ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-18460/19 от 04.04.2019 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

10 апреля 2019 года                                                            Дело № А56-18460/2019

Резолютивная часть решения объявлена апреля 2019 года . Полный текст решения изготовлен апреля 2019 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Трощенко Е.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Погорелой Т. А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель ЦЛРР Главного управления Росгвардии по Санкт-Петербургу и Ленинградской области

заинтересованное лицо ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ОХРАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "АВАНПОСТ - ЦЕНТР"

о привлечении к административной ответственности

при участии

от заявителя:  не явился (извещен); 

от заинтересованного лица: не явился (извещен),

установил:

 ЦЛРР Главного управления Росгвардии по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью «ОО «АВАНПОСТ-ЦЕНТР» (далее – заинтересованное лицо, Общество, ООО «ОО «АВАНПОСТ-ЦЕНТР»),предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее  - КоАП РФ).

            Стороны, извещенные судом о месте  и времени судебного заседания, не направили в суд своих представителей в связи с чем дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ   в отсутствие заявителя и заинтересованного лица.

  Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

На основании распоряжения заместителя начальника ЦЛРР Главного управления Росгвардии по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области подполковника полиции от 27.12.2018 г. № 631, 04.02.2019 г. проведена внеплановая выездная  проверка ООО «ОО «АВАНПОСТ-ЦЕНТР» ИНН <***>; ОГРН <***> по адресам: <...>, лит. Г, офис 203А; <...>.

В результате проверки было установлено, что ООО «ОО «АВАНПОСТ-ЦЕНТР», Лицензия: серия - ЧО № 043220, выдана ГУ Росгвардии по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области 14.04.2005 сроком действия до 14.04.2020, Идентификационный номер налогоплательщика юридического лица (ИНН) -<***>, основной государственный регистрационный номер -<***>. Лицензия зарегистрирована под № 672. Генеральным директором ООО «Охранная организация «АВАНПОСТ-ЦЕНТР» является гр-н ФИО1. В своей деятельности ООО «ОО» АВАНПОСТ-ЦЕНТР» использует служебное оружие на основании разрешения на хранения оружия и патронов серии РХИ №0210183 выдано ЦЛРР ГУ Росгвардии по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области 07.12.2018 сроком действия до 28.12.2023 г.

            Заявителем  установлено, что ООО «ОО «АВАНПОСТ-ЦЕНТР» были допущены грубые нарушения лицензионных требований,установленных ч. 2, 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и ч. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 № 498 (ред. от 26.26.2018) «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности», выразившиеся в нарушении частной охранной организацией правил оборота оружия и (или) специальных средств, установленных законодательством Российской Федерации, при наличии в частной охранной организации оружия и (или) специальных средств при осуществлении услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», а именно:

1)п. 163 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 № 288, выразившееся в том, что служебный пистолет ИЖ-71 серии ВРА №5527 хранится в металлическом сейфе №1 не поставленным на предохранитель;

2) п. 130 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 № 288, выразившееся в том, что документы, отражающие движение подвижных групп и постов,    не    отвечают    понятию «Маршруты», а именно отражают не путь движения, а всю территорию региона г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области;

 3) п. 176 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 № 288, выразившееся в том, что в КХО ООО «ОО «АВАНПОСТ-ЦЕНТР» отсутствует опись сейфов с указанием их порядковых и инвентарных номеров, а также номеров печатей и оттисков пломбиров, которыми они опечатываются;

4)подпункт б) п. 130 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 № 288, выразившееся в том, что постовые ведомости утверждаются не лицом, ответственным за организацию несения службы в юридическом лице, а генеральным директором (руководителем юридического лица);

5)п. 149 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 № 288, выразившееся в том, что инвентаризационная комиссия не изучила меры безопасности при обращении с оружием (отсутствуют записи в книге инструктажей);

6) пп. е) п. 4 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011г. №498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» выразившееся в том, что при оказании охранных услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию, в соответствии с договором №241 от 30.03.2018г., работниками ООО «ОО «АВАНПОСТ-ЦЕНТР» не используются специальные средства пассивной защиты (жилеты и шлемы защитные).

В отношении Общества 05.02.2019 составлен протокол  об административном правонарушении № 78ЛРР001040219001290, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

        На основании статьи 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и иные материалы проверки направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности по ч.4  ст.14.1 КоАП РФ.

