Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
17 мая 2022 года Дело № А56-21903/2022
Резолютивная часть решения объявлена мая 2022 года . Полный текст решения изготовлен мая 2022 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Петровой Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Дубровская ТЭЦ»
к Комитету по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области
третьи лица: Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, администрация муниципального образования «Кировск» Кировского муниципального района Ленинградской области
о признании недействительным решения от 26.01.2022 № 3-344/2022,
в заседании суда приняли участие:
от заявителя – ФИО2, доверенность от 01.01.2022, ФИО3, доверенность от 16.05.2022,
от заинтересованного лица – ФИО4, доверенность от 11.01.2022.
от третьего лица 1 – ФИО5, доверенность от 10.01.2022, ФИО6, доверенность от 10.01.2022.
от третьего лица 2 – не явился, извещен.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Дубровская ТЭЦ» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Комитета по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области (далее – Комитет по ТЭК) от 26.01.2022 № 3-344/2022 об отказе в утверждении изменений в инвестиционную программу в сфере теплоснабжения Общества на 2018 – 2022 годы на территории муниципального образования «Кировск» Кировского муниципального района Ленинградской области, об обязании Комитета по ТЭК утвердить изменения в указанную инвестиционную программу, направленные письмом от 23.08.2021 № 1281, в редакции Общества.
Определением суда от 15.03.2022 заявление принято к производству, на 26.04.2022 назначено предварительное судебное заседание с возможностью перехода в основное судебное заседание в отсутствие возражений сторон.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее – ЛенРТК), администрация муниципального образования «Кировск» Кировского муниципального района Ленинградской области (далее – Администрация).
Возражений о переходе к судебному разбирательству от сторон не поступило.
Суд, завершив предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание в первой инстанции в порядке статей 136-137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) перешел к рассмотрению спора по существу.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в заявлении, представители Комитета по ТЭК, ЛенРТК возражали против его удовлетворения.
Администрация надлежащим образом уведомлена о дате и месте рассмотрения дела, однако своего представителя в суд не направила.
Ходатайство Комитета по ТЭК о привлечении к участию в деле в качестве соответчика ЛенРТК удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, Общество является теплоснабжающей организацией и реализует тепловую энергию и горячую воду потребителям в г. Кировске Ленинградской обл. по регулируемым тарифам, установленным ЛенРТК.
ЛенРТК приказом от 30.08.2017 № 105-п была утверждена инвестиционная программа в сфере теплоснабжения для Общества на 2018 – 2022 годы на территории муниципального образования «Кировск» Кировского муниципального района Ленинградской области (далее – Инвестиционная программа).
В 2019 году параметры Инвестиционной программы были скорректированы приказом ЛенРТК от 06.12.2019 № 390-п.
Общество 23.08.2021 письмом № 1281 направило Комитету по ТЭК корректировку Инвестиционной программы.
Ввиду неполучения в установленные действующим законодательством сроки решения об утверждении внесения изменений в Инвестиционную программу по заявлению Общества или об отказе во внесении таких изменений Общество направило Комитету по ТЭК 09.12.2021 обращение № 1887.
В ответ на данное обращение Комитет по ТЭК письмом от 26.01.2022 № 3-344/2022 возвратил Обществу изменения в Инвестиционную программу без их утверждения в связи с отказом ЛенРТК на основании пунктов 26(1), 30 Правил согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 410 (далее – Правила № 410), в согласовании Инвестиционной программы по причине недоступности тарифов регулируемой организации для потребителей при включении в тарифы инвестиционной составляющей, учитывающей рост средств на реализацию инвестиционных проектов.
Не согласившись с данным решением Комитета по ТЭК, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По мнению Общества, ввиду нарушения Комитетом по ТЭК установленных Правилами № 410 сроков направления Обществу уведомления о согласовании/отказе в согласовании изменений в Инвестиционную программу, в силу абзаца второго пункта 25 Правил № 410 такие изменения считались согласованными; при рассмотрении предлагавшихся Обществом изменений в Инвестиционную программу ЛенРТК пришел к неправомерному выводу об индексе роста экономически обоснованных тарифов в результате внесения изменений в размере 1,26.
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по государственному регулированию и контролю в сфере теплоснабжения в соответствии с данным Законом и другими федеральными законами.
Пунктом 5 части 2 статьи 5 Закона № 190-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится утверждение инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, с применением установленных этими органами плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, по согласованию с органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о Комитете по ТЭК, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 02.10.2012 № 302, Комитет по ТЭК утверждает инвестиционные программы организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения по согласованию с органами местного самоуправления.
Согласно пункту 3.4-2 Положения о ЛенРТК, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 28.08.2013 № 274, ЛенРТК согласовывает проекты инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в части источников финансирования инвестиционных программ с разделением по видам деятельности, по годам в ценах соответствующего года с использованием прогнозных индексов цен и по источникам финансирования, а также плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения.
