Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
17 мая 2021 года Дело № А56-2267/2021
Резолютивная часть решения объявлена апреля 2021 года .
Полный текст решения изготовлен мая 2021 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Устинкина О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи (до и после перерыва) секретарем Марлухиным А.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: Закрытое акционерное общество «Волосовский леспромхоз» (Россия 188410, г. Волосово, Ленинградская область, Хрустицкого ул., дом 78, офис 87, ОГРН: 1024702010376 );
заинтересованное лицо: Северо-Западная электронная таможня (Россия 191167, Санкт-Петербург город, ул. Кременчугская, дом/21, корпус 2стр1, ОГРН: 1207800051909 );
третье лицо: B.D.WOOD Oy (Россия, Suomi Finland, Lampinkangas )
об оспаривании,
при участии
- от заявителя: (до и после перерыва) ФИО1 (по доверенности от 01.06.2020)
- от заинтересованного лица: (до и после перерыва) ФИО2 (по доверенности от 29.01.2021); ФИО3 (по доверенности от 18.03.2021)
- от третьего лица: ФИО4 (по доверенности от 01.07.2020) до перерыва;
после перерыва: не явился, извещен
установил:
Закрытое акционерное общество «Волосовский Леспромхоз» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Северо-Западной электронной таможни о классификации товара в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза от 30.11.2020 № РКТ-10228000-20/000176; об обязании внести изменения и/или дополнения в сведения, указанные в декларации на товары, при признании решения Северо-Западной электронной таможни о классификации товара на соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза от 30.11.2020 № РКТ—10228000-20/000176 незаконным.
Определением от 22.01.2021 заявление принято к производству.
Представителем заявителя в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса были уточнены требования в следующей редакции: признать незаконным решение Северо-Западной электронной таможни о классификации товара в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза от 30.11.2020 г. № РКТ-10228000-20/000176, а также признать незаконным решение Северо-Западной электронной таможни от 11.02.2021 г. № РКТ-10228000-20/000176И об изменении решения о классификации товара в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза от 30.11.2020 № РКТ-10228000-20/000176.
Уточнения приняты судом.
Судом в порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 22.04.2021 объявлен перерыв. Судебное заседание продолжено 29.04.2021.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии с внешнеторговым контрактом от 14.12.2017 № F 1218, заключённым между ЗАО «Волосовский леспромхоз» (Россия, продавец) и компанией «W.D WOOD OY» (Финляндия, покупатель), на Санкт-Петербургском таможенном посту (центр электронного декларирования) Санкт-Петербургской таможни с применением временного периодического таможенного декларирования путем подачи временной декларации на товары (временной таможенной декларации) (далее - ВТД) № 10210200/140420/0098705 под таможенную процедуру экспорта помещен товар: «баланс берёзовый (неокорённый, необработанный) для целлюлозы, 3 сорт, ГОСТ 9462-2016..., с диаметром наименьшего поперечного сечения менее 15 см..., объем лесоматериалов с учетом фактической длины и коры 112 м3., производитель ЗАО «Волосовский леспромхоз» (далее - товар).
В графе 33 указанной ВТД Обществом заявлен классификационный код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС)
4403 95 000 2: «Лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью или грубо окантованные или неокантованные: - прочие: - - из березы (Betula spp.), с размером наибольшего поперечного сечения 15 см или более: прочее: лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью, неокантованные, диаметром наименьшего поперечного сечения менее 15 см» (ставка вывозной таможенной пошлины - 0%).
14.04.2020 товар выпущен Санкт-Петербургским таможенным постом (центр электронного декларирования) Санкт-Петербургской таможни в соответствии с заявленной таможенной процедурой экспорта.
Северо-Западной электронной таможней после проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров, по результатам таможенного контроля (Акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 25.11.2020 № 10228000/206/251120/А0046) с учетом положений приказа ФТС России от 15.05.2020 № 434 «О совершенствовании структуры Санкт-Петербургской и Северо-Западной электронной таможен и внесении изменений в приложение к приказу ФТС России от 6 ноября 2018 г. № 1783» принято решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС от 30.11.2020 № РКТ-10228000-20/000176, согласно которому часть товара, задекларированного в ВТД № 10210200/140420/0098705, классифицирована в подсубпозиции 4401 12 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС: «Древесина топливная в виде бревен, поленьев, ветвей, вязанок хвороста или в аналогичных видах; древесина в виде щепок или стружки; опилки и древесные отходы и скрап, неагломерированные или агломерированные в виде бревен, брикетов, гранул или в аналогичных видах:- древесина топливная в виде бревен, поленьев, ветвей, вязанок хвороста или в аналогичных видах: - - лиственных пород: - -- прочая» (ставка вывозной таможенной пошлины - 6,5%).
