ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-19268/2010 от 26.05.2010 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

02 июня 2010 года Дело № А56-19268/2010

Резолютивная часть решения объявлена 26 мая 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 02 июня 2010 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи Баталовой Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.А.Рудневой

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "Спин"

заинтересованные лица: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка

о признании недействительными Решение и Распоряжения

при участии

- от заявителя: пред. ФИО1 дов. от 09.04.2010, б/номера, пред. ФИО2 дов. от 08.04.2010, б/номера

- от заинтересованного лица: от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу - пред. ФИО3 дов. от 26.04.2010 78В № 605440, пред. Буйволов М.Ю. дов. от 24.03.2010, без номера, от Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка – пред. ФИО4 дов. от 21.12.2009 № 03/64; после перерыва от Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка – пред. ФИО5 дов. от 25.02.2010, без номера

установил:

ООО «Спин» просит признать недействительными Решение Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирования) о приостановлении действия лицензии от 07.04.2010 № 0145-п и Распоряжение Межрегионального Управления Росалкогольрегулирования по Северо-Западному федеральному округу о снятии остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для её производства, а также пломбировании оборудования и коммуникаций № 20-ОСТ от 10.04.2010, так как обжалуемые акты приняты при отсутствии оснований для приостановления лицензии, приостановление действия лицензии по деятельности не связанной с обнаруженными нарушениями.

Ответчики заявленных требований не признали. Ссылаясь на обоснованность своих действий и установленных проверкой нарушений лицензируемой деятельности.

Ответчики заявили ходатайство о передаче дела в Арбитражный суд г. Москвы по подсудности.

Ходатайство удовлетворению не подлежит по следующим основаниям. Заявитель вправе объединить в одном заявлении несколько требований, связанных между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам (ч. 1 ст. 130 АПК РФ). Требования о признании недействительными Распоряжения Межрегионального Управления Росалкогольрегулирования по Северо-Западному федеральному округу о снятии остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для её производства, а также пломбировании оборудования и коммуникаций № 20-ОСТ от 10.04.2010 и Решения Росалкогольрегулирования о приостановлении действия лицензии от 07.04.2010 № 0145-п — оспариваемые по настоящему делу связаны между собой и по основаниям возникновения и по представленным доказательствам. Оба оспариваемых документа связаны с приостановлением деятельности ООО «Спин».

Подача ООО «Спин» заявления в Арбитражный суд по месту нахождения одного из ответчиков соответствует требованиям ч. 2 ст. 36 АПК РФ.

Право заявителя избрать в данных обстоятельствах арбитражный суд по своему усмотрению установлено федеральным законом и подтверждается судебной практикой, в том числе Конституционного суда Российской Федерации.

Суду не предоставлено прав для изменения подсудности и дело, принятое с соблюдением правил подсудности, подлежит рассмотрению тем же судом, хотя бы в дальнейшем оно стало подсудным другому арбитражному суду (ч. 1 ст. 39 АПК РФ).

Оснований для передачи дела в другой суд, предусмотренных ч. 2 ст. 39 АПК РФ, в деле не имеется.

Исходя из изложенных законодательных положений, применение судом ч. 3 ст. 130 АПК РФ не может быть использовано для изменения подсудности одного из дел.

Дело рассмотрено по-существу, в соответствии с требованиями статей 200, 201 АПК РФ.

ООО «Спин» имеет действующие лицензии: лицензия Федеральной налоговой службы Б 068818 регистрационный номер 2268 от 14.07.2009 на осуществление «производства, хранения и поставки произведенных спиртных напитков» и лицензия Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области Б 099153 регистрационный номер 0357 от 26.06.2009 на осуществление деятельности «закупка, хранение и поставка алкогольной продукции».

Решением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее — Росалкогольрегулирование) от 07.04.2010 № 0145-п было приостановлено на один месяц со дня принятия Решения действие лицензии Б 068818 регистрационный номер 2268 от 14.07.2009 «на производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков», выданной ООО «Спин» в связи «с использованием основного технологического оборудования, предназначенного для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и не оснащенного автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Единую государственную автоматизированную информационную систему в соответствии со ст. 8 Закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Решение принято на основании п. 1 ст. 20 того же Закона (л.д. 23).

Во исполнение Решения Росалкогольрегулирования от 07.04.2010 № 0145-п Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу Распоряжением от 10.04.2010 № 20-ост произвело снятие остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также опломбирование оборудования и коммуникаций в целях исключения производства и реализации алкогольной продукции.

Обжалуя Решение и Распоряжение ООО «Спин» указало, что на предприятии на момент проверки и принятия решения о приостановлении действия лицензии было установлено все необходимое оборудование, обеспечивающее получение и передачу сведений в ЕГАИС об обороте производимой продукции.

