ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-17802/17 от 09.10.2017 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

16 октября 2017 года Дело № А56-17802/2017

Резолютивная часть решения объявлена 09 октября 2017 года. Полный текст решения изготовлен 16 октября 2017 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: судьи Калайджяна А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ветошевой Е.Р.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Акционерного общества "Ольвен СПБ"

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Санкт-Петербургу

об оспаривании Решения № 4301 от 08.12.2016 и Требования № 1176

при участии

от заявителя – Егорова Е.В. по доверенности от 10.01.2017

от заинтересованного лица – не явился, извещен

установил:

АО «Ольвен СПб» (далее по тексту – АО «Ольвен СПб», общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (далее – заявление) б/н б/д (вх. № 028081 от 20.03.2017 г.) к Межрайонной ИФНС России №17 по Санкт-Петербургу (далее по тексту - инспекция, налоговый орган, ответчик) о признании недействительным решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения МИФНС России № 17 по СПб от 08.12.2016 г. № 4301 (далее – Решение) и требование от 27.02.2017 г. № 1176.

Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, обеспечил явку своего представителя.

Инспекция, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителя не направила.

Заявитель поддержал заявленный требования.

Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка АО «Ольвен СПб» по представленному налогоплательщиком налоговому расчеу по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2016 года.

По результатам камеральной налоговой проверки Инспекция составила акт от 22.08.2016 г. № 46858 и с учетом представленных налогоплательщиком возражений и материалов, полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, приняла решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения МИФНС России № 17 по СПб от 08.12.2016 г. № 4301.

По результатам камеральной налоговой проверки налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2016 г. АО «ОЛЬВЕН СПБ» налоговым органом установлены следующие нарушения:

1) занижение налога на имущество к уплате в бюджет на 1521801 руб.,

2) неуплата налога на имущество организаций в сумме 1521801 руб.

Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу решением 10.02.2017 г. № 16-13/06638@ оставило без изменения указанное решение налогового органа.

Общество оспорило решение Инспекции в судебном порядке.

АО «Ольвен СПб», оспаривая решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения МИФНС России № 17 по СПб от 08.12.2016 г. № 4301 указывает на то, что оно подлежит отмене на основании следующего:

- Инспекцией нарушена процедура принятия оспариваемого решения

- Инспекцией сделан неправомерный вывод о занижении авансового платежа в связи с исчислением организацией налога на имущество с кадастровой стоимости имущества (ст. 378.2 НК РФ), а не со среднегодовой стоимости (п. 1 ст. 375 НК РФ). Налогоплательщик указывает, что им произведен правильно расчет налога на имущество, исходя из его кадастровой стоимости. Позиция общества подтверждается письмами Минфина РФ от 01.06.2015 г. № 03-05-04-01/31507, от 09.02.2015 г. № БС-4-11/1799, от 20.01.2015 г. № 03-05-04-01/1246.

По доводу Общества о нарушении процедуры принятия оспариваемого решения.

В заявлении Общество указывает, что в нарушение п.2 ст.88 НК РФ Инспекцией нарушен срок проведения камеральной налоговой проверки.

Согласно п.4 ст.80 НК РФ налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата отправки (п. 4 ст. 80 НК РФ), которая фиксируется в подтверждении специализированного оператора (п. 4 разд. II Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденный Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.05.2002 №3437).

АО «Ольвен СПб» 25.04.2016 представлен в Инспекцию по телекоммуникационным каналам связи налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2016 года.

Согласно п.2 ст.88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Согласно п.1 ст.100 НК РФ акт налоговой проверки должен быть составлен в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Таким образом, камеральная налоговая проверка налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2016 года должна быть проведена налоговым органом в период с 25.04.2016 по 25.07.2016. Акт налоговой проверки должен быть составлен не позднее 08.08.2016.

В нарушение п.2 ст.88, п.1 ст.100 НК РФ камеральная налоговая проверка налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2016 года проведена в период с 06.05.2016 по 08.08.2016, о чем составлен акт налоговой проверки от 22.08.2016 № 46858.

