Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
22 мая 2013 года Дело № А56-20205/2013
Резолютивная часть решения объявлена 16 мая 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 22 мая 2013 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе: судьи Буткевич Л.Ю. ,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Галец Т.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Северная Осетия-Алания
заинтересованное лицо Открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком»
о привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ
при участии
от заявителя – ФИО1 (доверенность от 13.05.2013 № 03-02/15)
от заинтересованного лица – ФИО2 (доверенность от 14.08.2012 № 34052)
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Северная Осетия-Алания (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении Открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (далее – заинтересованное лицо, Общество) к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Определением суда от 12.04.2013 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 АПК РФ.
Определением от 15.04.2013 суд перешел к рассмотрения дела по общим правилам искового производства (по правилам административного судопроизводства), в связи с необходимостью выяснить дополнительные обстоятельства и исследовать дополнительные доказательства по делу.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования в полном объеме.
Общество просит отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на допущенные Управлением при проведении проверки процессуальные нарушения и отсутствие в действиях Общества состава административного правонарушения.
Дело рассмотрено в порядке, установленном ст.ст. 205, 206 АПК РФ.
Материалами дела установлено следующее.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Северная Осетия-Алания в соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля», Положением об Управлении, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 22.05.2009 №143, на основании приказа руководителя Управления Роскомнадзора по РСО-Алания от 04.03.2013 №37, в период с 5.03.2013 по 12.03.2013 в отношении Открытого акционерного общества «Ростелеком» проведена внеплановая выездная проверка, с целью выполнения требования прокурора РСО-Алания от 27.02.2013 №7-15-89-13 о проведении внеплановой проверки.
С целью проверки информации о невозможности получения гражданами РСО-Алания справки о номере абонента, о получении справки на платной основе, Управлением Роскомнадзора по РСО-Алания с телефонного аппарата Управления (ул. Маркуса, д. 22) сделаны контрольные наборы в бесплатную информационно-справочную службу 118 (09). Наборы совершались 06.03.2013, 11.03.2013 с целью получения справки о номерах телефонов юридических лиц (граждан).
По результатам проверки составлен Акт от 12.03.2013 № А-86464-15-011.
Управление посчитало, что Общество не оказав информационно-справочные услуги нарушило п. 5 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией Роскомнадзора № 86464, п.1 ст.46 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи», пункт 15 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ № 310 от 18.05.2005, в соответствии с которым оператор связи обязан бесплатно и круглосуточно предоставлять информационно-справочные услуги, в том числе выдавать справки о номерах телефонов юридических лиц, чем совершило административное нарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАПРФ.
Управлением 19.03.2013 составлен протокол об административном правонарушении № 15-018, согласно которому действия Общества квалифицированы по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ протокол и иные материалы проверки направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Открытого акционерного общества «Ростелеком» к административной ответственности.
Заявленные требования удовлетворению не подлежат на основании следующего.
В части 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено понятие «лицензионные требования и условия» как совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 29 Федерального закона «О связи» от 07.07.2003 №126-ФЗ деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Материалами дела установлено, что Общество предоставляет услуги местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа в соответствии с лицензией Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 04.10.2002 №86464 сроком действия 27.01.2016.
В соответствии с требованиями п.1 ст.46 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами, правилами и лицензией. В соответствии с пунктом 5 Лицензии № 86464 лицензиат обязан оказывать слуги в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утв. постановлением Правительства РФ № 310 от 18.05.2005 (далее Правила) Оператор обязан создавать систему информационно-справочного обслуживания в целях предоставления абоненту и (или) пользователю информации, связанной с оказанием услуг телефонной связи.
