Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
08 мая 2007 года Дело № А56-18811/2006
Резолютивная часть решения принята 13 апреля 2007 года.
Полный текст решения изготовлен мая 2007 года .
Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Сергиенко А.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соловьевой Е.Н.,
при участии:
от заявителя: не явились,
от заинтересованного лица: представителей ФИО1, доверенность от 09.01.2007 № 4, ФИО2, доверенность от 09.01.2007 № 1,
рассмотрев в судебном заседании заявление ОАО «Опытный завод»
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (РО ФСФР в СЗФО)
о признании недействительным ненормативного акта государственного органа,
установил:
Заявитель - ОАО «Опытный завод», обратился с требованием о признании недействительным ненормативного правового акта – решения Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (далее - РО ФСФР в СЗФО) от 13.02.2006г. № 113 об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг, признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулировании государственной регистрации выпуска ценных бумаг ОАО «Опытный завод» и обязать регистрирующий орган устранить допущенные нарушения при условии исправления ОАО «Опытный завод» отчета об итогах выпуска ценных бумаг в части указания исправленной даты проведения общего собрания акционеров, на котором принято решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, заявив ходатайство о рассмотрении дела по существу в отсутствие своего представителя.
Дело рассмотрено в соответствии с частью 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ без участия заявителя.
РО ФСФР в СЗФО заявленные требования отклонило, ссылаясь на законность и обоснованность отказа в регистрации выпуска ценных бумаг. При этом регистрирующий орган пояснил, что Приказом РО ФСФР в СЗФО № 206пзи от 16.02.2007 произведена государственная регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг (акций) ЗАО «Опытный завод».
Исследовав материалы дела, заслушав представителей РО ФСФР в СЗФО, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя в связи со следующим.
18 февраля 2005 года на внеочередном общем собрании акционеров ЗАО «Опытный завод» (далее Общество) принято решение об увеличении уставного капитала Общества путем размещения дополнительных акций по закрытой подписке.
Приказом РО ФСФР в СЗФО № 699пзи от 14.06.2005 произведена государственная регистрация дополнительного выпуска акций, которому присвоен государственный регистрационный номер 1-01-03012-D-001D.
23 августа 2005 года заявителем в РО ФСФР в СЗФО были представлены документы на государственную регистрацию отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг (акций).
По результатам рассмотрения представленных документов РО ФСФР в СЗФО направило в адрес заявителя уведомление от 26.08.2005 №5-18/ИЛ-3970 о необходимости устранения нарушений, допущенных заявителем при представлении документов, в срок до 25.09.2005, которое было исполнено заявителем.
По результатам рассмотрения представленных заявителем документов РО ФСФР в СЗФО принято решение об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг, признании выпуска ценных бумаг несостоявшимся и об аннулировании государственной регистрации выпуска ценных бумаг, о чем издан Приказ от 13.02.2006 № 113.
В качестве оснований отказа указано следующее:
1. Эмитентом нарушено требование п. 6.5.1 «Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг», утвержденных приказом ФСФР РФ от 16.03.2005 № 05-4/пз-н (далее – Стандарты), так как в регистрирующий орган не представлены документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований по раскрытию информации о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в форме сообщения о существенном факте (событии, действии), затрагивающем его финансово-хозяйственную деятельность.
2. Нарушено требование п. 6.2.6 «Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», утвержденного Приказом ФСФР РФ от 16.03.2005 № 05-5/пз-н (далее - Положение о раскрытии информации), так как представленный в регистрирующий орган текст «Сообщения о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и порядке доступа к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг» не соответствует Приложению № 16 к Положению.
3. Представленные документы (в том числе пункт 11 Ответа об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг) содержат недостоверные сведения относительно даты проведения общего собрания акционеров, на котором принято решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность.
4. Представленные документы содержат недостоверные сведения относительно даты фактического окончания размещения ценных бумаг.