Однако срок проведения камеральной налоговой проверки не является пресекательным, поскольку, несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, установленных п.2 ст.88, п.1 и п.5 ст.100, п.1, 6, 9 ст.101 НК РФ не изменяет порядка исчисления сроков принятия мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке.

Указанная позиция согласуется с правовой позицией, изложенной в п.31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Согласно п.5 ст.100 НК РФ акт налоговой проверки в течение пяти дней должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

Инспекцией 11.08.2016 в адрес налогоплательщика по телекоммуникационным каналам связи направлено извещение от 10.08.2016 №202258 о вызове Общества на 23.08.2016 для вручения акта проверки. Извещение получено Обществом 11.08.2016, что подтверждается квитанцией о приеме.

В связи с неявкой налогоплательщика в назначенный срок для получения акта проверки, налоговым органом 24.08.2016 по телекоммуникационным каналам связи в адрес Общества направлены акт налоговой проверки от 22.08.2016 №46858, извещение от 22.08.2016 №14904 о времени и месте рассмотрения материалов проверки, а также извещение от 22.08.2016 №203517 о вручении решения. Указанная корреспонденция получена налогоплательщиком 24.08.2016, что подтверждается квитанцией о приеме.

Согласно п.6 ст.100 НК РФ срок представления возражений по акту налоговой проверки не позднее 26.09.2016. Письменные возражения были представлены налогоплательщиком 20.09.2016.

Рассмотрение акта налоговой проверки от 22.08.2016 № 46858 и материалов камеральной налоговой проверки состоялось 05.10.2016 в присутствии представителя налогоплательщика Егоровой Е.В. по доверенности, о чем составлен протокол от 05.10.2016.

На основании п.6 ст.101 НК РФ налоговым органом, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, принято решение от 10.10.2016 №265 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, которое было направлено налогоплательщику по телекоммуникационным каналам связи и получено им 13.10.2016, что подтверждается квитанцией о приеме.

Инспекцией в адрес налогоплательщика по телекоммуникационным каналам связи направлено извещение от 22.11.2016 №17485 о вызове налогоплательщика на 05.12.2016 для рассмотрения материалов проверки и извещение от 22.11.2016 №213481 о вызове налогоплательщика на 12.12.2016 для вручения решения по результатам налоговой проверки. Указанные извещения получены налогоплательщиком 24.11.2016.

Рассмотрение материалов камеральной налоговой проверки с учетом дополнительных мероприятий налогового контроля состоялось 05.12.2016 в отсутствии надлежащим образом извещенного налогоплательщика, о чем составлен протокол от 05.12.2016.

В заявлении Общество указывает, что поскольку, акт налоговой проверки составлен с нарушением срока, так как проверка проведена налоговым органом с нарушением срока, установленного п.2 ст.88 НК РФ, то и решение по результатам проверки принято Инспекцией с нарушением срока, установленного НК РФ, что является нарушением процедуры.

В нарушение п.1 ст.101 НК РФ, по результатам рассмотрения акта проверки от 22.08.2016 №46858 и материалов камеральной налоговой проверки Инспекцией вынесено решение от 08.12.2016 №4301 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому, налогоплательщику доначислен налог на имущество организаций в сумме 1 521 801 руб. и начислены пени в сумме 109 697,69 руб.

В соответствии с п.9 ст.101 НК РФ решение в течение пяти дней со дня его вынесения должно быть вручено лицу, в отношении которого оно было вынесено (его представителю).

В связи с неявкой налогоплательщика в назначенное время (12.12.2016) для вручения соответствующего решения, решение от 08.12.2016 №4301 направлено в адрес налогоплательщика по телекоммуникационным каналам связи и получено налогоплательщиком 15.12.2016, что подтверждается квитанцией о получении.

Несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, установленных п.2 ст.88, п.1 и п.5 ст.100, п.1, 6, 9 ст.101 НК РФ не изменяет порядка исчисления сроков принятия мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке.

Указанная позиция согласуется с правовой позицией, изложенной в п.31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения (п.14 ст.101 НК РФ).

