ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-22024/2021 от 25.08.2021 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

02 сентября 2021 года                                                                     Дело № А56-22024/2021

Резолютивная часть решения объявлена   августа 2021 года .

Полный текст решения изготовлен   сентября 2021 года .

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи  Корчагиной Н.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бамбалаевой Б.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

истец: Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

ответчик: Акционерное общество «Петербургский Мельничный Комбинат»

о взыскании экологического сбора за 2017 года,

при участии

- от истца: ФИО1, по доверенности от 14.10.2020

- от ответчика: ФИО2, по доверенности от 01.01.2021

установил:

Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу «Петербургский Мельничный Комбинат» (далее – ответчик, Общество) о взыскании экологического сбора за 2017 года в размере 2 876 964 руб. 95 коп.

Представитель Управления в судебное заседание явился, требования поддержал в полном объеме.

Представитель Общества в судебное заседание явился, против удовлетворения заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, представил письменные объяснения в порядке ст. 81 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Акционерное общество «Петербургский Мельничный Комбинат» направило сопроводительное письмо (исх. №137 от 28.03.2018) с приложениями в адрес Управления, содержащее:

1.Декларацию о количестве выпущенных товаров на территории РФ, в том числе упаковки за 2017 г.;

2.Отчет о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2017 г.;

3. Форму расчета суммы экологического сбора за 2017 г;

4. Пояснительную записку.

По рассмотрению представленных документов, а также на основании п. 13 Правил взимания экологического сбора, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073, Управлением Росприроднадзора была осуществлена процедура контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью ее внесения в отношении документации по выполнению нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за 2017 год.

В адрес Общества были направлены запросы УО-178 от 27.06.2018 УО-178 от 05.09.2018 о предоставлении скорректированной документации, сформированной с учетом замечаний, указанных в вышеуказанных запросах.

11.10.2018 в ответ на запросы в адрес Управления поступила отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за 2017 год, форма расчета суммы экологического сбора за 2017 год, Декларация о количестве выпущенных товаров на территории РФ, в том числе упаковки за 2017 год, платежное поручение от 02.04.2018, документ № Б/н от 23.03.2018

В соответствии с п. 15 (1) Правил взимания экологического сбора, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073, проведена проверка полноты и правильности заполнения расчета суммы экологического сбора, соблюдения сроков его представления, а также своевременности и полноты внесения экологического сбора, в результате чего установлено следующее:

1. Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации, за 2017 год представлена в установленный срок;

2.Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации поле утраты ими потребительских свойств, за 2017 год представлена в установленный срок;

3. Расчет суммы экологического сбора за 2017 год представлен в установленный срок;

4. Сумма экологического сбора внесена в срок в размере 95424,15 руб.;

5. Выявлено наличие ошибок, допущенных при выполнении расчетов, и противоречий между сведениями, содержащимися в расчете суммы экологического сбора, и информацией, имеющейся в распоряжении Управления. В представленном расчете экологического сбора допущены арифметические ошибки.

Кроме того, в адрес Общества были направлены запросы от 27.06.2018 № УО-178 и от 05.09.2018 № УО-178 о неправомерности использования понижающего коэффициента по вторичному сырью в упаковке, в случае уплаты экологического сбора.

По результатам рассмотрения представленных документов в ответ на письма от 27.06.2018 и 05.09.2018 было выявлено, что при расчете экологического сбора требования п. 15 ст.24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» исполнены не были.

Управление, на основании с п. 15(2) г Правил взимания экологического сбора, составил акт контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения (далее-акт контроля) № АЭС-178 от 29.10.2018 с приложением требования по результатам контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора полнотой и своевременностью его внесения (далее-требование) в срок 10 рабочих дней со дня получения устранить выявленные ошибки, путем внесения изменений в расчет суммы экологического сбора и направления скорректированной документации в адрес Управления, погасить задолженность по экологическому сбору в размере 2 876964,95 руб.