Обжалуя решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг и об аннулировании государственной регистрации выпуска ценных бумаг, заявитель ссылается на то, что им были устранены все замечания, содержащиеся в уведомлении РО ФСФР в СЗФО от 26.08.2005 №5-18/ИЛ-3970, однако в пунктах 3 и 4 уведомления регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации выпуска ценных бумаг от 13.02.2006 указано на наличие в документах иной недостоверной информации, сведения о которой отсутствовали в уведомлении от 26.08.2005 №5-18/ИЛ-3970 о необходимости устранения нарушений. По мнению заявителя, указав в уведомлении от 26.08.2005 неполный перечень имеющихся замечаний к документам, регистрирующий орган нарушил п.2.6.7 Стандартов, так как заявитель не имел возможности своевременно устранить все имеющиеся в документах недостатки, что послужило основанием для отказа в регистрации отчета о выпуске ценных бумаг и повлекло за собой нарушение прав и законных интересов заявителя.
Доводы заявителя о том, что регистрирующий орган при принятии решения об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг нарушил требования пункта 2.6.7 Стандартов не могут быть приняты судом во внимание, так как данный пункт содержит право, а не обязанность регистрирующего органа, не отказывая в государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, представить возможность эмитенту исправить допущенные устранимые нарушения.
Указывая на незаконность и необоснованность оснований для отказа в регистрации, изложенных в пункте 1 уведомления регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг от 13.02.2006, заявитель ссылается на то, что в соответствии с п. 3 уведомления от 26.08.2005 №5-18/ИЛ-3970 он представил справку, подтверждающую соблюдение эмитентом требований по раскрытию информации, в связи с чем считает неправомерной ссылку регистрирующего органа на нарушение п.6.5.1 Стандартов, предписывающего представить документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований по раскрытию информации о государственной регистрации выпуска ценных бумаг в форме сообщения о существенном факте (событии, действии). При этом заявитель ссылается на то, что предоставление документов в виде распечатки из ленты новостей одного из информационных агентств, копии публикации в средствах массовой информации, распечатки страницы в сети Интернет, используемой эмитентом для раскрытия информации в соответствии с п. 2.6.4 Стандартов требуется только в случае, если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг сопровождалась регистрацией проспекта ценных бумаг, а поскольку в данном случае регистрации проспекта ценных бумаг не требовалось, указанные документы представляться заявителем не должны, в связи с чем документ, подтверждающий соблюдение эмитентом требований по раскрытию информации, заявителем представлен в виде справки эмитента.
Заявитель также считает незаконным и необоснованным пункт 2 уведомления от 13.02.2006 об отказе в государственной регистрации выпуска ценных бумаг со ссылкой на нарушение п. 6.2.6 Положения о раскрытии информации, выразившееся в несоответствии текста сообщения Приложению № 16 к настоящему Положению, в связи с тем, что поскольку в соответствии с п. 6.5.1 и 2.6.4 Стандартов предоставление текста сообщения о существенном факте (событии, действии) в регистрирующий орган при регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг не требуется, его содержание не может быть основанием для отказа в регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг.
Суд не может согласиться с вышеизложенными доводами заявителя в связи со следующим.
Сравнивая содержание пунктов 2.6.4 и 6.5.1 Стандартов, можно сделать вывод, что пункт 2.6.4 представляет собой общие требования к документам, предоставляемым для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, согласно которым заявитель должен представить документы (распечатка из ленты новостей одного из информационных агентств, копия публикации в средствах массовой информации, распечатка страницы в сети Интернет, используемой эмитентом для раскрытия информации, и т.п.), подтверждающие соблюдение эмитентом требований о раскрытии информации на этапах государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг и размещения ценных бумаг в случае, если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг сопровождалась регистрацией проспекта ценных бумаг.
В то же время пункт 6.5.1 Раздела VIСтандартов, регулирующего эмиссию ценных бумаг, размещаемых путем подписки, устанавливает особенности государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, размещенных путем подписки, что имело место в отношении заявителя по данному делу.
В данном пункте Стандартов прямо указано, что в регистрирующий орган дополнительно представляются документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований по раскрытию информации о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в форме сообщения о существенном факте (событии, действии), затрагивающем его финансово-хозяйственную деятельность, в случае, если ценные бумаги размещены путем закрытой подписки эмитентом, обязанным осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих его финансово-хозяйственную деятельность, и при этом государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг не сопровождалась регистрацией проспекта ценных бумаг.