Не согласившись с указанным решением Северо-Западной электронной таможни, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ЕАЭС.
Положениями статьи 106 ТК ЕАЭС определено, что в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах, в том числе код товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
На основании пункта 1 статьи 20 ТК ЕАЭС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по ТН ВЭД. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы.
В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение о классификации товаров по форме, определенной законодательством государств-членов о таможенном регулировании (пункт 2 статьи 20 ТК ЕАЭС).
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 утверждены Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф ЕАЭС.
Классификация товаров осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации (далее - ОПИ), применяемыми последовательно, исходя из наименования товаров, способа изготовления, материалов, из которых они изготовлены, конструкции, выполняемой функции, принципа действия, области применения, упаковки, расфасовки.
Положением о порядке применения единой ТН ВЭД Таможенного союза при классификации товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 522 (далее - Положение), определено, что ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 10.12.2014 № 112 «О внесении изменений в решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54» установлено, что для целей применения решений Комиссии Таможенного союза, решений и рекомендаций Евразийской экономической комиссии, принятых до вступления в силу Договора о таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009, под используемым в них понятием «единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза» понимается «единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза».
Пунктом 5 Положения установлено, что ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне.
В силу пункта 6 Положения ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ; ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции.
В соответствии с ОПИ 1 названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии ОПИ ТН ВЭД 2-5.
Согласно ОПИ 6 для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД вначале определяется товарная позиция, затем субпозиция, исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам (ОПИ 1), а при определении субпозиции учитываются также примечания к субпозициям (ОПИ 6).
В целях классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС используются Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, содержащие толкование позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
Рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 № 4 «О пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза» государствам-членам Евразийского экономического союза рекомендовано применять Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (тома I-IV) (далее - Пояснения).
Пояснения к единой ТН ВЭД рекомендованы Евразийской экономической комиссией к применению в качестве одного из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД (Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 № 21).
Пояснения содержат толкование позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно тексту товарной позиции 4403 ТН ВЭД ЕАЭС в нее включаются лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью или грубо окантованные или неокантованные.
В соответствии с Пояснениями к товарной позиции 4403 ТН ВЭД ЕАЭС в данную товарную позицию включаются лесоматериалы в естественном состоянии, срубленные, обычно с обрубленными ветвями, а также с удаленным наружным или как наружным, так и внутренними слоями коры, или же только с удаленными выпуклостями. В нее также включается древесина, с поверхности которой были удалены наружные слои, состоящие из недавно образовавшихся свежих слоев (заболонь), в целях экономии при транспортировке или предотвращения гниения.
Одним из основных товаров, включаемых в указанную товарную позицию, и соответствующих приведенному выше описанию, являются, в том числе, бревна для варки целлюлозы, независимо от того, грубо окантованы они с четырех сторон или не окантованы.
В свою очередь, Пояснениями к товарной позиции 4401 определено, что в данную товарную позицию включаются:
(А) Топливная древесина обычно в виде:
(1) коротких кусков бревен, как правило, с корой;
(2) расколотых бревен или поленьев;
(3) ветвей, вязанок хвороста, неровных палок, вьющихся стеблей, пней и корней деревьев.
При этом в Пояснениях к подсубпозициям ТН ВЭД ЕАЭС 4401 11 000 1 и 4401 11 000 9 указано, что внешний вид и качественные характеристики бревен и поленьев отличают их от древесины, которая включается в товарную позицию 4403 ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно исключению (б) Пояснений к товарной позиции 4401 ТН ВЭД ЕАЭС бревна, используемые для варки целлюлозы или производства спичек (товарная позиция 4403), в отличие от топливных бревен, тщательно сортированы, могут быть подвергнуты окорке или лущению и, как правило, среди этих бревен не должно быть ломаных, расколотых, искривленных, сучковатых или раздвоенных.
Таким образом, классификационными признаками, имеющими определяющее значение для отнесения товара к товарной позиции 4401 ТН ВЭД ЕАЭС, либо товарной позиции 4403 ТН ВЭД ЕАЭС, являются физические характеристики лесоматериалов (качество древесины), степень их обработки, а также назначение (цель использования).
