ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-22974/2021 от 11.06.2021 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

11 июня 2021 года                                                              Дело № А56-22974/2021

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Гуляева С.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Закировой К.Е.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Публичного акционерного общества «Россети Ленэнерго» (ИНН <***>)

к Государственной административно-технической инспекции Санкт-Петербурга

о признании незаконным и отмене постановления от 13.01.2021 №57 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №93126 от 17.12.2020

при участии

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 19.11.2019

от заинтересованного лица – не явился, извещен.

установил:

Публичное акционерное общество «Россети Ленэнерго» (далее – Общество)  обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции Санкт-Петербурга (далее – ГАТИ, Инспекция) от 13.01.2021 №57 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №93126 от 17.12.2020.

В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению дела по существу.

В судебном заседании представитель Общества заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не направило своего представителя в судебное заседание. В порядке части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, судом установлены следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, 09.12.2020 и 17.12.2020 сотрудниками Инспекции проведен осмотр территорий, расположенных по адресам: 1) <...>, лит. Б, 2)  <...>, лит. Б, 3) <...>, лит. Б, 4) <...>, лит. Б, 5) <...>, лит. Б, 6) <...>, лит. Б, 7) <...>, лит. Б, 8) <...>, лит. Б, по результатам которого составлены протоколы осмотра территории от 09.12.2020 и 17.12.2020 с фототаблицами и схемами осмотра.

Инспекция посчитала, что Обществом совершены следующие административные правонарушения:

- по адресу <...>, лит. Б:

1) неосуществление мероприятий по содержанию или обязанностей по размещению знаков адресации и нарушение требований к осуществлению указанных мероприятий, а именно: на объекте благоустройства – фасадах здания отсутствует знак адресации.

Т.е. нарушены пункты 2.3.5.8.12.4 Приложения №3, п. 26.1 Приложения №5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961 (далее – Правила №961);

2) неосуществление обязанностей по очистке и промывке фасадов зданий и сооружений, а также по смывке, окраске в цвет, соответствующий утверждённому колерному бланку фасада, несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления на фасадах зданий и сооружений или размещённых на них элементов благоустройства, а именно: несанкционированные надписи, остатки рекламы, на фасадах.

Т.е. нарушены пункты 8.1, 8.4.3 Приложения №5 к Правилам № 961.

- по адресу <...>, лит. Б:

1) неосуществление обязанностей по очистке и промывке фасадов зданий и сооружений, а также по смывке, окраске в цвет, соответствующий утверждённому колерному бланку фасада, несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления на фасадах зданий и сооружений или размещённых на них элементов благоустройства, а именно: несанкционированные надписи, остатки рекламы, на фасадах.

Т.е. нарушены пункты 8.1, 8.4.3 Приложения №5 к Правилам № 961.

2) неосуществление обязанностей по текущему и капитальному ремонту фасадов зданий и сооружений или размещённых на них элементов благоустройства, а именно: зафиксирована деформация входной двери, разрушение облицовочной плитки цоколя.

Т.е. нарушены пункты 8.1, 8.4.4, 8.4.5 Приложения №5 к Правилам № 961.

- по адресу <...>, лит. Б:

1) неосуществление обязанностей по очистке и промывке фасадов зданий и сооружений, а также по смывке, окраске в цвет, соответствующий утверждённому колерному бланку фасада, несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления на фасадах зданий и сооружений или размещённых на них элементов благоустройства, а именно: несанкционированные надписи, остатки рекламы на фасадах.

Т.е. нарушены пункты 8.1, 8.4.3 Приложения №5 к Правилам № 961.

- по адресу <...>, лит. Б:

1) неосуществление обязанностей по очистке и промывке фасадов зданий и сооружений, а также по смывке, окраске в цвет, соответствующий утверждённому колерному бланку фасада, несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления на фасадах зданий и сооружений или размещённых на них элементов благоустройства, а именно: несанкционированные надписи на дверях, реклама на фасаде

Т.е. нарушены пункты 8.1, 8.4.3 Приложения №5 к Правилам № 961.

2) неосуществление обязанностей по текущему и капитальному ремонту фасадов зданий и сооружений или размещённых на них элементов благоустройства, а именно: зафиксировано разрешение штукатурного слоя и кирпичной кладки цоколя.

Т.е. нарушены пункты 8.1, 8.4.4, 8.4.5 Приложения №5 к Правилам № 961.

- по адресу <...>, лит. Б:

1) неосуществление обязанностей по очистке и промывке фасадов зданий и сооружений, а также по смывке, окраске в цвет, соответствующий утверждённому колерному бланку фасада, несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления на фасадах зданий и сооружений или размещённых на них элементов благоустройства, а именно: несанкционированные надписи, граффити на фасадах.

