Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
07 июля 2022 года Дело № А56-22555/2022
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе: судьи Гуляева С.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Маринской Д.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу»
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решения по делу № 11-180/21 от 09.12.2021
при участии
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 10.01.2022
от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 22.10.2021
у с т а н о в и л:
Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу» (далее – Учреждение) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Санкт-Петербургу (далее – Управление, УФАС) по делу № 11-180/21 от 09.12.2021.
В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении, а представитель УФАС возражал против их удовлетворения по мотивам, представленным в отзыве.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, Управлением в связи с поступившими материалами дела № 44-4964/21 от 11.11.2021 проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению Заказчиком законодательства о контрактной системе при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения закрытого аукциона с учетом положений ст. 111 Закона № 44-ФЗ на поставку осветительного оборудования и комплектующих для объектов теплового хозяйства (извещение номер № 0372400000721000136).
Извещение о проведении закупки размещено 21.10.2021 на Официальном сайте Единой Информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт).
Объектом закупки является: Осветительное оборудование и комплектующие для объектов теплового хозяйства.
Согласно информации, размещенной на ЕИС: Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 7 561 281,89 руб.
В соответствии с информацией, размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок, указанная закупка проводится в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2017 № 1428 «Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее - Постановление № 1428).
Постановлением № 1428 утвержден Перечень заказчиков, при осуществлении закупки которыми применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в который входит, в том числе, Учреждение.
По результатам внеплановой проверки 09.12.2021 УФАС вынесено решение по делу №11-180/21, в соответствии с которым:
1. Признать в действиях заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64, ч. 2 ст. 33,
п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать, в связи с заключением государственного контракта.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении членов аукционной комиссии Заказчика.
Не согласившись с указанным решением Управления, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив позиции сторон и представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно письму от 29.01.2018 № 24-04-06/4970, № 14-00-06/1303 № МО/5562/18 Минфина России, Федерального казначейства, ФАС России о применении постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2017 № 1428 «Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства» при проведении закрытого аукциона с использованием функционала специализированной электронной площадки целесообразно применять порядок проведения электронного аукциона, установленный Законом о контрактной системе, в том числе в части требований к порядку подачи заявок, рассмотрению первых частей заявок, проведению процедуры торгов, рассмотрению вторых частей заявок, заключению контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 84.1 Закона о контрактной системе под закрытыми способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме понимаются закрытые электронные процедуры, при которых в соответствии с положениями статей 85 и 86 настоящего Федерального закона информация о закупках сообщается заказчиком путем направления приглашений принять участие в закрытых способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), документации о закупках ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок, в порядке, определенном частью 3 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пунктам 1,2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из материалов дела следует, что список товаров, для которых установлены требования к значениям показателей, установлены Заказчиком в Приложении № 2 «Техническое задание» к документации о закрытом аукционе.
Как видно из документации о закупке, в отношении товара по позиции № 5 «Светильник светодиодный наружного освещения консольный (Тип 1) (ОКПД2: 27.40.25.129)» установлены требования:
«Светильник должен быть предназначен для освещения улиц, дорог и дворовых территорий со средней интенсивностью движения транспорта. Вид светильника: консольный. Тип источника света: светодиод. Количество светодиодов не менее 75, Материал корпуса: алюминиевый сплав; композитная теплопроводящая пластмасса. Цвет корпуса: серый; черный. Материал рассеивателя: прозрачный, светопроницаемый пластик/стекло. Мощность, Вт: 80. Напряжение питания (переменного тока), В: 190...255. Световой поток, Лм, не менее 8800. Цветовая температура, К, не менее 5000. Коэффициент цветопередачи (Ra): >70. Зона направлений максимальной силы света: 60°+80°. Диапазон рабочих температур, °С: не менее минус 45...плюс 55. Тип пускорегулирующего аппарата: LED-драйвер. Степень защиты в соответствии с ГОСТ 14254-2015 не менее IP55. Коэффициент мощности (PF), cos (р: > 0,9. Класс защиты от поражения электрическим током: 1. Срок службы, лет, не менее 12. Длина, мм, от 150 -до 200 Ширина от 65 -до 80. Высота от 550 -до 600. Предельные отклонения габаритных размеров, мм: ±10. Посадочный диаметр под трубу, мм: в диапазоне 45+55. Установка на Г-образный кронштейн требуется под углом 15-20 градусов к горизонту.».