Инспекцией, согласно ст.101 НК РФ в установленном порядке рассмотрены возражения Общества на акт, обеспечено участие налогоплательщика в процессе рассмотрения материалов проверки, в том числе, полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, предоставлена возможность для ознакомления с вышеуказанными материалами.

Учитывая вышеизложенное, существенных нарушений процедуры проведения Инспекцией камеральной налоговой проверки и рассмотрения материалов проверки, не установлено.

В заявлении АО «Ольвен СПБ» указывает, что требование от 28.07.2016 №69418 о предоставлении пояснений направлено в адрес налогоплательщика после истечения срока проведения налоговой проверки.

Указанное требование направлено 29.07.2016 г. в адрес Общества, в рамках п.3 ст.88 НК РФ, по телекоммуникационным каналам связи и получено налогоплательщиком 29.07.2016, что подтверждается квитанцией о получении, то есть в период проведения камеральной налоговой проверки расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2016 года (с 06.05.2016 по 08.08.2016).

Кроме того, в ходе камеральной налоговой проверки Инспекцией в соответствии с п.3 ст. 88 НК РФ выставлено Требование №66945 от 11.07.2016 (получено организацией по ТКС 12.07.2016) о предоставлении пояснений по выявленным ошибкам и (или) противоречиям между сведениями, имеющимся у налогового органа и полученным им в ходе налогового контроля и представлении уточненного расчета по налогу на имущество за 1 квартал 2016. без заполнения Раздела 3, перенести расчет налога по имущество в Раздел 2, заново рассчитать налог на имущество к уплате.

АО «ОЛЬВЕН СПБ» представило письменные пояснения (вх.№064230 от 21.07.2016) об обоснованности уплаченного налога на имущество с кадастровой стоимости помещений, расположенных в торговом комплексе по адресу: Санкт-Петербург, Выборгское ш. д. 13 литер А с кадастровым номером: 78:36:0005510:3015., с обоснованием своей правовой позиции. Также в данных пояснениях Общество сообщило остаточную стоимость имущества, которое было заявлено в налоговом расчете по авансовому платежу по налогу на имущество по данным бухгалтерского учета.

В Требовании № 69418 от 28.07.2016 г. Инспекцией было повторно предложено организации представить уточненный расчет по налогу на имущество за 3 мес. (квартальный) 2016 с указанием среднегодовой стоимости имущества в размере 381911558 руб. и налогом на имущество к уплате в бюджет в сумме 2100514 руб.

Организация представила пояснения от 04.08.2016 вх. № 069845 от 09.08.2016 об обоснованности уплаченного налога на имущество с приложением ранее представленных пояснений (вх.№064230 от 21.07.2016) на Требование №66945 от 11.07.2016г.

В рамках дополнительных мероприятий налогового контроля на основании Решения №265 от 10.10.2016 Инспекцией истребованы у Организации первичные документы, представленные вх.№103268 от 10.112016, №103014 от 09.11.2016 в отношении объектов недвижимого имущества (основных средств), находящихся по адресу Санкт-Петербург, Выборгское шоссе, д. 13А, на основании которых рассчитана остаточная стоимость основных средств, совпадающая со сведениями, представленными АО «ОЛЬВЕН СПБ» в письменных пояснениях (вх.№064230 от 21.07.2016).

Учитывая изложенное, истребование у Общества необходимых документов и пояснений произведено налоговым органом в соответствии с п.3 ст.88 НК РФ. При этом, нарушения требований НК РФ со стороны инспекции не установлено.

По доводу Общества о занижении авансового платежа в связи с исчислением организацией налога на имущество с кадастровой стоимости имущества (ст. 378.2 НК РФ), а не со среднегодовой стоимости (п. 1 ст. 375 НК РФ). Налогоплательщик указывает, что им произведен правильно расчет налога на имущество, исходя из его кадастровой стоимости. Позиция общества подтверждается письмами Минфина РФ от 01.06.2015 г. № 03-05-04-01/31507, от 09.02.2015 г. № БС-4-11/1799, от 20.01.2015 г. № 03-05-04-01/1246.

Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено в том числе решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 14 и пункт 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы (п. 1 ст. 19 Кодекса). Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги (пп. 1 п. 1 ст. 23 Кодекса).

Налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 Кодекса (п. 1 ст. 373 Кодекса).

В соответствии с п. 1 ст. 374 Кодекса объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Кодекса.

Налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 1 ст. 375 Кодекса) или в отношении отдельных объектов недвижимого имущества - как кадастровая стоимость таких объектов недвижимого имущества по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Кодекса (п. 2 ст. 375 Кодекса).

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 378.2 Кодекса налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с п. 2 ст. 378.2 Кодекса законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса. При этом ст. 378.2 Кодекса не содержит перечень особенностей определения налоговой базы по налогу на имущество организаций, а также указания на конкретные особенности, которые могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 1-1 Закона определены особенности определения налоговой базы с кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Санкт-Петербурга - установлено минимальное значение площади объектов недвижимости: для нежилых зданий (строений, сооружений), которые в соответствии с п. 3 ст. 378.2 Кодекса фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, которые в соответствии с п. 4 ст. 378.2 Кодекса фактически используются в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и(или) объектов бытового обслуживания, которые в соответствии с п. 4.1 ст. 378.2 Кодекса фактически используются одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и(или) объектов бытового обслуживания, - свыше 3000 кв. м.

На основании п. 7 ст. 378.2 Кодекса уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Правительством Санкт-Петербурга (п. 3.55 и 3.56 Положения о Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2015 № 98 «О Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Санкт-Петербурга» в редакции, действовавшей до принятия Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2016 № 207 «О мерах по совершенствованию контроля за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга») в качестве уполномоченного органа, определяющего на 2016 г. перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, назначен Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга.

В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 названной статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ).

Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2014 г. N 645-110 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О налоге на имущество организаций" в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) площадью свыше 3000 кв. м и нежилых помещений площадью свыше 3000 кв. м, которые в соответствии с пунктами 3, 4 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактически используются в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества.

Перечень недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база на 2016 год определяется исходя из их кадастровой стоимости утвержден Приказом Комитета имущественных отношений от 18.12.2-015 г. № 133-п.

Приказом Комитета от 18.12.2-015 г. № 133-п определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год, в который здание Общества не включено.

В соответствии с абз. 1 п. 10 ст. 378.2 НК РФ выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.

По результатам камеральной налоговой проверки налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2016 г. (далее – Расчет) АО «ОЛЬВЕН СПБ» установлены следующие нарушения:

1) занижение налога на имущество к уплате в бюджет на 1521801 руб.,

2) неуплата налога на имущество организаций в сумме 1521801 руб.

АО «ОЛЬВЕН СПБ» в Расчете определило налоговую базу в сумме 57871304 руб., рассчитало авансовый платеж по налогу на имущество к уплате в бюджет по ставке 1 процент в сумме 578713 руб.

Налоговую базу АО «ОЛЬВЕН СПБ» определило, исходя из кадастровой стоимости помещений, расположенных в объекте недвижимости (торговом комплексе) по адресу: Санкт-Петербург, Выборгское шоссе, д.13, лит. А.

Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества на 2016 г., утвержден Приказом Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 18.12.2015 № 133-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год» (далее – Перечень).

АО «ОЛЬВЕН СПБ» с 2006 г. принадлежат на праве собственности нежилые помещения, находящихся по адресу Санкт-Петербург, Выборгское шоссе, д. 13А.

В Перечень не включены объекты недвижимости, находящиеся по адресу: Санкт-Петербург, Выборгское шоссе, д.13, лит. А, равно как и какие-либо иные помещения, находящиеся по указанному адресу. Каждый из объектов недвижимости, находящийся по адресу Санкт-Петербург, Выборгское шоссе, д. 13А и принадлежащий на праве собственности АО «ОЛЬВЕН СПБ», не соответствует установленному Законом критерию по размеру минимальной площади - каждое из помещений по площади меньше 3000 кв. м.

