Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
13 июля 2011 года Дело № А56-18965/2011
Резолютивная часть решения объявлена 07 июля 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 13 июля 2011 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Буткевич Л.Ю. ,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ладиной М.М
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель ООО "Балт Бет"
заинтересованное лицо МРУ Росфинмониторинга по СЗФО
об оспаривании Постановления от 26.10.2011 № 04-23/200-1/1 о привлечении к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ.
при участии
от заявителя – представитель ФИО1 (доверенность № 195 от 10.02.2011)
от заинтересованного лица – не явился, извещен
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Балт Бет" (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании Постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному Федеральному округу (далее – управление, заинтересованное лицо) от 26.10.2011 № 04-23/200-1/1 о привлечении Общества к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ.
Заявитель также обратился с ходатайством о восстановлении пропущенного срока подачи заявления об оспаривании постановлений от 26.10.2011, установленного частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Учитывая сокращенный срок на подачу заявления, а также то, что восстановление пропущенного процессуального срока не ущемляет права и законные интересы других участников процесса, направлено на обеспечение свободы доступа к правосудию, суд удовлетворил ходатайство заявителя и восстановил пропущенный срок подачи заявления, установленный частью 2 статьи 208 АПК РФ.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленное требование, ссылаясь на отсутствии события административного правонарушения.
Общество в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица.
Дело рассмотрено в порядке, установленном ст.ст. 210, 211 АПК РФ.
Материалами дела установлено следующее.
Прокуратурой Карасунского округа города Краснодара на основании поручения № 20/566 проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю обществом "Балт Бет", а именно в обособленном подразделении Краснодарском отделении ООО "Балт Бет", находящемся по адресу <...>, в ходе которой установлено, что Организацией при осуществлении операций с денежными средствами или иным имуществом нарушается п.1 ст.7 Федерального Закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а именно: отсутствует идентификация клиентов Общества; отсутствуют правила внутреннего контроля в Обществе, а также отсутствует постановка на учет Общества в налоговом органе.
По результатам проверки сотрудниками отдела оперативного контроля ИФНС России № 5 по г.Краснодару 09.08.2010 составлен акт № 20/566/1.
Постановлением от 26.10.2010 № 04-23/200-1/1 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде штрафа в размере - 50 000 руб.
Считая названное постановление незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Статьей 15.27 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения и привлечения к ответственности) установлена ответственность за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.
Отношения в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - ФЗ № 115-ФЗ).
В соответствии с п.1 ст.7 ФЗ № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:
- идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (клиента), за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи, и установить следующие сведения:
- в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);
- в отношении юридических лиц - наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения.
Статьей 5 Закона № 115-ФЗ установлено, что профессиональные участники рынка ценных бумаг относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.
МРУ Росфинмониторинга по СЗФО в отзыве ссылается на то, что ООО "Балт Бет" осуществляет букмекерскую деятельность, что доказывается учредительными документами Общества.
Данный вывод опровергается материалами дела. В выписках ЕГРЮЛ от 01.11.2010 (л.д. 118-130), от 24.02.2011 (л.д. 18-26) в «Сведениях о видах экономической деятельности, которыми занимается юридическое лицо» указано: основной вид деятельности – оптовая торговля непродовольственными потребительскими товарами; дополнительный вид деятельности – розничная торговля книгами, журналами, газетами, писчебумажными и канцелярскими товарами. Указание на осуществление букмекерской деятельности в выписках из ЕГРЮЛ отсутствует, лицензии на осуществление букмекерской деятельности Общество не имеет.
Таким образом, не доказано, что Общество является субъектом вмененного правонарушения.
Кроме того, в материалах дела усматривается нарушение административным органом процедуры привлечения Общества к административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии со статьей 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с названным Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Материалами дела подтверждается, что постановление от 22.09.2010 о возбуждении дела об административном правонарушении направлено Управлением по юридическому адресу Общества, указанному в ЕГРЮЛ – <...>, корт.14 ( л.д. 65), однако подтверждения о получении Обществом указанного постановления в материалах дела не имеется.
На вынесение оспариваемого постановления от 26.10.2011 № 04-23/200-1/1 Общество не извещалось по юридическому адресу , указанному в ЕГРЮЛ – <...>, корт.14, определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 11.10.2010 было направлено по адресу: Санкт-Петербург, ул.Сабировская, д.50 ( л.д. 58).
Таким образом, Управление рассмотрело административное дело, не известив надлежащим образом об этих действиях Общество или его законного представителя, что является существенным нарушением процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которое повлекло нарушение процессуальных прав и гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности.
В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Признать незаконным и отменить Постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному Федеральному округу № 04-23/200-1/1 от 26.10.2010 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Балт Бет» к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.
Судья Буткевич Л.Ю.