Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
11 июля 2020 года Дело № А56-22639/2020
Резолютивная часть решения объявлена июня 2020 года . Полный текст решения изготовлен июля 2020 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе: судьи Гуляев С.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петренко Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «КЭО-Сервис»
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
о признании недействительным предписания от 22.01.2020 №07/81-Р
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 01.10.2019,
от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 31.12.2019,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «КЭО-Сервис» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее – ГЖИ, Инспекция) от 22.01.2020 №07/81-Р.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица против удовлетворения требований возражал, по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 20.01.2020 № 07/81-р Инспекцией 22.01.2020 была проведена внеплановая документарная проверка, для проверки фактов, изложенных в обращении жителей многоквартирного дома по адресу: <...>. 46 лит.А (далее - МКД), вх. № ОБ-407-1/20 от 13.01.2020 о нарушении Обществом лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению МКД.
В ходе проведения проверки 22.01.2020 Инспекцией установлено, что управляющая организация производит начисление платы за потребленную тепловую энергию на подогрев (полотенцесушили) за 2016-2019 гг. в межотопительный период, при этом собственники помещений в МКД не принимали решений о включении данной услуги в счет-квитанцию, общего собрания собственников помещений в МКД по данному вопросу не проводилось.
Акт выполненных работ от 22.01.2020 по статье текущий ремонт и содержание общего имущества не подписан председателем совета МКД. Планы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД за 2018-2019 гг. с собственниками не согласовывались.
При исследовании официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно телекоммуникационной сети "Интернет" - www.dom.gosuslugi.ru установлено, что на сайте не размещена информация о перечне оказываемых услуг по управлению общим имуществом в МКД, информации о выполняемых работах по содержанию общего имущества в МКД, текущему и капитальному ремонту, их объеме, качестве и периодичности стоимости.
Для устранения указанных нарушений Обществу выдано предписание от 22.01.2020 № 07/81-р со сроком исполнения до 15.03.2020.
Общество обжаловало данное предписание в арбитражный суд.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № 1110, утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение). В силу п.п. «а» п. 3 Положения к лицензионным требованиям лицензиату относится соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Часть 1 статьи 161 ЖК РФ устанавливает, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Управление многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, <...>, л.А осуществляется Обществом на основании договора управления и лицензии № 78-000329 от 24.07.2015.
Таким образом, Общество является лицом, ответственным за нормальную эксплуатацию МКД, содержание общего имущества дома, в соответствии с установленными требованиями законодательства.
Довод заявителя о том, что общим собранием собственников помещений в МКД было принято решение оплачивать коммунальные услуги за отопление и горячее водоснабжение по факту потребления, подлежит отклонению на основании следующего.
Согласно ст. 44 Жилищного кодекса РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся в том числе и принятие решений по вопросам, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Перечень коммунальных услуг установлен, частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами. Данной норме корреспондирует п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).
Указанные положения не предусматривают коммунальной услуги «потери в системе ГВС в полотенцесушителях». В связи с чем, начисления по данной статье являются дополнительным сбором.
Из представленных Обществом сведений о начислениях усматривается, что плата за услугу «Потери в системе ГВС в полотенцесушителях» включена как отдельная услуга.
Между тем потери в системе горячего водоснабжения в полотенцесушителях не является коммунальной услугой по отоплению.
МКД оборудован прибором учета тепловой энергии соответственно, объем потребленного ресурса определяется показаниями приборов учета. Предъявление Обществом к оплате дополнительно стоимости тепловых потерь в системе тепловая энергия для ГВС сверх потребленного объема коммунального ресурса в горячей воде, определенного по показаниям общедомового прибора учета, противоречит положениям статьи 157 ЖК РФ.
Согласно статье 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Вопрос начисления платы по статье «Потери в системе ГВС в полотенцесушителях» не рассматривался и не утверждался на общем собрании собственников в соответствии со статьёй 44 ЖК РФ.
Более того, согласно информационному письму Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 01.08.2014 года № 01-14-2310/14-0-0, в настоящее время в Санкт-Петербурге действует средневзвешенный тариф на горячую воду рассчитанный исходя их среднего расчетного количества тепловой энергии, необходимого для приготовления 1 м³ горячей воды 0,06 Гкал/м³. В случаях, когда при централизованной открытой или закрытой системе теплоснабжения расход тепловой энергии превышает расчетное количество 0,06 Гкал/м³ горячей воды, возникает разница в платежах граждан и суммой, предъявленной к оплате теплоснабжающей организацией.
Таким образом, в случае, когда количество тепловой энергии, превышающее расчетное значение 0,06 Гкал/м³ в соответствии с договором теплоснабжения по решению собственников помещений в многоквартирном доме может быть отражено отдельной строкой в платежном документе и оплачено.
С учетом вышеизложенного, теплопотери, возникающие при циркуляции ГВС через полотенцесушители уже заложены в тариф ГВС а в случае превышения количества тепловой энергии расчетного значения 0.06 Гкал/м³ должно быть принято решения собственников помещений в многоквартирном доме (указанная позиция отражена в решениях по делам А56-7780/2019, А56-112487/2018, А56-159542/2018).
