ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-19170/05 от 23.12.2005 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

27 декабря 2005 года                                                                      Дело № А56-19170/2005

Резолютивная часть решения объявлена 23 декабря 2005 года. Полный текст решения изготовлен 27 декабря 2005 года.

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Левченко Ю.П.,

при ведении протокола судебного заседания  судьей Левченко Ю.П.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

заявитель                               ООО «Белтэкс»

заинтересованное лицо       МИФНС России  № 7 по Санкт-Петербургу

о  признании недействительным решения

при участии

от заявителя      юр. ФИО1

от заинтересованного лица       гл. спец. ФИО2

установил:

         ООО «Белтэкс» обратилось  в арбитражный суд с заявлением  об оспаривании решения от 05 марта 2005г.,  вынесенного межрайонной инспекцией ФНС России № 7 по Санкт-Петербургу.

        Инспекция возражает против доводов  заявления  и его  удовлетворения, сославшись в отзыве на обоснованность оспариваемого решения  и соответствие  его закону.

       Как отмечено  в оспариваемом решении, оно  было  вынесено по результатам  проверки  обоснованности применения обществом  налоговой ставки  0 процентов  в  связи  с представлением им отдельной налоговой декларации за ноябрь 2004г.

      В решении отмечено представление обществом:

- копии экспортного контракта от 22.04.2004г.  №01/04/2004г., заключенного с компанией «МЕС Интернейшнл Инк.» (Англия) на поставку  товара  на сумму  58 516,59 USD (в соответствии  с приложением №1 к нему);

- копии ГДТ №10216080/100604/0027617 по  отгрузке на экспорт товара фактурной стоимостью  58 517 USD с отметкой таможни  «выпуск разрешен» и отметкой «товар вывезен полностью»;

- копии  поручения на отгрузку с отметкой таможни «погрузка разрешена»;

- копии  коносамента с указанием  порта разгрузки  «DARESSALLAM»;

-  копии  свифт-сообщения  на сумму 57 619, 36 USD;

- копии выписки банка  за 20.07.2004г. о поступлении денежных средств  на счет  общества   в сумме 57 619, 36  USD.

     При этом инспекция выявила наличие расхождений в виде разницы между перечислявшейся суммой и зачисленной суммой.  Разница составила  897, 23 USD, и  инспекция смогла  установить, что  эта сумма была списана банком в качестве комиссии.

     Однако далее в решении  указано, что  в нарушение п.п.2 п.1 ст.165 НК РФ обществом была  неправомерно применена ставка 0 процентов,  а вследствие того, что  по истечении 180-дневного срока оно не представило документы, подтверждающие обоснованность применения ставки 0 процентов, то  в  этой связи с заявленной в декларации выручки – 1 699 462 руб. необходимо исчислить налог по ставке 18%.

      Вслед за этим  инспекция резолютивно решила  отказать обществу в праве использовать ставку 0 процентов по декларации за ноябрь 2004г., начислила при этом НДС в сумме 305 903,16 руб., и привлекла  общество к налоговой ответственности  с применением ст.75 и ст.122 НК РФ.

      К выводу  об отсутствии у общества права применять  ставку 0 процентов инспекция  пришла в связи  с тем, что  выписка банка вместе со свифт-сообщением, представленные  обществом,  а    также  полученные по письменному запросу из банка такие же  документы «… не содержат сведений о том,  от кого, с какого банка, в чей адрес и в  рамках какого договора получены денежные средства».

         Во-первых, инспекция  не приводит  ответ банка,  хотя  и  называет исходящий номер письма. В заседаниях это письмо  также не было  представлено.  

         Во- вторых, если  в результате  проверки не была  выявлена природа появления не счете общества денежных средств (…нет возможности идентифицировать отправителя…), то в таком  случае отсутствовала возможность начислить на них налог по ставке 18%, поскольку платеж, по мнению инспекции, был  невыясненного назначения.

          То есть  представленная для  проверки  банковская выписка  со свифт-сообщением не позволяли  определить характер платежа. Налицо имели  место  сомнения, которые, с одной стороны, если следовать тексту решения, позволяли сопоставить размер совершенного платежа с фактурной стоимостью  отгруженного на экспорт товара и стоимостью, указанной в приложении №1 к контракту, а,  с другой стороны, основывались на отсутствии информации в свифт-сообщении относительно того, кем, почему и в каких  целях был произведен платеж.

        Но  если  инспекция самостоятельно не устранила сомнения, обращаясь с  запросом в банк, то и  оснований для привлечения к налоговой ответственности не должно было возникнуть, поскольку в п.6 ст.108 НК РФ (общие условия привлечения к  ответственности за совершение налогового правонарушения) указано, что  обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о  факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

     Вина  общества ничем  не доказана. Оно  представило по  существу тот документ (банковскую выписку), который назван в п.п.2 п.1 ст.165 НК РФ. Законодатель иного не предусмотрел.