Проанализировав указанные требования, суд обращает внимание, что Заказчиком указаны габаритные размеры товара (высота, ширина) без указание единиц измерения.
Таким образом, суд приходит к выводу о правомерности признания Управлением в действия Заказчика нарушение п. 1 ч.1 ст. 64 (ч.2 ст. 33) Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении требований, не позволяющих определить потребность Заказчика в товарах.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 Закона № 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
Пунктом 1.3.1. Общих правил заполнения участником закупки заявки на участие в закрытом аукционе, Заказчиком установлены следующие требования:
«Участнику закупки в первой части своей заявки на участие в закрытом аукционе на каждую единицу товара, являющуюся отдельно производимым товаром необходимо предоставить конкретное предлоэ/сение о товарах и указать товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), страну происхождения товара.
Конкретные показатели товаров могут выражаться:
а) одним числовым значением
б) диапазоном значений
Участник аукциона указывает конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в таблице № 3 пункта 5.1. «Требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров» Приложения №2 к документации об электронном аукционе «Наименование и описание объекта закупки» (далее - Приложение №2), руководствуясь следующими правилами:
Если в положениях настоящей инструкции не конкретизирован порядок предоставления сведений о значениях конкретных показателей (наличие или отсутствие двоеточия)- считать, что в таких положениях инструкции описан порядок предоставления сведений о значениях конкретных показателей для каждого из таких случаев.
В случае установления в Приложении № 2 минимального или максимального значений показателя товара, с использованием слов/словосочетаний/предлогов/знаков, «не более», «более», «не менее», «менее», «не выше», «выше», «не ниэ/се», «ниже», «от», «до», «>», «не <», «<», «не >», «>», «не <», «<», «не >» при отсутствии в наименовании показателя знака «:», участник закупки должен указать единицу измерения показателя, одно конкретное значение показателя, соответствующее установленным Заказчиком требованиям без использования слов/словосочетаний/предлогов/знаков, «не более», «более», «не менее», «менее», «не выше», «выше», «не ниже», «ниже», «от», «до», «>», «не <», «<», «не >», «>», «не <», «<», «не >». При этом, использование предлогов/знаков/сочетаний/слов: «от», «не <>>, «выше», «более», «>» означает, что участник должен указать одно конкретное значение показателя, строго превышающее установленное в Приложении № 2 минимальное значение показателя товара; использование предлогов/знаков/сочетаний/слов «до», «менее», «ниже», «<», «не >» означает, что участник должен указать одно конкретное значение показателя, строго меньшее по значению установленного в Приложении № 2 максимального значения показателя товара; использование предлогов/знаков/сочетаний/слов: «не более», «не выше», «не >», «<» означает, что участник должен указать одно конкретное значение показателя, меньшее либо равное по значению установленному в Приложении № 2 максимальному значению показателя товара; использование предлогов/знаков/сочетаний/слов: «не менее», «не ниже», «>», «не <» означает, что участник должен указать одно конкретное значение показателя, превышающее либо равное установленному в Приложении № 2 минимальному значению показателя товара.
В случае установления требования к значению показателя в Приложение №2 с использованием следующих знаков/слов «;» (точка с запятой), «или», «/» участник закупки в заявке на участие обязан указать одно из альтернативных значений показателя (за исключением случаев, когда знак «/» стоит в единице измерения иве этом случае значение изменению не подлежит). В случае установления требования к значению показателя в Приложение №2 «и/или» -участник закупки обязан указать одно или несколько альтернативных значений показателя. Выбрав одно или несколько из альтернативных значений показателей товара, участнику необходимо указать соответствующие характеристики товара именно для выбранного значения показателя. Показатели, установленные для других альтернативных значений, участник вправе либо не указывать, либо вместо значения показателя использовать слова/знаки: «не определяется», «не нормируется», «X».