В обоснование этого обстоятельства ООО «Спин» представило документы, совокупность которых доказывает наличие автоматических средств измерения, учета и передачи информации об обороте алкогольной продукции:

— Договор от 10.05.2009 № ЕС-07/92-ПАП с ФГУП «ЦентрИНФОРМ» на подключение соответствующих технических средств о фиксации такой информации и передаче ее в ЕГАИС и сопровождении этого процесса;

— ФГУП «ЦентрИНФОРМ» и ООО «Спин» 10.05.2009 составили акт обследования, подтверждающий наличие оборудования, средств защиты информации, наличие необходимых помещений и квалифицированного персонала;

— Предприятие и Общество составляют ежемесячные акты об исполнении работы по сопровождению процесса фиксации и передачи информации в ЕГАИС и СЗИ;

— у Общества имеются утвержденные в установленном порядке схемы оснащения линий розлива приборами учета и опломбирования их;

— представлены Решение от 02.07.2009 Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области о допустимости оснащения основного технологического оборудования линии розлива алкогольной продукции №1 (АСИ «АЛКО-1) в соответствии со схемой; акт опломбирования приборов учета объема спирта этилового, произведенной алкогольной продукции, установленных на предприятии 26 мая-17 июня 2009 года; договор купли-продажи оборудования от 10 апреля 2009 года № ЭКО-Юл/02/08; технические паспорта на измерительные приборы; договоры от 01.01.2009 № 239/0 и № 240/0 с ООО «ПИТ-СПЕЦПРИБОРСЕРВИС» - на обслуживание измерительных систем; схемы оснащения с опломбированием измерительных средств на линиях розлива; письмо ФГУП «ЦентрИнформ» от 19 мая 2010 № 1171, подтверждающее наличие средств измерения и фиксации; письмо ООО «ПИТ-СПЕЦПРИБОРСЕРВИС» от 20.05.2010 № 20/05-1, подтверждающее наличие средств измерения и фиксации; акт обследования организации на предмет возможности использования нового основного технологического оборудования для производства алкогольной продукции (водки) от 19 января 2010 года. Обследование, оформленное этим актом, проводилось по заявлению ООО «СПИН» на использование нового технологического оборудования (линия 3), дополнительно к уже используемому; журнал № 1 регистрации результатов автоматизированного учета алкогольной продукции.

Доводы представителя Межрегионального Управления Росалкогольрегулирования по Северо-Западному федеральному округу по Протоколу осмотра № 8 от 02.02.2010 и Акту документальной проверки от 12.02.2010 № 15-ВДП не подтверждают обоснованности приостановления действия лицензии Б 068818.

Представитель Межрегионального Управления Росалкогольрегулирования по Северо-Западному федеральному округу ссылается на безусловную доказанность отсутствия соответствующих средств фиксации при возврате спирта ООО ИПК «Майский», однако и это обстоятельство не связано с действием приостановленной лицензии.

В Решении Росалкогольрегулирования № 0145-п от 07.04.2010 отсутствуют сведения о том, какая именно измерительная техника отсутствует и каким образом установлены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления действия лицензии. Решение немотивированно, ссылка на нарушение п. 1 ст. 20 ФЗ № 171-ФЗ от 22.11.1995 не достаточна для обоснованности принятия решения о приостановлении действия лицензии; таким образом, фактические обстоятельства приостановления действия лицензии не указаны. Не установлены и правовые основания принятия решения, так как и ст. 8 и п. 1 ст. 20 ФЗ № 171-ФЗ содержат многочисленные обязанности организаций, использующих оборудование для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и оснований для приостановления действия лицензии. Отсутствие мотивированного обоснования является нарушением п. 4 ст. 20 ФЗ № 171-ФЗ.

В дело представлены: Протокол осмотра № 8 от 02.02.2010, Возражения к Протоколу осмотра № 8 от 02.02.2010, Приказ Межрегионального Управления Росалкогольрегулирования о внеплановой проверке ООО «Спин» от 09.02.2010 № 15-ВДП, Акт внеплановой документарной проверки, проведенной Управлением, № 15-ВДП от 12.02.2010.

В Протоколе осмотра отражены следующие замечания: при визуальном осмотре невозможно сверить голографические наклейки на трубопроводной арматуре и приборах системы учета АЛКО-3, отсутствие складских приспособлений и складской техники на складе готовой продукции, проведение ремонта в помещении склада, несоответствие плану эвакуации мест расположения средств пожаротушения, ограничение доступа к ним, отсутствие у них сроков годности (при одном просроченном), недостача спирта. По итогам протокола указано на то, что: в ходе проверки полноты сведений, отраженных в единой государственной автоматизированной информационной системе, установлено, что товарно-транспортные накладные на возврат этилового спирта в адрес ООО Инновационный производственный комбинат «Майский» от 11.01.2010 № 1 и от 14.01.2010 № 2 не зафиксированы в базе данных ЕГАИС. Возврат спирта поставщику проводился без использования автоматических средств измерения и учета, таким образом, возврат этилового спирта не зафиксирован в ЕГАИС. Товарно-транспортные накладные внесены в ЕГАИС 02.02.2010.