Согласно пункту 15 Правил Оператор связи, оказывающий услуги местной телефонной связи, предоставляет бесплатно и круглосуточно следующие информационно-справочные услуги:
а) выдача справки о номере телефона абонента сети местной телефонной связи
(гражданина и юридического лица), о тарифах на услуги местной телефонной
связи, о состоянии лицевого счета абонента и о местном времени;
б) вызов бюро ремонта сети местной телефонной связи;
в) прием информации о технической неисправности, препятствующей
пользованию услугами телефонной связи;
г) предоставление информации, связанной с оказанием универсальных услуг
связи.
В протоколе об административном правонарушении отражено, что запрашиваемая Управлением 06.03.2013, 11.03.2013 в бесплатной информационно-справочной службе 118 (09) информация о номерах телефонов абонентов ОАО «Ростелеком» (информация о номерах телефонов взята из бумажного телефонного справочника и подтверждается соответствующими договорами возмездного оказания услуг электросвязи):
- Владикавказского информационного расчетно-кассового центра (ул. Маркуса, 47) - оператором не предоставлена, а предложено обратиться в платную справочную службу 8149;
- Дезинфекционной станции <...>) - оператором не предоставлена;
- 3-ей стоматологии (ул. Цоколаева, 9) (Приложение № 15 к настоящему Заявлению)- оператором не предоставлена, а предложено обратиться в платную справочную службу 8149.
Информация о совершенных контрольных наборах подтверждается файлами звукозаписи.
Таким образом, вмененное Обществу нарушение подтверждено материалами дела, в связи с чем действия Общества образуют объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Общество ссылается на допущенные грубые процессуальные нарушения при проведении проверки, чем существенно нарушены права и законные интересы ОАО «Ростелеком», а именно, факт направления Уведомление о проведении внеплановой проверки № 52-03/15 от 04.03.2013 Директору Северо-Осетинского Филиала ОАО «Ростелеком», который юридическим лицо не является.
В судебном заседании представитель Общества не оспаривал тот факт, что Уведомление о проведении внеплановой проверки № 52-03/15 от 04.03.2013 получено Директором Северо-Осетинского Филиала ОАО «Ростелеком».
Руководитель названного филиала, согласно представленной в материалы дела доверенности № 34052 от 14.08.2012 наделен Президентом Общества - ФИО3 полномочиями по представлению интересов ОАО «Ростелеком», в том числе при осуществлении производства по делам об административных правонарушения (пункт 1.5).
Таким образом, суд не находит оснований для выводов о ненадлежащем извещении Общества о проведении проверки и нарушений Управлением положений Закона № 294-ФЗ.
Вместе с тем суд считает возможным применить статью 2.9 КоАП РФ, признав совершенное Обществом правонарушение малозначительным.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении № 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указал, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Малозначительным административным правонарушением признается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения (объекта посягательства, формы вины) и роли правонарушителя, способа его совершения, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Существенная угроза представляет собой опасность, предполагающую возможность изменений в виде нанесения потерь (ущерба) главной, основополагающей части каких-либо экономических или общественных отношений. Для определения наличия существенной угрозы необходимо выявление меры социальной значимости фактора угрозы, а также нарушенных отношений. Угроза может быть признана существенной в том случае, если она подрывает стабильность установленного правопорядка с точки зрения его конституционных критериев, является реальной, непосредственной, значительной, подтвержденной доказательствами.
Как следует из материалов дела, при проведении проверки, заявителем сделано 44 контрольных набора с бесплатной справочной службой ОАО «Ростелеком», что отражено в Приложении № 2 к Акту № 86464-15-011 от 12.03.2013. Из них не была предоставлена только по 3, таким образом в 99 % запрошенная информация предоставлена.
В рассматриваемом случае при формальном наличии признаков состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, обстоятельства совершенного Обществом правонарушения не содержат угрозы охраняемым общественным отношениям и не свидетельствует о пренебрежительном отношении Открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Следовательно, в данном деле имеет место малозначительность и подлежит применению статья 2.9 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах заявление о привлечении к ответственности Открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» за административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявления о привлечении Открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.
Судья Буткевич Л.Ю.