ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-19668/15 от 30.04.2015 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

12 мая 2015 года                                                                 Дело № А56-19668/2015

Резолютивная часть решения объявлена апреля 2015 года . Полный текст решения изготовлен мая 2015 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: судьи Терешенкова А.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Клипацкой О.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель - Открытое акционерное общество "Машиностроительный завод "Арсенал"

заинтересованное лицо - Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

о признании незаконным постановления

при участии

от заявителя: ФИО1, по доверенности от 24.04.2015; ФИО2, по доверенности от 21.04.2015;    

от заинтересованного лица: ФИО3, по доверенности от 11.12.2014; 

установил:

Открытое акционерное общество "Машиностроительный завод "Арсенал" (далее – Общество, заявитель, ОАО «МЗ «Арсенал») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Управление,  Ростехнадзор) от 16.03.2015 № 19-796-458/ПС, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением административного штрафа в размере 210 000 руб.

На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв с 11 час. 11 мин. 27 апреля 2015 года до 13 час. 53 мин. 30 апреля 2015 года. После перерыва судебное заседание продолжено.            

В судебном заседании представители Общества поддержали заявленные требования.

Представитель Управления возражал против заявленных требований, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого постановления.

Дело рассмотрено в порядке, установленном статьями 210, 211 АПК РФ.

Материалами дела установлено следующее.

В период с 12.02.2015 по 26.02.2015 на основании распоряжения заместителя руководителя Северо-Западного управления Ростехнадзора от 27.01.2015 № 19-11-796/Рк в отношении ОАО «МЗ «Арсенал» Управлением с целью осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, в соответствии с ежегодным планом проведения проверок, утвержденным приказом Северо-Западного управления Ростехнадзора от 31.10.2014 № 278-од, проведена плановая выездная проверка опасного производственного объекта:

-сеть газопотребления ОАО «МЗ «Арсенал», Санкт-Петербург, ул. Комсомола, 1-3, 195009, зем.уч.: литер БШ; Г1;АО, здание: литер АЛ;

-площадка компрессорной станции, Санкт-Петербург, ул. Комсомола, 1-3, 195009; зем. участок: литер БЛ; литер АР;

-цех кузнечно-штамповочный, Санкт-Петербург, ул. Комсомола, 1-3, 195009; здание: литер АЛ.

По результатам проверки 26.02.2015 Управлением составлен акт № 19-11-796-1311/А, в котором отражены следующие нарушения промышленной безопасности:

1. В связи с изменениями, внесенными 15.04.2014 в Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов, не переоформлена лицензия № ВП-19-002411 от 02.07.2010, на вид деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности и на осуществление деятельности по критерию: использование (эксплуатация) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия; иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,007 мегапаскаля (ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; п.7 Приложения к Положению о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности),

2.Производственные инструкции не выданы персоналу под расписку (п.218ж Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утв. приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116).

3.Хранение и ведение технической документации не соответствует требованиям (п.218 д) Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утв. приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116.

4.Положение о ПК подлежит переработке в связи с наличием ссылок на отмененную НТД (ст.11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» от 10.03.1999 № 263).

5.Не определен объем и периодичность по ремонту и техническому обслуживанию оборудования под давлением и его элементов, осуществляемых ООО «Экс Сити» на основании договора от 01.06.2014 № ЭК/Тои РИС-140601-004 (п.219 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под давлением», утвержденные приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116).

6.Специалистом, ответственным за осуществление ПК, не проводится должным образом контроль за соблюдением требований Федеральных норм и правил и законодательства РФ в области промышленной безопасности (п.225в Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утв. приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 №116).

7.Специалистом, ответственным за осуществление ПК, не соблюдается порядок допуска рабочих, а также выдачу им под роспись производственных инструкций (п.225д Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утв. приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 №116).

8.         Штат сотрудников ЗАО «МЗ «Арсенал» не укомплектован
сотрудниками, осуществляющими эксплуатацию опасных производственных
объектов (статья 9 Федерального закона «О промышленной безопасности
опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ).

02.03.2015 должностным лицом Управления составлен протокол № 19-796-440/ПТ по признакам совершения Обществом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Постановлением Управления от 16.03.2015 № 19-796-458/ПС Общество привлечено к административной ответственности в соответствии с вышеуказанной квалификацией с назначением наказания в виде штрафа в размере 210 000 рублей.