В случае установления в Приложении № 2 в качестве показателя сорта товара, класса (или иного классификационного критерия, присвоенного товару государственным стандартом (ГОСТ), предусмотренным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и указанным для данного товара в документации, за исключением степени защиты) (далее - сорт), в сопровождении слов «не ниже», «не выше», участник закупки должен указать сорт товара, имеющий более высокую или более низкую сортность, в соответствии с параметрами классификации сортов, установленных в соответствующем и указанном для данного товара ГОСТ, без использования слов «не выше...», «не ниже...» с учётом вышеуказанных правил сравнения. То есть, если согласно ГОСТ установлен обратный отсчёт сортов, например, первый сорт выше второго, при установленном требовании «сорт - не ниже второго», участник закупки в первой части заявки на участие в закрытом электронном аукционе обязан указать «сорт - первый». Приведенные в данном абзаце положения инструкции имеют приоритет над любым из положений инструкции.
В случае, если наименование показателя начинается со слов «максимально (-ое)», «максимальный (ые)», «максимальная», а требования к значению показателя установлены с помощью предлога «до», участник закупки в первой части заявки на участие в закрытом аукционе представляет значение показателя строго менее установленного требованиями Приложения №2, без использования предлога «до». Приведенные в данном абзаце положения инструкции имеют приоритет над любым из положений инструкции.
В случае установления в Приложении № 2 одновременно соответствующих и максимального, и минимального значении показателя
товара, разделенных знаком «...», при отсутствии в наименовании
показателя знака «:» и без использования иных
слов/словосочетаний/предлогов/знаков, участник закупки должен указать
единицу измерения показателя, одно конкретное значение показателя,
входящее в установленный диапазон, при этом крайние значения не
удовлетворяют потребностям Заказчика. Если по показателю содержится
несколько значений, указанных через «,» (запятую) или «\» или союз «и» это
означает, что заказчику необходим товар со всеми перечисленными
характеристиками. Установление Заказчиком требований к минимальному и
максимальному значению показателя с использованием значений формата:
«Х±У» (где X, У - числовые значения) означает, что участник закупки обязан
указать конкретное значение показателя, выраженное диапазоном, в
котором нижней границей является число, которое не должно быть менее
результата разности чисел, разделенных знаком верхней границей является число, которое не должно быть более результата суммы чисел, разделенных знаком
В случае установления в Приложении № 2 одновременно соответствующих и максимального, и минимального значений показателя товара, разделенных знаком «...» с использованием перед значениями слова «менее» при наличии в наименовании показателя знака «:», участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, диапазон конкретных значений показателя (нижнюю и верхнюю границу диапазона) без использования слова «менее», при этом нижняя граница диапазона не должна быть ниже или равна установленного в Приложении № 2 минимального значения, а верхняя граница диапазона не должна быть выше или равна установленного в Приложении № 2 максимального значения, использование слова «менее» в данном случае в составе заявки не допускается
В случае если наименование показателя начинается со слов «максимально (~ое)», «максимальный (-ые)», «максимальная», а требования к значению показателя установлены с помощью предлога «от» участник закупки в первой части заявки на участие в закрытом аукционе представляет значение показателя строго более установленного требованиями Приложения №2, без использования предлога «от». Приведенные в данном абзаце положения инструкции имеют приоритет над любым из положений инструкции.
В случае установления в Приложение №2 соответствующего требования к конкретному значению показателя товара в форме нижней и верхней границы двух числовых показателей с использованием перед числовым показателем или в наименовании показателя слов или словосочетаний: «диапазон», «в диапазоне», в границах значений», «границы значений» и передчисловым значением показателя которого используется слово «не более», а также в совокупности применения при описании характеристики товара условного обозначения троеточие («...»),и при наличии в наименовании показателя знака двоеточие, участник закупки в составе первой части заявки на участие в закрытом аукционе должен предоставить конкретные значения границ диапазона, при этом минимальное значение из диапазона должно быть равно минимальному значению, установленному в Приложение №2, а максимальное значение из диапазона должно быть равным или быть меньше максимального значения, установленного в Приложение №2. Использование словосочетания «не более» в данном случае в составе заявки не допускается.
