Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
06 марта 2007 года Дело № А56-21037/2006
Резолютивная часть решения объявлена 27 февраля 2007 года. Полный текст решения изготовлен марта 2007 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Галкина Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пискуновой Ю.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель ОАО "Совавто - С.Петербург"
ответчик Межрайонная ИФНС России №13 по Санкт-Петербургу
о признании частично недействительным решения
при участии
от заявителя: предст. ФИО1
от ответчика: предст. ФИО2
установил:
Заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании частично недействительным Решения Межрайонной Инспекции ФНС России № 13 по Санкт-Петербургу от 20.02.2006 г. № 06-01-109 об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость в части отказа ОАО «Совавто - Санкт-Петербург» в подтверждении применения налоговой ставки 0 % по НДС при реализации услуг в сумме 451444,12 руб. и отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 44544,96 руб., а именно частично пункты 2 и 3 резолютивной части Решения как несоответствующие закону.
Ответчик не признал требования заявителя по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 95-97).
Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, установил следующее:
Налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки принято решение от 20.02.2006 г. № 06-01-109 об отказе в возмещении НДС (л.д. 9).
Согласно решению налоговым органом признано право на применение налоговой ставки 0 процентов при реализации услуг в сумме 5307651 руб. и возмещен НДС из бюджета в сумме 523453 руб. (п.п. 1, 4 решения), а также отказано в возмещении НДС из бюджета в сумме 355632 руб. и признано неправомерным применение ставки 0 процентов при реализации услуг в сумме 3605998 руб. (п.п. 2, 3 решения). Налоговый орган указал в решении, что заявитель не представил реестр единых международных перевозных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющих маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения; не представил выписку банка, подтверждающую поступление выручки на сумму 1254651 руб.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 164 НК РФ налогоплательщик имеет право применить налоговую ставку по НДС 0 % при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов.
В силу п. 6 ст. 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % налогоплательщик представляет в налоговый орган реестр единых международных перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющих маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения, а также выписку банка, подтверждающую поступление выручки за оказанные услуги. При этом в соответствии с п. 1 ч. 6, п. 2 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 165 НК РФ вместо выписки банка могут представляться документы, подтверждающие получение наличных денег (приходные кассовые ордера) при условии наличия разрешения на незачисление валютной выручки.
В соответствии со ст. 786 ГК РФ договор перевозки пассажиров заключается между перевозчиком и физическим лицом - пассажиром, который уплачивает провозную плату, заключение договора перевозки подтверждается билетом. К договору перевозки пассажиров и багажа в силу ст. 1211, ч. 3 ст. 1212 ГК РФ подлежит применению нормы российского законодательства, поскольку иное не установлено международными соглашениями и сторонами.
Пунктом 78 Устава автомобильного транспорта РСФСР предусмотрено, что перевозка пассажиров осуществляется на основе билета. Форма билетов и других проездных документов утверждается Министерством транспорта РФ. Действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено составление иных документов при перевозке пассажира кроме билета.
В настоящее время международные пассажирские перевозки между Россией и Финляндией осуществляются в рамках Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о международном автомобильном сообщении (Хельсинки, 27.10.1995 г.), ратифицированного РФ федеральным законом от 25 октября 1999 г. N 186-ФЗ.
Статьей 4 данного Соглашением предусмотрено, что водитель автобуса должен иметь список пассажиров, наличие которого по сложившемуся обычаю делового оборота необходимо для пересечения государственной границы и проведения транспортного контроля.
Налоговый кодекс, устанавливая необходимость представления реестров перевозочных документов, вместе с тем не определяет форму данного документа, указывая только на
необходимые элементы содержания - наличие информации о маршруте перевозки, пунктах отправления и назначения.
Системное толкование норм п. 4 ч. 1 ст. 164, п. 5, п. 6 ст. 165 НК РФ во взаимосвязи с положениями Главы 21 Налогового кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что существенным условием для применения ставки 0 % при реализации услуг по перевозке пассажиров является расположение пунктов отправления и назначения, соответственно, на территории Российской Федерации и на территории иностранного государства, что должно подтверждаться провозными документами - билетами и их реестрами.