Не согласившись с постановлением Управления, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ (далее - Закон № 116-ФЗ) под промышленной безопасностью опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность) понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Опасными производственными объектами в соответствии с Законом № 116-ФЗ являются предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Закону № 116-ФЗ (статья 2 Закона № 116-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения Закона № 116-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.

Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ установлена ответственность юридического лица за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов в виде штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с п.5 ст.10 Федерального закона от 04.03.2013 № 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон   "О   промышленной   безопасности   опасных   производственных   объектов", предоставленные   до   1   июля   2013   года  лицензии   на   эксплуатацию   взрывопожароопасных производственных объектов и лицензии на эксплуатацию химически опасных производственных объектов сохраняют свое действие после дня вступления всилу настоящего Федерального закона и предоставляют их лицензиатам право осуществлять эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, П иШклассов опасности всоответствии с перечнем выполняемых работ, указанным втаких лицензиях. К таким лицензиям применяются положения законодательства Российской Федерации, регулирующие лицензирование деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. Таким образом, лицензия № ВП-19-002411от 02.07.2010является действующей.

Согласно пп. ж п. 218 приказа Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116, организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию оборудования под давлением (эксплуатирующая организация), должны обеспечить содержание оборудования под давлением в исправном состоянии и безопасные условия его эксплуатации. В этих целях необходимо: обеспечить рабочих, осуществляющих   эксплуатацию   оборудования   под   давлением,   производственными инструкциями,   определяющими   их   обязанности,   порядок  безопасного   производства  работ  и ответственность. Производственные инструкции персоналу должны выдавать под расписку перед допуском их к работе.

Из пп. д п. 225 приказа Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116 следует, что специалист, ответственный за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением, должен в том числе, д) проверять соблюдение установленного порядка допуска рабочих, а также выдачу им производственных инструкций.

Как следует из пп. д п. 218  приказа Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116, организация, индивидуальный предприниматель,  осуществляющие эксплуатацию оборудования под давлением (эксплуатирующая организация), должны обеспечить содержание оборудования под давлением в исправном состоянии и безопасные условия его эксплуатации. В этих целях необходимо:   утвердить перечень нормативных документов, применяемых в эксплуатирующей организации для обеспечения требований промышленной безопасности, установленных законодательством Российской Федерации и настоящими ФНП.

В соответствии с пп. 1 п. 11 Закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 31.12.2014) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением   требований   промышленной   безопасности   в   соответствии   с   требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

В п. 219 приказа Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116 указано, что проведение планово-предупредительных ремонтов, для обеспечения содержания оборудования под давлением в исправном (работоспособном) состоянии и предотвращения риска аварийных ситуаций, эксплуатирующая организация осуществляет силами собственных подразделений и (или) с привлечением специализированных организаций. Объем и периодичность работ по ремонту и техническому обслуживанию оборудования под давлением и его элементов определяется графиком, утверждаемым техническим руководителем эксплуатирующей организации с учетом требований, указанных в руководствах (инструкциях) по эксплуатации, а также информации о текущем состоянии оборудования, полученной по результатам технических освидетельствований (диагностирования) и эксплуатационного контроля при работе оборудования под давлением.

Из пп. в п. 225 приказа Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116, специалист, ответственный за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением, должен: в) осуществлять контроль за соблюдением требований настоящих ФНП и законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности при эксплуатации оборудования под давлением, при выявлении нарушений требований промышленной безопасности выдавать  обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений и контролировать их выполнение, а также выполнение предписаний, выданных представителем Ростехнадзора и иных уполномоченных органов.

Всоответствии с п. 1 ст. 9 Закона № 116-ФЗ (ред. от 31.12.2014) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями.

ВПриложении №1 к приказу Ростехнадзора №116 от 25.03.2014 указано, что эксплуатирующая организация - юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), осуществляющее эксплуатацию ОПО, на котором используется (эксплуатируется) оборудование, работающее под избыточным давлением (источник повышенной опасности), в силу принадлежащего ему права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления либо по другим основаниям (по договору аренды, в силу распоряжения компетентного органа о передаче источника повышенной опасности).