В случае установления соответствующего и максимального, и минимального значения показателя товара (требование к нижней и верхней границе диапазона значений) одновременно с использованием трех и более словосочетания/символов/предлогов: «от», «до», «±», «+», плюс, минус находящихся за знаком «:», участник закупки в заявке на участие обязан указать одно конкретное не интервальное количественное (числовое) значение такого показателя товара, не меньшее минимального значения и не превышающее максимального значения диапазона значений указанного показателя товара, установленных в Приложение №2 относительно указанного показателя товара, не содержащее указания на сведения относительно минимальности и максимальности его значения (словосочетания/предлогов «от», «до»), за исключением случаев связанных с температурным диапазоном и с допустимыми и/или предельными отклонениями показателей. В случаях с отклонениями показателей должно быть представлено конкретное интервальное числовое значение такого диапазона, нижняя граница которого - не меньшее и не равное минимального значения, верхняя граница - не превышающее и не равное максимального значения указанного показателя товара. В случаях с температурным диапазоном нижняя граница и верхняя граница установленного интервального значения являются фиксированными и не подлежат изменению, включая сопровождающие их словосочетания/ символы/предлоги.
В случае установления в Приложении № 2 одновременно соответствующих и максимального, и минимального значений показателя товара, разделенных знаком «...» с использованием перед значениями слова «менее» при отсутствии в наименовании показателя знака «:», участник закупки в первой части заявки на участие в закрытом электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, одно конкретное значение показателя, при этом крайние значения границ диапазона не удовлетворяют потребностям Заказчика, использование слова «менее» в данном случае в составе заявки не допускается.
Установление Заказчиком требований без знака двоеточия к минимальному и максимальному значению показателя с использованием между ними знака «^» («обелюс») и при наличии в наименовании показателя или перед числовым значением показателя слов «в диапазоне», «диапазон» означает, что участник закупки обязан указать одно конкретное значение показателя, входящее в установленный диапазон, при этом крайние значения не удовлетворяют потребностям Заказчика.
В случае установления в Приложении № 2 одновременно соответствующих и максимального, и минимального значений показателя товара, разделенных знаком «...» с использованием перед значениями слова «более» при отсутствии в наименовании показателя знака «:», участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретные значения границ диапазона, при этом минимальное значение из диапазона должно быть меньше минимального значения, установленного в Приложение №2, а максимальное значение из диапазона должно быть больше максимального значения, установленного в Приложение №2, использование слова «более» в данном случае в составе заявки не допускается.
Установление Заказчиком требований после знака двоеточия к минимальному и максимальному значению показателя с использованием между ними знака «+» («обелюс») означает, что участник закупки обязан указать конкретное интервальное значение показателя, шире установленного диапазона, то есть значение нижней границы не должно быть равным или превышать минимальное значение, установленное в Приложении № 2, а значение верхней границы не должно быть меньше или быть равным максимальному значению, установленному в Приложении № 2.
В случае установления в Приложении № 2 одновременно соответствующих и максимального, и минимального значений показателя товара, разделенных знаком «...» установленного между числовыми значениями и без использования иных слов/словосочетаний/предлогов/знаков при наличии в наименовании показателя знака «:», участник закупки должен указать единицу измерения показателя, диапазон значений (два значения, входящих в установленный диапазон), при этом крайние значения удовлетворяют потребностям Заказчика.
В случае установления в Приложение №2 соответствующего требования к конкретному значению показателя товара в форме нижней и верхней границы двух числовых показателей с использованием перед числовым показателем или в наименовании показателя слов или словосочетаний: «диапазон», «в диапазоне», «границы значений», «в границах значений» и перед числовым значением показателя которого используется слово «не менее», а также в совокупности применения при описании характеристики товара знака троеточие («...»), участник закупки в составе первой части заявки на участие в закрытом аукционе должен предоставить конкретные значения границ диапазона, при этом минимальное значение из диапазона должно быть отсутствии в наименовании показателя знака «:»,участник закупки должен указать единицу измерения показателя, диапазон конкретных значений показателя (два значения, входящих в установленный диапазон), при этом крайние значения не удовлетворяют потребностям Заказчика.
В случае установления в Приложении № 2 одновременно соответствующих и максимального, и минимального значений показателя товара, разделенных знаком «...» с использованием перед значениями слова «более» и при наличии знака двоеточие, участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, диапазон конкретных значений показателя (нижнюю и верхнюю границу диапазона) без использования слова «более», при этом минимальное значение из диапазона должно быть равно значению, установленному в Приложение №2, а максимальное значение из диапазона не должно быть равным или быть меньше максимального значения, установленного в Приложение №2.