Убытие товара, сведения о котором заявлены в ВТД № 10210200/140420/0098705, осуществлялось в регионе деятельности таможенного поста МАПП Брусничное Выборгской таможни.
При совершении действий, непосредственно направленных на осуществление вывоза спорного товара с таможенной территории ЕАЭС, таможенным постом МАПП Брусничное Выборгской таможни в ходе проведения таможенного контроля (акты таможенного досмотра №№ 10206030/300620/000685, 10206030/010720/000686) установлено, что предъявленная таможенному органу товарная партия включает в себя, в том числе, лесоматериалы в виде бревен березы с простой кривизной (отношение стрелы прогиба в месте наибольшего искривления к длине сортимента более 3%), и сложной кривизной, величина которой превышает половину нормы (3%) простой кривизны, а также бревна с сучками, высота от поверхности неокоренного бревна, которых превышает 2 см, не соответствующие требованиям указанного в графе31 ВТД№ 10210200/140420/0098705 ГОСТа9462-2016.
В связи с чем в отношении спорного товара было назначено проведение таможенных экспертиз (решения о назначении таможенной экспертизы №№ 10206030/010720/ПВ/000001, 10206030/010720/ПВ/000002).
07.08.2020 на таможенный пост МАПП Брусничное Выборгской таможни поступили заключения таможенного эксперта Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Санкт-Петербург (далее - ЭКС-региональный филиал ЦКТУ г. Санкт-Петербург) от 03.08.2020 № 12402080/0017522, от 05.08.2020 № 12402080/0017528, согласно которым исследованный товар в количестве 6.02 м3 с учетом коры идентифицирован таможенным экспертом как лесоматериалы из древесины лиственных пород без механической обработки, которые по диаметрам (менее 6 сантиметров в верхнем торце без коры), наличию и размерам пороков древесины (по кривизне, гнили и сучкам) не соответствующие требованиям, предъявляемым к круглым лесоматериалам по ГОСТ 9462-2016 «Лесоматериалы круглые лиственных пород. Технические условия» и соответствующие требованиям, предъявляемым к дровам (ГОСТ 3243-88 «Дрова. Технические условия»).
На основании пункта 5 Порядка и сроков принятия решения о классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденных приказом ФТС России от 31.01.2019 № 156 «Об утверждении формы решения о классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, формы решения об изменении решения о классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, порядков их заполнения, а также порядков и сроков принятия указанных решений» (приложение № 3) (далее - Порядок), контроль правильности классификации товаров заключается в проверке:
1) таможенной декларации;
2) документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации;
3) сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенному органу документах.
В соответствии с пунктом 6 Порядка проверка правильности классификации товаров осуществляется в том числе путем сопоставления сведений, содержащихся в одном документе, между собой, а также со сведениями, содержащимися в иных документах, в том числе в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, со сведениями, полученными из информационных систем, используемых таможенными органами, и (или) информационных систем государственных органов (организаций) государств - членов ЕАЭС в рамках информационного взаимодействия, из других источников, имеющихся в распоряжении таможенного органа на момент проведения проверки, а также другими способами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
На основании положений пункта 18 Порядка при принятии решения о классификации товара должны быть изучены различные источники информации, в том числе национальные стандарты, регламенты, технические условия.
Согласно ГОСТ 17462-84. «Межгосударственный стандарт. Продукция лесозаготовительной промышленности. Термины и определения» (утвержден и введен в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 14.12.1984 № 4436) (далее - ГОСТ 17462-84) установлены термины и определения на продукцию лесозаготовительной промышленности, используемую в различных отраслях промышленности, в строительстве, сельском хозяйстве, а также в качестве топлива. ГОСТ 17462-84 содержит следующие термины:
Лесоматериалы - материалы из древесины, сохранившие ее природную физическую структуру и химический состав, получаемые из поваленных деревьев, хлыстов и (или) из их частей путем поперечного и (или) продольного деления.
Сортимент - лесоматериал установленного назначения.
Балансы - круглые или колотые сортименты для производства целлюлозы и древесной массы.
Дрова - круглые или колотые сортименты, которые по своим размерам или качеству могут использоваться только как топливо.
В соответствии с пунктом 3.1 «ГОСТ 9462-2016. Межгосударственный стандарт. Лесоматериалы круглые лиственных пород. Технические условия» (введен приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.08.2017 № 866-ст) (далее - ГОСТ 9462-2016) лесоматериалы круглые в зависимости от качества древесины подразделяют на сорта: 1-й, 2-й, 3-й и 4-й. При этом 3-й сорт - это лесоматериалы круглые среднего и ниже среднего качества. Допускаются все характеристики качества, незначительно снижающие обычные свойства древесины.
