Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
26 апреля 2019 года Дело № А56-21792/2019
Резолютивная часть решения объявлена апреля 2019 года . Полный текст решения изготовлен апреля 2019 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе: судьи Лебедевой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Телешовой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель - Акционерное общество "Петербургская сбытовая компания"
заинтересованное лицо - Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
третье лицо - Муниципальное предприятие муниципального образования Приозерское городское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области "Приозерские коммунальные сети"
о признании незаконным отказа в возбуждении дела об административном правонарушении
при участии
от заявителя: ФИО1, по доверенности от 13.11.2017;
от заинтересованного лица: ФИО2, по доверенности от 22.12.2017;
от третьего лица: не явился, извещен;
установил:
Акционерное общество «Петербургская сбытовая компания» (далее – Заявитель, Гарантирующий поставщик, Общество, АО «ПСК») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просит:
- признать незаконным отказ, выраженный в письме от 05.02.2019 № 28-1/5273, вынесенный Северо-Западным Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – заинтересованное лицо, Управление, Ростехнадзор) об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), вотношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее – Потребитель, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) и начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России ФИО3,
- обязать Управление рассмотреть заявление Общества от 27.12.2018 исх. №55477/011/2 по существу и вынести процессуальное решение в соответствии с КоАП РФ.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, обеспечили явку представителей. В порядке части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных о дате и времени судебного заседания.
Суд, в порядке ст. 137 АПК РФ, признал дело подготовленным к судебному разбирательству и в отсутствие возражений сторон перешел к рассмотрению дела по существу.
В судебном заседании Заявитель поддержал требования, представил возражения на отзыв.
Представитель Управления против удовлетворения заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга oт 18.10.2006 № 88-р «О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Санкт-Петербурга» АО «Петербургская сбытовая компания» присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Санкт-Петербурга.
Между АО «ПСК» и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России заключен договор энергоснабжения от 13.08.2018 № 78170000305787, в соответствии с условиями которого Гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электроэнергии и мощности, урегулировать правоотношения по оказанию услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электроэнергией, а Потребитель - оплачивать приобретаемую электроэнергию (мощность) и оказанные услуги (далее - Договор).
Согласно приложению А к Договору энергоснабжаемым объектом по Договору является, в том числе, лаборатория-склад (инв. № 70), расположенная по адресу: Ленинградская область, Приозерский район, ФИО4, п. Владимировка, в/г 236, войсковая часть 09703-Р (далее - Объект).
В связи с систематическим неисполнением Потребителем обязанности по оплате потребленной электрической энергии, учитывая значительный размер образовавшейся задолженности, АО «ПСК» направило в адрес Потребителя уведомление от 06.12.2018 № 177446 о введении ограничения режима потребления электрической энергии вотношении Объекта.
В уведомлении указано, что в случае неоплаты долга в срок до 17.12.2018, у Потребителя возникает обязанность до 12:00 17.12.2018 самостоятельно ввести полное ограничение режима энергопотребления.
Уведомление было получено Потребителем 07.12.2018 (письмо Потребителя от 11.12.2018 № 370/у/2/6/5519).
В установленный вУведомлении срок Потребитель самостоятельно не ввел полное ограничение режима электропотребления, что подтверждается актом проверки введенного ограничения режима потребления от 26.12.2018, составленным в отношении Объекта, представителями Потребителя и Гарантирующего поставщика.
В соответствии с актом сверки расчетов от 26.12.2018 задолженность Потребителем не оплачена и составляет 24 928 588,67 руб.
В связи с невыполнением требования о самостоятельном ограничении потребления АО «ПСК» обратилось в Управление с заявлением №55477/011/2 от 27.12.2018 о возбуждении в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» и начальника ФГБУ «ЦЖКУ» ФИО3 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.22 КоАП РФ.
Письмом от 05.02.2019 № 28-1/5273Управление вернуло заявление АО «ПСК», отказав в возбуждении дела об административном правонарушении, ссылаясь на то, что Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082 Министерство обороны Российской Федерации самостоятельно осуществляет в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, федеральный государственный энергетический надзор в Вооруженных силах Российской Федерации.
Общество не согласилось с отказом и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд, рассмотрев материалы дела, полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно абзацу 2 п. 1 ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным ст. 523 названного Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
В соответствии с п. 3 ст. 523 ГК РФ нарушением договора поставки со стороны покупателя является неоднократное нарушение сроков оплаты товара.
Согласно п. 2 ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
В соответствии с п. 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее - Правила № 442), ограничение режима потребления электрической энергии вводится, в том числе в случае нарушения своих обязательств потребителем, выразившемся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа.
Согласно пп. "а" п. 4, п. 7, 15 Правил № 442 ограничение режима потребления в случае неисполнения обязательств по оплате вводится по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), перед которым не исполнены обязательства, с обязательным письменным уведомлением потребителя в котором указывается дата предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения уведомления потребителем; дат полного ограничения режима потребления, подлежащего введению в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в указанном в уведомлении размере после введения частичного ограничения.
На основании п. 9 Правил № 442 частичное ограничение режима потребления производится потребителем самостоятельно.
При невыполнении потребителем действий по самостоятельному частичному ограничению режима потребления в срок, установленный в уведомлении об ограничении режима потребления, такое ограничение осуществляется исполнителем (субисполнителем) при наличии технической возможности сокращения уровня потребления электрической энергии (мощности) потребителя с центров питания исполнителя (субисполнителя).
