Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
13 июля 2021 года Дело № А56-20248/2021
Резолютивная часть решения объявлена июля 2021 года . Полный текст решения изготовлен июля 2021 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Устинкиной О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Владимировым Е.Е.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: Общество с ограниченной ответственностью "АЛЬТЕР ЭГО ХОУМ"
заинтересованное лицо: Санкт-Петербургская таможня,
о признании незаконным решения от 16.12.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10210120/101220/0000660,
при участии
от заявителя – ФИО1, по доверенности от 21.04.2021,
от заинтересованного лица – ФИО2, по доверенности от 05.03.2021 №м 04-34/06907,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АЛЬТЕР ЭГО ХОУМ" (далее – Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Санкт-Петербургской таможни от 16.12.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее - ДТ) № 10210120/101220/0000660, а также об обязании таможенный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем предоставления освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по ДТ № 10210120/101220/0000660 и возврата излишне взысканной суммы НДС в размере 396 825,48 руб.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, обеспечили явку своих представителей.
Заявленные сторонами ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора эксперта ФИО3 и Управление Министерства культуры Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу оставлены судом без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленное требование. Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы заявителя, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражным судом установлены следующие обстоятельства.
Общество во исполнение внешнеэкономического контракта от 11.11.2020 № STRYDHAGENANTIOUES-2020/5, заключённого с компанией «StiydhagenAntiques» (Нидерланды), ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) товар - Предметы мебели различных наименований (далее - рассматриваемый товар).
Декларирование рассматриваемого товара осуществлено по ДТ № 10210120/101220/0000660. При декларировании рассматриваемого товара обществом в графе 36 указанной ДТ заявлена льгота по уплате таможенных платежей в виде полного освобождения от уплаты НДС в отношении ввозимых культурных ценностей.
После выпуска рассматриваемых товаров Санкт-Петербургской таможней принято решение от 16.12.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10210120/101220/0000660, в части исчисления ставки НДС в размере 20%.
Согласно пункту 1 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары подлежат таможенному декларированию, в частности, при их помещении под таможенную процедуру.
Пунктом 1 статьи 106 ТК ЕАЭС предусмотрено, что в декларации на товары подлежат указанию, в частности, сведения об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлинльготы по уплате таможенных платежей.
Статьей 46 ТК ЕАЭС установлено, что к таможенным платежам относится в том числе налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС.
Согласно пункту 3 статьи 49 ТК ЕАЭС льготы по уплате налогов устанавливаются законодательством государств-членов ЕАЭС.
Систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливает Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) (пункт 2 статьи 1 НК РФ).
Случаи освобождения от уплаты НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией, установлены статьёй 150 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 2 статьи 150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией культурных ценностей, не указанных в подпункте 4 статьи 150 НК РФ, а именно: культурных ценностей, приобретённых государственными или муниципальными учреждениями, культурных ценностей, полученных в дар государственными и муниципальными учреждениями культуры, государственными и муниципальными архивами, а также культурных ценностей, передаваемых в качестве дара учреждениям, отнесённым в соответствии с законодательством Российской Федерации к особо ценным объектам культурного и национального наследия народов Российской Федерации, при условии их отнесения к таковым в соответствии с законодательством Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей.
При этом положения подпункта 4.1 пункта 2 статьи 150 НК РФ применяются при условии представления в таможенные органы экспертного заключения, оформленного в соответствии с законодательством Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей, содержащего вывод об отнесении исследуемого движимого предмета к культурным ценностям.
Таким образом, основанием для освобождения от уплаты НДС при ввозе культурных ценностей в данном случае является представление в таможенные органы надлежаще оформленного экспертного заключения.
Как следует из представленного Обществом контракта, предметом поставки являются мебель и предметы интерьера. Контрактом не определено отнесение товаров к культурным ценностям.
Согласно сведениям, заявленным в графе 44 ДТ, в качестве документа, подтверждающего соблюдение условий для применения льгот по уплате НДС, обществом представлено экспертное заключение от 09.12.2020 № 14.
Согласно пункту 2 статьи 26.1 Закона Российской Федерации от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (далее - Закон № 4804-1) отнесение (неотнесение) ввозимых движимых предметов к культурным ценностям может быть осуществлено в результате проведения экспертизы культурных ценностей в соответствии с Законом №. 4804-1.
В соответствии с пунктами 6, 8 статьи 11.2 Закона № 4804-1 по результатам проведения экспертизы культурных ценностей эксперт по культурным ценностям составляет письменное экспертное заключение по форме, утверждённой уполномоченным органом, в трех экземплярах, один из которых передается заявителю, один хранится у эксперта в течение года с даты составления экспертного заключения и один направляется экспертом по культурным ценностям в уполномоченный орган в течение трех рабочих дней с даты составления экспертного заключения. Порядок проведения экспертизы культурных ценностей, в том числе критерии отнесения предметов к культурным ценностям, и порядок направления экспертом экспертного заключения в уполномоченный орган, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правила проведения экспертизы культурных ценностей и направления экспертом экспертного заключения в министерство культуры Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 14.09.2020 1425 «Об утверждении Правил проведения экспертизы культурных ценностей и направления экспертом экспертного заключения в Министерство культуры Российской Федерации, а также критериев отнесения движимых предметов к культурным ценностям и отнесения культурных ценностей к культурным ценностям имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение» (далее - Правила).