Вп. 218 приказа Ростехнадзора №116 от 25.03.2014 указано, что организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию оборудования под давлением (эксплуатирующая организация), должны обеспечить содержание оборудования под давлением в исправном состоянии и безопасные условия его эксплуатации, для чего б) назначить приказом из числа специалистов, прошедших в соответствии с пунктом 224настоящих ФНПаттестацию в области промышленной безопасности, ответственного (ответственных) за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением, а также ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением. Ответственный за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением не может совмещать обязанности ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением; в) назначить необходимое количество лиц обслуживающего оборудование персонала (рабочих) не моложе восемнадцатилетнего возраста, удовлетворяющего квалификационным требованиям, не имеющего медицинских противопоказаний к указанной работе и допущенного в установленном порядке к самостоятельной работе.

Из п.222 приказа Ростехнадзора №116 от 25.03.2014 следует, что количество ответственных лиц, указанных в подпункте "б" пункта 218 настоящих ФНП, и (или) численность службы производственного контроля и ее структура должны быть определены эксплуатирующей организацией с учетом вида оборудования, его количества, условий эксплуатации и требований эксплуатационной документации, исходя из расчета времени, необходимого для своевременного и качественного выполнения обязанностей, возложенных на ответственных лиц должностными инструкциями и распорядительными документами эксплуатирующей организации.

В п.14 приказа Ростехнадзора от 15.11.2013 № 542 отмечено, что эксплуатация сетей газораспределения и газопотребления ТЭС должна осуществляться оперативным персоналом и газовой службой предприятия либо специализированной организацией по договору, оформленному в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с п. 2.1.1. приказа Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок", эксплуатация тепловых энергоустановок организации осуществляется подготовленным теплоэнергетическим персоналом. В зависимости от объема и сложности работ по эксплуатации тепловых энергоустановок в организации создается энергослужба, укомплектованная соответствующим по квалификации теплоэнергетическим персоналом. Допускается проводить эксплуатацию тепловых энергоустановок специализированной организацией.

Вместе с тем, суд установил, что административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении допущены существенные процессуальные нарушения, являющиеся основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.

Пунктом 3 статьи 26.2 КоАП РФ установлено, что не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Проверка проводилась на основании Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон № 294-ФЗ).

Как указано в части 1 Закона № 294-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе (статья 14 Закона № 294-ФЗ).

Согласно части 12 статьи 9 Закона № 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

В силу части 1 статьи 20 Закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ нарушение требований, предусмотренных частью 12 статьи 9 названного закона (в части срока уведомления о проведении проверки) отнесено к грубым нарушениям законодательства при осуществлении контроля.

На основании статьи 191 Гражданского кодекса РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Таким образом, лицо, в отношении которого осуществляются контрольные мероприятия, должно быть уведомлено о проведении проверки не менее чем за три рабочих дня до ее начала. Нарушение данного срока является грубым нарушением законодательства при осуществлении контроля. Результаты проверки, проведенной органом государственного надзора с нарушением требований, предусмотренных частью 12 статьи 9 Закона № 294-ФЗ (в части срока уведомления о проведении проверки), не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом государственного надзора или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Правоприменительная практика, в частности судебная практика, также свидетельствует о том, что лицо, в отношении которого осуществляются контрольные мероприятия, должно быть уведомлено органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за три рабочих дня до начала ее проведения.

Из материалов дела следует, что в нарушение требований части 12 статьи 9 Закона № 294-ФЗ распоряжение о проведении плановой проверки получено Обществом менее чем за три рабочих дня до проведения проверки – 09.02.2015 по электронной почте.

Из текста постановления следует, что проверка начата 12.02.2015.

Таким образом, Управлением допущено грубое нарушение срока уведомления о проведении проверки, предусмотренного частью 12 статьи 9 Закона № 294-ФЗ, в связи с чем, сведения о виновности Общества в рассматриваемом случае получены с нарушением закона и основаны на недопустимых доказательствах.

При таких обстоятельствах, требования Общества подлежат удовлетворению, а оспариваемое постановление признанию незаконным и необоснованным.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

            Признать незаконным и отменить постановление от 16.03.2015 № 19-796-458/ПС Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о назначении ОАО "Машиностроительный завод "Арсенал" административного наказания по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ в виде административного штрафа 210 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.

Судья                                                                          Терешенков А.Г.