Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
23 августа 2019 года Дело № А56-18700/2019
Резолютивная часть решения объявлена августа 2019 года .
Полный текст решения изготовлен августа 2019 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Егорова Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Басыровой М.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: Индивидуальный предприниматель ФИО1 (адрес: Россия 188230, Луга, Ленинградская область, Волынский пер. 12а, ОГРН: <***>);
ответчик: Администрация Лужского муниципального района Ленинградской области (адрес: Россия 188230, г Луга, Ленинградская обл Лужский р-н, пр-кт Кирова 73, ОГРН: <***>);
третье лицо: Управление Росреестра по Ленинградской области; ФИО2
о признании недействительным постановления от 07.11.2018 № 3485,
при участии
- от истца: ФИО3 (представитель по доверенности от 30.09.2016)
- от ответчика: ФИО4 (представитель по доверенности от 12.12.2016)
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области о признании недействительным постановления от 07.11.2018 № 3485.
Определением суда от 27.02.2019 исковое заявление принято к производству, назначено предварительное и основное судебное заседание.
Определением суда от 22.04.2019 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО2.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования в полном объеме.
Ответчик против удовлетворения требований возражал, ссылаясь на отсутствие у истца права собственности в связи с уничтожением объекта недвижимости.
Исследовав материалы настоящего дела и оценив собранные по делу доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд установил следующее.
ФИО1, осуществляющий предпринимательскую деятельность и зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, является собственником нежилого помещения, общая площадь 43,9 кв.м., кадастровый номер 47:29:0103007:151, расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: <...>. Помещение приобретено на основании договора купли продажи нежилого помещения с рассрочкой платежа № 9 от 05.06.2012 г., заключенного с МО Лужский муниципальный район Ленинградской области, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимость имеется запись № 47-47-23/050/2012-280 от 10.07.2012 г., использовалось для ведения предпринимательской деятельности (магазин розничной торговли).
Для содержания жилого дома по адресу <...> сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок площадью 2460 +/- 10 кв.м., кадастровый номер 47:29:0103007:129, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для содержания многоквартирного жилого дома, дата внесения в государственный кадастр недвижимости: 22.01.2013 г.
Постановлением Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация) от 07.11.2018 г. № 3485 принято решение об изъятии для муниципальных нужд указанного земельного участка в связи с признанием расположенного на нем жилого дома аварийным и подлежащим сносу, а также об изъятии для муниципальных нужд: 1) жилого помещения № 2 с кадастровым номером47:29:0103011:446, площадью 50,2 кв.м., в многоквартирном доме по адресу: <...>) 1/10 доли в праве общей собственности на жилое помещение № 14 с кадастровым номером 47:29:0103011:459 общей площадью 88,3 кв.м. в многоквартирном доме по адресу: <...>.
Согласно части 9 статьи 39 Устава Лужского муниципального района официальным опубликованием муниципального правового является: первое размещение его полного текста на официальном сайте администрации Лужского муниципального района (www.luga.ru) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в виде электронной копии бумажного документа, а также в виде электронного оригинала; первая публикация его полного текста в печатном средстве массовой информации в газете "Лужская правда".
Обжалуемое постановление 09.11.2018 года опубликовано на указанном в Уставе официальном сайте администрации Лужского муниципального района установленный п.4 Постановления срок.
Постановлением Администрации от 03.12.2018 г. № 3769 в постановление № 3485 от 07.11.2018 г. внесены изменения в части сроков подготовки и направления проекта соглашений об изъятии для муниципальных нужд объектов недвижимости, касающиеся исключительно собственника жилого помещения № 2.
Указанные правовые акты были направлены заявителю простым (нерегистрируемым) почтовым отправлением в ответ на его обращение от 20.12.2018 г., фактически данное почтовое отправление получено заявителем 28.01.2019 г.