Т.е. нарушены пункты 8.1, 8.4.3 Приложения №5 к Правилам № 961.

- по адресу<...>, лит. Б:

1) неосуществление обязанностей по очистке и промывке фасадов зданий и сооружений, а также по смывке, окраске в цвет, соответствующий утверждённому колерному бланку фасада, несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления на фасадах зданий и сооружений или размещённых на них элементов благоустройства, а именно: несанкционированные надписи, граффити, реклама на фасадах.

Т.е. нарушены пункты 8.1, 8.4.3 Приложения №5 к Правилам № 961.

- по адресу <...>, лит. Б:

1) неосуществление мероприятий по содержанию или обязанностей по размещению знаков адресации и нарушение требований к осуществлению указанных мероприятий, а именно: на объекте благоустройства – фасадах здания отсутствует знак адресации.

Т.е. нарушены пункты 2.3.5.8.12.4 Приложения №3, п. 26.1 Приложения №5 к Правилам №961.

2)неосуществление обязанностей по очистке и промывке фасадов зданий и сооружений, а также по смывке, окраске в цвет, соответствующий утверждённому колерному бланку фасада, несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления на фасадах зданий и сооружений или размещённых на них элементов благоустройства, а именно: несанкционированные надписи, граффити на фасадах.

Т.е. нарушены пункты 8.1, 8.4.3 Приложения №5 к Правилам № 961.

- по адресу <...>, лит. Б:

1) неосуществление обязанностей по текущему и капитальному ремонту фасадов зданий и сооружений или размещённых на них элементов благоустройства, а именно: зафиксировано разрешение штукатурного слоя и кирпичной кладки цоколя.

Т.е. нарушены пункты 8.1, 8.4.4, 8.4.5 Приложения №5 к Правилам № 961.

2) неосуществление обязанностей по очистке и промывке фасадов зданий и сооружений, а также по смывке, окраске в цвет, соответствующий утверждённому колерному бланку фасада, несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления на фасадах зданий и сооружений или размещённых на них элементов благоустройства, а именно: несанкционированные надписи и  реклама на фасадах.

Т.е. нарушены пункты 8.1, 8.4.3 Приложения №5 к Правилам № 961.

По факту данных правонарушений Инспекцией составлены протоколы от 17.12.2020 об административных правонарушениях № 93125, № 93124, № 93126, № 93127, № 93128, № 93129, № 93130, № 93131, № 93134, № 93133, № 93132, № 93135 и № 93136 в соответствии с которыми действия Общества квалифицированы по пунктам 1, 2, 3 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70  «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (далее - Закона № 273-70).

Определением от 13.01.2021 Инспекция объединила дела об административных правонарушениях от 17.12.2020 № 93125, № 93124, № 93126, № 93127, № 93128, № 93129, № 93130, № 93131, № 93134, № 93133, № 93132, № 93135 и № 93136  в одно производство с присвоением объединенному делу №93126.

В связи с указанными обстоятельствами Инспекция вынесла Постановление от 13.01.2021 №57 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №93126 от 17.12.2020, которым привлекла Общество к административной ответственности по пунктам, 1, 2 и 3 статьи 20 Закона № 273-70 в виде административного штрафа в размере 550 000 руб.

Общество оспорило названное постановление в арбитражный суд.

Согласно пункту 1 статьи 20 Закона №273-70 неосуществление мероприятий по содержанию или обязанностей по размещению знаков адресации и нарушение требований к осуществлению указанных мероприятий, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена Кодексом, влекут предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Закона №273-70 неосуществление обязанностей по очистке и промывке фасадов зданий и сооружений, а также по смывке, окраске в цвет, соответствующий утвержденному колерному бланку фасада, несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления на фасадах зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена Кодексом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

На основании пункта 3 статьи 20 Закона №273-70 неосуществление обязанностей по текущему и капитальному ремонту фасадов зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, в том числе окраска фасада здания, строения, сооружения и их элементов без колерного бланка или с нарушением колерного бланка, утвержденного в составе правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена Кодексом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Требования, определяющие порядок содержания и объектов благоустройства и элементов благоустройства, предусмотрены Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961 (далее - Правила № 961).

Приложением №3 к Правилам 961 утверждён перечень мероприятий по проектированию благоустройства и требования к осуществлению данных мероприятий, виды проектов благоустройства, требования к проектам благоустройства, порядок согласования проектов благоустройства с уполномоченными правительством Санкт-Петербурга исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.

Согласно пункту 2.3.5.8.12 Приложения №3 к Правилам №961 требованием к разработке проекта благоустройства является знак адресации.

Пунктом 2.3.5.8.12.4 приложения № 3 Правил №961 установлено, что знаки адресации являются обязательным элементом благоустройства, размещаемым на объекте благоустройства - фасаде здания, сооружения (трансформаторных подстанциях, газораспределительных пунктах); обязанность по размещению знаков адресации возложено на собственников зданий, сооружений.