Пунктом 14 Правил установлено, что проведение экспертизы основывается на принципах компетентности и объективности эксперта, всесторонности проводимых им исследований объектов экспертизы и обоснованности выводов по результатам её проведения.
Согласно пункту 15 Правил проведение экспертизы включает в себя исследование объектов экспертизы; измерение параметров (размеров и массы) объектов экспертизы; изучение информации об объектах экспертизы в специализированной литературе, а также в открытых источниках информации, печатных изданиях и сети «Интернет»; фотофиксация объектов экспертизы в соответствии с пунктом 23 Правил, в соответствии с которым фотофиксации подлежат: общий вид объекта экспертизы; отдельные фрагменты (движимые предметы) объектов экспертизы (для объектов экспертизы, состоящих из отдельных фрагментов движимых предметов); особые отметки, имеющиеся на объектах экспертизы (надписи, номера, подписи авторов, клеймы, штампы и (или) печати) и пр.
Как следует из абзаца 2 статьи 26.1 Закона № 4804-1 доступ экспертов по культурным ценностям к ввозимым движимым предметам в зоне таможенного контроля в целях проведения экспертизы культурных ценностей осуществляется под надзором таможенных органов при предъявлении экспертом удостоверения эксперта по культурным ценностям.
Пунктом 1 статьи 338 ТК ЕАЭС установлено, что при проведении таможенного контроля в зависимости от объектов таможенного контроля таможенные органы вправе в соответствии с ТК ЕАЭС применять определённые меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, в том числе осуществлять таможенное наблюдение.
Согласно статье 349 ТК ЕАЭС должностные лица таможенных органов вправе осуществлять непосредственное или опосредованное наблюдение, в том числе с использованием технических средств, за товарами, в том числе транспортными средствами, являющимися объектами таможенного контроля, и за совершением в отношении их грузовых и иных операций, а также за физическими лицами, следующими через таможенную границу ЕАЭС и находящимися в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта.
Как следует из акта таможенного наблюдения от 09.12.2020 № 10210120/091220/000565, составленного Василеостровским таможенным постом Санкт-Петербургской таможни в связи с осмотром рассматриваемого товара представителем общества и экспертом по культурным ценностям ФИО3 в целях проведения экспертизы, рассматриваемый товар занимает 250 грузовых мест, которые упакованы в плотную непрозрачную полиэтиленовую плёнку, препятствующую визуальному осмотру. При этом фактически из 250-ти грузовых мест для целей осмотра было выгружено только 4 грузовых места со снятием упаковки.
Таким образом, экспертом из 250-ти грузовых мест товара осмотрены только 4. При этом фотофиксация всех объектов экспертизы экспертом не производилась.
Однако в этот же день экспертом ФИО3 составлено экспертное заключение № 14, согласно которому на экспертизу представлены «105 (семьдесят одна) позиция, 148 (сто сорок восемь) предметов декоративно-прикладного искусства по списку».
При этом прилагаемые к экспертному заключению цветные фотографии всех предметов рассматриваемого товара сделаны не в ходе проведения экспертизы, поскольку, как указано выше, при производстве осмотра экспертом товара было выгружено и освобождено от упаковки только 4 из 250-ти грузовых мест.
Таким образом, при осуществлении экспертизы экспертом не был осмотрен весь перемещаемый товар.
Соответственно, заключение эксперта от 09.12.2020 № 14 о признании рассматриваемого товара культурными ценностями нельзя признать надлежаще оформленным для целей применения освобождения от уплаты НДС.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 259 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» таможенные органы для выполнения возложенных на них функций осуществляют в пределах компетенции информационное взаимодействие с органами государственной власти, иными органами и организациями.
В рамках информационного взаимодействия в целях получения информации о достоверности выданного экспертом ФИО3 экспертного заключения от 09.12.2020 № 14 письмом от 14.12.2020 № 38-46/37031 Санкт-Петербургская таможня направила в Управлением Минкультуры России по СЗФО соответствующий запрос.
Согласно ответу от 16.12.2020 № 213-304-15 в силу того, что экспертиза культурных ценностей представляет собой исследование движимых предметов, экспертное заключениевыносится на основе всестороннего анализа культурных ценностей, экспертное заключение от 09.12.2020 № 14 может быть признано ничтожным.
