатков средств на их лицевых счетах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Таким образом, на законодательном уровне установлен порядок учета, зачисления и расходования средств от использования имущества, закрепленного на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями культуры.

Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд полагает, что вышеуказанные действия ответчика повлекли за собой последствия, предусмотренные ст.987, п.1 ст. 1102 ГК РФ, то есть неосновательное обогащение лица, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело имущество (денежные средства) за счет другого лица, и обязано возвратить Истцу неосновательно приобретенное имущество - арендную плату за IV квартал 2009 года в сумме 158 459 руб.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по оплате госпошлины относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге за счет средств федерального бюджета неосновательное обогащение в размере 158 459 руб., 5753,77 руб. расходов по оплате госпошлины.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

Судья Балакир М.В.