Приложением № 5 к Правилам № 961 утвержден перечень мероприятий по содержанию объектов благоустройства и элементов благоустройства и требования к осуществлению данных мероприятий.

В разделе 8 Приложения № 5 к Правилам № 961 установлены мероприятия по содержанию фасадов зданий, сооружений и требования к осуществлению указанных мероприятий.

В силу пункта 8.1 Приложения № 5 к Правилам № 961 при осуществлении содержания фасадов обеспечивается: поддержание технического и санитарного состояния фасадов; поддержание и сохранение архитектурно-градостроительного облика здания, сооружения в соответствии с проектной документацией строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, решением о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта в сфере жилищного строительства, паспортом фасадов, проектами благоустройства; мероприятия по содержанию фасадов не должны наносить ущерб техническому и санитарному состоянию фасадов, архитектурно-строительному облику здания, сооружения; мероприятия по содержанию фасадов включают в себя: проведение плановых и внеплановых, визуальных и инструментальных обследований технического и санитарного состояния фасадов, очистку и промывку фасадов здания не реже одного раза в год, смывку, окраску несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления.

Согласно пункту 8.2 приложения № 5 к Правилам № 961 при осуществлении содержания фасадов обеспечивается поддержание технического состояния фасадов; поддержание и сохранение архитектурно-градостроительного облика здания, сооружения в соответствии с проектной документацией строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, решением о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта в сфере жилищного строительства, проектами благоустройства.

В силу пункта 8.4 Приложения № 5 Правил № 961 мероприятия по содержанию фасадов включают в себя:

- смывка, окраска несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления на фасадах, демонтаж самовольно размещенных на фасаде элементов благоустройства (пункт 8.4.3);

- текущий ремонт фасадов, который осуществляется путем замены и восстановления технического оборудования фасадов (в том числе водосточных труб, парапетного ограждения, флагодержателей, окрытий и отливов); архитектурных деталей и конструктивных элементов фасадов (в том числе цоколя, карниза, горизонтальной тяги, вертикальной тяги, пояса, парапета, портала, оконных и дверных заполнений, элементов входной группы, за исключением лепного декора); восстановления отделки фасадов на аналогичные, окраски (за исключением полной окраски поля стены) (пункт 8.4.4);

- капитальный ремонт фасадов, представляющий собой комплекс работ по окраске, замене и восстановлению архитектурных деталей, элементов декора фасадов и поверхности конструктивных элементов, технического оборудования фасадов (водосточных труб). Капитальный ремонт фасадов не должен содержать виды работ по капитальному ремонту здания, сооружения. Капитальный ремонт фасадов проводится одновременно в отношении всех фасадов здания, сооружения пункт 8.4.5).

Пункт 26 Приложения №5 к Правилам №961 содержит в себе перечень мероприятий по содержанию знаков адресации и требования к осуществлению указанных мероприятий.

Из представленных в материалы дела протоколов осмотра территории от 09.12.2020 и 17.12.2020 с фототаблицами и схемами осмотра, протоколов об административных правонарушениях от 17.12.2020 № 93125, № 93124, № 93126, № 93127, № 93128, № 93129, № 93130, № 93131, № 93134, № 93133, № 93132, № 93135 и № 93136 следует, что Обществом были нарушены вышеперечисленные положения Правил №961.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным  Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями. Обществоне представило доказательств невозможности соблюдения требований законодательства, того, что им были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению для недопущения совершения правонарушения.

С учетом изложенного, арбитражный суд приходит к выводу о доказанности материалами дела событий административных правонарушений, предусмотренных пунктами 1, 2 и 3 статьи 20 Закона № 273-70, и вины Общества в их совершении.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, арбитражным судом не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела не истек.

Основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

Таким образом, Инспекцией сделан обоснованный вывод о наличии в действиях Общества составов административных правонарушений, предусмотренных пунктами 1, 2 и 3 статьи 20 Закона № 273-70.

Между тем суд считает, что в рассматриваемом случае имеются основания для снижения назначенного Обществу наказания по следующим основаниям.

В соответствии с частью  3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с указанной частью размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса (часть 3.3 указанной статьи).

Назначенный заявителю административный штраф, по мнению суда, не отвечает целям административной ответственности и влечет избыточное ограничение прав юридического лица, несопоставимо с характером административного правонарушения и наступившими последствиями, в связи с чем считает возможным снизить сумму штрафа до 300 000 рублей.

Наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб. отвечает признакам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Руководствуясь статями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Изменить постановление Государственной административно-технической инспекции от 13.01.2021 №57 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №93126 от 17.12.2020, снизив размер штрафа до 300 000 рублей

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.

Судья                                                                                    Гуляев С.Б.