Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
12 октября 2020 года Дело № А56-18878/2020
Резолютивная часть решения объявлена 08 октября 2020 года
Полный текст решения изготовлен октября 2020 года
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе: судьи Соколовой Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Григорьевой Ю.Э.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель - общество с ограниченной ответственностью «Невский ССЗ»,
заинтересованное лицо - Пограничное управление по Западному арктическому району Федеральной службы безопасности РФ,
об отмене постановления от 19.12.2019 № 2109/2566-19,
при участии
от заявителя: Лукьянец К.Г., доверенность от 13.08.2020 №84/20
от заинтересованного лица: не явился, извещен
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Невский ССЗ» (далее – ООО «Невский ССЗ», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления старшего дознавателя отдела дознания и административной практики Пограничного управления по Западному арктическому району Федеральной службы безопасности РФ (далее – Управление) от 19.12.2019 № 2109/2566-19.
Определением суда от 17.07.2020 производство по настоящему делу приостановлено до вступления в законную силу решения суда по делу № А56-18882/2020.
В судебном заседании 08.10.2020 производство по делу возобновлено в порядке статьи 146 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о чем вынесено протокольное определение.
В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования, считая оспариваемое постановление незаконным.
Заинтересованное лицо извещено о времени и месте судебного заседания, однако его представитель в суд не явился; дело рассмотрено в его отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя Общества, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 27.10.2019 при организации работы судна «Калас», под управлением капитана Левашова И.В., при пересечении государственной границы Российской Федерации в координатах 68°33'СШ 50°02'ВД, ООО «Невский ССЗ» не обеспечило направление уведомления о неоднократном пересечении государственной границы РФ на море, чем допустило нарушение требований ст.ст. 9, 9.1, 11 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» и пунктов 4, 8 Правил уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.03.2019 №341.
Усматривая в действиях Общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Управлением составлен протокол об административном правонарушении № 2109/2566-19 от 04.12.2019.
Постановлением от 19.12.2019 по делу об административном правонарушении №2109/2566-19 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 400 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Правила пересечения государственной границы Российской Федерации определены Законом РФ от 01.04.1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (далее - Закон «О Государственной границе»).
Согласно п. «б» ч. 2 ст. 5 Закона «О Государственной границе» прохождение государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается на море по внешней границе территориального моря Российской Федерации.
Частью 4 статьи 9 Закона «О Государственной границе» установлено, что российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают государственную границу на море, реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с Законом «О Государственной границе», международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 Закона «О Государственной границе», в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, допускается неоднократное пересечение Государственной границы на море без прохождения пограничного, таможенного (за исключением ограничения, установленного пунктом 7 статьи 9.1 Закона «О Государственной границе») и иных видов контроля (далее - неоднократное пересечение Государственной границы):
а) российскими и иностранными судами, убывающими из российских портов с
последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств, если иное не установлено Правительством Российской Федерации;
б) российскими судами, прошедшими пограничный, таможенный и иные виды
контроля при убытии с территории Российской Федерации, прибывающими на территорию Российской Федерации без цели захода в российские порты с последующим убытием с территории Российской Федерации.
Неоднократное пересечение Государственной границы судами допускается при соблюдении следующих условий (часть 2 статьи 9.1 Закона «О Государственной границе»):
а) выполнение требований к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую некорректируемую передачу информации о местоположении судов, и другими техническими средствами контроля местоположения судов;
б) передача в пограничные органы данных о местоположении таких судов;
в) уведомление пограничных органов о каждом фактическом пересечении
Государственной границы.
Согласно части 4 статьи 9.1 Закона «О Государственной границе» неоднократное пересечение Государственной границы российскими судами осуществляется с предварительным уведомлением пограничных органон. Неоднократное пересечение Государственной границы иностранными судами осуществляется на основании разрешения пограничных органов.
В соответствии с частью 5 статьи 11 Закона «О Государственной границе» пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу включает осуществление пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля, которые в соответствии с договорами Российской Федерации с сопредельными государствами могут осуществляться совместно.
Правила уведомления пограничных органов о намерении осуществлять неоднократное пересечение Государственной границы и порядок получения разрешения пограничных органов на неоднократное пересечение Государственной границы устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 9.1 Закона «О Государственной границе»).
Подпунктом а) пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 28 марта 2019 №341 «Об особенностях пересечения российскими и иностранными судами государственной границы Российской Федерации на море» (далее - Постановление), для судов, указанных в подпункте «а» пункта 1 статьи 9.1 Закона «О Государственной границе», установлены случаи, в которых суда могут неоднократно пересекать государственную границу Российской Федерации на море без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, среди которых указано: убытие российских судов из российских портов в целях торгового мореплавания во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации с последующим прибытием в российские порты.