Установление Заказчиком требований со знаком двоеточия к минимальному и максимальному значению показателя с использованием между ними знака <е-К» («обелюс») и при наличии в наименовании показателя или перед числовым значением показателя слов «в интервале», «интервал» означает, что участник закупки обязан указать одно конкретное значение показателя, входящее в установленный диапазон, не менее и не равное минимального значения, установленного в Приложении № 2 и не более максимального значения, установленного в Приложении № 2. Использование в заявке слово «интервал» в данном случае не допускается.
В случае установления в Приложение №2 соответствующего требования к значению показателя товара в форме нижней и верхней границы двух числовых показателей с использованием перед числовым показателем или в наименовании показателя слов или словосочетаний: «диапазон», «в диапазоне», в границах значений», «границы значений» и перед числовым значением показателя которого используется слово «не менее», а также в совокупности применения при описании характеристики товара условных обозначений дефис («-»), участник закупки в составе первой части заявки на участие в закрытом аукционе долэюен предоставить конкретные значения границ диапазона, при этом минимальное значение из диапазона должно быть равно минимальному значению, установленному в Приложение №2, а максимальное значение из диапазона должно быть равным или быть больше максимального значения установленного в Приложение №2. Использование словосочетания «не менее» в данном случае в составе заявки не допускается.
Установление Заказчиком требований без знака двоеточия к минимальному и максимальному значению показателя с использованием между ними знака «^» («обелюс») и при наличии в наименовании показателя или перед числовым значением показателя слов «в интервале», «интервал» означает, что участник закупки обязан указать конкретный диапазон значений показателя (нижнюю и верхнюю границу), при этом нижняя граница диапазона не должна быть выше или равна установленного в Приложении № 2 минимального значения, а верхняя граница диапазона не должна быть ниже или равна установленного в Приложении № 2 максимального значения.
При установлении требований к показателям с использованием слов «не допускается», участник закупки указывает конкретное значение показателя, указывающее на отсутствие характеристики. Если перед числовым показателем или в наименовании показателя содержатся слова «требуется», «требуемый», то данный показатель изменению не подлежит и указывается со словами/знаками, его сопровождающими.
В случае установления в Приложении № 2 одновременно соответствующих минимального и максимального значений показателя товара, разделенных знаком «-» с использованием перед значениями или в наименовании показателя словосочетаний «в диапазоне», «диапазон», и без использования иных слов/словосочетаний/предлогов/знаков при наличии в наименовании показателя знака «:»,участник закупки должен указать единицу измерения показателя, одно конкретное значение показателя, при этом крайние значения, установленные в Приложении № 2 не удовлетворяют потребностям Заказчика.
В случае установления в Приложении № 2 одновременно соответствующих минимального и максимального значений показателя товара с использованием следующих слов/словосочетаний/предлогов/символов: «выше ...и не выше...», «не менее... не более...», «не более... не менее...» «более... и менее...», «не более... менее...», «>... не >...», «не<...- не>...», «не более... более...», «не более ... >...», «не ниже...и не выше...», «менее... >...», «не <... не более...», «>... менее...», «не менее... менее...», «>... и <...», «<... не менее...», «>... и не >...» при наличии в наименовании показателя знака «:», участнику следует предоставить в заявке одно конкретное значение показателя из данного диапазона, удовлетворяющее установленным требованиям, но без использования слов и знаков «не менее», «не более», «не ниже», «не выше», «более», «менее», «выше», «ниже», «>», «<», «не<», «не>». Слова/знаки «более», «выше», «>», «не <» означают больше установленного в Приложении № 2 значения и не включают крайнее минимальное значение. Слова/знаки «не более», «не выше», «<», «не>» означают меньше установленного в Приложении № 2 значения и включают крайнее максимальное значение. Слова/знаки «менее», «не >», «ниже», «<» означают меньше установленного в Приложении № 2 значения и не включают крайнее максимальное значение. Слова/знаки «не менее», «не ниже», «>», «не<» означают больше установленного в Приложении № 2 значения и включают крайнее минимальное значение.