Принятое Администрацией постановление от 07.11.2018 г. № 3485 заявитель полагает не соответствующим закону и нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем заявление подано в арбитражный суд.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
Как указывает заявитель, указанный жилой дом с 2013 г. расселялся в рамках региональной адресной программы Ленинградской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2013-2017 гг.». А в 2016-2018 гг. между заявителем и Администрацией состоялась переписка относительно принимаемых Администрацией как исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления (Муниципальное образование Лужское городское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области) решений и действий, касающихся юридической судьбы признанного аварийным многоквартирного жилого дома по адресу: <...>.
Администрация сообщала заявителю, что в рамках мероприятий названной региональной адресной программы указанный жилой дом полностью расселен. Нанимателям жилых помещений предоставлены иные жилые помещения по договору социального найма, собственникам жилых помещений на основании договоров мены предоставлены в собственность иные жилые помещения. Изъятие в муниципальную собственность сформированного для содержания жилого дома земельного участка и нежилого помещения заявителя в порядке ст. 32 ЖК РФ не планируется в связи с отсутствием в бюджете Лужского городского поселения денежных средств на финансирование данной процедуры.
Письмом от 23.01.2018 г. Администрация направила заявителю требование о сносе принадлежащего ему нежилого помещения в срок до 01.03.2018 г. С учетом ранее предоставленной Администрацией информации о полном расселении дома, невозможности финансирования процедуры изъятия земельного участка, предусмотренной ст. 32 ЖК РФ, предположительном приобретении в собственность органа местного самоуправления всех жилых помещений в доме, заявитель, с целью последующего использования земельного участка с учетом его разрешенного использования сообщил о намерении исполнить предъявленное требование в отношении всего жилого дома совместно с иными собственниками помещений, предложил установить на осуществление данных мероприятий срок не менее 6 месяцев, а также предоставить информацию об иных лицах, которые являются собственниками помещений в жилом доме, помимо органа местного самоуправления. Письмом от 21.03.2018 г. Администрация сообщила, что требование от 23.01.2018 г. предъявлено на основании судебного акта Лужского городского суда для реализации прав лиц, имеющих в собственности объекты в сохранившейся части многоквартирного дома, а также, со ссылкой на факт произошедшего в 2016 г. пожара, оспорила принадлежащее заявителю в силу закона право долевой собственности на земельный участок с кадастровым 47:29:0103007:129, сформированный для содержания жилого дома, и потребовала зарегистрировать прекращение права собственности заявителя на нежилое помещение.
При рассмотрении дела А56-9051/2017 по иску заявителя в настоящем деле к Администрации Лужского муниципального района Арбитражным судом апелляционной инстанции указано: «В соответствии с положениями статьи 2 ГК РФ, а также статей 210 и 211 ГК РФ Предприниматель несет риск осуществления предпринимательской деятельности, бремя содержания имущества, а также риск его случайной гибели или случайного повреждения. В настоящем случае имущество Предпринимателя погибло в результате пожара в 2016 году, что не отрицалось истцом. Как пояснили представители сторон в судебном заседании, причина пожара, виновное лицо не установлены, истцом не представлены доказательства того, что имущество погибло не вследствие ненадлежащего исполнения истцом как собственником имущества возложенной на него законом обязанности по содержанию имущества.». Установленные при рассмотрении указанного арбитражного спора обстоятельства свидетельствуют об отсутствии нарушения заинтересованным лицом прав заявителя в сфере предпринимательской деятельности. В соответствии со ст.69 Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Из совокупности нормативных положений ч. 10 ст. 32 ЖК, ч. 2 ст. 32 ЖК РФ следует, что при неисполнении собственниками жилых помещений в аварийном жилом доме требования органа местного самоуправления о сносе или реконструкции такого дома в разумный срок, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд. При этом, изъятию для муниципальных нужд подлежит и каждое жилое помещение, расположенное в таком доме, за исключением жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности. Изъятие жилых помещений в муниципальную собственность осуществляется в том же порядке, что и изъятие земельного участка.
Статьей 279 ГК РФ предусмотрено, что изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. В соответствии с п. 2 ст. 239.2 ГК РФ в случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно.