Арбитражный суд, изучив материалы дела, полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

  В соответствии с  ч. 4 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

          В главе XX Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 № 288 изложены требования к размещению оружия, оборудованию оружейных комнат, хранилищ, складов, помещений для показа, демонстрации либо торговли оружием, стрелковых тиров и стрельбищ. В соответствии с п. 163 вышеуказанной инструкции оружие должно храниться юридическими лицамив сейфах, шкафах, пирамидах, стеллажах и ящиках, установленных в специально оборудованных помещениях, в разряженном состоянии, со спущенным курком, поставленным на предохранитель,чистым и смазанным, отдельно от патронов.

В главе XVIII Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 № 288 изложен порядок учета оружия и патронов, имеющихся у юридических лиц. В соответствии с п. 130 в подразделении охраны, сопровождения грузов или инкассации, в том числе в караульном помещении, ведутся следующие учетные и служебные документы: подпункт д) маршруты движения подвижных групп и постов, утвержденные руководителем юридического липа.

В главе XVIII Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 № 288 изложен порядок учета оружия и патронов, имеющихся у юридических лиц. В соответствии с п. 130 в подразделении охраны, сопровождения грузов или инкассации, в том числе в караульном помещении, ведутся следующие учетные и служебные документы: подпункт б) постовые ведомости, оформленные на каждый суточный наряд, осуществляющий охрану объекта (объектов), сопровождение груза или инкассацию ценностей. Постовые ведомости должны быть утверждены лицом, ответственным за организацию несения службы в юридическом лице.

В главе XIX Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 № 288 изложен порядок проведения инвентаризации оружия и патронов юридическими лицами. В соответствии с п. 149 для проведения инвентаризации в течение одного года в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия не менее трех человек. В инвентаризационную комиссию включаются один из руководителей юридического лица, работники бухгалтерской службы и другие специалисты, изучившие устройство и номенклатуру проверяемого оружия, а также меры безопасности при обращении с ним.

   Состав инвентаризационной комиссии, как правило, не должен изменяться до окончания срока действия комиссии. В исключительных случаях замена членов комиссии производится на основании приказа руководителя юридического лица.

   Руководитель организации должен создать условия для проведения инвентаризации оружия и патронов, освободить членов комиссии на время ее проведения от исполнения ими других обязанностей, а также выделить необходимое количество технических работников, допущенных к работам с оружием и патронами.

 В главе XX Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 № 288 изложены требования к размещению оружия, оборудованию оружейных комнат, хранилищ, складов, помещений для показа, демонстрации либо торговли оружием, стрелковых тиров и стрельбищ. В соответствии с п. 176 в каждом месте хранения оружия и патронов вывешивается опись с указанием количества размещенных в них сейфов, шкафов, пирамид, ящиков и стеллажей, их порядковых и инвентарных номеров, а также номеров печатей и оттисков пломбиров, которыми они опечатываются.

Описи сейфов, шкафов, пирамид, ящиков и стеллажные ярлыки подписываются лицами, ответственными за сохранность оружия, и уточняются ими путем внесения в них изменений.

На входной двери места хранения оружия и патронов прикрепляется бирка с указанием фамилии и инициалов лица, ответственного за сохранность и противопожарное состояние помещения.

В п. 4 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011г. №498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» изложены лицензионные требования при осуществлении охраны объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию дополнительно к лицензионным требованиям, предусмотренным пунктом 2(1) настоящего Положения, являются:

а)      наличие у соискателя лицензии (лицензиата) служебного
огнестрельного оружия и специальных средств, за исключением
юридических лиц, зарегистрированных и (или) расположенных на
территориях закрытых административно-территориальных образований;

б)      наличие у соискателя лицензии (лицензиата) дежурного
подразделения с круглосуточным режимом работы;

в)  наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалиста по
обслуживанию технических средств охраны со стажем работы по монтажу
технических средств охраны и пусконаладочным работам не менее 1 года;

г)  наличие у соискателя лицензии (лицензиата) транспортных средств,
а в случае использования транспортных средств, имеющих специальную
раскраску, информационные надписи и знаки, - наличие согласования с
органами внутренних дел в установленном порядке;

д)    наличие у работников лицензиата, осуществляющих охранные
функции по принятию мер реагирования на сигнальную информацию, связи
с дежурным подразделением охранной организации и соответствующими
дежурными частями органов внутренних дел и территориальных органов
Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации;

е)использование работниками лицензиата при осуществлении
охранных функций по принятию соответствующих мер реагирования
на сигнальную информацию специальных средств пассивной защиты
(жилеты и шлемы защитные).