В пункте 3.2 ГОСТ 9462-2016 приведена информация для установления групп лесоматериалов круглых по диаметру бревен в верхнем торце без коры, согласно которой их градация на мелкие, средние и крупные начинается от 6 см.
Пунктом 3.3 ГОСТ 9462-2016 установлено, что в зависимости от назначения лесоматериалов круглых название сортиментов, их размеры, порода и сорт должны соответствовать характеристикам, указанным в таблице 2.
Так, балансы березовые, то есть бревна для производства целлюлозы, древесной массы, древесных плит и для химической переработки, могут иметь сорт с первого по четвертый, а также диаметр в верхнем торце без коры 6 см и более.
Требования к качеству, которому должна соответствовать древесина лесоматериалов круглых (пороки древесины по ГОСТ 2140 и норма их ограничения в зависимости от ее сорта), указаны в таблице 3 пункта 4.1 ГОСТ 9462-2016.
Согласно установленным ГОСТ 9462-2016 параметрам кривизны лесоматериалов, в отношении простой допускается величина, которая для 3 сорта не превышает норму стрелы прогиба в месте наибольшего искривления к длине сортимента 1,5 %, а в отношении сложной не превышает половину нормы простой кривизны.
Кроме того, на основании пункта 4.7 ГОСТ 9462-2016 сучья должны быть срезаны (обрублены) вровень с поверхностью неокоренного бревна. Допускаются сучки высотой не более 2 см от поверхности неокоренного бревна.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая результаты таможенного досмотра и таможенной экспертизы, установившие качество древесины рассматриваемого товара, которое по диаметру в верхнем торце без коры, а также по наличию и размерам видимых пороков древесины (кривизна, размер сучков) не позволяет признать его соответствующим требованиям ГОСТ 9462-2016, спорный товар, с учетом исключения (б) Пояснений к товарной позиции 4401 ТН ВЭД ЕАЭС. не является бревнами, используемыми для варки целлюлозы или производства спичек, и не может быть классифицирован в товарной позиции 4403 ТН ВЭД ЕАЭС.
Следовательно, часть товара № 1, задекларированного в ВТД № 10210200/140420/0098705 в количестве 6,02 м3, представляя собой топливную древесину, на основании ОПИ 1, 6, Пояснений к товарной позиции 4401 ТН ВЭД ЕАЭС, подлежит классификации в подсубпозиции 4401 12 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС: «Древесина топливная в виде бревен, поленьев, ветвей, вязанок хвороста или в аналогичных видах; древесина в виде щепок или стружки; опилки и древесные отходы и скрап, неагломерированные или агломерированные в виде бревен, брикетов, гранул или в аналогичных видах:
- древесина топливная в виде бревен, поленьев, ветвей, вязанок хвороста или в аналогичных видах:
- - лиственных пород:
- - - прочая.
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что порядок и процедура принятия решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, в отношении решения о классификации товара от 30.11.2020 № РКТ-10228000-20/000176 не нарушены, оно является законным и обоснованным.
Доводы Общества о том, что таможенный орган неверно классифицировал товар, так как длина топливной древесины не может составлять 4 метра, и не произведен замер ее влажности являются не состоятельными, поскольку, как указывалось ранее, качественные характеристики спорных лесоматериалов не позволяют отнести их в товарную позицию 4403 ТН ВЭД.
Ссылка Общества на технические условия к контракту, предусматривающие высоту остатков сучьев не более 3 см, не может быть принята во внимание, в силу указания в ВТД № 10210200/140420/0098705 сведений о том, что товар соответствует 3 сорту лесоматериалов по ГОСТ 9463-2016, который в пункте 4.7 допускает сучки высотой не более 2 см.
Довод Общества о наличии примечания 4 к таблице 2 пункта 3.3 ГОСТ 9463-2016, в котором указано, что по согласованию с потребителем могут выпускаться иные сортименты с особыми требованиями к размерам и качеству древесины не состоятелен, в связи с тем, что указанное примечание относится к таблице, определяющей характеристики лесоматериалов в зависимости от их назначения по размеру (диаметр, длина), породе и сорту, и не содержащей требования к высоте сучков (определены в пункте 4.7 ГОСТ 9463-2016).