АО «ОЛЬВЕН СПБ» в заявлении указывает, что налог на имущество обществом был исчислен на основании Приказа Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 30.12.2014 № 463 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год» и Приказа Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 27.08.2015 № 59-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости помещений площадью менее 3000 кв. м на территории Санкт-Петербурга».

Приказом № 463 в соответствии со статьей 378.2 Кодекса установлен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год. В данный перечень включен объект недвижимости, находящийся по адресу: Санкт-Петербург, Выборгское шоссе, д. 13А с указанием на его функционального назначения - торговый комплекс площадью 16466,8 кв. м. Однако АО «ОЛЬВЕН СПБ» не является собственником данного объекта недвижимости в целом. Налогоплательщику принадлежит часть помещений, расположенных по вышеуказанному адресу.

Приказ № 59-п принят Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (преамбула приказа) и не относится к регулированию отношений по определению налоговой базы по налогу на имущество организаций.

Таким образом, исходя их положений ст. 378.2, ст. 1-1 Закона, Перечня, АО «ОЛЬВЕН СПБ» не вправе рассчитывать налог на имущество организаций за 2016 г. с кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных по адресу Санкт-Петербург, Выборгское шоссе, д. 13А.

В отношении имущества, не подлежащего налогообложению по кадастровой стоимости, налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 1 ст. 375 Кодекса). В соответствии с п. 4 ст. 382 Кодекса сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества.

На основании п. 1 ст. 375 Кодекса, ст. 1-1 Закона во взаимосвязи с положениями статьи 378.2 Кодекса и Перечня АО «ОЛЬВЕН СПБ» обязано определить налоговую базу по объектам недвижимого имущества (основным средствам), находящимся по адресу Санкт-Петербург, Выборгское шоссе, д. 13А, как среднегодовую стоимость имущества, рассчитать налог на имущество по ставке 2.2 процента (п. 1 ст. 380 Кодекса, п. 1 ст. 2 Закона).

В ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля АО «ОЛЬВЕН СПБ» представило в налоговый орган документы в отношении объектов недвижимого имущества (основных средств), находящихся по адресу Санкт-Петербург, Выборгское шоссе, д. 13А (вх. № 103268 от 10.112016, № 103014 от 09.11.2016): кадастровые справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, инвентарные карточки учета объекта основных средств (унифицированная форма № ОС-6), акты о приеме-передачи знания (сооружения) (унифицированная форма № ОС-1а), учетную политику АО «ОЛЬВЕН СПБ» с 01.01.2016, ведомость амортизации основных средств по группе учета «Здания» за январь, февраль, март 2016г., оборотно-сальдовую ведомость по счетам 01, 02, 08 за 1 квартал 2016 г.

На основании представленных налогоплательщиком документов инспекцией установлены объекты основных средств АО «ОЛЬВЕН СПБ», стоимость которых облагается в соответствии с п. 1 ст. 375 Кодекса налогом на имущество организаций, расположенные по адресу: 194356, РОССИЯ, Санкт-Петербург г, ш Выборгское, 13.

Средняя стоимость имущества (налоговая база по налогу на имуществу организаций) определяется на основании остаточных стоимостей основных средств организации (п. 4 ст. 376 Кодекса). Остаточная стоимость рассчитывается как разница между первоначальной стоимостью объекта и начисленной амортизацией (п. «б» п. 54 Методических указаний по Бухгалтерскому учету ОС Приказ № 91н от 13.10.2003).

В соответствии с абз. 2 п. 19 Приказа Минфина России от 30.03.2001 № 26Н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» (далее - ПБУ), годовая сумма амортизационных отчислений при линейном методе (применяется АО «ОЛЬВЕН СПБ» согласно Учетной политике от 31.12.2015, Приложение № 1 к Приказу № 4-ОД от 31.12.2015) определяется исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа в размере 1/12 годовой суммы (абз. 5 п.19 ПБУ 6/01).