Заявителем при проведении проверки был представлен протокол общего собрания собственников помещений от 30.10.2015 (состоявшегося в очно-заочной форме в период 11 октября по 30 октября 2015 года) в соответствии с которым, собственниками помещений было принято решение производить начисление за потребленную тепловую энергию на подогрев полотенцесушило в межотопительный период.
Вместе с тем, вуказанномпротоколе собственников помещений от 30.10.2015, представленном в Инспекцию при подаче заявления о внесении изменений в реестр лицензий, собственниками не принималось решений о начисление за потребленную тепловую энергию на подогрев полотенцесушиля в межотопительный период, указанный вопрос даже не был в повестке дня.
Таким образом, заявителем при проведении проверки был представлен протокол общего собрания собственников от одной и той же даты, в том числе о выборе способа управления МКД, при этом протокол был дополнен якобы решением собственников о начислении платы по статье «полотенцесушитель» в межотопительный период.
Позиция Общества, изложенная в заявлении о незаконности пункта № 2 обжалуемого предписания, подлежит отклонению на основании следующего.
Как следует из материалов проверки, решением общего собрания собственников помещений от 28.11.2017, оформленного протоколом № 4, было принято решение о создании совета МКД, избрании председателя совета МКД (п.7).
В соответствии с пунктом 4 части 8 статьи 161.1 ЖК РФ председатель совета многоквартирного дома осуществляет контроль за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также направляет в органы местного самоуправления обращения о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса.
В силу подпункта «з» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 416 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: обеспечение участия представителей собственников помещений в многоквартирном доме в осуществлении контроля за качеством услуг и работ, в том числе при их приемке.
Таким образом, председатель совета дома не имеет право, а обязан подписывать акты приёмки выполненных работ с управляющей организацией от лица всех собственников помещений в МКД.
Вместе с тем, акты выполненных работ за период 2016-2019 гг. председателем совета МКД не подписывались. Данное обстоятельство подтверждается актом выполненных работ за период 2016-2019 гг. за подписью только генерального директора Общества.
Также в ходе проведения проверки от 24.12.2019 должностным лицом Инспекции установлено, что планы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД за период с 2018-2019 гг. с собственниками помещений не согласовывались.
В силу подпункта 4.1 пункта 4 части 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствие с ч. 7 ст. 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Более того, как установлено п.5 Правил № 416 проект перечня услуг и работ составляется и представляется собственникам помещений в многоквартирном доме для утверждения в зависимости от способа управления многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом или кооперативом соответственно, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме - одним из таких собственников.
Пунктом 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила №491) установлено, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В случае если управляющая организация приняла все меры по доведению собственникам необходимость принятия решения общего собрания об утверждении обязательного перечня работ и услуг в необходимом объеме и с экономически обоснованным финансированием, а собственники не утвердили решением общего собрания перечень работ и услуг в необходимом объеме или утвердили перечень работ и услуг в необходимом объеме без необходимого и достаточного финансирования, управляющая организация осуществляет деятельность в рамках установленных условий договора управления и несет ответственность в соответствии с установленными обязательствами за те работы и услуги, которые определены договором управления.
Вместе с тем, план работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД с собственниками помещений не согласовывался, что подтверждается материалами проверки и фактически заявителем не оспаривается.
Довод заявителя о незаконности пункта № 3 обжалуемого предписания, подлежит отклонению на основании следующего.
В соответствии с частью 10.1 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
В соответствии с пунктом 11 части 3 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.dom.gosuslugi.ru.
Приказом Минкомсвязи России и Минстроя России № 74/114/пр от 29.02.2016 утверждены «Состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее – Приказ № 74/114/пр).
При исследовании официального сайта в сети интернет www.dom.gosuslugi.ru. должностным лицом Инспекции установлено, что на сайте не размещена следующая информация:
- о перечне предоставляемых коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, оказываемых услуг, выполняемых работ по управлению многоквартирным домом, выполняемых работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об их объеме, о качестве и периодичности (сроках) их предоставления, оказания, выполнения и стоимости указанных услуг, работ, а также соответствующие договоры на предоставление или оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ (п. 3 раздела 10 Приказа № 74/114/пр).
- акты выполненных работ (подписываемые с одной стороны собственниками помещений в многоквартирном доме, с другой стороны - лицом, оказывающим работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме), акты нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуги и выполнении работы (п. 3.5.4 раздела 10 Приказа № 74/114/пр.)
- стоимость работ в соответствии с актом выполненных работ (п. 3.6.9 раздела 10 Приказа № 74/114/пр.)
Факт не раскрытия в полном объеме информации, установленной требованиями Приказа № 74/114/пр подтвержден актом проверки от 22.01.2020 № 07/81-р.
Между тем согласно пункту 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" к спорам, связанным с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, применяется общий трехлетний срок исковой давности, исчисляемый со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (статьи 196, 200 ГК РФ). Срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу (часть 1 статьи 155 ЖК РФ и пункт 2 статьи 200 ГК РФ).
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о несоответствии оспариваемого предписания действующему законодательству и нарушению прав и законных интересов управляющей компании в части требований, касающихся периода за пределами срока исковой давности (2016 год). В удовлетворении остальной части требований Общества надлежит отказать.
Руководствуясь статями 167-170, 201 АПК РФ, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 22.01.2020 №07/81-Р в части требований, касающихся периода за пределами срока исковой давности (2016 год).
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Гуляев С.Б.