ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-19508/10 от 30.06.2010 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

05 июля 2010 года Дело № А56-19508/2010

Резолютивная часть решения объявлена 30 июня 2010 года. Полный текст решения изготовлен 05 июля 2010 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Грановой Е.А.  ,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жуковой С.Н.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель ФГУП "РОСТЭК"

заинтересованное лицо Выборгская таможня

об оспаривании действий таможенного органа

при участии

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 15.01.2010 №23-д

ФИО2 по доверенности от 24.11.2009 №168-д

от заинтересованного лица – ФИО3 по доверенности от 11.01.2010 №05-01/00155

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие «РОСТЭК» (далее - ФГУП, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконными действий Выборгской таможни (далее - Таможня) по отказу в исключении из базы данных о задолженности по уплате таможенных платежей и пени участников ВЭД и формы «11-ДОЛГ», сформулированном в письме от 09.03.20101 № 11—01/05755 и обязании таможни исключить ФГУП из базы данных о задолженности по уплате таможенных платежей и пени участников ВЭД и формы «11-ДОЛГ».

В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования, указав, что требования таможни о взыскании задолженности по пеням отменены решениями Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области в связи с нарушением срока их выставления. В связи с непогашенной задолженностью по пеням, таможней ФГУП внесено в Общероссийскую базу должников перед таможенными органами, что служит основанием для невозврата излишне взысканных с ФГУП денежных средств другими таможенными органами.

Представитель Таможни возражал против удовлетворения требований по мотивам, изложенным в отзыве на заявление, полагая, что действия таможни законны и обоснованны, оснований для удовлетворения требований Общества нет.

Изучив материалы дела, заслушав и оценив доводы сторон, суд установил следующие обстоятельства:

Выборгской таможней выставлены требования №№96, 97 от 04.04.2006 об уплате пеней в адрес ФГУП. Не согласившись с выставленными требованиями, ФГУП оспорило их в Арбитражном суде. Решениями Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делам № А556-31574/2006, А56-31576/2006 требования признаны недействительными в связи с нарушением срока их выставления.

В 2009 году в рамках дела № А56-5585/2009 ФГУП заявляло требование о признании действий таможенного органа по включению заявителя в Общероссийскую базу должников перед таможенными органами, признании задолженности, числящейся за ФГУП, безнадежной, понуждении таможенного органа исключить ФГУП из Общероссийской базы должников перед таможенными органами, однако, впоследствии отказалось от иска и производство по данному дел Арбитражным Судом было прекращено.

После вступления решений Арбитражного суда в законную силу, ФГУП обратилось в таможню с письмом от 01.02.2010 № 04-07/362, в котором просило исключить ФГУП из Общероссийской базы должников перед таможенными органами. В ответе от 09.03.2010 № 11—01/05755 таможенный орган отказал в исключении из Общероссийской базы должников перед таможенными органами, сославшись на невозможность совершения указанных действий.

Не согласившись с полученным отказом, ФГУП обжаловало его в Арбитражный суд.

Выслушав мнение представителей сторон, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленного требования, исходя из следующего:

В соответствии с п. 1 ст. 59 НК РФ недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:

- по федеральным налогам и сборам – Правительством Российской Федерации;

- по региональным и местным налогам и сборам – соответственно исполнительными органами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ст. 59 НК РФ правила, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням.

Таким образом, порядок списания безнадежных ко взысканию сумм налогов, пени и штрафов устанавливается Правительством Российской Федерации.

12.02.2001 Правительством Российской Федерации было издано Постановление № 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам".

В соответствии с пунктами 5 и 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 г. N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам - в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 8, ст. 752; 2002, № 34, ст. 3297; 2004, № 48, ст. 4802) разработан Порядок принятия решения о признании безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, образовавшимся в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации (далее - Порядок) (Приказ Минфина России от 14.09.2005 № 117н, зарегистрирован в Минюсте России 18.10.2005 № 7075), который определяет порядок принятия таможенными органами решений о признании безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, образовавшимся в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации (далее - задолженность).

Пунктом 2 Порядка установлено, что основаниями для принятия решения о признании безнадежной к взысканию и списания задолженности являются:

а) ликвидация организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) признание банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;

в) копии определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства (в случае признания должника банкротом), заверенной гербовой печатью соответствующего арбитражного суда;

г) копии решения арбитражного суда о признании должника банкротом, заверенной гербовой печатью соответствующего арбитражного суда;

д) выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, содержащей сведения о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

е) копии свидетельства о смерти физического лица либо копии судебного решения об объявлении физического лица умершим либо выписки из книги государственной регистрации актов гражданского состояния, выданной органом записи актов гражданского состояния и заверенной им, подтверждающей регистрацию факта смерти физического лица;

ж) представления комиссии таможенного органа;

з) заключения вышестоящего таможенного органа;

и) выписки из формы отчетности, которая ведется таможенными органами, об учитываемых суммах задолженности на первое число отчетного месяца, в котором комиссия таможенного органа рассматривает документы о данной задолженности;

к) оригиналов либо заверенных копий иных документов, имеющихся в таможенном органе по факту задолженности (требований об уплате таможенных платежей, расчетов сумм задолженности, решений о взыскании денежных средств в бесспорном порядке, инкассовых поручений (распоряжений) на списание денежных средств со счетов должника, постановлений о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пеней за просрочку уплаты таможенных платежей за счет имущества организации-должника, судебных актов и других документов, подтверждающих выполнении таможенным органом всех необходимых мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по своевременному и надлежащему взысканию с должника причитающихся сумм задолженности).

Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимает начальник таможенного органа при наличии соответствующих документов (п. 4 Порядка).

Иного порядка списания задолженности по федеральным налогам и сборам, образовавшимся в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации в отношении юридических лиц не существует. Список оснований для исключения из базы данных о задолженности по уплате таможенных платежей и пени участников ВЭД и формы «11-ДОЛГ» является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.

ФГУП является действующей организацией, не признано банкротом и не ликвидировано, следовательно, задолженность не может быть признана безнадежной и ФГУП не может быть исключено из базы данных о задолженности по уплате таможенных платежей и пени участников ВЭД и формы «11-ДОЛГ».

Основание для удовлетворения требования, как его заявило Общество – нарушение его прав при обращении в другие таможенные органы и получении отказа в возврате денежных средств, судом отклоняется, как не основанное на нормах права.

Поскольку ФГУП в 2009 году уже заявляло требование о понуждении таможенного органа исключить ФГУП из базы данных о задолженности по уплате таможенных платежей и пени участников ВЭД и формы «11-ДОЛГ, в дальнейшем от иска отказалось, в соответствии с правилами пп.2 п.1 ст. 150 АПК РФ, производство по делу в части указанного требования подлежит прекращению, поскольку указанные требования являются идентичными.

Руководствуясь статьями 150, 198-201, Арбитражного процессуального кодекса
РоссийскойФедерации,арбитражныйсуд

решил:

Прекратить производство по делу в части требования об обязании Выборгской
 таможни исключить ФГУП «РОСТЭК» из базы данных о задолженности по уплате таможенных платежей и пени участников ВЭД и формы «11-ДОЛГ»;

В удовлетворении требования о признании незаконными действий Выборгской таможни по отказу в исключении из базы данных о задолженности по уплате таможенных платежей и пени участников ВЭД и формы «11-ДОЛГ», сформулированном в письме от 09.03.20101 № 11—01/05755 отказать;

На решение может быть подана апелляционная жалоба в тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья Гранова Е.А.