ОАО «Совавто-Санкт-Петербург» осуществляет предпринимательскую деятельность по международным перевозкам пассажиров между Российской Федерацией и Финляндией с 1991 года по согласованию с Министерством транспорта РФ. При перевозке в обязательном порядке составляются списки пассажиров - «листы пассажиров», с указанием сведений о пассажирах, пунктах отправления и назначения.
В силу того, что форма реестров единых перевозочных документов до настоящего времени законодательно не установлена, данный документ может быть составлен в форме, удовлетворяющей положениям указанного Соглашения и требованиям государственных органов, в соответствии с обычаями делового оборота, с обязательным указанием необходимых сведений.
На основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о международном автомобильном сообщении и в соответствии с разрешениями Министерства транспорта РФ № ОМР - 1089 от 24.12.2002 г. и № ЮМР - 1389 от 26.11.2003 г. перевозка пассажиров производится по согласованным с Министерством транспорта РФ регулярным маршрутам «Санкт-Петербург - Ювяскюля (Финляндия)» и «Санкт-Петербург - Турку (Финляндия)» в соответствии с утвержденными расписаниями.
ОАО «Совавто-Санкт-Петербург» в соответствии с требованиями п./п. 2 п. 6, п. 10 ст. 165 НК РФ вместе с декларацией по НДС по ставке 0 % представило в Инспекцию реестры единых международных перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, выполненные в форме списка пассажиров и проданных билетов - «листов пассажиров», с указанием маршрутов перевозки, пунктов отправления и назначения, то есть соответствующие требованиям п./п. 2 п. 6 ст. 165 НК РФ.
Таким образом, вывод Инспекции, изложенный в Решении № 06-01-109 от 20.02.2006 г. о том, что ОАО «Совавто-Санкт-Петербург» не представило в налоговый орган реестры единых международных провозных документов, не соответствует действительности.
Одновременно с налоговой декларацией по ставке 0 % ОАО «Совавто-Санкт-Петербург» представило в Инспекцию для подтверждения применения ставки 0 % копии следующие платежные документы:
-копии выписок банка, подтверждающие фактическое поступление валютной выручки
на счет ОАО «Совавто-Санкт-Петербург» в российском банке;
-копии приходных кассовых ордеров;
- копии выписок банка, подтверждающих поступление выручки за проданные билеты от российских лиц в безналичной форме;
- копии приходных кассовых ордеров, подтверждающих поступление выручки
за проданные билеты в рублях;
В соответствии с п. 10 ст. 165 НК РФ указанные документы представлены вместе с налоговой декларацией, что подтверждается соответствующей отметкой в декларации.
В силу того, что стороной договора перевозки пассажира является физическое лицо, расчеты за проданные билеты производятся в наличной форме в соответствии со ст. 140, 861 ГК РФ.
На основании ст. 9Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ и в соответствии с Унифицированными формами первичной учетной документации по учету кассовых операций, утвержденными Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 г. № 88, получение наличных денежных средств организацией оформляется и подтверждается приходными кассовыми ордерами.
В соответствии с порядком, обращения наличных денег, установленным Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 5.01.1998 г. № 14-П, утвержденного Советом директором Центрального Банка РФ 19.12.1997 г., а также на основании Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации от 04.10.1993 г. № 18, утвержденного советом директоров ЦБ РФ 22.09.1993 г., наличные денежные средства, поступившие в кассу организации подлежат сдаче в кредитное учреждение для зачисления на счет.
В соответствии с п.п. 5, 6, 7 Порядка, п. 2.5, 2.6 Положения предприятия имеют право не сдавать наличные деньги в банк для зачисления на счет в пределах установленных лимитов. Расходование данных наличных денег осуществляется по согласованию с кредитной организацией.
