ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-21220/20 от 28.07.2020 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

28 июля 2020 года                                                              Дело № А56-21220/2020

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Гуляева С.Б., 

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петренко Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Местной Администрации муниципального образования города Сестрорецка

кУправлению Федеральной антимонопольной службы по  Санкт-Петербургу

третье лицо: индивидуальный предприниматель ФИО1

о признании недействительными решения и предписания от 05.12.2019 №44-5610/19

от заявителя – ФИО2 по доверенности от 06.05.2020

от заинтересованного лица – не явился, извещен

от третьего лица – не явился, извещен

установил:

Местная Администрация муниципального образования города Сестрорецка (далее – Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление, УФАС) от 05.12.2019 №44-5610/19.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1).

В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, обеспечил явку своего представителя в судебное заседание.

Заинтересованное лицо и третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не направили своих представителя в судебное заседание. В порядке части 5 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие их представителей.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, судом установлены следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Администрацией 21.11.2019 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении электронного аукциона  на выполнение работ по санитарной рубке, удалению аварийных и больных деревьев на территории МО города Сестрорецка в декабре 2019 года (извещение №0172300005119000048).

Начальная (максимальная) цена контракта - 149 127,42 рублей.

ИП ФИО1 обратился в УФАС с жалобой (вх. № 35263-ЭП/19 от 28.11.2019)  на действия Заказчика (Администрации) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по санитарной рубке, удалению аварийных и больных деревьев на территории МО города Сестрорецка в декабре 2019 года (извещение № 0172300005119000048), ссылаясь на необоснованное изменение суммы ценового  предложения.

Комиссия УФАС после рассмотрения указанной жалобы и результатов проведения внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, Закон №44-ФЗ), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее - Административный регламент) признала жалобу ИП ФИО1 обоснованной.

Комиссия УФАС признала в действиях Заказчика нарушения частей 1,2 статьи 34 Закона о контрактной системе и выдала Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе.

Предписанием от 05.12.2018 об устранении нарушений законодательства о закупках по делу № 44-5610/191 УФАС обязало Заказчика внести при направлении проекта государственного контракта победителю процедуры закупки соответствующие изменения в проект государственного контракта, приведя его в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания и представить в УФАС документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 16.12.2019.

Не согласившись с вынесенными решением и предписанием Управления от 05.12.2019 №44-5610/19, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона №44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Пункт 4.2. Проекта Контракта определен следующим образом: «Цена Контракта определена по результатам проведения электронного аукциона и составляет сумму в размере      (           ) рублей            копеек, НДС не облагается, в соответствии с Локальной сметой Заказчика (Приложение № 2 к Контракту) с учетом коэффициента пересчета, рассчитанного как частное от деления суммы аукционного предложения Подрядчика на начальную (максимальную) цену контракта электронного аукциона (без учета НДС), который составляет . Путем умножения коэффициента пересчета на цену работ, указанных в Локальной смете Заказчика (без учета НДС), определяется цена работ, подлежащая выплате Подрядчику после их выполнения в соответствии с условиями Контракта.»

Согласно условиям пункта 6.2. Документации об электронном аукционе цена Контракта формируется участником электронного аукциона, с которым заключается Контракт, в процессе проведения электронного аукциона.

Расчет коэффициента пересчета производится следующим образом: как отношение цены контракта, предложенной победителем, к начальной (максимальной) цене контракта, сформированной заказчиком, без учета суммы НДС.

Согласно Разделу 6.4. Приложения «Конкурсная документация для проведения конкурса в электронной форме на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для нужд Санкт-Петербурга» к методическим рекомендациям по разработке документации для проведения электронных процедур для заказчиков Санкт-Петербурга, утвержденным Распоряжением Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга от 20.12.2013 № 113-р «Об утверждении методических рекомендаций для заказчиков Санкт-Петербурга», определено, что «в случае если победитель не является плательщиком НДС (в том числе находится на упрощенной системе налогообложения), расчеты за единицу товара (выполненные работы, оказанные услуги) при формировании проекта контракта производятся с учетом коэффициента пересчета, рассчитанного как отношение цены контракта, предложенной победителем, к начальной (максимальной) цене контракта, сформированной заказчиком, без учета суммы НДС. Контракт заключается по цене, предложенной участником конкурса, с которым заключается контракт».

Указанная позиция согласуется с письмом Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2009 № ИУП-7715/09 «О порядке расчетов с победителями конкурсов, аукционов и запросов котировок, не являющихся плательщиками НДС».

В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона №44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона №44-ФЗ. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, должны соответствовать Закону о контрактной системе.

Согласно пункту 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации, применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.

Установленная в контракте стоимость оплаты выполнения работ является обязательством заказчика оплатить контракт в установленном размере при надлежащем его исполнении. Контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя торгов вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя. Таким образом, сумма налога на добавленную стоимость является прибылью победителя торгов, не являющегося плательщиком такого налога. Таким образом, с учетом положений Закона о контрактной системе, контракт заключается по цене победителя аукциона вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя.

Таким образом, условие, изложенное в пункте 4.2 проекта Контракта, о применении коэффициента пересчета, в случае, если победивший участник применяет упрощенную систему налогообложения, не является дискриминационным по отношению к таким участникам закупки, так как общая цена всех единиц товара (услуги), к которым применен коэффициент пересчета, при заключении договора в конечном итоге, будет соответствовать общей цене единиц товара (услуги), предложенной таким участником. При этом из ценового предложения победителя не вычитается НДС, и оно не ставится в зависимость от системы налогообложения победителя закупки, а применение коэффициента пересчета не влияет ни на максимальное значение цены, по которой заключается договор, ни на общую цену всех единиц поставляемого товара, предложенную участником.

Указанное условие определяет порядок расчета коэффициента пересчета необходимого для определения расчета единицы товара, работы, услуги, а не устанавливает специального расчета цены контракта, заключаемого участником закупки, не являющимся плательщиком НДС.

При этом в указанной части документации также установлено императивное условие, согласно которому контракт заключается по цене, предложенной участником электронном аукциона, с которым заключается контракт.

Использование коэффициента пересчета является исключительно математической операцией, позволяющей привести в соответствие смету, включающую в себя НДС к ценовому предложению участника закупки, не являющегося плательщиком НДС (в том числе применяющим упрощенную систему налогообложения).

Контракт заключается и исполняется по цене победителя вне зависимости от применяемой системы налогообложения. Если победитель не является плательщиком НДС (в том числе находится на упрощенной системе налогообложения), то при заключении контракта при указании цены контракта вместо указания суммы НДС ставится прочерк; при оплате поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.

Таким образом, указанные положения не изменяют цену контракта, а лишь определяют порядок выполнения расчетов с победителем конкурса. Цена контракта остается твердой и неизменной.

При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС неправомерно усмотрела в действиях Администрации нарушения частей 1, 2 статьи 34 Закона №44-ФЗ.

На основании изложенного принятое Управлением решение нельзя признать в необходимой степени обоснованным и мотивированным, а следовательно, основанным на Законе № 44-ФЗ и соответствующим его требованиям, в связи с чем принятие такого ненормативного правового акта нарушает права и законные интересы Администрации.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ заявление Администрации подлежит удовлетворению, а спорные решение и предписание следует признать недействительными.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Признать недействительными решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 05.12.2019 по делу №44-5610/19.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                                                           Гуляев С.Б.