Также пунктом 3 Постановления утверждены Правила уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил, уведомление для судов, указанных в подпункте «а» пункта 1 (российские суда без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств) Правил, направляется по форме согласно приложению № 1 капитаном судна, или судовладельцем, или уполномоченным им лицом (далее - заявитель) не позднее чем за 4 часа до выхода судна из российского порта (далее - порт), из которого планируется убытие судна с намерением осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море.
В соответствии с пунктом 8 Правил, пограничный орган в течение одного часа подтверждает получение уведомления. В случае если от пограничного органа не поступило подтверждение о получении уведомления, заявитель в течение одного часа после его направления проверяет по телефонной связи получение пограничным органом уведомления.
Из материалов административного дела следует, что согласно данным системы государственного портового контроля 26.10.2019 в 08:05 судно «Калас» под управлением капитана Левашова И.В. вышло из порта Мурманск для следования в порт Петропавловск-Камчатский.
По данному факту сотрудниками Управления, в ходе беседы с капитаном судна установлено, что судно планирует следовать по маршруту с неоднократным пересечением линии Государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля. Сотрудниками Управления было доведено до капитана судна и агента судна об отсутствии уведомления Управления об осуществлении деятельности.
В 15:37 26.10.2019 в адрес Управления от судна «Калас», в момент его нахождения в территориальном море Российской Федерации, поступило уведомление о неоднократном пересечении судном государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля.
Далее, в соответствии с данными «Комплексной интегрированной информационной системы» судно в 19:55 27.10.2019 в координатах 68°33'СШ 50°02'ВД, пересекло государственную границу Российской Федерации на выход из территориального моря Российской Федерации
В соответствии с договором подряда № 50 от 15.10.2019, заключенного с ООО «Невский ССЗ», Левашов И.В. в указанный период времени являлся капитаном судна «Калас». Из объяснений Левашова И.В. и из представленных материалов следует, что в 07:30 26.10.2019 им в адрес координационного отдела Управления направлено электронное письмо, в котором содержалось 4 файла, в том числе, уведомление, судовая роль, план перехода, список пассажиров. Однако, в адресе электронного отправления содержалась ошибка, в связи с чем, электронное письмо до адресата доставлено не было. После звонка из Пограничного управления им было направлено уведомление на правильный адрес.
Заявитель с нарушением не согласен, поскольку полагает, что субъектом административного правонарушения является АО «Инфотек Балтика» как агент, привлеченный в рамках договора № 14/10/2019 для агентского сопровождения судна «Калас» на период следования из порта Мурманск в порт Петропавловск-Камчатский.
Вместе с тем, из условий договора № 14/10/2019 от 14.10.2019, заключенного с ООО «Невский ССЗ», не следует, что АО «Инфотек Балтика» является лицом, уполномоченным ООО «Невский ССЗ» на направление уведомлений, предусмотренных пунктом 4 Правил уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами, утв. постановлением Правительства РФ от 28.03.2019 № 341.
Ссылку заявителя на п.2.9 и п.2.13 указанного договора суд считает ошибочной. Данные пункты договора не устанавливают обязанности агента по уведомлению пограничных органов.
Кроме того, суд считает, что даже в случае, если бы в договоре с агентом были предусмотрены обязанности по уведомлению пограничных органов, указанная обязанность является гражданско-правовой и не может являться основанием для освобождения заявителя от исполнения возложенных на него публично-правовых обязанностей.
Несвоевременное направление уведомления препятствует эффективному осуществлению пограничным органом полномочий по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации в целом и обеспечению безопасности ее пограничного пространства в частности, что представляет собой существенную угрозу правоохраняемым интересам.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт совершения Обществом вменяемого правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Заявителем не представлено доказательств объективной невозможности соблюдения нарушенных правил и норм. Общество было обязано, и у него имелась возможность выполнить требования законодательства.
Процедура привлечения к административной ответственности судом проверена, существенных нарушений, влекущих отмену оспариваемого постановления, не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
По мнению суда, назначенное в данном случае наказание в виде штрафа в размере 400 000 руб. не соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, учитывая характер допущенных нарушений, степень вины привлекаемого к ответственности, конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба и с учетом позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П, суд считает, что имеются основания для снижения размера штрафа до 200 000 руб.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Изменить Постановление старшего дознавателя отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по Западному арктическому району от 19.12.2019 по делу об административном правонарушении № 2109/2566-19 в части назначенного наказания, снизив размер штрафа до 200 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течении десяти дней со дня принятия.
Судья Соколова Н.Г.