В силу обоснованного вывода о том, что часть перемещаемого Обществом товара - бревна березы в количестве 6,02 м3 с учетом высоты сучьев от поверхности неокоренного бревна, диаметра лесоматериалов в верхнем торце без коры, не может быть отнесена к балансам березовым 3 сорта по ГОСТ 9463-2016, и соответственно, указанный товар по внешнему виду и качественным характеристикам является древесиной топливной, классифицируемой в под субпозиции 4401 12 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС, доводы Заявителя об обязанности таможенного органа при вынесении оспариваемого решения установить факт невозможности использования данного товара для варки целлюлозы, определить влажность древесины и возможность использования спорных бревен в качестве топлива являются несостоятельными.
Таким образом, довод Общества о непредставлении таможенным органом доказательств невозможности использования спорного товара для выработки целлюлозы является необоснованным.
Относительно доводов Общества о несогласии с заключением таможенного эксперта от 03.08.2020 № 12402080/0017522 необходимо отметить следующее.
В заявлении Общество указывает на нарушения таможенным постом МАПП Брусничное Выборгской таможни рекомендаций по осуществлению действий должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра, содержащихся в письме ФТС России от 06.02.2020 № 01-11/06458 (далее -Рекомендации). Кроме того, Заявитель полагает, что данные нарушения привели к установлению иного наименования товара при проведении таможенной экспертизы, в связи с чем считает, что заключение таможенного эксперта является недопустимым доказательством.
Данный вывод Общества следует признать ошибочным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 328 ТК ЕАЭС таможенный досмотр -форма таможенного контроля, заключающаяся в проведении осмотра и совершении иных действий в отношении товаров, в том числе транспортных средств и багажа физических лиц, со вскрытием упаковки товаров, грузовых помещений (отсеков) транспортных средств, емкостей, контейнеров или иных мест, в которых находятся или могут находиться товары, и (или) с удалением примененных к ним таможенных пломб, печатей или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами. Проводится в целях проверки и (или) получения сведений о товарах, в отношении которых проводится таможенный контроль.
Положениями пункта 1 статьи 342 ТК ЕАЭС предусмотрено, что при проведении таможенного контроля таможенные органы могут использовать технические средства таможенного контроля (оборудование, приборы, средства измерений, устройства и инструменты) и иные технические средства. Перечень и порядок применения технических средств таможенного контроля устанавливаются законодательством государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании.
Технические средства измерения количественных и качественных показателей лесо- и пиломатериалов входят в Перечень технических средств таможенного контроля, используемых при проведении таможенного контроля, утвержденный приказом Минфина России от 01.03.2019 № 33н (Зарегистрировано в Минюсте России 13.05.2019 №54604).
Согласно положениям пункта 3.1.8 Рекомендаций должностное лицо, проводящее таможенный досмотр, путем визуального осмотра, измерения, взвешивания и других действий (включая разборку товаров) определяет характеристики товаров.
На основании пункта 3.4.1 Рекомендаций для ускорения проведения таможенного досмотра и повышения его эффективности применяются различные виды технические средства таможенного контроля (далее - ТСТК), позволяющие выявлять необходимые сведения о товарах (их количество, состав, физические и химические свойства, подлинность, наличие тайников и т.п.).
В соответствии с пунктом 3.1.12 Рекомендаций в ходе проведения таможенного досмотра должностное лицо, проводящее таможенный досмотр, сопоставляет сведения, содержащиеся в имеющихся в его распоряжении документах (таможенная декларация, транспортные, коммерческие, таможенные и иные документы), с фактически полученными в результате таможенного досмотра.
При выявлении в ходе таможенного досмотра фактов несоответствия фактических характеристик, количества либо сведений о товарах (наименовании, стране происхождения, изготовителе, количестве мест, виде упаковки и др.) документам и сведениям, имеющимся в распоряжении должностного лица, проводящего таможенный досмотр, данные факты отражаются в акте таможенного досмотра (пункт 3.5.1 Рекомендаций).
На основании пункта 4.5 Рекомендаций в акте таможенного досмотра указываются, в том числе, выявленные расхождения фактических данных со сведениями, указанными в таможенной декларации (иных документах).
В актах таможенного досмотра №№ 10206030/300620/000685, 10206030/010720/000686 зафиксировано, что предъявленная товарная партия включает в себя, в том числе, лесоматериалы в виде бревен березы не соответствующие требованиям ГОСТ 9462-2016, сведения о котором указаны в графе 31 ВТД № 10210200/140420/0098705.