Изложенные обстоятельства указывают, что представленное при таможенном декларировании рассматриваемого товара экспертное заключение не может быть признано надлежащим документом, подтверждающим право общества на освобождение от уплаты НДС, поскольку составлено по результатам экспертизы, проведённой без осмотра, исследования и фотофиксации всех объектов экспертизы.
Соответственно, рассматриваемый товар на момент декларирования не мог быть отнесён к товарам, ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией, не подлежит обложению (освобождается от обложения) налогом на добавленную стоимость, поскольку условия освобождения от уплаты НДС не соблюдены.
Пунктом 3 статьи 112 ТК ЕАЭС установлено, что после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС и (или) определяемых Евразийской экономической комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа. Форма решения таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров определяется Евразийской экономической комиссией. Сроки и порядок совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, после выпуска товаров определяются Евразийской экономической комиссией.
Порядок внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 «О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии» (далее - Порядок).
Основания для внесения изменений в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров установлены пунктом 11 Порядка.
Согласно подпункту «б» пункта 11 Порядка после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, производится при выявлении по результатам проведенного таможенного контроля (в том числе в связи с обращением) или иного вида государственного контроля (надзора), осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС:
- недостоверных сведений, заявленных в декларации на товары;
- несоответствия сведений, заявленных в декларации на товары, сведениям, содержащимся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ;
- необходимости внесения дополнений в сведения, заявленные в декларации на товары.
В соответствии с абзацем 2 пункта 11.1 Порядка изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, после выпуска товаров по решению таможенного органа производится на основании решения таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров в соответствии с разделом V Порядка,
На основании подпункта «б» пункта 11 Порядка Санкт-Петербургской таможней 16.12.2020 принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ№ 10210120/101220/0000660.
В заявлении в суд Общество со ссылкой на статью 10 Закона № 4804-1 приводит довод о том, что таможенным органом не были признаны недействительными результаты экспертизы.
Пунктом 10 статьи 11.2 Закона № 4804-1 установлено, что результаты экспертизы культурных ценностей могут быть оспорены в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, данной нормой предусмотрено право, а не обязанность заинтересованного лица оспорить результаты экспертизы.
Согласно пункту 1 статьи 108 ТК ЕАЭС пункта 1 статьи 108 ТК ЕЭАС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся, в частности, документы, подтверждающие соблюдение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей. Пунктом 3 статьи 108 ТК ЕАЭС установлено, что документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 ТК ЕАЭС или определённых статьями 114 - 117 ТК ЕАЭС, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации.
Соответственно, при непредставлении документов, подтверждающих заявленные сведения, в частности, о применении освобождения от уплаты НДС, заявленные сведения являются неподтверждёнными, освобождение от уплаты НДС не представляется.
Поскольку требование о предоставлении льготы по уплате таможенных платежей, в том числе НДС, носит заявительный характер, подтверждение заявленных сведений надлежащими документами является обязанностью лица, претендующего на льготу, а не таможенного органа.
Таможенный орган при выявлении по результатам проведённого таможенного контроля недостоверных сведений, заявленных в ДТ, в том числе в случае представления лицом документов, которые не подтверждают заявленные в ДТ сведения, согласно требованиям пункта 11 Порядка принимает решение о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ.
Признание представленных документов недействительными в судебном порядке для целей внесения изменений в ДТ правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании не требуется.
Также заявителем приведён довод о том, что в рамках проведения таможенного контроля таможенным органом был направлен запрос о представлении документов от 11.12.2020, согласно которому таможенный орган запросил заключение эксперта, оформленное в соответствии с Временным порядком оформления документов при ввозе и вывозе культурный ценностей. При этом такой нормативно-правовой акт отсутствует.
Вместе с тем, Временный порядок оформления документации при ввозе и вывозе культурных ценностей, размещённый на сайте Минкультуры РФ htips://www.mkrf.ru. по сути дублирует действующие в настоящее время положения Закона № 4804-1 и не устанавливает противоречащие ему требования.
Как указано выше, основанием для непринятия представленного Обществом заключения эксперта в качестве документа, подтверждающего заявленные сведения о предоставлении льготы по уплате НДС, послужил факт составления экспертного заключения в отношении товаров, фактически не исследованных экспертом, что исключает отнесение данного заключения к рассматриваемым товарам.
Соответственно, таможенным органом при проведении таможенного контроля требования и ограничения, не предусмотренные правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании в отношении Общества установлены не были.
Таким образом, суд считает, что оспариваемое решение Санкт-Петербургской таможни от 16.12.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10210120/101220/0000660, в связи с неподтверждением Обществом в установленном порядке заявленных сведений о применении освобождения от уплаты НДС принято таможенным органом обоснованно.
При таких обстоятельствах, на основании изложенного, суд находит требования Общества неправомерными и не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции, в связи с отказом в удовлетворении заявленных требований подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 197, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Арбитражный суд решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Устинкина О.Е.