Поскольку гражданское законодательство не предусматривает каких-либо специальных правил при реализации уполномоченным органом процедуры, предусмотренной ст. 32 ЖК РФ, в отношении собственников нежилых помещений в многоквартирном жилом доме, то указанные в ст. 32 ЖК РФ правила в силу п. 1 ст. 6 ГК РФ применяются по аналогии закона. Иное толкование положений статьи 32 ЖК РФ привело бы к ущемлению прав собственников помещений в многоквартирном жилом доме, поскольку в связи с изъятием земельного участка они лишены права на восстановление принадлежавших им объектов недвижимого имущества.
Следовательно, в случае признания жилого дома аварийным для соблюдения предусмотренной ст. 32 ЖК РФ процедуры изъятия земельного участка собственнику нежилого помещения уполномоченным органом также должно быть направлено требование о сносе или реконструкции аварийного дома в разумный срок, а в случае принятия решения об изъятии земельного участка уполномоченный орган должен принять решение об изъятии нежилого помещения в многоквартирном жилом доме, которое также должно соответствовать нормам земельного законодательства
По правилам ст. 56.6. ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия. В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
Заявитель полагает, принятое Администрацией постановление от 07.11.2018 г. № 3485 об изъятии земельного участка для муниципальных по адресу <...> не соответствует указанным требованиям закона и суд считает его позицию верной.
В нарушение положений ч. 10 ст. 32 ЖК РФ уполномоченным органом не направлялось предусмотренное законом требование к собственникам помещений в доме о его сносе или реконструкции в разумный срок. Направленные в январе 2018 г. письма, в том числе направленное заявителю письмо от 23.01.2018 г., в качестве подтверждения соблюдения данного правила рассматриваться не могут, поскольку содержат заведомо неисполнимое требование к каждому отдельному собственнику о сносе принадлежащих им отдельных частей аварийного дома, а не всего дома в целом. Заведомая неисполнимость требования заключается в том, что снос каждого отдельного помещения дома неизбежно влечет и совершение распорядительных действий с общим имуществом (разбор таких общих конструктивных элементов как стены, межэтажные перекрытия, крыша и т.п.), то есть невозможен без принятия решения в порядке, предусмотренном ЖК РФ (на общем собрании собственников помещений дома). Подобное собрание не проводилось, а поскольку большая часть жилых помещений находится в собственности МО Лужское городское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области, для исполнения предъявленного требования необходимо также согласие и названного публичного собственника, которого Администрация не давала.
Заведомая неисполнимость и неразумность установленного в требовании срока на осуществления такого сноса (до 01.03.2018 г., т.е. чуть более 1 месяца с даты направления требования) заключается в том, что в данный срок заведомо невозможно соблюсти все требования действующего законодательства, необходимые для обеспечения безопасного производства работ, в частности разработать и согласовать необходимую проектную документацию.
При данных обстоятельствах уполномоченный орган не вправе принимать решение об изъятии земельного участка, поскольку процедура о предъявлении собственникам помещения требования о самостоятельном сносе аварийного жилого дома не соблюдена, следовательно, постановление № 3485 от 07.11.2018 г. является незаконным.
Кроме того, согласно подпункту 21 пункта 2 статьи 20 Устава Лужского муниципального района полномочия по принятию решения об изъятии земельных участков принадлежат Совету депутатов, а не Администрации.
В соответствии с частью 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, на что справедливо указано в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 57 от 23.07.2009 «О некоторых процессуальных вопросах практики рассмотрения дел, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договорных обязательств».
Согласно части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
Поскольку суд не нашел позицию Администрации убедительной и основанной на законе, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, расходы по государственной пошлине относятся на ответчика.
В соответствии с частью 5 статьи 15, часть 1 статьи 177 и частью 1 статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебный акт, выполненный в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Арбитражный суд решил:
Признать недействительным постановление Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области от 07.11.2018 № 3485.
Взыскать с Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 300 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Егорова Д.А.