ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-21037/06 от 27.02.2007 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

06 марта 2007 года                                                              Дело № А56-21037/2006

Резолютивная часть решения объявлена  27 февраля 2007 года. Полный текст решения изготовлен марта 2007 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Галкина Т.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Пискуновой Ю.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель ОАО "Совавто - С.Петербург"

ответчик Межрайонная ИФНС России №13 по Санкт-Петербургу

о признании  частично недействительным решения

при участии

от заявителя: предст. ФИО1

от ответчика: предст. ФИО2

установил:

Заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании частично недействительным Решения Межрайонной Инспекции ФНС России № 13 по Санкт-Петербургу от 20.02.2006 г. № 06-01-109 об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость в части отказа ОАО «Совавто - Санкт-Петербург» в подтверждении применения налоговой ставки 0 % по НДС при реализации услуг в сумме 451444,12 руб. и отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 44544,96 руб., а именно частично пункты 2 и 3 резолютивной части Решения как несоответствующие закону.

Ответчик не признал требования заявителя по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 95-97).

Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, установил следующее:

Налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки принято решение от 20.02.2006 г. № 06-01-109 об отказе в возмещении НДС (л.д. 9).

Согласно решению налоговым органом признано право на применение налоговой ставки 0 процентов при реализации услуг в сумме 5307651 руб. и возмещен НДС из бюджета в сумме 523453 руб. (п.п. 1, 4 решения), а также отказано в возмещении НДС из бюджета в сумме 355632 руб. и признано неправомерным применение ставки 0 процентов при реализации услуг в сумме 3605998 руб. (п.п. 2, 3 решения). Налоговый орган указал в решении, что заявитель не представил реестр единых международных перевозных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющих маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения; не представил выписку банка, подтверждающую поступление выручки на сумму 1254651 руб.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 164 НК РФ налогоплательщик имеет право применить налоговую ставку по НДС 0 % при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов.

В силу п. 6 ст. 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % налогоплательщик представляет в налоговый орган реестр единых международных перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющих маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения, а также выписку банка, подтверждающую поступление выручки за оказанные услуги. При этом в соответствии с п. 1 ч. 6, п. 2 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 165 НК РФ вместо выписки банка могут представляться документы, подтверждающие получение наличных денег (приходные кассовые ордера) при условии наличия разрешения на незачисление валютной выручки.

В соответствии со ст. 786 ГК РФ договор перевозки пассажиров заключается между перевозчиком и физическим лицом - пассажиром, который уплачивает провозную плату, заключение договора перевозки подтверждается билетом. К договору перевозки пассажиров и багажа в силу ст. 1211, ч. 3 ст. 1212 ГК РФ подлежит применению нормы российского законодательства, поскольку иное не установлено международными соглашениями и сторонами.

Пунктом 78 Устава автомобильного транспорта РСФСР предусмотрено, что перевозка пассажиров осуществляется на основе билета. Форма билетов и других проездных документов утверждается Министерством транспорта РФ. Действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено составление иных документов при перевозке пассажира кроме билета.

В настоящее время международные пассажирские перевозки между Россией и Финляндией осуществляются в рамках Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о международном автомобильном сообщении (Хельсинки, 27.10.1995 г.), ратифицированного РФ федеральным законом от 25 октября 1999 г. N 186-ФЗ.

Статьей 4 данного Соглашением предусмотрено, что водитель автобуса должен иметь список пассажиров, наличие которого по сложившемуся обычаю делового оборота необходимо для пересечения государственной границы и проведения транспортного контроля.

Налоговый кодекс, устанавливая необходимость представления реестров перевозочных документов, вместе с тем не определяет форму данного документа, указывая только на

необходимые элементы содержания - наличие информации о маршруте перевозки, пунктах отправления и назначения.