Порядок раскрытия информации в форме сообщения о существенном факте установлен в пункте 6.3 Положения о раскрытии информации.
В соответствии с пунктом 6.3.2 Положения о раскрытии информации сообщения о существенных фактах должны направляться эмитентом в регистрирующий орган в срок не более 5 дней с момента наступления указанного факта. При этом данное сообщение должно представляться в регистрирующий орган именно в виде документа, предусмотренного Стандартами (распечатка из ленты новостей одного из информационных агентств, копия публикации в средствах массовой информации, распечатка страницы в сети Интернет, используемой эмитентом для раскрытия информации, и т.п.). Такой вид документа, как справка о раскрытии информации, которую представил заявитель, Стандартами не предусмотрен.
В соответствии с пунктом 6.2.6 Положения о раскрытии информации в форме сообщений о существенных фактах раскрываются, в том числе, сведения о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. Сообщение о таком существенном факте должно быть составлено по форме согласно Приложению 16 к настоящему Положению.
Из материалов дела следует, что представленное заявителем в регистрирующий орган сообщение о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и порядке доступа к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг (л.д.54), составлено по форме согласно Приложению 3 к Положению о раскрытии информации. Справка о подтверждении соблюдения обществом требований по раскрытию информации (л.д.53) также не соответствует вышеуказанным нормам Положения о раскрытии информации и Стандартов.
Таким образом, заявителем не выполнены требования нормативных актов органов исполнительной власти по рынку ценных бумаг, что в соответствии с пунктом 2.6.9 Стандартов, является основанием для отказа в государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг.
Факт наличия в отчете об итогах выпуска ценных бумаг недостоверной информации относительно даты проведения общего собрания акционеров (пункт 3 уведомления об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг), заявителем не отрицается, что наряду с другими нарушениями, на которые было указано в уведомлении о необходимости устранения замечаний и которые, как установил суд, не были устранены заявителем, правомерно послужил основанием для отказа в государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг в соответствии с пунктом 2.6.9 Стандартов.
Доводы заявителя в отношении незаконности и необоснованности выводов регистрирующего органа в пункте 4 уведомления об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг о недостоверности представленных заявителем сведений относительно даты фактического окончания размещения ценных бумаг, также не могут быть признаны судом обоснованными.
Заявитель считает, что фактическое окончание размещения ценных бумаг произошло 01.08.2005, когда был произведен последний платеж за размещаемые акции лицами, среди которых состоялось их размещение. Эта дата была указана заявителем в отчете об итогах размещения ценных бумаг.
В статье 2 ФЗ «О рынке ценных бумаг» под размещением эмиссионных ценных бумаг понимается отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок.
Размещение ценных бумаг согласно пункту 2.5.1. Стандартов включает в себя совершение сделок, направленных на отчуждение ценных бумаг их первым владельцам и внесение приходных записей по лицевым счетам или по счетам депо первых владельцев (в случае размещения именных ценных бумаг).
В соответствии со ст. 29 ФЗ «О рынке ценных бумаг» право на именную бездокументарную ценную бумагу переходит к приобретателю в случае учета прав на ценные бумаги у лица, осуществляющего депозитарную деятельность, - с момента внесения приходной записи по счету депо приобретателя, а в случае учета прав на ценные бумаги в системе ведения реестра - с момента внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя.
Таким образом, фактическим окончанием размещения ценных бумаг согласно представленным заявителем в регистрирующий орган документам является дата внесения записи по лицевому счету № <***> о переходе права собственности на ценные бумаги ФИО3, то есть 05.08.2005, которая находится за пределом срока размещения ценных бумаг, указанного в отчете об итогах выпуска – 01.08.2005.
Указанные выше обстоятельства правомерно послужили основанием для отказа в регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг.
Кроме того, приказом РО ФСФР в СЗФО № 206пзи от 16.02.2007 произведена государственная регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг (акций) ЗАО «Опытный завод» с государственным регистрационным номером 1-01-03012-D-001D.
В связи с изложенным оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд
р е ш и л:
В удовлетворении заявления отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после его принятия или кассационная жалоба в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья А.Н. Сергиенко