ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-21459/20 от 18.06.2020 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

22 июня 2020 года                                                                Дело № А56-21459/2020

Резолютивная часть решения объявлена   июня 2020 года .

Полный текст решения изготовлен   июня 2020 года .

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Сундеевой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бородиной Е.П.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

Истец: открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (адрес: 107174, Москва, ул. Новая Басманная 2, ОГРН: <***>);

Ответчик: общество с ограниченной ответственностью «МегаТранс-Сервис» (адрес: 199155, Санкт-Петербург, ул. Уральская, д. 13, лит. К, пом. 1-Н, каб. 1А)

о взыскании   1.233.800 руб. штрафа, 79.888 руб. добора тарифа

при участии

- от истца: представителя ФИО1, по доверенности от 30.12.2019.

- от ответчика: представителя ФИО2, по доверенности от 22.04.2019.

установил:

Истец - открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с ответчика – общества с ограниченной ответственностью «МегаТранс-Сервис» 1.233.800 руб. штрафа за искажения сведений в транспортной железнодорожной накладной в соответствии со статьями 98, 102 Устава железнодорожного транспорта РФ (далее – Устав), 79.888 руб. добора тарифа.

Учитывая, что суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству пришел к выводу о достаточности доказательств, необходимых для принятия законного и обоснованного решения по существу спора, при отсутствии возражений сторон и в соответствии со статьями 135-137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), считает возможным признать дело подготовленным и перейти к рассмотрению дела по существу в судебном заседании.

Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, выслушав представителя истца, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

21.09.2019 ответчиком по железнодорожной накладной № ЭР784550 предъявлен, а истцом принят к перевозке в вагоне № 58905472 груз «Изделия железобетонные, не поименованные в алфавите» массой 68100 кг, следующий со станции ФИО3 Октябрьской железной дороги на станцию Никель Южно-Уральской железной дороги.

За правильность данных, внесенных в железнодорожную накладную, представитель ответчика расписался. На станции отправления была внесена провозная плата в размере 82.929 руб.

25.09.2019 на станции Вологда 2 Северной железной дороги на основании статьи 27 Устава была произведена контрольная перевеска вагона № 58905472 на тензометрических вагонных весах «Веста СД», учетный № 1015, дата последней поверки 14.06.2019 по результатам которого, с учетом отклонений и погрешностей, а также с учетом положений Рекомендаций МИ 3115-2008 «Масса грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. Измерения и учет массы груза при взаиморасчетах между грузоотправителем и грузополучателем», утв. директором ФГУП «ВНИИМС» 30.05.2008, обнаружено следующее: фактически вес брутто составляет 96100 кг, тара вагона 23600 кг, масса груза нетто 72500 кг, по документу значится вес брутто 91700 кг, тара вагона 23600 кг, масса груза нетто 68100 кг, с учетом погрешности масса груза составляет 71138 кг (излишек массы против документа составляет 3038 кг, против грузоподъемности вагона 838 кг), о чем составлены коммерческий акт № СЕВ1903303/60 и акт общей формы № 3/853.

За искажение сведений в железнодорожной транспортной накладной, превышение грузоподъемности вагона Ответчику был начислен штраф в соответствии со статьями 98, 102 Устава в размере  814.085 руб. и 419.715 руб. соответственно, а всего – 1.233.800 руб.

Кроме того ООО «МегаТранс-Сервис» не оплатило добор тарифа в размере 79.888 руб.

Во исполнение требований части 5 статьи 4 АПК РФ истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 12.12.2019 ИСХ-14801/ОКТТЦФТО оставленная ответчиком без удовлетворения.

Согласно статье 25 Устава при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом накладную.

В соответствии с пунктами 2.17, 2.25 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 39, достоверные сведения о наименовании груза вносятся в транспортную железнодорожную накладную грузоотправителем, о чем последний расписывается в железнодорожной накладной.

В соответствии с пунктом 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке, стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Согласно статье 27 Устава перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, указанной грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных.

В соответствии со статьей 98 Устава за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.

Статьей 102 Устава предусмотрено, что за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера грузоотправитель (отправитель) уплачивает перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы данного груза (грузобагажа).

В соответствии с пунктом 28.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» если допущены одновременно нарушения, предусмотренные ст. 98 и 102 Устава, за каждое из них грузоотправитель несет самостоятельную ответственность.

В силу статьи 119 Устава, пункта 6, 10 Приказа МПС РФ от 18.06.2003 г. № 43 «Об утверждении Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом» обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.

Не оспаривая факт искажения сведений в железнодорожной накладной ответчик заявил о снижении штрафа на основании положений статьи 333 ГК РФ.

Суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства ответчика о снижении размера штрафа на основании положений статьи 333 ГК РФ. Судом учтено, что действия ответчика по искажению сведений в накладной не только привели к занижению размера провозных платежей и перегрузу вагона, но и носят рецидивный характер.

Направленные истцом в адрес ответчика уведомления о начислении штрафа и претензии с просьбой в добровольном порядке оплатить начисленные суммы штрафа ответчиком проигнорированы. Ни ответы на уведомления и/или претензии, ни оплата начисленных сумм штрафа до настоящего времени в адрес ОАО «РЖД» не поступали.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия ответчика явно направлены на уклонение от решения спора в досудебном порядке с целью передачи судьбы вопроса на рассмотрение арбитражным судом для последующего заявления ходатайств о снижении начисленного штрафа по статье 333 ГК РФ.

В рассматриваемом случае штрафная неустойка, предусмотренная статьями 98, 102 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, направлена на профилактику совершения подобных действий, нарушающих условия перевозки и сопряженных с возникновением аварийных ситуаций, при которых под угрозу ставится жизнь и здоровье граждан, имущество физических и юридических лиц, и соразмерно цели обеспечения безопасности эксплуатации железнодорожного транспорта.

Снижение штрафа в судебном порядке позволит недобросовестным участникам перевозочного процесса в дальнейшем допускать аналогичные нарушения, что, в свою очередь, негативно отразится на хозяйственных отношениях между участниками грузоперевозочного процесса. Дифференциация имущественной ответственности перевозчиков и иных участников перевозочного процесса представляет собой пример оправданных различий в отношении лиц, находящихся в существенно различных ситуациях (обстоятельствах). Вводя такие различия, законодатель исходит из того, что использование транспортных средств, представляющих собой источник повышенной опасности, сопряжено с повышенным предпринимательским риском перевозчика, включая риск повреждения или уничтожения как перевозимого груза, так и транспортного средства.

При этом он должен учитывать фактические обстоятельства, такие как пространственная рассредоточенность основных средств железнодорожного транспорта и зависимость исполнения транспортных обязательств от погодных условий, а также юридические обстоятельства: перевозка грузов железнодорожным транспортом как транспортом общего пользования осуществляется на основании договора перевозки, который в силу статьи 789 ГК РФ является публичным договором, что означает массовый характер перевозок, стандартность условий договоров перевозки, их однотипность для всех потребителей транспортных услуг; кроме того, по общему правилу, закрепленному в статьи 1079 ГК РФ, перевозчики как владельцы транспортных средств, являющихся источником повышенной опасности, несут ответственность по обязательствам, вытекающим из причинения вреда, при отсутствии вины.

Что касается предпринимательских рисков лиц, пользующихся услугами железнодорожных перевозчиков, то они ограничиваются стоимостью перевозимого имущества, которая, как правило, взыскивается с перевозчика, и убытками, понесенными в результате неисполнения своих договорных обязательств перед третьими лицами, что в любом случае не может представлять угрозу их деятельности в целом.

Таким образом, право перевозчика на взыскание штрафа за искажение сведений в транспортной железнодорожной накладной оправдано и имеет целью исправить правовое неравенство перевозчика и иных участников перевозочного процесса при перевозке грузов железнодорожным транспортом.

Кроме того, следует учитывать позицию Верховного Суда Российской Федерации, последовательно изложенную Постановлении Пленума от 24.03.2016 №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», согласно пункту 77 которого снижение размера договорной неустойки, подлежащей уплате коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем, а равно некоммерческой организацией, нарушившей обязательство при осуществлении ею приносящей доход деятельности, допускается в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды (пункты 1 и 2 статьи 333 ГК РФ). В силу пункта 73 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика.

В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Каких-либо доказательств, подтверждающих явную несоразмерность, ответчиком не представлено.

Довод ответчика о том, что истец не подтвердил возникновение негативных последствий, образовавшихся вследствие допущенного ответчиком искажения, таким доказательством не является. Вопреки доводам ответчика, законодатель не ставит возможность начисления штрафа, предусмотренного статьями 98, 102 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, в зависимость от наступления у перевозчика каких-либо негативных последствий и/или ущерба, на что отдельно указано в пункте 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 №30.

Учитывая, что требования истца о взыскании штрафа в размере 1.233.800 руб. и 79.888 руб. недобора провозных платежей обоснованы, правомерны, подтверждены материалами дела, доводы истца ответчиком не оспорены, ответчиком обратное не доказано, требования подлежат удовлетворению в полном объеме. 

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «МегаТранс-Сервис» в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» 1.313.688 руб. задолженности, 26.137 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в срок не превышающий месяца со дня вынесения. 

Судья                                                                            Сундеева М.В.