В соответствии с п. 8(1) Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 № 498 (ред. от 09.09.2015) "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" грубыми нарушениями лицензионных требований при осуществлении частной охранной деятельности являются;

а)   охрана объектов, предусмотренных Федеральным законом "О
государственной охране", а также объектов, на которые в соответствии с
законодательством Российской Федерации частная охранная деятельность
не распространяется;

б)нарушение частной охранной организацией правил оборота
оружия и (или) специальных средств, установленных
законодательством Российской Федерации, при наличии в частной
охранной организации оружия и (или) специальных средств при
осуществлении услуг, предусмотренных частью третьей статьи
3
Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной
деятельности в Российской Федерации";

в)неиспользование работниками частной охранной организации
средств пассивной защиты (жилеты и шлемы защитные) при
осуществлении охраны объектов и (или) имущества на объектах с
осуществлением работ по проектированию, монтажу и
эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или)
принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную
информацию;

г)   иные нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные
частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных
видов деятельности".

Таким образом, ООО «Охранная организация «АВАНПОСТ-ЦЕНТР» допущено осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно:

        - служебный пистолет ИЖ-71 серии ВРА №5527 хранится в металлическом сейфе №1 не поставленным на предохранитель;

         - документы, отражающие движение подвижных групп и постов,    не    отвечают    понятию «Маршруты», а именно отражают не путь движения, а всю территорию региона г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области;

          - в КХО ООО «ОО «АВАНПОСТ-ЦЕНТР» отсутствует опись сейфов с указанием их порядковых и инвентарных номеров, а также номеров печатей и оттисков пломбиров, которыми они опечатываются;

          - постовые ведомости утверждаются не лицом, ответственным за организацию несения службы в юридическом лице, а генеральным директором (руководителем юридического лица);

         - инвентаризационная комиссия не изучила меры безопасности при обращении с оружием (отсутствуют записи в книге инструктажей);

          - при оказании охранных услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию, в соответствии с договором №241 от 30.03.2018г., работниками ООО «ОО «АВАНПОСТ-ЦЕНТР» не используются специальные средства пассивной защиты (жилеты и шлемы защитные).

 Материалами дела подтверждается  грубое нарушение Обществом лицензионных требований.

Следовательно, имеет место событие административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

        В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как разъяснено в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В материалах дела  отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями.

Общество не представило доказательств невозможности соблюдения требований законодательства, того, что им были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению для недопущения совершения правонарушения.

Соответственно, в действиях Общества имеется состав нарушения, предусмотренного пунктом 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, арбитражным судом не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела арбитражным судом не истек.

В силу статьи 2.9 КоАП РФ суд вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности. Следовательно, применение положений данной статьи является не обязанностью, а правом суда.

В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – постановление № 10) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Кроме того, в пункте 18.1 постановления № 10 дополнительно указано, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям совершенного Обществом нарушения заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Общество не представило доказательств существования исключительных обстоятельств, позволяющих расценивать совершенное им правонарушение в качестве малозначительного.

Следовательно, суд не усматривает исключительных оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении № 4-П от 25.02.2014, вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, обязан заботиться о том, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.

В части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ указано, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Общество признало вину в совершении правонарушения, что отражено в протоколе об административном правонарушении.

С учетом указанных норм и разъяснений Конституционного Суда, обстоятельств дела,  суд считает, что наложение на Общество  административного штрафа в размере 100 000 руб. не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица, несопоставимо с характером административного правонарушения и наступившими последствиями, в связи с чем считает возможным снизить сумму штрафа до 50 000 руб. (половины минимального размера административного штрафа).

         При таких обстоятельствах, суд считает необходимым назначить  Обществу наказание в виде половины минимального размера административного штрафа, предусмотренном санкцией части 4 статьи 14.1 КоАП РФ  (50 000 руб.).

         Руководствуясь ст.ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Привлечь ООО «Охранная организация «Аванпост-Центр» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 190020, Санкт-Петербург, Рижский пр.,  д. 41, лит. Г, оф. 203 А) к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Реквизиты для уплаты штрафа:

Получатель: УФК по г. Санкт-Петербургу (Главное управление Росгвардии по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области)

ИНН <***>

КПП 784201001

ОКТМО 40911000

Банк получателя: Северо-Западное ГУ Банка России по г. Санкт-Петербургу

Расчетный счет № <***>

БИК 044030001

КБК 18011690020026000140

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.

В соответствии с частью 4.2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.

Судья                                                            Трощенко Е.И.