Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
01 ноября 2022 года. Дело № А56-22780/2022
Резолютивная часть решения объявлена сентября 2022 года .
Полный текст решения изготовлен ноября 2022 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Золотаревой Я.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Степанян С.М.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: акционерное общество «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» (адрес: Россия, 188800, <...>; ОГРН: <***>, дата регистрации: 06.06.2008, ИНН: <***>);
ответчик: садоводческое некоммерческое товарищество "Березка" ( 188640, Ленинградская область, Всеволожский район, массив Стеклянный, территория СНТ Березка, участок 250; ОГРН: 1054700044123, дата регистрации: 27.06.1991,ИНН: 4703020865);
о взыскании денежных средств,
при участии:
от истца – ФИО1, доверенность от 25.03.2022, паспорт,
от ответчика – ФИО2, доверенность от 30.03.2022, паспорт,
установил:
Акционерное общество «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» (далее – истец, региональный оператор) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с садоводческого некоммерческого товарищества «Березка» (далее – ответчик, товарищество) задолженности в размере 936 456 рублей 20 копеек за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказанные в период с 01.01.2020 по 31.01.2022.
Истец поддержал исковые требования, представив возражения на отзыв ответчика на исковое заявление.
Ответчик против удовлетворения исковых требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, указывая на то, что договор сторонами не заключен, а услуги региональным оператором фактически не были оказаны, в том числе из-за отсутствия возможности организации площадки по накоплению твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), а вывоз ТКО с 2007 года, включая спорный период, осуществлялся различными специализированными организациями на основании заключаемых с ними договорами ответчиком, действовавшим от имени ряда садоводческих некоммерческих товариществ, заключивших 01.02.2007 соглашение совместно оборудовать площадку и приобрести контейнер для сбора мусора; 15.05.2007 указанными товариществами получено согласование о предоставлении места на территории Лемболовского лесничества, с которым граничит территория массив Стеклянный.
Истец в судебном заседании устно ходатайствовал о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Чистый мир» (ИНН: <***>), с которым у ответчика в 2020 году заключен договор на вывоз ТБО. Ответчик возражал против указанного ходатайства истца.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Лицо, чтобы быть привлеченным в процесс, должно иметь ярко выраженный материальный интерес на будущее. То есть после разрешения дела судом у таких лиц возникают, изменяются или прекращаются материально-правовые отношения с одной из сторон. Иными словами, после разрешения дела между истцом и ответчиком у третьего лица возникает право на иск или у сторон появляется возможность предъявления иска к третьему лицу, обусловленная взаимосвязью основного спорного правоотношения и правоотношения между стороной и третьим лицом.
Поскольку истцом не представлено доказательств того, что судебный акт по настоящему делу может повлиять на права или обязанности указанного им лица, суд нашел данное ходатайство необоснованным и в его удовлетворении отказал.
Исследовав материалы дела, заслушав и оценив доводы сторон и представленные ими доказательства, суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) твердые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Согласно статье 6 Закона № 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в том числе принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением.
В абзаце двадцать седьмом статьи 1 Закона № 89-ФЗ определено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – региональный оператор) – оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами – юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (часть 1 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ).
Содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации (часть 6 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ).
На основании постановления Правительства Ленинградской области от 15.02.2017 № 23 «Об установлении порядка заключения и требований к содержанию соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами между органом исполнительной власти Ленинградской области и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами» субъектом Российской Федерации Ленинградская область и истцом (региональным оператором) заключено соглашение об организации деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны деятельности «Ленинградская область», по которому Субъект наделил истца – победителя конкурсного отбора регионального оператора статусом регионального оператора на срок действия соглашения (10 лет, раздел XII) на всей территории Ленинградской области.
Согласно части 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В силу части 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (часть 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).
Материалами дела подтверждено и не оспаривается сторонами, что региональный оператор на территории Ленинградской области приступил к деятельности по обращению с ТКО с 01.10.2019 и в соответствии с пунктом 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156), разместил на условиях публичной оферты форму типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО на официальном сайте истца в сети «Интернет» www.ukolenobl.ru и в средствах массовой информации (в газете "Вести" № 21 (4499), дополнение к оферте опубликовано 30.08.2019 в газете «Вести» № 66 (4544)).
Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ними, заключенных с потребителями.
В соответствии с пунктом 5 Правил № 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1.1 названных Правил.
Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрена пунктами 5, 8(4), 8(5), 8(11), 8(12) Правил № 1156.
Согласно пункту 8(17) Правил № 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Законом № 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) – 8(7) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) – 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Пунктом 8(18) Правил № 1156 предусмотрено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При этом под потребителем в Правилах № 1156 понимают собственника твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ними.
Сторонами не оспаривается, что региональный оператор (истец) в порядке, предусмотренном пунктом 8(17) Правил № 1156, известил потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Поскольку в установленные сроки товарищество обязанность по заключению договора с региональным оператором не исполнило, обязательства сторон по обращению с ТКО в спорный период возникли в силу закона, в соответствии с положениями пункта 8(17) Правил № 1156 между сторонами в спорный период действовал договор на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях типового договора.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
В силу пункта 6 типового договора потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Письмом от 17.12.2021 № УК-26215-12/21 истец направил ответчику счета и акты выполненных работ за период с января 2020 года по октябрь 2021 года на 829 388 рублей 60 копеек, пояснив, что поскольку заявка о заключении договора на оказание услуги по обращению с ТКО от товарищества в установленные сроки не поступила, договор об оказании услуг по обращению с ТКО между сторонами считается заключенным по типовой форме, утвержденной Правилами № 1156.