Согласно п. 2 ст. 259.1 Кодекса и п. 19 ПБУ 6/01 для расчета ежемесячной суммы амортизации линейным методом первоначальную стоимость объекта основных средств умножают на норму амортизации. Норма амортизации определяется по формуле:

k = 1/n х 100%,

где K - норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества;

n - срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах (без учета сокращения (увеличения) срока в соответствии с абз.2 п. 13 ст.258 Кодекса).

Таким образом, первоначальная стоимость объектов недвижимого имущества (основных средств), находящихся по адресу Санкт-Петербург, Выборгское шоссе, д. 13А, рассчитанная на основании представленных АО «ОЛЬВЕН СПБ» инвентарных карточек учета объекта основных средств, учетной политики организации, оборотно-сальдовой ведомости, составила 496389466,98 руб., ежемесячная амортизация - 1605760 руб.

Следовательно, остаточная стоимость основных средств АО «ОЛЬВЕН СПБ», находящихся по адресу Санкт-Петербург, Выборгское шоссе, д. 13А, равна следующим значениям:

1) на 01.01.2016 - 384320198 руб.;

2) на 01.02.2016 - 382714438 руб. (384320197 руб.-1605760 руб.);

3) на 01.03.2016 - 381108678 руб. (382714438 руб.-1605760 руб.);

4) на 01.04.2016 - 379502918 руб. (381108678 руб.-1605760 руб.).

Таким образом, средняя стоимость основных средств АО «ОЛЬВЕН СПБ», находящихся по адресу Санкт-Петербург, Выборгское шоссе, д. 13А, за 1 квартал 2016г. составила 381911558 руб.

Данный расчет остаточных стоимостей и среднегодовой стоимости основных средств идентичен расчету, проведенному АО «ОЛЬВЕН СПБ» и представленным в письменных пояснениях в период проведения камеральной налоговой проверки Расчета.

В пояснениях АО «ОЛЬВЕН СПБ» указывает на то, что в Расчете авансовый платеж по налогу на имущество рассчитан с кадастровой стоимости помещений, расположенных в объекте недвижимости по адресу: Санкт-Петербург, Выборгское шоссе, д.13, лит. А. Организацией представлен расчет среднегодовой стоимости имущества, заявленного в Расчете: по состоянию на 01.01.2016 – 384320198 руб., на 01.02.2016 – 382714438 руб., на 01.03.2016 – 381108678 руб., на 01.04.2016 – 379502919 руб., среднегодовая стоимость – 381911558 руб.

Исходя из вышеизложенного, налоговая база по налогу на имущество АО «ОЛЬВЕН СПБ» за 1 квартал 2016 г. должна составлять 381911558 руб., налоговая ставка - 2,2 процента, авансовый платеж по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2016 г. - 2100514 руб. (381911558 х 2,2% /4).

АО «ОЛЬВЕН СПБ» самостоятельно исчислило и уплатило в бюджет авансовый платеж по налогу на имущество за 1 квартал 2016 г. в сумме 578713 руб.

По выявленным в ходе камеральной налоговой проверки Расчета нарушениям в определении налоговой базы и занижению авансового платежа по налогу на имущество организаций к уплате в бюджет АО «ОЛЬВЕН СПБ» в соответствии с п. 3 ст. 88 Кодекса направлены сообщения с требованием представить пояснения или внести соответствующие исправления (представить уточненный расчет): № 66945 от 11.07.2016, № 69418 от 28.07.2016. Уточненный налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2016 г. с устранением выявленных нарушений АО «ОЛЬВЕН СПБ» не представило.

В п. п. 12 и 13 ст. 378.2 НК РФ предусмотрены особенности исчисления авансовых платежей по налогу на имущество организаций в отношении объектов, база по которым рассчитывается как кадастровая стоимость. Так, по общему правилу авансовый платеж равен произведению одной четвертой кадастровой стоимости объекта по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и соответствующей налоговой ставки (подп. 1 п. 12 ст. 378.2 НК РФ). Если же кадастровая стоимость имущества не определена или объект не включен в перечень, утвержденный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ согласно п. 7 ст. 378.2 НК РФ, то авансовые платежи и налог исчисляются исходя из среднегодовой стоимости имущества, т.е. без применения специальных норм (подп. 2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ).