Системное толкование норм п. 4 ч. 1 ст. 164, п. 5, п. 6 ст. 165 НК РФ во взаимосвязи с положениями Главы 21 Налогового кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что существенным условием для применения ставки 0 % при реализации услуг по перевозке пассажиров является расположение пунктов отправления и назначения, соответственно, на территории Российской Федерации и на территории иностранного государства, что должно подтверждаться провозными документами - билетами и их реестрами.

ОАО «Совавто-Санкт-Петербург» осуществляет предпринимательскую деятельность по международным перевозкам пассажиров между Российской Федерацией и Финляндией с 1991 года по согласованию с Министерством транспорта РФ. При перевозке в обязательном порядке составляются списки пассажиров - «листы пассажиров», с указанием сведений о пассажирах, пунктах отправления и назначения.

В силу того, что форма реестров единых перевозочных документов до настоящего времени законодательно не установлена, данный документ может быть составлен в форме, удовлетворяющей положениям указанного Соглашения и требованиям государственных органов, в соответствии с обычаями делового оборота, с обязательным указанием необходимых сведений.

На основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о международном автомобильном сообщении и в соответствии с разрешениями Министерства транспорта РФ № ОМР - 1089 от 24.12.2002 г. и № ЮМР - 1389 от 26.11.2003 г. перевозка пассажиров производится по согласованным с Министерством транспорта РФ регулярным маршрутам «Санкт-Петербург - Ювяскюля (Финляндия)» и «Санкт-Петербург - Турку (Финляндия)» в соответствии с утвержденными расписаниями.

ОАО «Совавто-Санкт-Петербург» в соответствии с требованиями п./п. 2 п. 6, п. 10 ст. 165 НК РФ вместе с декларацией по НДС по ставке 0 % представило в Инспекцию реестры единых международных перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, выполненные в форме списка пассажиров и проданных билетов - «листов пассажиров», с указанием маршрутов перевозки, пунктов отправления и назначения, то есть соответствующие требованиям п./п. 2 п. 6 ст. 165 НК РФ.

 Таким образом, вывод Инспекции, изложенный в Решении № 06-01-109 от 20.02.2006 г. о том, что ОАО «Совавто-Санкт-Петербург» не представило в налоговый орган реестры единых международных провозных документов, не соответствует действительности.

Одновременно с налоговой декларацией по ставке 0 % ОАО «Совавто-Санкт-Петербург» представило в Инспекцию для подтверждения применения ставки 0 % копии следующие платежные документы:

-копии выписок банка, подтверждающие фактическое поступление валютной выручки
на счет ОАО «Совавто-Санкт-Петербург» в российском банке;

-копии приходных кассовых ордеров;

- копии выписок банка, подтверждающих   поступление   выручки   за   проданные   билеты   от   российских  лиц  в безналичной форме;

-   копии   приходных   кассовых   ордеров,   подтверждающих   поступление   выручки
за проданные билеты в рублях;

В соответствии с п. 10 ст. 165 НК РФ указанные документы представлены вместе с налоговой декларацией, что подтверждается соответствующей отметкой в декларации.

В силу того, что стороной договора перевозки пассажира является физическое лицо, расчеты за проданные билеты производятся в наличной форме в соответствии со ст. 140, 861 ГК РФ.

На основании ст. 9Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ и в соответствии с Унифицированными формами первичной учетной документации по учету кассовых операций, утвержденными Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 г. № 88, получение наличных денежных средств организацией оформляется и подтверждается приходными кассовыми ордерами.

В соответствии с порядком, обращения наличных денег, установленным Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 5.01.1998 г. № 14-П, утвержденного Советом директором Центрального Банка РФ 19.12.1997 г., а также на основании Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации от 04.10.1993 г. № 18, утвержденного советом директоров ЦБ РФ 22.09.1993 г., наличные денежные средства, поступившие в кассу организации подлежат сдаче в кредитное учреждение для зачисления на счет.

В соответствии с п.п. 5, 6, 7 Порядка, п. 2.5, 2.6 Положения предприятия имеют право не сдавать наличные деньги в банк для зачисления на счет в пределах установленных лимитов. Расходование данных наличных денег осуществляется по согласованию с кредитной организацией.