Согласно п. 11 Правил № 442 при невыполнении потребителем действий по самостоятельному ограничению режима потребления в срок, установленный в уведомлении об ограничении режима потребления, и отсутствии технической возможности введения ограничения режима потребления, в том числе в случаях, указанных в п. 8 и 9 настоящих Правил, исполнитель вправе потребовать от потребителя осуществления им действий по самостоятельному ограничению режима потребления в принадлежащих ему энергопринимающих устройствах (на объектах электросетевого хозяйства) в присутствии исполнителя (в случае введения ограничения режима потребления субисполнителем - в присутствии исполнителя совместно с субисполнителем либо только субисполнителя, если исполнитель отказался от участия в указанных мероприятиях). Потребитель обязан обеспечить доступ к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам (объектам электросетевого хозяйства) как исполнителя (в случае введения ограничения режима потребления субисполнителем - исполнителя и субисполнителя либо только субисполнителя, если исполнитель отказался от участия в соответствующих мероприятиях), так и инициатора введения ограничения, которые присутствуют при осуществлении им действий по самостоятельному ограничению режима потребления.
Частью 1 ст. 9.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение потребителем электрической энергии введенного в отношении его полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, невыполнение потребителем электрической энергии требования о самостоятельном ограничении режима потребления электрической энергии, предъявленного ему в соответствии с установленным законодательством об электроэнергетике порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, либо необеспечение потребителем электрической энергии в предусмотренных указанным порядком случаях доступа представителей сетевой организации или иного лица, обязанного осуществлять действия по введению ограничения режима потребления электрической энергии, к принадлежащим потребителю энергопринимающим устройствам.
Субъектом правонарушения выступает потребитель электрической энергии.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.22 КоАП РФ, состоит в невыполнении потребителем электрической энергии требования о самостоятельном ограничении режима потребления электрической энергии; в необеспечении потребителем электрической энергии доступа представителей сетевой организации или иного лица, обязанного осуществлять действия по введению ограничения режима потребления электрической энергии, к принадлежащим потребителю энергопринимающим устройствам.
Статьей 23.30 КоАП РФ установлено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 9.22 КоАП РФ, рассматривает Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор.
Согласно п. 2 Порядка осуществления федерального государственного энергетического надзора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20.07.2013 № 610 «О федеральном государственном энергетическом надзоре», государственный надзор в сфере электроэнергетики осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и иными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 марта 2017 году № 125 о внесении изменений в Положение «Вопросы Министерства обороны РФ»,
утвержденное Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082, - Министерство обороны в порядке, определяемом Правительством РФ, осуществляет федеральный государственный энергетический контроль (подпункт 55.3 пункта 7 Положения). После внесения 27.03.2017 изменений в Положение Министерству обороны делегировали осуществление федерального государственного энергетического надзора в сооруженных Силах, при этом Правительством РФ его порядок по настоящее время не определен, а с Ростехнадзора аналогичные полномочия, в частности, в отношении к объектам Министерства обороны, с принятием соответствующих изменений в действующее законодательство, не сняты.
Ссылка Управления на осуществление энергетического контроля Управлением государственного технического надзора Министерства обороны Российской Федерации судом отклоняется по следующим основаниям.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.06.2007 № 260 утверждено «Положение об Инспекции Государственного технического надзора Вооруженных сил Российской Федерации». Согласно п. 2 указанного положения данный надзорный орган осуществляет надзор на опасных производственных объектах Министерства обороны и государственный контроль на всех стадиях жизненного цикла подъемных сооружений и оборудования, работающего под давлением, в составе вооружения и военной техники.
Согласно КоАП РФ заявление юридического лица об административном правонарушении подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями действующего законодательства об административных правонарушениях, состоящего из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 1.1); если такое заявление содержит данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, оно может являться поводом к возбуждению дела об административном правонарушении (пункт 3 части 1 статьи 28.1); при наличии заявления и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, должностным лицом возбуждается дело об административном правонарушении (части 2 и 3 статьи 28.1).
Письмом от 05.02.2019 № 28-1/5273 Управление фактически отказало Обществу в возбуждении дела об административном правонарушении.
Согласно части 5 статьи 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 названной статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. В силу ч. 4 ст. 30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными КоАП РФ.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что на момент обращения заявителя в Управления имелись достаточные данные (Уведомление от 06.12.2018 № 177446, письмо Потребителя от 11.12.2018 №370/у/2/6/5519, акт сверки расчетов, договор энергоснабжения, акт проверки введенного ограничения от 26.12.2018), указывающие на наличие в действиях Потребителя события административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 9.22 КоАП РФ, в связи с чем, оснований для отказа в возбуждении дела об административного правонарушении у должностного лица Управления не имелось.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", порядок рассмотрения дел об оспаривании определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного производства дела об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Исследуя материалы дела, суд установил, что отказ в возбуждении административного дела, выраженный в письме Управления от 05.02.2019 № 28-1/5273, вынесен, в том числе, в отношении руководителя Потребителя – ФИО3, который предпринимателем без образования юридического лица не является, в то время как дела об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности физических и должностных лиц арбитражным судам неподведомственны и рассматриваются в порядке ч. 1, 2 ст. 30.1 КоАП РФ, в связи с чем, требования в этой части подлежат прекращению.
Довод Управления о том, что оно не наделено полномочиями на рассмотрение спорного дела об административном правонарушении, отклоняется судом ввиду необоснованности.
При таких обстоятельствах, требования Общества подлежат удовлетворению частично.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
решил:
Признать незаконным отказ Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.22 КоАП РФ в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России, выраженный в письме от 05.02.2019 № 28-1/5273.
Обязать Северо-Западное управление Ростехнадзора рассмотреть заявление АО "Петербургская сбытовая компания" от 27.12.2018 № 55477/011/2 по существу и вынести процессуальное решение в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.
В остальной части заявленных требований производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.
Судья Лебедева И.В.