В случае установления в Приложении № 2 одновременно соответствующих минимального и максимального значении показателя товара с использованием следующих слов/словосочетаний/предлогов/знаков: «не ниже...не выше...», «не более... - не менее...», «не менее... - менее...», «не более...и не менее...», «не выше... - не ниже...» «<... не более...», «более... не>...», «более... не менее...», «не>... <...», «не<... не>...» «не<... >...», «<... не>...», «<... >...», «менее... не менее...», «более... менее...», «не менее... >...», «не менее... не<...», «менее... и не более...», «менее... и <...», «более... и > ...», «более... и не более...», «не менее... - не более...», «>... и не менее...», «не менее...не >...», «не <...и <», «не <... и менее...», «не>... и не>...», «не<... и <...», «не более... и не более...», «менее... - более...», «более... - менее...» «ниже... - не ниже...», «выше... - ниже...» при наличии в наименовании показателя знака «:», участнику закупки следует указать единицу измерения показателя, диапазон конкретных значений показателя (нижнюю и верхнюю границу диапазона, удовлетворяющие установленным требованиям) без использования слов и знаков «не менее», «не более», «не ниже», «не выше», «более», «менее», «выше», «ниже», «>», «<», «не<», «не>», «не <», «не >». Слова/знаки «более», «выше», «>», «не <» означают больше установленного в Приложении № 2 значения и не включают крайнее минимальное значение. Слова/знаки «не более», «не выше», «<», «не>» означают меньше установленного в Приложении № 2 значения и включают крайнее максимальное значение. Слова/знаки «менее», «не >», «ниже», «<» означают меньше установленного в Приложении № 2 значения и не включают крайнее максимальное значение. Слова/знаки «не менее», «не ниже», «>», «не<» означают больше установленного в Приложении № 2 значения и включают крайнее минимальное значение.
В случае установления в Приложении № 2 требований к минимальному значению показателя степени защиты IP со словами «не менее», «не ниже» и при наличии в наименовании показателя знака «:», то участник в заявке должен указать значение показателя, превышающее минимальное значение по второй характеристической цифре и равное минимальному значению по первой характеристической цифре. Если Заказчиком установлено требование к минимальному значению показателя степени защиты IP со словами «не менее», «не ниже» без использования знака двоеточие «:», то участник в заявке должен указать значение показателя, превышающее минимальное значение по первой характеристической цифре и равное минимальному значению по второй характеристической цифре. Приведенные в данном абзаце положения инструкции имеют приоритет над любым из положений инструкции.
В случаях прямо не описанных настоящей инструкцией, если требования к значениям показателей установлены с использованием слов, словосочетаний, знаков и символов не указанных в настоящей инструкции (а также с использованием указанных в настоящей инструкции слов, словосочетаний, знаков и символов в порядке, не регламентированном настоящей инструкцией) - это означает, что все значения показателей, указанные с использованием таких слов, словосочетаний, знаков и символов являются требуемыми заказчиком и должны быть указаны участником в заявке в неизменном виде вместе с определяющими минимальность и/или максимальность значения (значений) показателя (показателей) словами, словосочетаниями, знаками и символами их сопровождающими. В случае если участником закупки будут изменены данные значения показателей путем: не указания слова (знака), сопровождающего числовое (словесное, буквенное) значение показателя; изменения числового (словесного, буквенного) значения показателя; изменение слова (знака), сопровождающего числовое (словесное, буквенное) значение показателя, если такое слово (знак) не является аналогичным по смыслу, установленному в Приложении №2, заявка участника закупки будет признана несоответствующей требованиям документации. Знаки «+» (плюс), «-» (минус), плюс, минус, ± (плюс-минус) являются частью числового показателя и всегда указываются вместе с ним.