            Поскольку требования Управления были оставлены без удовлетворения, заявитель обратился в суд с настоящим иском, просит взыскать 2 876 964,95 руб – задолженность по экологическому сбору, представлен следующий расчет:

            1. Исходя из декларации. представленной обществом, количество товаров (готовых товаров, упаковки) выпущенной в обращение на территории РФ в год предшествующий отчетному периоду, в отношении которого возникает обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации составляет 7083190 кг (7083,19 т) ( Поддоны деревянные, включая поддоны с бортами)

            Норматив утилизации отходов от использования товаров утвержден распоряжением Правительствам РФ от 04.12.2015 № 2491 -р и равен 0,05. Ставка экологического сбора в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342 составляет 3066 руб. за тонну.

            В соответствии с пунктом 6 ст. 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу товара или на количество единиц товара (в зависимости от вида товара) либо на массу упаковки товара, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.

(7083,19 х 0,05) х3066= 1085853,03 рублей.

            Однако истцом при обосновании данного требования не учтено следующее:

            В соответствии с письмом Минприроды РФ от 28.03.2017 года № 09/47/8797 «Об актуальных вопросах выполнения «расширенной» ответственности производителей, импортеров товаров» обязанность по декларированию количества многооборотной упаковки, включая многократно используемую деревянную тару (паллеты, поддоны) и уплате экологического сбора, возлагается на производителей такой упаковки, которая для них является товаром.

            Таким образом лицом, ответственным за выполнение нормативов утилизации, применительно к деревянным паллетам, поддонам и прочим погрузочным щитам в 2017 году является производитель тары.

            Назначение деревянной тары и ее эксплуатационные свойства, в том числе возможность ее использования в качестве многооборотной, определяются в соответствии с документацией на тару.

            Деревянные паллеты/поддоны Общество закупало у ООО «Паллет Союз» по договору поставки № 09/07 от 13.02.2015 года , информационным письмом от 11.05.2021 года ООО «Паллет Союз» подтвердил, что паллеты/поддоны, которые поставлялись ответчику в 2017 году, являлись многооборотной тарой, согласно ГОСТа 33757-2016 (п.10.1), с учетом изложенного ответственность по экологическому сбору за многооборотную упаковку несет производитель, оснований для взыскания экологического сбора с ответчика в данной части в размере 1085853,03 руб не имеется.

            2. Исходя из декларации представленной обществом, количество товаров (готовых товаров, упаковки) выпущенной в обращение на территории РФ в год предшествующий отчетному периоду, в отношении которого возникает обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации составляет 433709 кг (433,709 т) ( Ящики и коробки из гофрированной бумаги или гофрированного картона)

            Норматив утилизации отходов от использования товаров утвержден распоряжением Правительствам РФ от 04.12.2015 № 2491 -р и равен 0,2. Ставка экологического сбора в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342 составляет 2378 руб. за тонну.

            В соответствии с пунктом 6 ст. 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу товара или на количество единиц товара (в зависимости от вида товара) либо на массу упаковки товара, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.

(433,709 х 0,2) х2378= 206272 рублей

            3. Исходя из декларации представленной обществом, количество товаров (готовых товаров, упаковки) выпущенной в обращение на территории РФ в год предшествующий отчетному периоду, в отношении которого возникает обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации составляет 401279 кг (401,279 т) ( мешки и сумки бумажные)

            Норматив утилизации отходов от использования товаров утвержден распоряжением Правительствам РФ от 04.12.2015 № 2491 -р и равен 0,1. Ставка экологического сбора в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342 составляет 2378 руб. за тонну.

            В соответствии с пунктом 6 ст. 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу товара или на количество единиц товара (в зависимости от вида товара) либо на массу упаковки товара, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.

(401,279 х 0,1) х2378= 95424,15 рублей

            Обществом за данную группу товара оплачено 95424.15 рубля.