Учитывая изложенное, доводы Общества о том, что при проведении таможенного досмотра, в нарушение Рекомендаций, не были сопоставлены сведения, содержащиеся в имеющихся в распоряжении таможенного органа документах (таможенная декларация, транспортные, коммерческие, таможенные и иные документы), с фактически полученными в результате таможенного досмотра являются несостоятельными.
По доводу Общества о том, что при проведении таможенной экспертизы экспертом было ошибочно установлено иное наименование товара таможенным органом пояснено следующее.
Приказом ФТС России от 16.01.2019 № 34 утвержден Порядок проведения таможенной экспертизы, формы решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы (Зарегистрирован в Минюсте России 08.02.2019 № 53731) (далее - Порядок).
На основании пункта 13 Порядка таможенная экспертиза проводится как в помещении подразделения ЦЭКТУ, проводящего таможенную экспертизу, так и вне помещения в местах хранения проб и (или) образцов.
Согласно заключениям ЭКС-регионального филиала ЦКТУ г. Санкт-Петербург от 03.08.2020 № 12402080/0017522, от 05.08.2020 № 12402080/0017528 (далее -Заключения) для осмотра спорного товара и проведения исследований таможенный эксперт выезжал на место его хранения - зону таможенного контроля таможенного поста МАПП Брусничное Выборгской таможни.
В ходе осмотра товаров таможенным экспертом с целью определения качественных характеристик лесоматериалов были проведены органолептические и инструментальные исследования, в том числе проведены измерения фактической длины и диаметров каждой единицы лесоматериалов (перечень примененных методов и использованных приборов и оборудования приведен в пункте 4 Заключений). При разрешении поставленных вопросов таможенным экспертом использованы справочные материалы (литература), в том числе ГОСТ 17462-84, ГОСТ 9462-2016, ГОСТ 2140-81, ГОСТ 3243-88.
В соответствии с положениями статьи 388 ТК ЕАЭС заключение таможенного эксперта (эксперта) - таможенный документ, содержащий результаты проведенных исследований и (или) испытаний и выводы таможенной экспертизы в виде ответов на поставленные вопросы.
Следует отметить, что порядок заполнения заключения таможенного эксперта (эксперта) утвержден приказом ФТС России от 17.01.2019 № 46 «Об утверждении формы заключения таможенного эксперта (эксперта) и Порядка заполнения заключения таможенного эксперта (эксперта) (далее - Порядок).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 Порядка в пункте 6 заключения таможенного эксперта (эксперта) указываются выводы в виде ответов на поставленные таможенным органом в решении о назначении таможенной экспертизы вопросы, приведенные в последовательности поставленных вопросов. Объединение выводов по нескольким вопросам не допускается.
На каждый из поставленных вопросов дается ответ по существу либо указывается на невозможность его решения со ссылкой на пункт 5 заключения таможенного эксперта (эксперта).
Формулировка выводов должна быть краткой, четкой, не допускающей различных толкований и не требующей для своей интерпретации специальных и (или) научных знаний.
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что эксперт идентифицировал часть ввезенного Обществом товара (в количестве 6.02 м3 с учетом коры) как лесоматериалы из древесины лиственных пород без механической обработки, которые по диаметрам (менее 6 сантиметров в верхнем торце без коры), наличию и размерам пороков древесины (по кривизне, гнили и сучкам) не соответствующие требованиям, предъявляемым к круглым лесоматериалам по ГОСТ 9462-2016 «Лесоматериалы круглые лиственных пород. Технические условия» и соответствующие требованиям, предъявляемым к дровам (ГОСТ 3243-88 «Дрова. Технические условия»), доводы Заявителя о том, что эксперт устанавливал наименование товара по иным техническим требованиям, отличным от установленных контрактом требований между изготовителем и получателем товара являются необоснованными.
Доводы Общества об отсутствии в Заключениях описательной части пороков древесины, их измерений и превышений допустимых значений пороков, не могут быть приняты во внимание, так как данные Заключения содержат информацию о том, что для определения качественных характеристик лесоматериалов (наличия и размеров видимых пороков древесины) проведены исследования в соответствии с ГОСТ 9462-2016, ГОСТ 2140-81, ГОСТ 3243-8. Кроме того, указанные доводы не свидетельствуют о незаконности принятого Северо-Западной электронной таможней решения о классификации товара.
Вместе с тем, поскольку для принятия решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС достаточно выводов, содержащихся в заключении таможенного эксперта, ссылка Общества на пункт 4 статьи 20 ТК ЕАЭС, согласно которому коды товаров, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров, является несостоятельной.