При установлении требований к одному показателю в разных единицах
измерения, Участник закупки вправе указать все или выбрать одну из
представленных единиц измерения, в иных случаях участник закупки в своей
заявке обязан указать все единицы измерения, установленные заказчиком. В
случае если установлено требование к показателю в виде отрицательного
значения, то участник закупки при предоставлении сведений о данном
показателе должен руководствоваться математическим правилом сравнения
чисел. В случае, если единицы измерения не установлены, участник не
указывает их в своей заявке. В случае указания на то, что товар должен
соответствовать государственным стандартам, указанные участником
конкретные показатели предложенного для выполнения поставки товара,
должны соответствовать и государственному стандарту, и заданному
диапазону значений характеристик товара, согласно технической части
документации об аукционе. В связи с тем, что государственные стандарты
устанавливают минимально необходимые требования к характеристикам
товаров (их эксплуатационным характеристикам), выраженным в
требованиях к значениям показателей, заказчиком установлены требования к
значениям показателей, соответствующие установленнымгосударственными стандартами, но отличающиеся от минимально установленных в сторону повышения их качественных и эксплуатационных характеристик. Данное требование обусловлено необходимостью получения товаров, соответствующих государственным стандартам, но имеющих более высокие качественные и эксплуатационные характеристики, чем минимально возможные, установленные государственными стандартами, а также индивидуальными особенностями и условиями их эксплуатации. Установление показателей, которые определяются диапазоном значений, обусловлено тем, что необходимый товар обладает/имеет интервальные значения ряда показателей в соответствии с потребностями заказчика и/или техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Требования к значениям показателей товаров установлены заказчиком следующим образом: 1) с учётом требований к характеристикам товаров, установленных нормативными документами, определяющими производство, оборот и применение товаров на территории Российской Федерации (все требования к значениям показателей находятся в пределах (допусках), установленных соответствующими нормативными документами); 2) на основании мониторинга характеристик товаров, представленных на рынке различными производителями, декларирующими соответствие производимых ими товаров требованиям нормативных документов. Проведённый мониторинг технических характеристик товаров, показывает, что большинство производителей предлагает товары, соответствующие требованиям ГОСТ, ГОСТ Р, ГОСТ IEC, ГОСТ ИСО, СанПин, СНиП, ГН, TP, СП характеристики которых отличаются от минимально и максимально установленных в сторону улучшения качественных и потребительских свойств.
Заказчик при составлении документации руководствовался принципами статьи 10 Федерального закона о контрактной системе от 05.04.2013 № 44-ФЗ — исходил из приоритета обеспечения государственных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции..»
Стоит отметить, что Инструкция по заполнению первых частей заявок установлена заказчиком в пункте 1.3 документации о закрытом аукционе, а не в Приложении №3 к Техническому заданию документации, как это указывает в своем решении УФАС.
Управление посчитало, что анализ указанных положений инструкции позволяет прийти к выводу о том, что инструкция по заполнению заявок не только устанавливает определенный порядок заполнения заявок, но и в значительной степени затрудняет прочтение установленных Заказчиком требований к товару. Управление указало, что по своему содержанию положения инструкции не определяют порядок заполнения заявок, а дают разъяснения относительно тех или иных значений, установленных Заказчиком, что, по мнению Управления, не предусмотрено Законом о контрактной системе и использование подобного рода конструкций является нецелесообразным с точки зрения достижения целей регулирования процедур закупок.
Также по мнению УФАС, установленная Заказчиком инструкция содержит излишнее описание правил представления сведений о товаре, которые содержат достаточно двусмысленные условия, что в определенной степени затрудняет правильное заполнения заявок.
Суд с указанной позицией УФАС не соглашается в силу следующего.
Как следует из пункта 1 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Суд соглашается с позицией Учреждения, что каждая инструкция по заполнению заявок дает разъяснение относительно тех или иных значений, установленных Заказчиком – необходимо ли указать значение большее, меньшее, равное или диапазонное, а также в каком пределе лежит требуемый диапазон.
Так, показатель сопровождающийся словами «не менее» должен быть указан в заявке как одно конкретное значение большее или равное установленному в документации. Подобное положение документации является разъяснением относительно значения, установленного Заказчиком.
Как уже упоминалось ранее, Заказчиком в инструкции по заполнению заявок установлено, в том числе, следующее:
«В случае установления требования к значению показателя в Приложение №2 с использованием следующих знаков/слов «;» (точка с запятой), «или», «/» участник закупки в заявке на участие обязан указать одно из альтернативных значений показателя (за исключением случаев, когда знак «/» стоит в единице измерения и в этом случае значение изменению не подлежит).».
По мнению суда, данное значение однозначно понятно, не является излишним и необходимо для установления в инструкции в связи с тем, что значение показателя может быть вариативным.
Кроме того, Управлением в оспариваемом решении не приведено конкретных положений Инструкции, являющихся двусмысленными, содержащих излишнее описание правил предоставления сведений о товаре.
Таким образом, выбранные Учреждением формулировки законодательству не противоречат.
С учетом установленных судом обстоятельств, у Управления отсутствовали правовые и фактические основания для вынесения решения в части признания в действиях заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт органа, осуществляющего публичные полномочия, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
Руководствуясь статями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 09.12.2021 по делу №11-180/2021 в части признания в действиях заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Гуляев С.Б.