Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
23 декабря 2009 года Дело № А56-21288/2009
Резолютивная часть решения объявлена 16 декабря 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 23 декабря 2009 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Анисимовой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Анисимовой О.В.,
рассмотрев в судебном заседании 09.12.2009-16.12.2009 дело по заявлению:
заявитель ЗАО «Хемпель»,
заинтересованное лицо Санкт-Петербургская таможня,
о признании незаконными действий по уничтожению таможенных документов
при участии
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 24.08.2009,
от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности №06-21/21214 от 29.12.2009,
установил:
Закрытое акционерное общество «Хемпель» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Санкт-Петербургской таможни (далее – таможня, таможенный орган) по уничтожению укомплектованных таможенных документов по ГТД №10210080/041005/0020396, №10210080/071005/0020716, №10210080/111005/0020938, №10210080/181005/0021554, №10210080/241005/0021989, №10210080/271005/0022473, №10210080/161105/0024159, №10210080/171105/0024332, №10210080/231105/0024780, №10210080/081205/0026183, №10210080/091205/0026328, №10210080/141205/0026696, №10210080/291205/0028223, а также об обязании Санкт-Петербургской таможни восстановить решения об окончательной корректировке таможенной стоимости по вышеперечисленным ГТД.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 09 декабря 2009 года объявлен перерыв до 16 декабря 2009 года 09 час. 50 мин. После перерыва судебное разбирательство продолжено.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, ссылаясь на нарушение таможней положений приказа ФТС России №1515 от 07.12.2007.
Представитель таможни против удовлетворения заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве, указывая на отсутствие нарушенных прав заявителя действиями таможенного органа.
Исследовавматериалыдела,заслушавиоценивдоводыпредставителейсторонипредставленныедоказательства,суд находит требования заявителя неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с контрактом от 07.05.2001 № 08/2001, заключенным с фирмой «J.C Hempels Skibsfarve-Fabrik A/С» (Дания), товар (морские и промышленные краски).
В целях таможенного оформления ввезенного товара Общество представило в таможню ГТД №10210080/041005/0020396, №10210080/071005/0020716, №10210080/111005/0020938, №10210080/181005/0021554, №10210080/241005/0021989, №10210080/271005/0022473, №10210080/161105/0024159, №10210080/171105/0024332, №10210080/231105/0024780, №10210080/081205/0026183, №10210080/091205/0026328, №10210080/141205/0026696, №10210080/291205/0028223. Таможенная стоимость ввозимого товара определена декларантом по стоимости сделки с ввозимыми товарами в соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее – Закон «О таможенном тарифе»).
Посчитав применение Обществом первого метода неправомерным, таможня произвела корректировку таможенной стоимости товара, определив ее в соответствии с шестым (резервным) методом.
В связи с окончательной корректировкой таможенной стоимости товаров, ввезенных по указанным ГТД, таможней были выставлены в адрес Общества требования об уплате таможенных платежей от 16.07.2008 №0145/08/167, от 31.01.2006 №0052/06/045, от 10.03.2006 №0114/06/107, от 02.02.2006 №0054/06/047, от 03.03.2006 №0104/06/097, от 16.02.2006 №0077/06/070, от 06.03.2006 №0106/06/099, от 20.03.2006 №0124/06/117, от 29.03.2006 №0139/06/131, от 30.01.2006 №0047/06/040, которые были исполнены Обществом в добровольном порядке.
На основании приказа ФТС России от 07.12.2007 №1515, решения ЦЭК ФТС России от 29.10.2007 (протокол №4) и номенклатуры дел Северо-Западного таможенного поста за 2005 год, дела, в том числе по ГТД №10210080/041005/0020396, №10210080/071005/0020716, №10210080/111005/0020938, №10210080/181005/0021554, №10210080/241005/0021989, №10210080/271005/0022473, №10210080/161105/0024159, №10210080/171105/0024332, №10210080/231105/0024780, №10210080/081205/0026183, №10210080/091205/0026328, №10210080/141205/0026696, №10210080/291205/0028223, с укомплектованными таможенными документами отобраны к уничтожению, как не имеющие научно-исторической ценности и утратившие практическое значение, что подтверждается актом от 12.01.2009 №4.
В соответствии с приказом ФТС России от 07.12.2007 №1515 «Об утверждении Порядка комплектования таможенных документов, формирования их в дела и передачи на хранение в архив таможенного органа» (далее – Порядок) комплектование таможенных документов и прилагаемых к ним документов осуществляется в процессе таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, сведения о которых заявляются и/или указываются в этих документах.