            4.Исходя из декларации представленной обществом, количество товаров (готовых товаров, упаковки) выпущенной в обращение на территории РФ в год предшествующий отчетному периоду, в отношении которого возникает обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации составляет 5171597 кг (5171,597 т) (упаковка печатная из бумаги и картона)

            Норматив утилизации отходов от использования товаров утвержден распоряжением Правительствам РФ от 04.12.2015 № 2491-р и равен 0,1. Ставка экологического сбора в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342 составляет 2378 руб. за тонну.

            В соответствии с пунктом 6 ст. 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу товара или на количество единиц товара (в зависимости от вида товара) либо на массу упаковки товара, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.

(5171,597 х 0,1) х2378= 1 229 805,77 рублей

            5. Исходя из декларации представленной обществом, количество товаров (готовых товаров, упаковки) выпущенной в обращение на территории РФ в год предшествующий отчетному периоду, в отношении которого возникает обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации составляет 923606 кг (923,606 т) ( изделия упаковочные пластмассовые прочие)

            Норматив утилизации отходов от использования товаров утвержден распоряжением Правительствам РФ от 04.12.2015 № 2491-р и равен 0,1. Ставка экологического сбора в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342 составляет 3844 руб. за тонну.

            В соответствии с пунктом 6 ст. 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу товара или на количество единиц товара (в зависимости от вида товара) либо на массу упаковки товара, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.

            Итоговая задолженность с учетом оплаты Обществом суммы в размере 95424,15 рублей составляет:

206 272 +1 229805,77 +355034,15 =1791111 руб 92 коп.

В силу пункта 1 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза, обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации.

Согласно пункту 3 названной статьи производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно.

На основании пункта 7 рассматриваемой статьи производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 Закона № 89-ФЗ.

Пунктами 1, 2 статьи 24.5 Закона №89-ФЗ определено, что экологический сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета и уплачивается производителями товаров, импортерами товаров по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно перечню, указанному в пункте 2 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров в этой упаковке.

Порядок взимания экологического сбора (в том числе порядок его исчисления, срок уплаты, порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его внесения, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора) устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 8 статьи 24.5 Закона №89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 №1073 утверждены Правила взимания экологического сбора (далее - Правила).

Согласно пункту 3 названных Правил взимание экологического сбора, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его уплаты осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Уплата экологического сбора осуществляется плательщиком путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации на счет территориального органа.

Согласно ст.1 Закона №89-ФЗ: - отходы производства и потребления (далее - отходы) - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;

Согласно п.6 Постановления Правительства РФ от 08.10.2015 N 1073 "О порядке взимания экологического сбора" экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу готового товара или на количество единиц подлежащего утилизации готового товара (в зависимости от вида товаров), выпущенного в обращение на территории Российской Федерации, либо на массу упаковки, использованной для производства такого товара, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.

В своем отзыве и объяснениях Общество ссылается на следующее.

На Ответчика, как на юридическое лицо осуществляющее производство товаров на территории РФ, возложена обязанность по обеспечению выполнения нормативов утилизации с момента первичной реализации товаров на территории РФ.

Производители товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно.

Производители товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, установленных статьей 24.5 Закон № 89-ФЗ.

Для выполнения обязанности по утилизации Ответчиком были заключены договоры на поставку макулатуры и полимера: Договор № 11/16 от 30 сентября 2016 года с ООО «ЮВИ+» и Договор № 15-291/М от 26 октября 2015 года с ООО «ЮВИ СПб».

В соответствии с пунктом 4.1 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ норматив утилизации отходов от использования товаров может быть выполнен за счет утилизации любых отходов от использования товаров, входящих в одну или несколько групп товаров, групп упаковки товаров в соответствии с перечнем товаров, при условии аналогичного назначения таких товаров, такой упаковки товаров и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования.

В 2017 году Ответчик передал во исполнение договоров 275 456 кг (275,456 т) макулатуры и 49 007 кг (49,007 т) полиэтилена, что подтверждается товаросопроводительными документами.