Приведенными нормативными актами установлена обязанность российских организаций зачислять, полученные денежные средства, в том числе выручку, в рублях на счета в банках, только при превышении размера наличных денег сверх установленного лимита. В пределах лимитов денежные средства могут быть израсходованы на любые не противоречащие действующему закону цели (п. 2.7 Положения), а следовательно не подлежат зачислению на банковский счет.
Иных обязанностей по зачислению наличных денежных средств в рублях на банковские счета для российских организаций не установлено.
Положения ст. 19 федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ устанавливают обязанность по репатриации выручки в иностранной валюте путем зачисления ее на счета в уполномоченных банках.
Этой обязанности корреспондируют требования п./п. 2 п. 1, п./п. 3 п. 2, п./п. 1 п. 6 ст. 165 НК РФ о предоставлении в налоговый орган выписки банка, подтверждающей зачисление выручки на счет.
Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 2 НК РФ налоговое законодательство регулирует исключительно отношения по «установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения». А следовательно в предмет регулирования налогового законодательстване входит, в частности, установления порядка осуществления хозяйственных операций и расчетов.
В этой связи требования п./п. 1 п. 6 ст. 165 НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных п./п. 2 п. 1, п./п. 3 п. 2 ст. 165 НК РФ, о предоставлении выписки банка, подтверждающей зачисление на счет наличных денег в рублях, полученных от физических лиц, не могут расцениваться как устанавливающие запреты и ограничения на проведение кассовых операций и осуществление расчетов наличными денежными средствами.
По смыслу норм ст. ст. 164, 165 НК РФ одним из условий применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 % является получение выручки от продажи (передачи) товаров (работ, услуг), которая может быть получена любым незапрещенным способом.
В этой связи на налоговый органы возложена обязанность осуществления налогового контроля за надлежащим поступлением выручки, которая может быть реализована в рамках камеральной проверки на основании ст. 23, 87,88, 93 НК РФ.
ОАО «Совавто-Санкт-Петербург» имеет разрешение ЗАО «Балтийский банк» на установление лимита остатка кассы в размере 600 000 руб. от 17.02.2005 г. Этим же разрешением предусмотрено право расходовать наличные денежные средства в пределах лимита без зачисления на расчетный счет.
В соответствии с Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 г. № 14-П и на основании указанного разрешения ЗАО «Балтийский банк» наличные денежные средства в рублях, получаемые за реализацию билетов физическим лицам, расходовались на цели, предусмотренные законом без зачисления на банковский счет в пределах лимита остатка кассы.
Как указано выше, ОАО «Совавто-Санкт-Петербург» представило в Инспекцию все документы в соответствии с действующим российским законодательством, подтверждающие поступление выручки за проданные билеты, в том числе копии выписок банка, копии приходных кассовых ордеров.
ОАО «Совавто-Санкт-Петербург» выполнило все требования п.п. 6, 9, 10 ст. 165 НК РФ, представив в Инспекцию налоговую декларацию по НДС по ставке 0 % за август 2005 года и все необходимые документы.
В соответствии со ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить исчисленную сумму налога на предусмотренные данной статьей налоговые вычеты. Суммы налога, предусмотренные ст. 171 НК РФ в отношении операций по перевозке пассажиров подлежат возмещению на основании п. 4 ст. 176 НК РФ. В соответствии с налоговой декларацией по НДС по ставке 0 % за октябрь 2005 года сумма, подлежащая возмещению составила 44544 руб. 96 коп.
Требования заявителя соответствует ст.ст. 164, 165, 171, 172, 176 НК РФ и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 104, 105, 167, 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1.Признать недействительным решение МИ ФНС России № 13 по Санкт-
Петербургу от 20.02.2006 г. № 06-01-109 в части пункта 2 в размере 451444,12 руб. и пункта 3 в размере 44544, 96 руб.
2.Возвратить заявителю госпошлину в сумме 2000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
СудьяГалкина Т.В.