Приведенными нормативными актами установлена обязанность российских организаций зачислять, полученные денежные средства, в том числе выручку, в рублях на счета в банках, только при превышении размера наличных денег сверх установленного лимита. В пределах лимитов денежные средства могут быть израсходованы на любые не противоречащие действующему закону цели (п. 2.7 Положения), а следовательно не подлежат зачислению на банковский счет.

Иных обязанностей по зачислению наличных денежных средств в рублях на банковские счета для российских организаций не установлено.

Положения ст. 19 федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ устанавливают обязанность по репатриации выручки в иностранной  валюте путем зачисления ее на счета в уполномоченных банках.

Этой обязанности корреспондируют требования п./п.  2 п. 1, п./п. 3 п. 2, п./п.  1 п. 6 ст. 165 НК РФ о предоставлении в налоговый орган выписки банка, подтверждающей зачисление выручки на счет.

Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 2 НК РФ налоговое законодательство регулирует исключительно отношения по «установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения». А следовательно в предмет регулирования налогового законодательстване входит, в частности, установления порядка осуществления хозяйственных операций и расчетов.

В этой связи требования п./п. 1 п. 6 ст. 165 НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных п./п. 2 п. 1, п./п. 3 п. 2 ст. 165 НК РФ, о предоставлении выписки банка, подтверждающей зачисление на счет наличных денег в рублях, полученных от физических лиц, не могут расцениваться как устанавливающие запреты и ограничения на проведение кассовых операций и осуществление расчетов наличными денежными средствами.

По смыслу норм ст. ст. 164, 165 НК РФ одним из условий применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 % является получение выручки от продажи (передачи) товаров (работ, услуг), которая может быть получена любым незапрещенным способом.

В этой связи на налоговый органы возложена обязанность осуществления налогового контроля за надлежащим поступлением выручки, которая может быть реализована в рамках камеральной проверки на основании ст. 23, 87,88, 93 НК РФ.

ОАО «Совавто-Санкт-Петербург» имеет разрешение ЗАО «Балтийский банк» на установление лимита остатка кассы в размере 600 000 руб. от 17.02.2005 г. Этим же разрешением предусмотрено право расходовать наличные денежные средства в пределах лимита без зачисления на расчетный счет.

В соответствии с Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 г. № 14-П и на основании указанного разрешения ЗАО «Балтийский банк» наличные денежные средства в рублях, получаемые за реализацию билетов физическим лицам, расходовались на цели, предусмотренные законом без зачисления на банковский счет в пределах лимита остатка кассы.

Как указано выше, ОАО «Совавто-Санкт-Петербург» представило в Инспекцию все документы в соответствии с действующим российским законодательством, подтверждающие поступление выручки за проданные билеты, в том числе копии выписок банка, копии приходных кассовых ордеров.

ОАО «Совавто-Санкт-Петербург» выполнило все требования п.п. 6, 9, 10 ст. 165 НК РФ, представив в Инспекцию налоговую декларацию по НДС по ставке 0 % за август 2005 года и все необходимые документы.

В соответствии со ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить исчисленную сумму налога на предусмотренные данной статьей налоговые вычеты. Суммы налога, предусмотренные ст. 171 НК РФ в отношении операций по перевозке пассажиров подлежат возмещению на основании п. 4 ст. 176 НК РФ. В соответствии с налоговой декларацией по НДС по ставке 0 % за октябрь 2005 года сумма, подлежащая возмещению составила 44544 руб. 96 коп.

Требования заявителя соответствует ст.ст. 164, 165, 171, 172, 176  НК РФ и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 104, 105, 167, 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1.Признать  недействительным  решение  МИ  ФНС  России  №   13   по  Санкт-
Петербургу от 20.02.2006 г. № 06-01-109 в части пункта 2  в размере 451444,12 руб. и пункта 3 в размере 44544, 96 руб.

2.Возвратить заявителю госпошлину в сумме 2000 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

СудьяГалкина Т.В.