В судебном заседании Ответчиком был представлен ответ на адвокатский запрос Исх. № б/н от 13 августа 2021 года, из которого следует, что все вторичное сырье, приобретенное в 2017 году ООО «ЮВИ СПб» у Ответчика, общество передало для последующей переработки АО «Каменская БКФ». В подтверждение данного обстоятельства, обществом представлен Договор № 44/14м от 12 ноября 2014 года, а также справки (акты) о сдаче макулатуры в 2017 году (в приложении к настоящим Объяснениям). АО «Каменская БКФ» включено в реестр операторов по обращению с отходами (доказательство - в приложении к настоящим Объяснениям).

В представленных АО «Каменская БКФ» справках указано количество принятой для утилизации макулатуры и полимеров, а также количество произведенного картона, с использованием вторичного сырья. Указанными документами подтверждается, что отходы картона и пластика, использованные в производстве продукции Ответчика, были возвращены в производственный цикл.

Между тем необходимо учитывать следующее:

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза, обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации.

Согласно пункту 3 указанной нормы права производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно.

Пунктом 9 статьи 24.2 предусмотрено, что обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации; со дня уплаты экологического сбора.

На основании пункта 4 статьи 24.2 обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем, импортером товаров путем организации собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации отходов от использования таких товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, с индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением твердых коммунальных отходов).

В соответствии с пунктом 9.1 статьи 24.2 выполнение нормативов утилизации подтверждается: договорами, предусмотренными пунктами 4 и 5 настоящей статьи, - в случае, если выполнение нормативов утилизации обеспечивается путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), или в случае создания ассоциации; актами утилизации отходов от использования товаров, утвержденными в порядке, установленном пунктом 16 настоящей статьи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 N 1342  были утверждены Правила представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров (далее - Правила N 1342), действовавшие в период заключения и исполнения представленных ответчиком договоров (в 2015- 2017 годах).

            Предметом договора № 11/16 от 30 сентября 2016 года с ООО «ЮВИ+» (покупатель) является купля-продажа покупателем товара – полимеры, информация по обеспечению выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров, выпускаемых ответчиком, в договоре отсутствует.

  Предметом договора № 15-291/М от 26 октября 2015 года с ООО «ЮВИ СПб» (покупатель) является купля-продажа покупателем товара – макулатуры, информация по обеспечению выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров, выпускаемых ответчиком, в договоре отсутствует.

Как определено в статье 1 Закона N 89-ФЗ утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Таким образом, акт об утилизации отходов должен подтверждать, что конкретные количества определенных видов отходов в отчетном периоде были использованы для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерации), а также извлечение полезных ископаемых для их повторного применения (рекуперация).

Формы акта об утилизации отходов приведены в письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 15.12.2016 N АС-10-01-36/25460.

Представленные ответчиком товарные накладные по вышеупомянутым договорам не соответствуют рекомендованным в письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 15.12.2016 N АС-10-01-36/25460 формам и не свидетельствуют об утилизации отходов.

Учитывая изложенное суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца экологический сбор за 2017 год в размере 1 791 111 руб. 92 коп.

В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ взысканию с ответчика в доход федерального бюджета подлежит 30 911 руб. 12 коп. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Взыскать с акционерного общества «Петербургский мельничный комбинат» экологический сбор за 2017 год в размере 1791111 руб 92 коп путем перечисления указанной суммы на счет:

Получатель: УФК по Санкт-Петербургу (Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора)

Лицевой счет: 04721W 01720

Банк получателя: СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ГУ БАНКА РОССИИ г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГ //УФК по Санкт-Петербургу г.Санкт-Петербург

р/сч: <***>

кор/сч: 40102810945370000005

БИК: 014030106

ИНН: <***>

КПП: 784101001

ОКТМО: Указывается ОКТМО муниципального образования, на территории которого расположен объект негативного воздействия.

КБК (код доходов): 04811208010016000120

Назначение платежа: «Экологический сбор за 2017 год»

в остальной части иска отказать.

Взыскать с акционерного общества «Петербургский мельничный комбинат» в федеральный бюджет государственную пошлину 30911 руб 12 коп.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                            Корчагина Н.И.