В силу пункта 10 статьи 2 Закона № 190-ФЗ инвестиционная программа организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, представляет собой программу мероприятий организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по строительству, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 4 Закона № 190-ФЗ инвестиционная программа подлежит согласованию и утверждению в соответствии с правилами и с учетом требований к их содержанию, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил № 410 утверждение инвестиционных программ осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с органами местного самоуправления поселений, городских округов и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в случае утверждения инвестиционных программ органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в полномочия которых не входит установление регулируемых цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 45 Правил № 410 регулируемая организация имеет право обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления (в случае наделения органов местного самоуправления полномочиями на утверждение инвестиционных программ) с заявлением о внесении изменений в инвестиционную программу.
Заявление о внесении изменений в инвестиционную программу (утвержденную в том числе на текущий год) с проектом изменений, вносимых в инвестиционную программу, и их обоснованием направляется регулируемой организацией в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления (в случае наделения органов местного самоуправления полномочиями на утверждение инвестиционных программ) в срок до 30 августа текущего года.
Внесение изменений в инвестиционную программу осуществляется в порядке, установленном пунктами 21 – 33, 37 – 42 названных Правил. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления (в случае наделения органов местного самоуправления полномочиями на утверждение инвестиционных программ) обязан принять решение об утверждении изменений, вносимых в инвестиционную программу, или об отказе в утверждении соответствующих изменений в срок до 20 ноября года, в котором регулируемой организацией было подано заявление о внесении изменений в инвестиционную программу.
Из материалов дела следует и Обществом не опровергнуто, что изначально в нарушение абзаца второго пункта 45 Правил № 410 Общество направило 23.08.2021 изменения в Инвестиционную программу в ЛенРТК, а не Комитет по ТЭК.
В силу пункта 21 Правил № 410 в случае соответствия инвестиционной программы пунктам 8 – 19 данных Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня получения от регулируемой организации инвестиционной программы направляет ее на согласование в органы местного самоуправления поселений, городских округов, на территории которых регулируемая организация осуществляет деятельность в сфере теплоснабжения, и в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в случае утверждения инвестиционной программы органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в полномочия которого не входит установление регулируемых цен (тарифов).
Как указано в пункте 25 Правил № 410, орган местного самоуправления и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в случае утверждения инвестиционной программы органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в полномочия которого не входит установление регулируемых цен (тарифов) рассматривают инвестиционную программу в течение 30 дней со дня ее получения от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уведомляют его о согласовании (об отказе в согласовании) инвестиционной программы в течение 3 дней со дня принятия соответствующего решения.
В случае если орган местного самоуправления или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в случае утверждения инвестиционной программы органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в полномочия которого не входит установление регулируемых цен (тарифов) в указанный срок не уведомил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о принятом решении, инвестиционная программа считается согласованной.
Ссылаясь на данный абзац пункта 25 Правил № 410 Общество полагает, что направленные им на согласование изменения в Инвестиционную программу считались согласованными.
Из материалов дела следует, что изменения в Инвестиционную программу направлены Комитетом по ТЭК Администрации и ЛенРТК.
На основании пункта 26(1) Правил № 410 орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов отказывает в согласовании инвестиционной программы в случае недоступности тарифов регулируемой организации для потребителей (за исключением случаев, когда отказ по причине недоступности тарифов приведет к невозможности исполнения концессионером обязательств по строительству, реконструкции и модернизации объектов системы централизованного теплоснабжения в соответствии с концессионным соглашением).
Из письма Комитета по ТЭК следует, что ЛенРТК отказало в согласовании изменений в Инвестиционную программу, направленных Обществом, именно на основании пункта 26(1) Правил № 410.
Законность действий ЛенРТК по рассмотрению направленных Обществом изменений в Инвестиционную программу и его выводы о недоступности тарифов регулируемой организации для потребителей вследствие внесения предложенных Обществом изменений в такую программу предметом настоящего спора не являются, в настоящем деле суд оценивает законность решения Комитета по ТЭК.
На основании подпункта «а» пункта 30 Правил № 410 основанием для отказа в утверждении органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации инвестиционной программы и направления ее на доработку является недоступность тарифов регулируемой организации для потребителей (за исключением случаев, когда отказ по причине недоступности тарифов приведет к невозможности исполнения концессионером обязательств по строительству, реконструкции и модернизации объектов системы централизованного теплоснабжения в соответствии с концессионным соглашением).
Пункт 25 Правил № 410 не влечет автоматического согласования изменений в Инвестиционную программу в рассматриваемом случае.
С учетом отказа ЛенРТК в согласовании направленных Обществом изменений в Инвестиционную программу по причине недоступности тарифов регулируемой организации для потребителей вследствие внесения предложенных Обществом изменений в такую программу у Комитета по ТЭК не имелось оснований для согласования направленных Обществом изменений, и на основании подпункта «а» пункта 30 Правил № 410 оспариваемый отказ от 26.01.2022 является законным.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Ввиду изложенного заявление Общества удовлетворению не подлежит.
Расходы на уплату государственной пошлины остаются на заявителе.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Арбитражный суд решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Петрова Т.Ю.