Согласно пункту 4 Порядка для передачи в архив таможенного органа подготавливаются таможенные документы и прилагаемые к ним документы при условии завершения:
всех таможенных операций и таможенных процедур, а также таможенного контроля в отношении товаров, сведения о которых содержатся в таможенной декларации и выпущенных в соответствии с таможенным режимом, предусмотренным для ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров;
таможенного оформления и таможенного контроля в отношении товаров, сведения о которых содержатся в таможенной декларации, и выпущенных в соответствии с таможенным режимом, предусмотренным для вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, а при применении периодического временного декларирования – на которые оформлена полная таможенная декларация;
таможенного оформления и таможенного контроля в отношении товаров, декларирование которых осуществлялось с подачей неполной таможенной декларации, при представлении всех недостающих сведений;
таможенного контроля в отношении транспортных средств, перемещаемых в соответствии с положениями главы 22 Таможенного кодекса Российской Федерации;
действия процедуры временного ввоза (вывоза) товаров и транспортных средств физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд в соответствии с положениями главы 23 Таможенного кодекса Российской Федерации;
а также:
сразу после принятия решения о запрете выпуска всех товаров или транспортных средств, сведения о которых заявлены в таможенной декларации;
сразу после отзыва таможенной декларации;
в случае, когда ГТД стала считаться неподанной в соответствии с пунктом 4 статьи 130 или пунктом 7 статьи 138 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Оформленные таможенные документы и прилагаемые к ним документы формируются в комплект – укомплектованные таможенные документы (далее – УТД) и подготавливаются к передаче в архив таможенного органа.
Согласно пункту 5 Порядка таможенные декларации, по которым предоставлена отсрочка (рассрочка) по уплате таможенных платежей, и прилагаемые к ним документы, на основании которых производилось таможенное оформление товаров и по которым таможенная стоимость товара не принята таможенным органом и таможенные платежи не внесены в бюджет в полном объеме, подготавливаются к передаче в архив только при условии уплаты таможенных платежей.
В соответствии с пунктом 6 Порядка срок хранения УТД, по общему правилу, составляет 3 года.
Таким образом, как усматривается из материалов дела и не оспаривается таможенным органом, таможней нарушен трехлетний срок хранения УТД, после полной уплаты Обществом доначисленных в результате корректировки таможенной стоимости таможенных платежей.
Однако согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане и организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия, бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обществом в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств того, что оспариваемыми действиями таможни нарушаются его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагаются какие-либо обязанности, создаются иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Несоблюдение таможенным органом положений приказа ФТС России от 07.12.2007 №1515 влечет исключительно отсутствие контроля со стороны таможенного органа за условно выпущенными декларациями по уплате таможенных платежей.
Ссылки Общества на невозможность обжалования корректировки таможенной стоимости по указанным ГТД, в связи отсутствием у него бланков КТС, ДТС, не принимаются судом.
Согласно представленного сторонами акта сверки таможенные платежи были уплачены Обществом по требованию таможенного органа в 2006 году, что подтверждается распоряжениями Общества о списании денежных средств с сумм авансовых платежей, внесенных в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей. Таким образом, Общество знало о проведенной корректировке таможенной стоимости товара, оформленного по спорным ГТД, еще в 2006 году и имело возможность обжаловать как действия таможенного органа по корректировке таможенной стоимости, так и требования об уплате доначисленных таможенных платежей.
Кроме того, как следует из материалов дела, действия таможни по уничтожению УТД не препятствовали Обществу обратиться в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Санкт-Петербургской таможни от 08.10.2008 № 27-39/15639 об отказе в зачете денежных средств, взысканных в связи с корректировкой таможенной стоимости по ГТД №№ 10210080/041005/0020396, 10210080/071005/0020716, 10210080/111005/0020938, 10210080/181005/0021554, и об обязании таможню осуществить возврат в форме зачета 526 349 руб. 20 коп. в счет предстоящих платежей. Решением Арбитражного суда от 24.04.2009, вступившим с законную силу, требования Общества были удовлетворены в полном объеме.
Таким образом, суд не усматривает нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемым действиями Санкт-Петербургской таможни.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных обстоятельствах, заявленные требования удовлетворению не подлежат ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
На Решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления Решения в силу.
Судья Анисимова О.В.