При таких обстоятельствах, Заключения, обосновывающие правомерность вывода Северо-Западной электронной таможни об осуществлении Обществом неверной классификации спорного товара являются надлежащими доказательствами по данному делу.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) при обнаружении таможенным органом как до выпуска товара, так и после выпуска товара его неверной классификации таможенный орган осуществляет классификацию товара и принимает решение о классификации товара. Решение о классификации товара подготавливается в виде документа на бумажном носителе или электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица таможенного органа.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, определяет форму и порядок заполнения решения о классификации товара, подготовленного в виде документа на бумажном носителе, порядок и сроки его принятия, а также формат и структуру решения о классификации товара, подготовленного в виде электронного документа.
Согласно части 5 статьи 15 Федерального закона при обнаружении ошибок в решении о классификации товара, не влияющих на код товара, таможенный орган принимает решение об изменении решения о классификации товара, которое должно содержать:
1) наименование таможенного органа, принявшего решение об изменении решения о классификации товара;
2) регистрационный номер решения об изменении решения о классификации товара и дату его принятия;
3) наименование товара;
4) наименование декларанта;
5) информацию о решении о классификации товара, в которое вносятся изменения, а также номера граф с указанием корректируемых сведений;
6) должность, фамилию и инициалы должностного лица таможенного органа, принявшего решение об изменении решения о классификации товара, и его подпись;
7)иные сведения, необходимые для таможенных целей.
На основании части 6 статьи 15 Федерального закона решение об изменении решения о классификации товара подготавливается в виде документа на бумажном носителе или в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, и вступает в силу со дня принятия решения об изменении решения о классификации товара. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, определяет форму и порядок заполнения решения об изменении решения о классификации товара, подготовленного в виде документа на бумажном носителе, порядок и сроки его принятия, а также формат и структуру решения об изменении решения о классификации товара, подготовленного в виде электронного документа.
В целях реализации положений частей 2 и 6 статьи 15 Федерального закона приказом ФТС России от 31.01.2019 № 156 (зарегистрирован в Минюсте России 17.04.2019 № 54406) (далее - Приказ) утверждены форма решения о классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, форма решения об изменении решения о классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, порядки их заполнения, а также порядки и сроки принятия указанных решений.
Пунктом 8 Порядка и сроков принятия решения о классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - Порядок) определено, что при выявлении неверной классификации товаров уполномоченное должностное лицо таможенного органа принимает решение о классификации товара по форме, утвержденной Приказом (приложение № 1).
В соответствии с пунктом 5 Порядка заполнения решения о классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (приложение № 2 к Приказу) (далее - Порядок заполнения решения), в графе 5 «Наименование товара» указывается наименование товара (торговое, коммерческое или иное традиционное наименование), сведения о котором заявлены в графе 31 ДТ.
Согласно пункту 7.1 Порядка заполнения решения в графе 7 «Сведения, необходимые для классификации товара» указываются описание товара, а также информация, необходимая для его идентификации и влияющая на классификацию в соответствующей подсубпозиции Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).
В графе 8 «Обоснование принятия решения о классификации товара» указываются Основные правила интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, в соответствии с которыми принято решение о классификации товара (пункт 8.1 Порядка заполнения решения). Если обоснованием принятия решения о классификации товара является информация, полученная в результате исследований в экспертной организации либо по результатам проведения таможенной экспертизы, то в этой графе делается запись: «Заключение (наименование экспертной организации) от (дата выдачи заключения ДД.ММ.ГГГГ) N (номер)» (пункт 8.2 Порядка заполнения решения).
Порядок и сроки принятия решения об изменении решения о классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза установлен приложением № 6 к Приказу (далее - Порядок изменения решения).
Согласно пункту 1 Порядка изменения решения изменения в решение о классификации товара вносятся при выявлении таможенным органом, принявшим решение о классификации товара, ошибок в решении о классификации товара в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС, не влияющих на код товара.
На основании пункта 2 Порядка изменения решения в случае внесения изменений в решение о классификации товара уполномоченным должностным лицом таможенного органа принимается решение об изменении решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС (далее - решение об изменении) по форме, приведенной в приложении № 4 к Приказу.
В соответствии с пунктом 5 Порядка изменения решения принятое решение об изменении направляется декларанту с использованием электронных каналов связи, при невозможности направления в электронном виде решение об изменении распечатывается, подписывается уполномоченным должностным лицом таможенного органа и направляется на бумажном носителе в сроки выпуска товаров, установленные статьей 119 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, или не позднее 3 рабочих дней со дня его принятия, если решение об изменении принято после выпуска товаров.