Фиксация сведений по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции не осуществляется ввиду отсутствия программно-технического комплекса ЕГАИС. По данному факту представлено объяснение заместителя генерального директора ООО «Спин» ФИО6, что в процессе лицензирования деятельности по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции установки комплекса ЕГАИС для фиксации сведений об обороте не требовали, и он не был установлен и подключен.

Общество представило документы, подтверждающие надлежащую установку и опломбирование оборудования, фиксацию повреждений.

Как следует из Протокола, установлено отсутствие оборудования для фиксации сведений по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции, в том числе мерников при возврате спирта в адрес ООО ИПК «Майский».

В Акте проверки от 12.02.2010 № 15-ВДП указано на то, что в декларации об объемах поставки алкогольной продукции не отражены накладные на закупку алкогольной продукции, дефекты голографических наклеек, повреждение пломб на клапан-автомат розлива.

Из текстов упомянутых Протокола и Акта следует, что отсутствие средств фиксации установленных на оборудовании, связано с лицензией от 26.06.2009 Б 099153 (закупка, хранение и поставка) на странице 5 Акта от 12.02.2010 № 15-ВДП. Возврат спирта ООО ИПК «Майский» так же связан с деятельностью по той же лицензии.

Из документов не усматривается факт отсутствия оснащения автоматическими средствами измерения основного технологического оборудовании, связанного с производством алкогольной продукции, то есть с деятельностью по лицензии Б 099153 от 14.07.2009, то есть закупка, хранения и поставка.

По этой же лицензии проводилась проверка деклараций, что отражено на странице 3 Акта проверки.

Возврат купленного у ООО ИПК «Майский» спирта с неповеренными мерниками, так же связан с осуществлением деятельности по лицензии Б 099153 — спирт куплен и возвращен, но не произведен.

Как уже указывалось, ООО «Спин» имеет две действующие лицензии:

— Б 068818 на производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков (водки, ликероводочных изделий), выданную 14.07.2009 Федеральной налоговой службой регистрационный номер лицензии 2268. Срок действия лицензии с 14.07.2009 по 19.05.2010 (производственная лицензия);

— Б 099153 на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции, выданную 26.06.2009 Управлением Федеральной налоговой службы по Ленинградской области, регистрационный номер лицензии 0357. Срок действия лицензии с 26.06.2009 по 19.05.2010 (оптовая лицензия).

Деятельность по указанным лицензиям ведется раздельно для целей учета и контроля. Произведенная и закупаемая продукция размещаются в различных помещениях. Это следует из самих лицензий, условий их выдачи и подтверждается данными проверки.

Доказательств отсутствия автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции техническими средствами фиксации передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС на основном технологическом оборудовании, предназначенном для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Протоколе осмотра и Акте проверки не отражено.

Факт установления работающей аппаратуры учета на основном технологическом оборудовании, предназначенном для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции доказан Обществом, подтвержден документально и не опровергнут данными проверки.

Представленными документами не доказан состав нарушения, описанный в п. 1 ст. 20 ФЗ № 171-ФЗ «использование основного технологического оборудования, предназначенного для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и не оснащенного автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему в соответствии с требованиями Федерального закона», поскольку в Протоколе указано, что производство не осуществляется, отсутствие измерительного оборудования не отрицалось, отмечено только нарушение деятельности по закупке, хранению и поставке.

Таким образом, в деятельности, осуществляемой по лицензии Б 068778, обстоятельств, влекущих приостановление ее действия, не установлено.

При недоказанности обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 20 ФЗ № 171-ФЗ от 22.11.1995, Решение о приостановлении действия лицензии незаконно.

Снятие остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также опломбирование оборудования и коммуникаций в целях исключения производства и реализации осуществляется после принятия решения о приостановлении действия лицензии п. 1 ст. 20 ФЗ № 171-ФЗ от 22.11.1995. Поскольку недействительным признано Решение о приостановлении действия лицензии, недействительными являются и мероприятия, осуществленные в целях реализации недействительного Решения.

Руководствуясь ст.ст. 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Ходатайство Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка о передаче дела по подсудности оставить без удовлетворения.

Признать недействительными Решение № 0145-п от 07.04.2010 принятое Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирования) и Распоряжение о снятии остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для её производства, а также пломбировании оборудования и коммуникаций № 20-ОСТ от 10.04.2010, принятое Межрегиональным Управлением Росалкогольрегулирования по Северо-Западному федеральному округу.

Выдать ООО «Спин» справку на возврат госпошлины по делу и обеспечительным мерам в размере 6000 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

Судья Баталова Л.А.