    Выписка банка  действительно не содержит   необходимой информации о том, от кого поступают денежные средства.

    Свифт-сообщение имеет такой объем  текстовой информации, что осмыслить действительное  его содержание  затруднительно, даже  если  иметь ввиду его перевод.  Поэтому  необходимо было либо напрямую  сформулировать  правильный   запрос банку, чтобы  специалисты банка -  агента  валютного контроля детально дали  пояснение о характере платежа и его   соотносимости  с исполнением контракта  от 22.04.2004г. №01/04/2004г., либо  воспользоваться правилами ст.88 НК РФ и истребовать у налогоплательщика  дополнительные  сведения, получить от него  документы и объяснения.

      По существу общество смогло  получить  из  банка  разъяснительное письмо, в котором сообщается, что зачисленная на транзитный валютный счет общества валюта в сумме  57 619,36 долларов США является выручкой по вышеназванному контракту и была получена посредством аккредитива, открытого иностранным контрагентом  в национальном  банке (Лондон). Указаны в этом письме  и номер  ГТД и ассортимент экспортированного товара (л.д.69).

       Однако  прибегнуть к необходимости  получения в банке такого разъяснительного письма общество было  вынуждено не в связи с истребованием дополнительных сведений в рамках правил ст.88 НК РФ и даже не в связи  с уведомлением его  о сложившемся результате самой налоговой проверки, а в  связи  с  вручением ему уже изготовленного решения о привлечении его к налоговой ответственности.

       То есть инспекция, уклонившись от необходимости истребования дополнительных сведений и от  необходимости поставить общество в  известность о намерении решать вопрос о налоговой ответственности, вынесла оспариваемое решение в заочном порядке.

        Статьей 101 НК РФ предусмотрена возможность участия должностных лиц организации- налогоплательщика или  его представителя в рассмотрении  материалов проверки. В данном  случае они рассматривались   в отношении общества, которое имело право представлять свои интересы в этом спорном  правоотношении через своего представителя. Однако это  право,  предусмотренное п.п.6 п.1 ст.21 НК РФ, было  инспекцией нарушено. В известность о намерениях привлечь  общество  к налоговой  ответственности инспекция его не поставило.

      Правила производства  по делу  о налоговом  правонарушении универсальны. Нет иного порядка, который бы отличался от того, который установлен. И  отличие  камеральной проверки от выездной не позволяет налоговому органу пользоваться отсутствием  возражений  и рассматривать  материалы проверки без  извещения о времени  и месте их  рассмотрения только исходя из того, что в главе 14 кодекса нет  нормы, обязывающей оформлять камеральную проверку актом и выдавать, соответственно, его копию налогоплательщику.

      В любом случае налогоплательщик не может быть  лишен права сообщить о своих возражениях на результаты любой налоговой проверки.

      В п.1ст.10 НК РФ указано, что порядок привлечения к  ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляется в порядке, установленном  главами 14, 15 НК РФ.

      И если  налоговый орган  решается на то, чтобы рассмотреть материалы налоговой проверки в целях привлечения налогоплательщика к  налоговой ответственности, то иного порядка, кроме того, что установлен статьей 101 НК РФ, не существует, а значит  неуведомление инспекцией общества о результатах проверки и рассмотрение её материалов представляет  собой  нарушение пункта 1 ст.10 НК РФ.

    Совокупность имеющихся у общества документов  позволяет признать законным и обоснованным использование им ставки 0 процентов по той выручке,  что была  им  задекларирована.

     Доводы отзыва о том, что  была получена на банковский счет выручка в  меньшей сумме, по сравнению со стоимостью вывезенного товара, отклоняются как безосновательные.  Инспекция сама смогла выявить причину зачисления ее в меньшей сумме, определив  размер  комиссии банка.  Кроме того,  общество  применяло  ставку  0 процентов не в отношении стоимости товара, а  в  отношении реальной  выручки, как  и предусмотрено нормами главы 21 НК РФ.

        Фактически  законных оснований  для  вынесения оспариваемого решения у инспекции не было, как исходя из установленных обстоятельств, так  исходя и из  нарушений прав  налогоплательщика при производстве  по   делу о налоговом правонарушении.

         Неуплата обществом налога не доказана.

         Пеня является мерой обеспечения  исполнения  обязанности  налогоплательщика, а не мерой налоговой ответственности, однако в оспариваемом решении ее начисление  состоялось по поводу привлечения общества к налоговой ответственности с применением ст.75 НК РФ.

        Заявление общества  признано  обоснованным и подлежащим  удовлетворению.

        Руководствуясь статьями 104,201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

     Решение от 05 марта 2005г. №12-09/6304, вынесенное  межрайонной инспекцией ФНС России №7 по Санкт-Петербургу, признать   недействительным, как  не соответствующее п.1 ст.10, п.6 ст.108 Налогового Кодекса РФ.

      Возвратить  заявителю уплаченную им  госпошлину в сумме 2000 руб.

Судья                                                                                          Ю.П. Левченко.