Учитывая изложенное, не включенные в Перечень на 2016 год объекты недвижимого имущества подлежат налогообложению налогом на имущество организаций в 2016 году по среднегодовой стоимости.

В Письме Минфина России от 01.06.2015 N 03-05-04-01/31507, на которое налогоплательщик ссылается в заявлении, указано, что предусмотренный статьей 378.2 Кодекса Перечень объектов недвижимого имущества носит технический характер и необходим для информирования налоговых органов и налогоплательщиков о применении порядка определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.

Следует учесть, что рассматриваемое Письмо Минфина России от 01.06.2015 N 03-05-04-01/31507 не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Кроме этого, указание АО «ОЛЬВЕН СПБ» на технических характер Перечня не предоставляет права налогоплательщику самостоятельно определять объект недвижимого имущества для исчисления налога на имущество организаций с кадастровой стоимости, ориентируясь на критерии, установленные в п. 1 ст. 378.2 Кодекса без учета положений ст. 1-1 Закона, которые конкретизируют данные критерии (устанавливают минимальный размер площади объекта недвижимости).

В Письме Минфина России от 09.02.2015 г. № БС-4-11/1799 указано, что статьей 378.2 Кодекса не предусмотрено внесение изменений в течение налогового периода в перечень, определенный на соответствующий налоговый период, в части добавления в него новых объектов.

Таким образом, спецификой реализации полномочий субъекта РФ по установлению особенностей определения налоговой базы является ее "невозвратный характер" - в последующем отказаться от применения установленной особенности определения налоговой базы нельзя.

Но при этом, по мнению Минфина России, ошибочно включенные уполномоченным органом власти субъекта Российской Федерации в перечень объекты недвижимого имущества, а также включенные в перечень объекты, в отношении которых судом принято решение о неправомерности их включения в перечень (например, по причине несоответствия критериям отнесения объекта недвижимого имущества к объектам, в отношении которых региональным законодательством установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости), должны быть исключены из перечня, определенного на соответствующий налоговый период, с обязательным размещением соответствующей информации на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (соответственно, в зависимости от того, на каком сайте первоначально был размещен перечень).

При этом, положения Порядка, нормы НК РФ не содержат положений, запрещающих уполномоченному органу (Комитету имущественных отношений СПБ) по заявлению налогоплательщика проводить проверку вида фактического использования объекта.

В силу прямого указания Налогового кодекса определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении объекта недвижимого имущества осуществляются исходя из среднегодовой стоимости имущества. В рассматриваемом случае изменение кадастровой стоимости объекта в течение налогового периода возможно, в частности в результате принятия судебного решения. Аналогичная позиция изложена в Письме Минфина России от 20.01.2015 N 03-05-04-01/1246.

С учетом вышеуказанной позиции Минфина России, АО «ОЛЬВЕН СПБ» обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга о признании незаконными действий по не проведению обследования фактического использования здания по адресу: Санкт-Петербург, Выборгское шоссе, д.13, лит. А.

Решением от 14.03.2017 г. по делу № А56-82746/2016 Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области отказал АО «Ольвен СПб» в удовлетворении заявленных требований, указав, что действия Комитета имущественных отношений, выразившееся в не включении в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного Приказом от 18.12.2015 № 133-П, объекта недвижимости, Здания торгового комплекса «Экополис» по адресу: Санкт-Петербург, Выборгское шоссе, д.13, литер А соответствуют действующему законодательству. Указанную позицию поддержали Тринадцатый Арбитражный апелляционный суд (Постановление от 20.06.20127 г.) и Арбитражный суд Северо-Западного округа (Постановление от 28.09.2017 г.).

Таким образом, Инспекция пришла к обоснованному выводу о том, что в нарушение п. 1 ст. 375 НК РФ и п. 4 ст.382 НК РФ АО «Ольвен СПБ» не исчислило налоговую базу исходя из среднегодовой стоимости имущества, тем самым, занизило налоговую базу на 150 426 344 руб., занизило авансовый платеж на 1 521 801 руб. 490654

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Калайджян А.А.