11.02.2021 Северо-Западной электронной таможней, с учетом положений части 5 статьи 15 Федерального закона, принято решение № РКТ-10228000-20/000176И об изменении решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, которое направлено в адрес Общества письмом от 15.02.2021 № 10-15/02061.
Причиной принятия таможней вышеуказанного решения послужило обнаружение ошибок в графах 5 и 7 решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС от 30.11.2020 № РКТ-10228000-20/000176 (далее - Решение), не влияющих на код товара.
А именно, некорректное указание в графе 5 Решения сведений о ГОСТ 3243-88 «Дрова. Технические условия» (далее - ГОСТ 3243-88), а также ошибочного вывода в графе 7 о полном соответствии товара данному ГОСТу, учитывая, что таможенным экспертом сделан вывод о соответствии спорного товара требованиям ГОСТ 3243-88 только в части диаметра лесоматериалов в верхнем конце без коры, а также в части пороков древесины (кривизна, размер сучков).
Таким образом, поскольку обжалуемое Обществом решения Северо-Западной электронной таможни от 11.02.2021 № РКТ-10228000-20/000176И об изменении решения о классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза от 30.11.2020 № РКТ-10228000-20/000176 соответствует требованиям Федерального закона и Приказа, основания считать его незаконным и необоснованным отсутствуют.
Довод Заявителя о том, что причиной исключения таможней из решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС от 30.11.2020 № РКТ-10228000-20/000176 ГОСТа 3243-88 является несоответствие спорного товара требованиям, предъявляемым к топливной древесине, не состоятелен, в связи с тем, что исключение сведений об указанном ГОСТе вызвано иными обстоятельствами. Кроме того, термин «дрова», указанный в ГОСТ 17462-84. «Межгосударственный стандарт. Продукция лесозаготовительной промышленности. Термины и определения» термину «топливная древесина» содержащемуся в Пояснениях к товарной позиции 4401 ТН ВЭД ЕАЭС, тождественным не является.
Довод Общества о том, что в классификационном решении таможенный орган должен был указать, какому стандарту соответствует товар, не обоснован, в связи со следующим.
Графа 7 решения Северо-Западной электронной таможни о классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза от 30.11.2020 № РКТ-10228000- 20/000176, с учетом изменений внесенных решением Северо-Западной электронной таможни от 11.02.2021 № РКТ-10228000-20/000176И об изменении решения о классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза от 30.11.2020 № РКТ-10228000-20/000176 заполнена в соответствии с пунктом 7.1 Порядка заполнения решения и включает, в том числе, информацию о несоответствии спорного товара требованиям, предъявляемым к круглым лесоматериалам по ГОСТ 9462-2016 «Лесоматериалы круглые лиственных пород. Технические условия» (диаметр в верхнем торце без коры, пороки древесины). Указанная информация является достаточной для принятия решения о классификации части товара № 1, задекларированного в ВТД № 10210200/140420/0098705 в количестве 6,02 м3, в подсубпозиции 4401 12 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС.
Вместе с тем, требование об указании в решении о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД сведений о каком-либо ГОСТ, ни Порядок, ни Порядок заполнения решения не содержат.
Учитывая вышеизложенное, а также то обстоятельство, что решение Северо-Западной электронной таможни от 11.02.2021 № РКТ-10228000-20/000176И об изменении решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС от 30.11.2020 № РКТ-10228000-20/000176 не повлияло на правомерность принятого таможней и оспариваемого Обществом решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС от 30.11.2020 № РКТ-10228000-20/000176, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 64 и частью 1 статьи 66 АПК РФ, лицами, участвующими в деле, самостоятельно представляются доказательства по делу, к которым относятся полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, показания свидетелей, аудио и видеозаписи, иные документы и материалы (части 2 статьи 64 АПК РФ).
В силу статьи 89 АПК РФ, в качестве доказательств допускаются и иные документы и материалы, если они содержат сведения об обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.
Иные документы и материалы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К ним могут относиться материалы фото и киносъемки, аудио и видеозаписи и иные носители информации, полученные, истребованные или представленные в порядке, установленном настоящим Кодексом (часть 2 статьи 89 АПК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 197, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Арбитражный суд решил:
В удовлетворении заявленных требований, отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Устинкина О.Е.