Письмом от 22.02.2022 № УК-3804-02/22 истец направил ответчику счета и акты выполненных работ за ноябрь, декабрь 2021 года и за январь 2022 года.
В ответах на указанные письма товарищество указывало на то, что услуги по вывозу ТКО региональным оператором товариществу не оказывалась, а выставление счетов за не оказанные услуги является злоупотреблением права.
Следует отметить, что оставление и подписание акта оказанных услуг Правилами № 1156 и условиями типового договора не предусмотрено.
Таким образом, законодательством установлена презумпция действительности одностороннего акта сдачи или приемки работ. Такой акт может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными. При этом бремя доказывания обоснованности отказа от приемки результата работ возлагается на заказчика.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в определении от 26.02.2016 № 309-ЭС15-13978, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, а, следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского договора неизбежно вызывает формирование отходов.
Вместе с тем, указание в статье 24.6 Закона № 89-ФЗ о том, что региональный оператор обязан оказывать услуги по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, сама по себе не исключает возможности представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг (статья 65 АПК РФ), подлежащих оценке при рассмотрении спора, как и необходимость проверки судом заключения потребителем договора о вывозе ТКО с иным лицом в обход закона с целью уклонения от оплаты соответствующих услуг, размер которых определен нормативно (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2021 № 306-ЭС21-8811 по делу № А57-4118/2020).
Согласно пункту 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда» основанием для признания судом одностороннего акта сдачи или приемки результата работ недействительным является признание обоснованными мотивов отказа заказчика от подписания акта.
Как следует из пункта 14 указанного информационного письма, односторонний акт приемки результата работ является доказательством исполнения подрядчиком обязательства по договору, и при отказе заказчика от оплаты на суд возлагается обязанность рассмотреть доводы заказчика, обосновывающие его отказ от подписания акта приемки результата работ.
Исполнитель в свою очередь не лишен возможности предоставления арбитражному суду дополнительных свидетельств фактического оказания услуг, а также опровержения соответствующих возражений заказчика (часть 1 статьи 65, часть 1 статьи 66 АПК РФ).
Из представленных ответчиком документов усматривается, что товарищество входит в группу садоводческих некоммерческих товариществ, имеющих адресное наименование – «массив Стеклянный», на единственной ведущей в него грунтовой дороге на въезде установлена будка охраны и шлагбаум.
Таким образом, подъезд транспортных средств истца с целью оказанию услуг по вывозу мусора по иному маршруту невозможен.
Согласно данным контрольно-пропускного пункта за период с начала 2020 года по июнь 2022 года машины регионального оператора (мусоровозы) не проезжали.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Документы, подтверждающие фактическое оказание региональным оператором услуг ответчику, в материалах дела отсутствуют: не представлены маршрутные листы, журналы, реестр оказанных услуг с указанием дат, маршрутов и объема ТКО, адрес места накопления отходов, фотофиксации фактов оказания услуг, детализированные отчеты системы спутниковой навигации (ГЛОНАС), установленной на мусоровозах истца, что предусмотрено также пунктом 30 Правил № 1156.
В силу статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относится, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Сведения о месте накопления ТКО товарищества, которое находится в зоне деятельности регионального оператора и с которого истец осуществлял вывоз ТКО, региональным оператором не представлены.
В то же время, ответчиком представлен акт проверки соблюдения природоохранного законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды, составленный 06.02.2007 комиссией с участием начальника инспекции по контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды в присутствии председателя товарищества, которым товариществу рекомендовано оборудовать контейнерную площадку, приобрести емкости для сбора мусора, регулярно производить вывоз твердых бытовых отходов, заключив договор на вывоз твердых бытовых отходов. Названной комиссией также установлено, что товарищество организовано в 1983 году, по генеральному плану 248 участков (фактически количество то же, все освоены), несанкционированных свалок на территории товарищества и вблизи его границ нет, оборудованных площадок для сбора твердых бытовых отходов на территории товарищества нет (по плану одна).
Товарищество, а также садоводства «Березка-2», «Ручеек», «Автомобилист», «Геолог», «Надежда» 01.02.2007 заключили соглашение о совместном оборудовании площадки под мусорный контейнер, а также приобретении контейнера для вывоза мусора с территорий садоводств.
Представителем администрации Куйвозовского сельского поселения 20.07.2007 составлен акт устранения недостатков о выполнении работ по оборудованию контейнерной площадки, приобретении контейнера емкостью 27 куб.м, содержащий сведения о регулярном вывозе твердых бытовых отходов и заключении договоров на вывоз и на утилизацию отходов.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Оценивая собранные по делу доказательства, суд признает, что истцом не доказан факт оказания ответчику услуг в спорный период с января 2020 года по январь 2022 года, какие-либо доказательства вывоза ТКО региональным оператором не представлены, что фактически вывоз ТКО производился силами товарищества. Факт заключения ответчиком с ООО «Чистый мир» договоров от 01.01.2020 № 6 и от 01.01.2021 № 20 на вывоз ТКО соответственно в 2020 году и в 2021 году в обход закона с целью уклонения от оплаты соответствующих услуг судом не установлен: акты на вывоз мусора в спорный период подписаны без замечаний, выставленные исполнителем счета за оказанные услуги оплачены товариществом.
При указанных обстоятельствах исковые требования не подлежат удовлетворению, так как взыскание спорной суммы в пользу лица, не предоставлявшего фактически соответствующие услуги, является необоснованным.
При принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии со статьей 101 АПК РФ в состав судебных расходов входит государственная пошлина.
Платежным поручением от 03.03.2022 № 903 истцом уплачена государственная пошлина в размере 21 729 рублей. В связи с отказом в иске понесенные истцом судебные расходы остаются на истце.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Золотарева Я.В.